Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 11:08, реферат
Одним из решающих факторов развития методической работы в ДОУ выступает организация в нём инновационной деятельности. Именно поэтому о дошкольных учреждениях, занимающихся нововведениями, обычно говорят, то они работают в «режиме развития». Философский энциклопедический словарь определяет «развитие» как изменения направленные, закономерны и необходимые. Следовательно, изменения в развивающем дошкольном учреждении происходят не хаотично, а прогнозируют руководителем на основе ложившихся закономерностей и направлены на достижение конкретных целей.
Таков в самом обще виде алгоритм диагностики и прогноза развития инновационного потенциала педагога и педагогического коллектива ДОУ.
На этапе выявление потенциала целесообразно придерживаться следующего алгоритма действий администрации/старшего воспитателя:
Таблица 1
Анкета для оценки инноваций в МДОУ
Согласны ли Вы с утверждением, что в нашем дошкольном учреждении созданы условия для: |
Степень реализации (1 – 5) |
Какие проблемы необходимо решать (1 min – 14 max) |
1 |
2 |
3 |
1.Удовлетворения изменяющихся образовательных потребностей детей и их родителей, в частности: |
||
а) обеспечения государственного стандарта дошкольного образования; |
||
б) обеспечения развития детей в различных видах деятельности. |
||
2.Периодического внесения изменений в цели развития МДОУ и его коллектива. |
||
1 |
2 |
3 |
3.Обеспечения высокого уровня развития МДОУ как системы, а именно: |
||
а) имеется коллектив с высокой ответственностью, профессиональной подготовленностью, которому присущи тесное сотрудничество и высокая индивидуальная эффективность каждого; |
||
б) способность педагогического коллектива к нововведениям; |
||
в) структура управления и распределение функций помогает внедрению инноваций; |
||
г) МДОУ имеет прочные традиции, обеспечивающие устойчивость системы в изменяющейся внешней среде; |
||
д) цели обучения и воспитания, методы и формы организации инновационного воспитательно-образовательного процесса тесно связаны между собой; |
||
е) в МДОУ созданы условия, способствующие самореализации каждого педагога; |
||
ж) создана рациональная организация труда сотрудников МДОУ; |
||
з) создана удовлетворяющая материально-техническая база; |
||
и) осуществляется систематическое обучение кадров в соответствии с их потребностями, интересами, проблемами; |
||
к) создан благоприятный психологический климат в педагогическом и детском коллективах. |
||
4.Непрерывности
инновационной деятельности, развития
педагогов и администрации |
Таблица 2
Протокол результатов
(примерный вариант)
Вопросы анкеты | |||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 | ||||||||||
1а |
1б |
3а |
3б |
3в |
3г |
3д |
3е |
3ж |
3з |
3и |
3к | ||
3 |
3 |
3 |
4 |
4 |
3 |
3 |
4 |
4 |
4 |
4 |
5 |
3 |
4 |
3 |
5 |
5 |
4 |
5 |
5 |
4 |
5 |
5 |
4 |
4 |
5 |
5 |
4 |
4 |
5 |
5 |
5 |
4 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
Таблица 3
Протокол суммарных
Вопросы анкеты | |||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 | ||||||||||
1а |
1б |
3а |
3б |
3в |
3г |
3д |
3е |
3ж |
3з |
3и |
3к | ||
4,1 |
4,7 |
4,4 |
4,4 |
4,5 |
4,4 |
4,1 |
4,3 |
4,8 |
4,6 |
3,8 |
4,9 |
4,7 |
4,6 |
Примерный вариант анализа полученных результатов может выглядеть следующим образом.
Проведённое анкетирование показало, что большинство педагогов удовлетворены существующей системой, сложившейся в ДОУ, той атмосферой и условиями развития инновационных потенциалов педагогов.
Необходимо отметить, что средняя коллективная оценка по всем вопросам не опускается ниже 3,8. Индивидуальные баллы для оценки инновационных потенциалов каждого члена коллектива превышают 4 балла: среднее значение составляет 4,45 (при стандартном отклонении в 0,3).
Такое единодушие в оценке ситуации может косвенно свидетельствовать о том, что:
а) анкета составлена принципиально неверно;
б) анкетируемые в силу разных причин не проявили достаточной степени откровенности при ответах на вопросы (например, судя по результатам анализа, испытуемые не могут быть отнесены к индивидуумам, поддерживающим и внедряющим инновации, так как в выработке из 10 человек не нашлось ни одного, недовольного существующим положением вещей, что, в принципе, маловероятно);
в) инновационный потенциал педагогов достаточен для восприятия нововведений.
Поведение педагогов на педагогическом совете ДОУ может быть представлено следующим образом.
Согласно методике оценки «Инноваций и нововведений в ДОУ», разработанной К.Ю. Белой, обследованный коллектив ДОУ мог быть потенциально отнесён к «допустимому уровню» инноваций. Однако для этого необходимо было выяснить сравнительные возможности реализации инновационных потенциалов по разным направле6ниям деятельности детского сада.
С этой целью была предложена следующая методика сравнительной оценки.
По результатам анкетирования, разница между самой высокой и низкой оценкой принимается за 100%. В нашем случае эта разница составляет 1,1 (4,9 – 3,8). Затем разница делится на количество критериев (3), в соответствии с чем вычисляются границы низкого, среднего и высокого уровней развития инновационных потенциалов педагогического коллектива и ДОУ как системы. Например: 1,1 – 100%, соответственно, 0,38 составляет 33%. Тогда относительно низкий уровень инновационного потенциала будут характеризовать параметры, которые оцениваются членами педагогического коллектива в промежутке от 3,8 баллов до 4,2 (т.е. от 0 до 33% и т.д.); относительно средний – от 4,2 до 4,6 баллов; относительно высокий – от 4,6 до 4,9.
В рассматриваемом ДОУ относительно низкую оценку получили параметры:
То есть из 14 параметров 3 оценены на относительно низком уровне (21,4%).
На относительно среднем уровне – следующие параметры:
То есть из 14 параметров 7 оценены на относительно среднем уровне (50%).
На относительно высоком уровне – параметры:
То есть из 14 параметров 4 оценены на высоком уровне (28,6%).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в ДОУ преобладает относительно средний, с трендом в сторону высокого, уровень восприятия инноваций и нововведений.
Оценка инновационных
В качестве педагогов, способных активизировать «коллективный» потенциал ДОУ, можно считать тех членов коллектива, личный инновационный потенциал которых выше среднего, «коллективного» потенциала ДОУ (табл. 4).
№ п/п |
Ф.И.О. педагога |
Средний балл (по результатам анкетирования) |
Разница между индивидуальным и коллективным средним баллом |
Уровень инновационного потенциала |
1 |
Н.П. |
4,3 |
4,3 – 4,45 |
– |
2 |
Е.Н. |
4,6 |
4,6 – 4,45 |
+ |
3 |
И.Н. |
3,6 |
3,6 – 4,45 |
– |
4 |
Т.В. |
4,6 |
4,6 – 4,45 |
+ |
5 |
Н.В. |
4,9 |
4,9 – 4,45 |
+ |
6 |
В.В. |
4,9 |
4,9 – 4,45 |
+ |
7 |
Ю.А. |
4,4 |
4,4 – 4,45 |
=* |
8 |
В.П. |
4,4 |
4,4 – 4,45 |
=* |
9 |
И.С. |
4,5 |
4,5 – 4,45 |
=* |
10 |
Е.В. |
4,4 |
4,4 – 4,45 |
=* |
Примечание:« =* » – отклонение от среднего на уровне статистической погрешности.
Те члены
коллектива, которые получили оценку
«+» в последний графе таблицы,
Отличить новаторов от педагогов, обладающих восприимчивостью и готовностью к осуществлению инновационной деятельности, но по образцу или по аналогии с уже имеющимся опытом, использующих свой и чужой опыт, позволяет метод экспертных оценок. Для этого была проведена оценка уровня сформированности у педагогов качеств, характерных для локально-моделирующего или системно-моделирующего уровня педагогической деятельности (по Н.А. Кузьминой).
Локально-моделирующий уровень |
Системно-моделирующий уровень |
1а – достаточно высокая интеграция профессиональных знаний; 2а – умение
моделировать и конструировать
элементы содержания 3а – умение
совершенствовать 4а – умение
модернизировать и 5а – владение элементами технологий поисковой деятельности (методом проектов, технологией обучения как исследования и др.) |
1б – создание
педагогами средств 2б – авторское
конструирование учебного матер 3б – умение
моделировать занятия с детьми
на проблемно-творческом 4б – системное
использование технологий 5б – разработка авторских программ |
Проводя исследование по перечисленным параметрам, возможно определить, на каком из уровней (а или б) действует педагог (табл. 5).
Таблица 5
Определение уровней педагогической деятельности членов коллектива
№ п/п |
Ф.И.О. педагога |
Уровень педагогической деятельности |
Итого: локально-моделирующий (ЛМ) или системно-моделирующий (СМ) уровень | |
локально-моделирующий уровень (а) |
системно-моделирующий уровень (б) | |||
1 |
Н.В. |
4 «+» из 5 возможных |
1 «+» из 5 возможных |
ЛМ |
2 |
Е.В. |
3 «+» из 5 возможных |
2 «+» из 5 возможных |
ЛМ |
3 |
В.В. |
2 «+» из 5 возможных |
3 «+» из 5 возможных |
СМ |
4 |
И.Н. |
2 «+» из 5 возможных |
3 «+» из 5 возможных |
СМ |
5 |
Н.П. |
5 «+» из 5 возможных |
0 «+» из 5 возможных |
ЛМ |
Информация о работе Инновационная деятельность детского сада как направление методической работы