Инновационная деятельность детского сада как направление методической работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 11:08, реферат

Краткое описание

Одним из решающих факторов развития методической работы в ДОУ выступает организация в нём инновационной деятельности. Именно поэтому о дошкольных учреждениях, занимающихся нововведениями, обычно говорят, то они работают в «режиме развития». Философский энциклопедический словарь определяет «развитие» как изменения направленные, закономерны и необходимые. Следовательно, изменения в развивающем дошкольном учреждении происходят не хаотично, а прогнозируют руководителем на основе ложившихся закономерностей и направлены на достижение конкретных целей.

Файлы: 1 файл

dobavka2.doc

— 224.50 Кб (Скачать)

 

Таков в самом  обще виде алгоритм диагностики и  прогноза развития инновационного потенциала педагога и педагогического коллектива ДОУ.

 

 

  1. МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ДОУ

 

    1. Методика диагностики инновационных потенциалов ДОУ

На  этапе выявление потенциала целесообразно придерживаться следующего алгоритма действий администрации/старшего воспитателя:

    • составить анкету (табл. 1), направленную на оценку возможностей разработки и внедрения инноваций в педагогическую практику МДОУ дошкольного образования, полученные результаты занести в протокол (результаты заносятся в табл. 2);
    • провести собрание с педагогами детского сада для разъяснения актуальности, целей и правил проведения исследования;
    • определить социологически репрезентативную выборку сотрудников и провести индивидуальное анкетирование педагогов (результаты заносятся в табл. 2);
    • выполнить статистический анализ поступившей информации (табл. 3), сформулировать основные выводы и дать рекомендации по дальнейшему развитию инновационного потенциала коллектива.

Таблица 1

Анкета для оценки инноваций  в МДОУ

Согласны ли Вы с утверждением, что в нашем дошкольном учреждении созданы условия для:

Степень реализации

(1 – 5)

Какие проблемы необходимо решать

(1 min – 14 max)

1

2

3

1.Удовлетворения изменяющихся образовательных потребностей детей и их родителей, в частности:

   

а) обеспечения  государственного стандарта дошкольного  образования;

   

б) обеспечения  развития детей в различных видах  деятельности.

   

2.Периодического  внесения изменений в цели развития МДОУ и его коллектива.

   

1

2

3

3.Обеспечения  высокого уровня развития МДОУ  как системы, а именно:

   

а) имеется коллектив  с высокой ответственностью, профессиональной подготовленностью, которому присущи  тесное сотрудничество и высокая индивидуальная эффективность каждого;

   

б) способность  педагогического коллектива к нововведениям;

   

в) структура  управления и распределение функций  помогает внедрению инноваций;

   

г) МДОУ имеет  прочные традиции, обеспечивающие устойчивость системы в изменяющейся внешней среде;

   

д) цели обучения и воспитания, методы и формы организации  инновационного воспитательно-образовательного процесса тесно связаны между  собой;

   

е) в МДОУ созданы  условия, способствующие самореализации каждого педагога;

   

ж) создана рациональная организация труда сотрудников МДОУ;

   

з) создана удовлетворяющая  материально-техническая база;

   

и) осуществляется систематическое обучение кадров в соответствии с их потребностями, интересами, проблемами;

   

к) создан благоприятный психологический климат в педагогическом и детском коллективах.

   

4.Непрерывности  инновационной деятельности, развития  педагогов и администрации МДОУ.

   

 

 

 

Таблица 2

Протокол результатов индивидуального  анкетирования

(примерный  вариант)

Вопросы анкеты

1

2

3

4

3

3

3

4

4

3

3

4

4

4

4

5

3

4

3

5

5

4

5

5

4

5

5

4

4

5

5

4

4

5

5

5

4

5

5

5

5

5

5

5

5

5


 

Таблица 3

Протокол суммарных результатов  «коллективного» анкетирования1

Вопросы анкеты

1

2

3

4

4,1

4,7

4,4

4,4

4,5

4,4

4,1

4,3

4,8

4,6

3,8

4,9

4,7

4,6


 

 

 

Примерный вариант анализа полученных результатов может выглядеть следующим образом.

Проведённое анкетирование показало, что большинство педагогов удовлетворены существующей системой, сложившейся в ДОУ, той атмосферой и условиями развития инновационных потенциалов педагогов.

Необходимо  отметить, что средняя коллективная оценка по всем вопросам не опускается ниже 3,8. Индивидуальные баллы для  оценки инновационных потенциалов  каждого члена коллектива превышают 4 балла: среднее значение составляет 4,45 (при стандартном отклонении в 0,3).

Такое единодушие в оценке ситуации может косвенно свидетельствовать о том, что:

а) анкета составлена принципиально неверно;

б) анкетируемые в силу разных причин не проявили достаточной степени откровенности при ответах на вопросы (например, судя по результатам анализа, испытуемые не могут быть отнесены к индивидуумам, поддерживающим и внедряющим инновации, так как в выработке из 10 человек не нашлось ни одного, недовольного существующим положением вещей, что, в принципе, маловероятно);

в) инновационный  потенциал педагогов достаточен для восприятия нововведений.

Поведение педагогов на педагогическом совете ДОУ может быть представлено следующим образом.

Согласно методике оценки «Инноваций и нововведений в ДОУ», разработанной К.Ю. Белой, обследованный коллектив ДОУ мог быть потенциально отнесён к «допустимому уровню» инноваций. Однако для этого необходимо было выяснить сравнительные возможности реализации инновационных потенциалов по разным направле6ниям деятельности детского сада.

С этой целью  была предложена следующая методика сравнительной оценки.

По результатам  анкетирования, разница между самой  высокой и низкой оценкой принимается  за 100%. В нашем случае эта разница составляет 1,1 (4,9 – 3,8). Затем разница делится на количество критериев (3), в соответствии с чем вычисляются границы низкого, среднего и высокого уровней развития инновационных потенциалов педагогического коллектива и ДОУ как системы. Например: 1,1 – 100%, соответственно, 0,38 составляет 33%. Тогда относительно низкий уровень инновационного потенциала будут характеризовать параметры, которые оцениваются членами педагогического коллектива в промежутке от 3,8 баллов до 4,2 (т.е. от 0 до 33% и т.д.); относительно средний – от 4,2 до 4,6 баллов; относительно высокий – от 4,6 до 4,9.

В рассматриваемом  ДОУ относительно низкую оценку получили параметры:

    • материально-техническая база (3,8 балла);
    • реализация государственного стандарта дошкольного образования (4,1 балла);
    • традиции, обеспечивающие устойчивость системы в изменяющейся внешней среде (4,1 балла);

То есть из 14 параметров 3 оценены на относительно низком уровне (21,4%).

 

На  относительно среднем уровне – следующие параметры:

    • периодическое внесение изменений в цели развития МДОУ и его коллектива (4,4 балла);
    • наличие коллектива с высокой ответственностью, профессиональной подготовленностью, которому присущи тесное сотрудничество и высокая индивидуальная эффективность каждого(4,4 балла);
    • структура управления и распределение функций помогает внедрению инноваций(4,4 балла);
    • цели обучения и воспитания, методы и формы организации инновационного воспитательно-образовательного процесса тесно связаны между собой(4,3 балла);
    • способность педагогического коллектива к нововведениям(4,5 балла);
    • создана рациональная организация труда сотрудников МДОУ(4,6 балла);
    • непрерывность инновационной деятельности, развития педагогов и администрации МДОУ(4,6 балла).

То есть из 14 параметров 7 оценены на относительно среднем уровне (50%).

 

На  относительно высоком уровне – параметры:

    • обеспечение развития детей в различных видах деятельности(4,7 балла);
    • в МДОУ созданы условия, способствующие самореализации каждого педагога(4,8 балла);
    • осуществляется систематическое обучение кадров в соответствии с их потребностями, интересами, проблемами(4,9 балла);
    • создан благоприятный психологический климат в педагогическом и детском коллективах(4,7 балла).

То есть из 14 параметров 4 оценены на высоком  уровне (28,6%).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в ДОУ преобладает относительно средний, с трендом в сторону высокого, уровень восприятия инноваций и нововведений.

Оценка инновационных потенциалов  членов педагогического коллектива может быть представлена так.

В качестве педагогов, способных активизировать «коллективный» потенциал ДОУ, можно считать  тех членов коллектива, личный инновационный  потенциал которых выше среднего, «коллективного» потенциала ДОУ (табл. 4).

№ п/п

Ф.И.О. педагога

Средний балл

(по  результатам анкетирования)

Разница между индивидуальным и коллективным средним баллом

Уровень инновационного потенциала

1

Н.П.

4,3

4,3 – 4,45

2

Е.Н.

4,6

4,6 – 4,45

+

3

И.Н.

3,6

3,6 – 4,45

4

Т.В.

4,6

4,6 – 4,45

+

5

Н.В.

4,9

4,9 – 4,45

+

6

В.В.

4,9

4,9 – 4,45

+

7

Ю.А.

4,4

4,4 – 4,45

=*

8

В.П.

4,4

4,4 – 4,45

=*

9

И.С.

4,5

4,5 – 4,45

=*

10

Е.В.

4,4

4,4 – 4,45

=*


Примечание:« =* » – отклонение от среднего на уровне статистической погрешности.

 Те члены  коллектива, которые получили оценку  «+» в последний графе таблицы,  относятся к новаторам и людям,  которые поддерживают чужие инновации.  В нашем случае их количество  составляет 40% выборки.

Отличить новаторов  от педагогов, обладающих восприимчивостью и готовностью к осуществлению инновационной деятельности, но по образцу или по аналогии с уже имеющимся опытом, использующих свой и чужой опыт, позволяет метод экспертных оценок. Для этого была проведена оценка уровня сформированности у педагогов качеств, характерных для локально-моделирующего или системно-моделирующего уровня педагогической деятельности (по Н.А. Кузьминой).

Локально-моделирующий уровень

Системно-моделирующий уровень

1а – достаточно  высокая интеграция профессиональных знаний;

2а – умение  моделировать и конструировать  элементы содержания воспитания  и обучения;

3а – умение  совершенствовать образовательные  программы;

4а – умение  модернизировать и систематизировать  средства обучения и воспитания;

5а – владение элементами технологий поисковой деятельности (методом проектов, технологией обучения как исследования и др.)

1б – создание  педагогами средств диагностики  и коррекции результатов воспитания  и обучения детей;

2б – авторское  конструирование учебного материала;

3б – умение  моделировать занятия с детьми  на проблемно-творческом уровне;

4б – системное  использование технологий развития, обучения и саморазвития воспитанников;

5б – разработка  авторских программ


 

Проводя исследование по перечисленным параметрам, возможно определить, на каком из уровней (а или б) действует педагог (табл. 5).

Таблица 5

Определение уровней педагогической деятельности членов коллектива

№ п/п

Ф.И.О. педагога

Уровень педагогической деятельности

Итого: локально-моделирующий (ЛМ) или системно-моделирующий (СМ) уровень

локально-моделирующий уровень (а)

системно-моделирующий уровень (б)

1

Н.В.

4 «+»

из 5 возможных 

1 «+»

из 5 возможных

ЛМ

2

Е.В.

3 «+»

из 5 возможных

2 «+»

из 5 возможных

ЛМ

3

В.В.

2 «+»

из 5 возможных

3 «+»

из 5 возможных

СМ

4

И.Н.

2 «+»

из 5 возможных

3 «+»

из 5 возможных

СМ

5

Н.П.

5 «+»

из 5 возможных

0 «+»

из 5 возможных

ЛМ

Информация о работе Инновационная деятельность детского сада как направление методической работы