Формирование психологического здоровья детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 21:18, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение особенностей формирования психологического здоровья детей дошкольного возраста.
В ходе работы решались следующие задачи:
1. Изучить особенности психологического здоровья детей дошкольного возраста по данным научных исследований;
2. Дать анализ основных теоретических подходов к проблеме психологического здоровья дошкольников в зарубежной и отечественной психологии;
3. Выявить факторы, влияющие на психологическое здоровье детей;
4. Разработать методы формирования психологического здоровья дошкольника.

Оглавление

Введение……………………………………………..…………………….3
Глава 1. Психологическое здоровье. Основные понятия…………………....6
1.1. Особенности психологического здоровья детей в дошкольном возрасте…………………………………………………………………………..13
1.2. Факторы, влияющие на психологическое здоровье детей дошкольного возраста…………………………………………………………15
1.3. Сохранение и укрепление психологического здоровья ребенка в семье и в детском саду………………………………………………………….23

Глава 2. Экспериментальное исследование формирования психологического здоровья детей старшего дошкольного возраста…………………………….33
2.1. Определение уровня сформированности психологического здоровья детей старшего дошкольного возраста…………………………….33
2.2. Реализация условий по формированию, укреплению и охране психологического здоровья детей старшего дошкольного возраста…….…41
2.3. Анализ полученных результатов по формированию психологического здоровья детей старшего дошкольного возраста……….46
Заключение……………………………………………………………………...50
Библиография………………………………………….……………………….52
Приложение……………………………………………………………………..55

Файлы: 1 файл

курсовая на печать.doc

— 400.50 Кб (Скачать)


2

 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ульяновский государственный педагогический

Университет имени И.Н.Ульянова»

(ФГБОУ ВПО «УлГПУ им.И.Н. Ульянова»)

 

 

 

 

Кафедра дошкольной педагогики

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Формирование психологического здоровья детей дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор работы:  Лаврентьева Елизавета Игоревна

Шифр работы_______факультет педагогики, психологии и управления

Специальность:  Дошкольная педагогика и психология

Руководитель работы:  доцент кафедры дошкольной педагогики,

Стожарова Марина Юрьевна

 

 




 

 

Ульяновск

2011

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

         Введение……………………………………………..…………………….3

Глава 1. Психологическое здоровье. Основные понятия…………………....6

              1.1. Особенности психологического здоровья детей в дошкольном возрасте…………………………………………………………………………..13

              1.2. Факторы, влияющие на психологическое здоровье детей дошкольного возраста…………………………………………………………15

         1.3. Сохранение и укрепление психологического здоровья ребенка в семье и в детском саду………………………………………………………….23

 

Глава 2. Экспериментальное исследование формирования психологического здоровья детей старшего дошкольного возраста…………………………….33

          2.1. Определение уровня сформированности психологического здоровья детей старшего дошкольного возраста…………………………….33

          2.2.  Реализация условий по формированию, укреплению и охране психологического здоровья детей старшего дошкольного возраста…….…41

          2.3.   Анализ полученных результатов по формированию психологического здоровья детей старшего дошкольного возраста……….46

Заключение……………………………………………………………………...50

Библиография………………………………………….……………………….52

Приложение……………………………………………………………………..55

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

 

         Проблема психологического здоровья подрастающего поколения в последние годы привлекает внимание специалистов различных сфер общественной деятельности

         От состояния здоровья детей зависят качественные и количественные характеристики не только сегодняшнего, но и будущего населения, его социально-демографическая структура и социально-психологические особенности через 30, 40, 50 лет. Оценив образованность, здоровье, культурный потенциал подрастающего поколения России 90-х гг., можно предположить, какой будет российская действительность в 2010–2040 гг. В детском возрасте закладывается фундамент личности, формируются ее основные качества: физическое и психическое здоровье, культурный, нравственный и интеллектуальный потенциал. Качества, которыми наделен ребенок, особенно в самом начальном периоде жизни, являются наиболее важными и прочными; позже изменить их достаточно сложно, а в ряде случаев – практически невозможно.

          Успешное становление ребенка как личности определяет не только его включение в общественную жизнь, нахождение своей ниши, но, в конечном счете, и прогресс развития общества в целом. Дети не просто особый социальный слой. Они являются приоритетной группой, так как степень образованности, социализированные масштабы и уровень культуры, здоровья детей завтра материализуются в здоровье нации, в качество жизни народа, в новые технологии и безопасность социальной жизни, в авторитет страны в мире.

           В настоящее время экономическое и социальное положение в нашем обществе создают множество факторов риска для подрастающего поколения, ведут к целому ряду проблем, требующих решения.  Важная роль в концепции модернизации образования отводится здоровьесберегающим технологиям, психологическому сопровождению детей в образовательных учреждениях, сохранению и укреплению психологического здоровья. Сегодня еще продолжают оставаться вне поля видения и позитивного вмешательства дети, чье состояние можно охарактеризовать как пограничное относительно нормы и квалифицировать как «психически не болен, но психологически уже не здоров».

         Сегодня проблема психологического здоровья является актуальной и разрабатывается рядом исследователей (В.А.Ананьев,  Б. С. Братусь, И.Н.Гурвич, Н.Г.Гаранян, А. Н. Леонтьев, В.Э. Пахальян, А.М. Степанов,   А.Б.Холмогорова и др.). Проблеме психологического здоровья детей посвящены труды И.В.Дубровиной, В.В.Давыдова,  О.В.Хухлаевой,  Г.С.Никифорова, Д.Б.Эльконина и др.).

         Целью данной работы является изучение особенностей формирования психологического здоровья детей дошкольного возраста.

        Объектом исследования является психологическое здоровье дошкольника, включающее в себя психическое, социальное и физическое состояние ребенка.

        Предметом исследования является процесс формирования психологического здоровья дошкольника.

         Была выявлена гипотеза - формирование психологического здоровья дошкольника возможно при условиях:

- благополучной обстановке в семье;

- гармоничного развития личности;

- позитивного общение со сверстниками;

- хорошего эмоционального и физического состояния ребенка.

          В ходе  работы решались следующие задачи:

1. Изучить  особенности психологического здоровья детей дошкольного возраста по данным научных исследований;

2. Дать анализ основных теоретических подходов к проблеме психологического здоровья дошкольников в зарубежной и отечественной психологии;

3.  Выявить факторы, влияющие на психологическое здоровье детей;

4.  Разработать методы формирования психологического здоровья дошкольника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Психологическое здоровье. Основные понятия.

 

Здоровье – комплексный, многоаспектный феномен, включающий в себя медицинские, психологические, педагогические и другие аспекты.

В уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) предлагается понимать здоровье как «отсутствие психических, физических дефектов, а также полное физическое, душевное и социальное благополучие»

Признаки здоровья:

- структурная и функциональная сохранность систем и органов человека

-индивидуальная приспособляемость к физической и общественной среде

- сохранность привычного самочувствия

Н.Д. Лакостина, Ушаков Г.К. [13] выделили критерии психического здоровья:

      Детерминированность психических явлений;

      Адекватность реакций на физические, биологические, психические влияния;

      Соответствие реакций силе и частоте внешних раздражителей;

      Чувство положения в среде себе подобных, умение уживаться с ними;

      Чувство ответственности за потомство и близких;

      Способность изменить поведение в зависимости от жизненных ситуаций;

      Самоутверждение в коллективе без ущерба для остальных;

      Способность планировать и осуществлять свой жизненный путь.

С точки зрения Ананьева [1] психическое здоровье можно рассматривать не с  негативной точки зрения (как отсутствие чего-либо), а с позитивной, так же как способность к постоянному развитию и обогащению личности. Эти новые концепции предусматривают тенденцию к развитию, самореализации, способность руководить своими действиями и поступками, иметь развитую систему ценностей, адекватно воспринимать себя и окружающих, т. е. в основе психического здоровья лежит зрелость личности. Основные свойства:

1.      Конгруэнтность - выражается в соответствии его поступков и переживаний. («Я делаю то, что мне нравится»);

2.      Стремление к аутентичности, естественности выражения самостоятельности себя, но для начала надо помнить «кто я?».

В психологии здоровья многие авторы придерживаются системного подхода к его рассмотрению (О.С. Васильева, Ф.Р.Филатов).  В самом общем приближении выделяют биологический, психологический и социальный уровни функционирования. Рассматривая здоровье человека, исследователи на биологическом уровне ищут механизмы, обеспечивающие нормальную его жизнедеятельность; на психологическом уровне  рассматривают понятие «здоровой личности»  и условий ее формирования; на социальном уровне делают акцент на полноценном выполнении человеком своих социальных функций. [8]

Появление термина «психологическое здоровье» связано с развитием гуманитарной методологии познания человека. Он назывался в числе базовых понятий новой ветви психологических исследований — гуманистической психологии, альтернативной перенесенному из естественных наук механистическому подходу к человеку.

Термин «психологическое здоровье»  был введен в научный лексикон И.В. Дубровиной. Под ним ей понимаются те психологические аспекты психологического здоровья, которые относятся к личности в целом и находятся в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа.

Психологическое здоровье является, с одной стороны, необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности, с другой обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течении всей его жизни.

Термин «психологическое здоровье» подчеркивает нераздельность телесного и психического в человеке, необходимость того или иного для полноценного функционирования. В качестве иллюстрации можно привести результаты исследования Джуэтта, изучавшего психологические характеристики людей, благополучно доживших до 80-90 лет. Оказалось, что всем им характерны оптимизм, эмоциональное спокойствие, способность радоваться, самодостаточность и умение адаптироваться к сложным жизненным обстоятельствам.

Обобщенный портрет психологически здорового человека  - это прежде всего творческий, жизнерадостный, веселый, открытый, познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает самого себя и признает ценность и уникальность окружающих его людей. Такой человек берет ответственность за свою жизнь прежде всего на самого себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Его жизнь наполнена смыслом, хотя не обязательно обретающим для него четкую формулировку. Он находится в постоянном развитии. Ключевым словом, для его описания, является «гармония», или «баланс». Это прежде всего гармония между эмоциональным и интеллектуальным, телесным и психическим. Но кроме этого гармония между человеком и окружающими людьми, природой, космосом. [24]

Синоним  психического   здоровья   -   психическое   благополучие.

Психическое  благополучие        это   целостное состояние личности, которое часто описывается в понятиях  «эмоциональное самочувствие», «эмоциональное благополучие», «внутренний духовный комфорт» [11]. Для его обеспечения в ДОУ необходимо создать приятную  микросреду  для   каждого   воспитанника   в   «детском обществе»    в    системах    отношений    «ребенок – ребенок», «ребенок – взрослый».

Педагогические показатели психического здоровья и благополучия  дошкольников (Е.В. Агафонова, И. Б. Куркина, Г.К. Марченко):

•              поведение,   мысли  и   чувства  ребенка,   адекватные окружающим условиям и событиям (они основаны на продуктивной переработки информации)

•              социально применяемые способы самоутверждения и самовыражения;

•              положительный   эмоциональный   фон,    оптимистичный   настрой,   способность   к  эмоциональному  сопереживанию;

•              равномерное и   своевременное   развитие   основных   психических   процессов,    устойчивая   познавательная активность;

•              доброжелательное отношение к окружающим, полноценное общение, характер которого соответствует возрастным нормам.

В теории и практике дошкольного воспитания встречается и понятие «эмоциональное благополучие», которое , наш взгляд, уже понятия «психическое здоровье» и отражает  только    некоторые    стороны    личностного    развития . Обеспечение     эмоционального     благополучия     в     дошкольном возрасте   является    одним   из    важных   условий   психического здоровья   ребенка   и благоприятного развития   личности .

Информация о работе Формирование психологического здоровья детей дошкольного возраста