Формирование психологического здоровья детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 21:18, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение особенностей формирования психологического здоровья детей дошкольного возраста.
В ходе работы решались следующие задачи:
1. Изучить особенности психологического здоровья детей дошкольного возраста по данным научных исследований;
2. Дать анализ основных теоретических подходов к проблеме психологического здоровья дошкольников в зарубежной и отечественной психологии;
3. Выявить факторы, влияющие на психологическое здоровье детей;
4. Разработать методы формирования психологического здоровья дошкольника.

Оглавление

Введение……………………………………………..…………………….3
Глава 1. Психологическое здоровье. Основные понятия…………………....6
1.1. Особенности психологического здоровья детей в дошкольном возрасте…………………………………………………………………………..13
1.2. Факторы, влияющие на психологическое здоровье детей дошкольного возраста…………………………………………………………15
1.3. Сохранение и укрепление психологического здоровья ребенка в семье и в детском саду………………………………………………………….23

Глава 2. Экспериментальное исследование формирования психологического здоровья детей старшего дошкольного возраста…………………………….33
2.1. Определение уровня сформированности психологического здоровья детей старшего дошкольного возраста…………………………….33
2.2. Реализация условий по формированию, укреплению и охране психологического здоровья детей старшего дошкольного возраста…….…41
2.3. Анализ полученных результатов по формированию психологического здоровья детей старшего дошкольного возраста……….46
Заключение……………………………………………………………………...50
Библиография………………………………………….……………………….52
Приложение……………………………………………………………………..55

Файлы: 1 файл

курсовая на печать.doc

— 400.50 Кб (Скачать)

 

В соответствии с полученными данными можно сделать вывод о том, что большая часть детей (40%) имеет заниженную самооценку. Они нерешительны, малообщительны, недоверчивы, молчаливы, очень чувствительны, готовы расплакаться в любой момент. Эти дети тревожны, неуверенны в себе, трудно переключаются в деятельности. Они заранее отказываются от решения задач, которые кажутся им сложными, но при эмоциональной поддержке взрослого легко справляются с ними. Для таких ребят очень значима оценка взрослого. Эмоциональная поддержка, похвала, могут частично снять неуверенность в себе и тревожность. Напротив, порицание и окрики усугубляют негативное состояние ребёнка, он становится пассивным, заторможенным, перестаёт понимать, что от него требуют.

35% детей имеют завышенную самооценку. Это, как правило, подвижные, несдержанные дети, они быстро переключаются с одного вида деятельности на другой, часто не доводят начатое дело до конца. Эти дети склонны к демонстративности и доминированию. К похвалам относятся как к чему-то само собой разумеющемуся.

25 % умеют адекватную самооценку. Они уверенны в себе, активны, уравновешены, быстро переключаются с одной деятельности на другую, настойчивы в достижении цели. Стремятся сотрудничать, помогать другим, общительны и дружелюбны. Этим детям свойственно стремление к успеху.

         Таким образом, по результатам всего констатирующего эксперимента мы определили уровень сформированности психологического здоровья у всех испытуемых.

 

Таблица 5

Группы

Всего человек

Уровень сформированности психологического здоровья

высокий

средний

низкий

Экспериментальная

10

10%

30%

60%

Контрольная

10

10%

20%

70%

 

 

 

 

 

 

 

2.2.   Реализация условий по формированию, укреплению и охране психологического здоровья детей дошкольного возраста.

 

С целью повышения уровня психологического здоровья нами был проведен формирующий этап эксперимента. В формирующем эксперименте приняли участие только дети экспериментальной группы.

В процессе формирующего эксперимента были реализованы следующие условия:

      включение детей и их родителей в специальные формы работы по формированию знаний, умений и навыков, необходимых для высокого уровня психологического здоровья детей;

      широкое применение методов обучения, воспитания и эмоционального воздействия на детей;

      использование консультаций для воспитателей, необходимых для последующей успешной работы с детьми.

Различные виды работы, направленные на формирование психологического здоровья мы условно разделили на 3 блока:

Блок 1. «Эмоции».

Блок 2. «Страхи».

Блок 3. «Я – личность».

Перечень тем представлен следующим образом:

«Различение эмоций», «Мои эмоции», «Моя семья», «Я и мой страх», «Я это Я», «Мои друзья».

В рамках первого блока, а именно темы «Различение эмоций» наша деятельность была направлена на способствование формированию у дошкольников понимания различных эмоциональных состояний и форм их внешнего выражения в мимике, жестах, паузах и интонации.

Эта работа проводилась в процессе повседневного общения, специальных игр-упражнений и этюдов. Детям предлагались задания: разложить фотографии и определить настроение человека, описать иллюстрации, где дети играют, ссорятся, трудятся, выручают друг друга, утешают плачущего, ухаживают за больным; определить, что бы изменилось, если бы настроение персонажа сменилось.

С целью научить детей понимать язык эмоций, язык чувств, т.е. уметь по выражению лица, по жестам, позам, интонации более или менее верно определять состояние другого человека (персонажей), я использовала разнообразные методы и приёмы. Для этого ребятам предлагалось разыграть отдельные маленькие сценки, в которых необходимо подчеркнуть особенности ситуации мимикой (например, изобразить, как ребёнок встретил маму после долгого расставания, человека, который встретил в лесу медведя и т.д.).

Для решения этой же задачи мы использовали различные дидактические игры: «Грустный, весёлый» (где дети сами из тесьмы выкладывали профиль лица в разных эмоциональных состояниях); «Поссорились-помирились», «Разное настроение», «Сочувствие», «Солнышко», «Портрет», где необходимо было сопоставить эмоциональное состояние человека на фотографии с изображением на пиктограмме. Такие игры, как «Найди и покажи», «Смешинки и злючки», «Встреча настроений», способствовали  расширению представлений детей об эмоциональных состояниях через художественное слово. В них ставилась задача – научить детей распознавать элементарные состояния человека по голосу и интонациям.

В рамках второй темы первого блока – «Мои эмоции» проводились игровые упражнения перед зеркалом, где использовали этюды, предложенные М. Чистяковой [26] (например, «Глаза круглые» на выражение эмоции удивления, «Карлсон», «Два клоуна», «Чунга-чанга» - эмоция радости и т.д.) (Прилоение 3) для развития умения выражать чувства посредством мимики. С целью формирования знаний об эмоциональных состояниях и средствах их выражения проводили беседу по теме «Язык чувств», где внимание детей акцентировали на положении бровей, губ, глаз при радостных эмоциональных состояниях.

Развитию пантомимики у детей способствовало придумывание загадок на движение и позы типа «Отгадай, кто я и что чувствую», игры «Что мы делаем, не скажем, а руками всё покажем», «Заколдованный ребёнок», «Сугроб» (где детям предлагалось с помощью пантомимики изобразить человека в разные времена года). С этой же целью проводилась беседа по теме «Язык тела» и рисование поз человека при разных эмоциональных состояниях по методу Крике (схематическое изображение) и дидактические игры на классификацию и сопоставление эмоций по мимике и пантомимике.

В работе над выразительностью речи использовала игры-упражнения: «Как лиса скажет «здравствуй» медведю, которого боится, лисе-подружке, зайцу, которого хочет съесть?», «Кто жалобнее скажет», «Давайте хохотать», «Телефон» (где дети старались передать настроение коровы только звуком (м); чтение отрывков стихотворений с разной интонацией, прослушивание музыкальных произведений и беседа по их содержанию. Я использовала все подходящие случаи в повседневном общении, игре, чтобы упражнять детей в разнообразном интонировании самых привычных слов: «до свидания» (с сожалением, огорчением, радостью); «возьми» (небрежно, приветливо, с желанием порадовать).

Также было проведено родительское собрание с детьми экспериментальной группы  на тему «Эмоциональное благополучие ребенка». Которое включало в себя разнообразные виды взаимодействия с родителями – тренинг, консультация, тестирование, свободная беседа. (Приложение 4)

В рамках третьей темы первого блока – «Моя семья» были проведены занятия с детьми на темы: «Я и моя семья», «Семейные обычаи», «Мамы разные нужны», «У нас в гостях бабушка», «Семейный альбом» (Приложение 5). Целью этих занятий стало обогащение знаний о семье, формирование положительного отношения к родным и близким, увеличение значимости семьи в жизни каждого ребенка.

Во втором блоке, перед нами стояла задача выявить страхи детей и снизить напряжение, возникшее в результате этого. Сюда входила тема «Я и мой страх», мы провели игру - занятие «Коробка со страхами» [14] и занятие «Страхи» (Приложение 6). А также провели консультацию с родителями в рамках родительского собрания (Приложение 4).

Цель третьего блока была повышение адекватной самооценки и положительного отношения к себе и к окружающим. На тему «Я это Я» мы провели упражнение "Кто я такой?", целью которого являлось развитие позитивной самооценки.

При проведении этого упражнения воспитатель просил детей посмотреть друг на друга и назвать положительные и отрицательные черты. При назывании отрицательных качеств воспитатель давал совет, что нужно сделать, чтобы это исправить. В ходе выполнения упражнения воспитатель рассказывает детям о том, что они все неповторимы и индивидуальны и если постараются, то вместе справятся со всеми неудачами. В игровой и учебной деятельности воспитатель делает акцент на успехах детей с заниженной самооценкой.

А также была проведена игра «Пожелание», в ходе которой дети сидят в кругу и, бросая друг другу мячик, говорят друг другу добрые пожелания и игра «Я – разный». Для проведения данной игры потребовался лист бумаги, разделенный на три части, цветные карандаши. Детям предлагалось нарисовать себя в трех рисунках: какой был раньше, какой он сейчас и каким бы он хотел стать (какой он будет). После рисования рисунки обсуждались: в чем их разница, что необходимо, чтобы стать таким, каким хочется, что для этого нужно.

В последней теме третьего блока под названием «Мои друзья» были проведена беседа «Дружбой нужно дорожить» (Приложение 7), упражнения на сплоченность группы: руки всех детей вытянуты вперед, на счет 3 все должны одновременно хлопнуть в ладоши. «Сороконожки»: все дети встают в затылок друг другу, берут впереди стоящего за пояс, садятся на корточки и двигаются по кругу, задача: не упасть. Упражнение «Ток» - дети встают в круг, держась за руки и передают по кругу «ток» (по цепочке, друг за другом пожимая руку стоящего справа).

Также были проведены многочисленные подвижные игры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3.   Анализ полученных результатов по формированию психологического здоровья детей дошкольного возраста.

 

               Результаты диагностики, проведенной после всех видов работ, показали, что у детей в экспериментальной группе уровень формирования психологического здоровья оказался достаточно высок. У них появилась дружелюбность по отношению к взрослым, к другим детям, к самому себе, коммуникабельность, готовность помочь, эмоциональный настрой детей на протяжении всего пребывания в детском саду был на высоком уровне , отношения с родителями стали более теплыми и т.п.

Результаты проведения констатирующего эксперимента в экспериментальной и контрольной группе.

Уровень тревожности

В экспериментальной группе:

Высокий   уровень   тревожности –отсутствует, что составляет 0 %;

Средний уровень тревожности – 2 детей, что составляет 20 %;

Низкий уровень тревожности – 8 детей, что составляет 10 %;

В контрольной группе:

Высокий   уровень   тревожности – 6 детей, что составляет 60 %;

Средний уровень тревожности – 3 ребенка, что составляет 30 %;

Низкий уровень тревожности – 1 ребенок, что составляет 10%.

 

Таблица 6

Группы

Всего человек

Индекс тревожности

высокий

средний

низкий

Экспериментальная

10

0%

20%

80%

Контрольная

10

60%

30%

10%

Информация о работе Формирование психологического здоровья детей дошкольного возраста