Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 11:08, реферат
Одним из решающих факторов развития методической работы в ДОУ выступает организация в нём инновационной деятельности. Именно поэтому о дошкольных учреждениях, занимающихся нововведениями, обычно говорят, то они работают в «режиме развития». Философский энциклопедический словарь определяет «развитие» как изменения направленные, закономерны и необходимые. Следовательно, изменения в развивающем дошкольном учреждении происходят не хаотично, а прогнозируют руководителем на основе ложившихся закономерностей и направлены на достижение конкретных целей.
Используя данные возможности, показателем качественного построения методической работы в условиях реализации инновационной деятельности является мониторинг. Иными словами, в качестве одного из условий мы рассматриваем органическое включение в целостный дошкольный образовательный процесс диагностической составляющей. Построение методической работы на диагностической основе позволяет определить инновационный потенциал педагогического коллектива, конкретизировать и направить творчество, помогает в определённой степени планировать меру и характер влияние среды на инновационный процесс и наоборот.
Анализ различных аспектов деятельности ДОУ, в том числе и методической работы, включает исследование конечных результатов. При этом отслеживание методической работы осуществляется в течение года в разных формах: предоставление отчётной документации, организация презентаций, просмотр практических результатов участниками курсов повышения квалификации, выпуск методических пособий.
1.2. Алгоритм диагностики и прогноз
Инновационная деятельность педагога только в исключительных случаях может проходить в отрыве от коллектива, в котором педагог работает. Ведь педагогический коллектив – система, которая, с одной стороны, во многом зависит от суммы качеств индивидуумов, а с другой, выявляет и развивает инновационный потенциал как коллектива в целом, так и каждого педагога в частности. Иными словами, для любого педагогического коллектива характерно наличие особых системных свойств, не присущих её элементам или просто сумме элементов. Именно поэтому рассмотрение проблем выявления и развития инновационного потенциала педагога не может быть отделено от рассмотрения подобного же вопроса для всего коллектива в целом. Более того, с точки зрения практической значимости, для развития системы дошкольного образования в стране, в целом, намного важнее изучить вопрос не только для индивидуального преподавателя, но и для коллективов ДОУ, для выработки методик развития инновационного потенциала педагогических коллективов, которые можно применять и масштабировать на коллективы ДОУ по всей России.
Определяя инновационный потенциал педагога как совокупность творческих и культурных характеристик, выражающих его готовность и потребность совершенствования педагогическую деятельность, а также наличие средств, методов, обеспечивающих эту готовность, необходимо сказать, что наличие данного потенциала связано со следующими основными моментами:
По аналогии,
можно характеризовать инноваци
Можно выделить четыре этапа развития инновационного потенциала педагогических коллективов ДОУ, которые будут в дальнейшем рассмотрены в применении к индивидуальному и коллективному уровням:
При этом важно отметь два обстоятельства. Первое – этапы со второго по четвёртый в идеале должны представлять собой циклический повторяемый процесс для достижения постоянства развития коллектива и педагогов. Второе – так как в ДОУ за методическое обеспечение педагогического процесса отвечает старший воспитатель, то было бы логичным развитие инновационного потенциала педагогов вменить в обязанность старшему воспитателю. Рассмотрим, как это можно сделать в соответствии с рекомендациями.
1-й этап – выявление потенциала
Персональный уровень
Основными задачами персонального уровня данного этапа являются исследование потенциала и самомотивированности каждого члена педагогического коллектива для последующей разработки плана развития (повышения квалификации) преподавателей и учёт индивидуальных результатов при определении потенциала и потребностей всего коллектива.
При проведении персональных исследований необходимо также учитывать потребности конкретного ДОУ в развитии педагогов в необходимом направлении (по специализациям). Большая часть исследований может и должна быть проведена старшим воспитателем как ответственным за методическую работу в педагогическом коллективе. Однако иногда для этого желательно привлечение специалистов «со стороны» – педагогов-психологов и методистов из методических центров округов.
Основным методом при индивидуальной работе с педагогами на этапе выявления потенциала является наблюдение. Это один из методов психолого-педагогического исследования, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии поведения с целью выявления его смысла и содержания. Система наблюдений состоит в объективной, детальной и точной регистрации внешних проявлений психических процессов и свойств личности. Наблюдение должно соответствовать поставленной задаче, следовать соответствующему плану, фиксировать необходимые данные. Кроме того, наблюдение требует определённой подготовки – предварительного ознакомления с объектом наблюдения, уяснения цели и условий наблюдений, разработку плана и методов наблюдения.
Старший воспитатель может себе составить перспективный план по наблюдению за педагогическими кадрами для выявления у них инновационного потенциала. Это должно быть заранее обговорено с педагогами в индивидуальной беседе. В плане наблюдения могут быть отмечены определённые критерии:
Проведя наблюдения,
старший воспитатель может
Таким образом, ещё один важный метод, который применяется при оценке инновационного потенциала педагогов, – беседа. Она организуется с целью выяснения индивидуальных особенностей личности – мотивационной и эмоциональной сфер, знаний, убеждений, интересов, отношения к среде, коллективу и пр. Результаты, полученные методом беседы, не поддаются формализации и статистической обработке и позволяют лишь в общем виде судить о выраженности исследуемого признака.
К индивидуальной беседе старший воспитатель должен заранее подготовиться. Зная своих педагогов, он должен так построить разговор-беседу, чтобы воспитатель поделился с ним мыслями о своих интересах в педагогической деятельности. При беседе с сотрудником очень важна его мотивация на продолжение самообразования. Для этого можно указывать на успешные примеры коллег и знакомых. При этом важно, чтобы сотрудник поверил в свои силы и захотел «развиваться», прогрессировать в своей специальности.
Коллективный уровень
Эффективным методом выявления инновационного потенциала сотрудников ДОУ является анкетирование, представляющее собой метод массового сбора информации с помощью специально разработанных опросных листов[2].
Для комплексной
оценки степени проникновения
2-й этап – постановка задач по развитию потенциала
Чтобы продолжить работу по выявлению и развитию педагогического потенциала у педагогов и коллектива в целом, старший воспитатель должен поставить перед воспитателями определённые задачи, направленные на достижение определённого результата с установленными ограничениями (формулируется как «Что делать?»).
Задачи по развитию педагогического потенциала способны пробудить у педагогов веру в успех, изменить в положительную сторону их отношение к коллективному делу, стимулировать ответственные поступки, раскрывать творческое начало. Задачи могут разрабатываться как на развитие педагогического потенциала на личностном уровне, так и на весь коллектив в целом. При этом, поставив определённую задачу, старший воспитатель должен донести её до педагога, определить план е решения и методы работы по данному направлению. Для постановки задачи перед педколлективом необходимо собрать коллектив педагогов и определить дальнейшие виды и формы предстоящих мероприятий.
3-й
этап – выполнение
Данный этап является самым сложным для выполнения и самым лёгким для описания, так как здесь необходимо чёткое соотнесение осуществляемой деятельности с планами. Именно поэтому крайне важно, чтобы педагоги имели возможность в любой момент обсудить ход выполнения индивидуальных планов, уточнить непонятные моменты. В связи с этим одним из хороших приёмов борьбы с «текучкой» – одним из самых главных врагов развития личности и педагогического коллектива – является ежедневная индивидуальная самооценка текущей деятельности на соответствие задачам, поставленным в плане.
4-й
этап – мониторинг, уточнение
и корректировки целей
Цель данного этапа – регулярное отслеживание выполнения планов, соответствия промежуточных результатов задуманному, внесение необходимых корректив в планы и действия педагогов или всего педколлектива в целом, дополнительная мотивация сотрудников, принятие иных мер. Этому призвана способствовать следующая деятельность старшего воспитателя:
В частности, на
основе анализа результатов
Кроме обсуждения возможностей и прогноза развития личностного потенциала педагогического и административного персонала ДОУ, необходимо проанализировать и составить прогноз развития ещё как минимум трёх сфер, определяющих инновационный потенциал учреждения:
Если применить эту схему анализа и прогноза к работе ДОУ, то она будет выглядеть следующим образом.
Сфера деятельности |
Вопросы, необходимые для оценки текущего состояния и прогноза развития |
Сфера материально-технических |
|
Сфера личностного, административного и педагогического персоналов |
|
Сфера потенциала ДОУ как организации |
|
Сфера инновационности окружающей ДОУ социальной среды |
|
Информация о работе Инновационная деятельность детского сада как направление методической работы