Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 21:18, курсовая работа
Целью данной работы является изучение особенностей формирования психологического здоровья детей дошкольного возраста.
В ходе работы решались следующие задачи:
1. Изучить особенности психологического здоровья детей дошкольного возраста по данным научных исследований;
2. Дать анализ основных теоретических подходов к проблеме психологического здоровья дошкольников в зарубежной и отечественной психологии;
3. Выявить факторы, влияющие на психологическое здоровье детей;
4. Разработать методы формирования психологического здоровья дошкольника.
Введение……………………………………………..…………………….3
Глава 1. Психологическое здоровье. Основные понятия…………………....6
1.1. Особенности психологического здоровья детей в дошкольном возрасте…………………………………………………………………………..13
1.2. Факторы, влияющие на психологическое здоровье детей дошкольного возраста…………………………………………………………15
1.3. Сохранение и укрепление психологического здоровья ребенка в семье и в детском саду………………………………………………………….23
Глава 2. Экспериментальное исследование формирования психологического здоровья детей старшего дошкольного возраста…………………………….33
2.1. Определение уровня сформированности психологического здоровья детей старшего дошкольного возраста…………………………….33
2.2. Реализация условий по формированию, укреплению и охране психологического здоровья детей старшего дошкольного возраста…….…41
2.3. Анализ полученных результатов по формированию психологического здоровья детей старшего дошкольного возраста……….46
Заключение……………………………………………………………………...50
Библиография………………………………………….……………………….52
Приложение……………………………………………………………………..55
Анализ повторной диагностики позволил сделать вывод о том, что 6 испытуемых (№2, 3, 5, 7, 9, 11) показали высокий уровень тревожности. Следует отметить, что все эти дети находились в контрольной группе. Средний уровень тревожности был обнаружен у 5 испытуемых (№ 1, 4, 6, 8, 13) и низкий уровень тревожности у 9 испытуемых (№ 10, 12, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20).
Критерий эмоционального благополучия в семье
Таблица 7
Экспериментальная группа
Симптомокомплекс | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | 0 баллов |
Благоприятная семейная ситуация | 6 | 3 | 1 |
|
Тревожность |
| 2 | 8 |
|
Конфликтность в семье |
| 1 | 6 | 3 |
Чувство неполноценности в семейной ситуации |
|
| 1 | 9 |
Враждебность в семейной ситуации |
|
| 3 | 7 |
Таблица 8
Контрольная группа
Симптомокомплекс | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | 0 баллов |
Благоприятная , семейная ситуация | 2 | 3 | 5 |
|
Тревожность | 6 | 3 | 1 |
|
Конфликтность в семье | 3 | 5 | 2 |
|
Чувство неполноценности в семейной ситуации | 1 | 6 | 1 | 2 |
Враждебность в семейной ситуации |
| 3 | 4 | 3 |
Анализ рисунков показал, что 8 испытуемых (40%) изобразили семью полностью, причём 6 (30%) нарисовали бабушку и дедушку.
Себя не изобразил 1 испытуемый (5%), маму – 1 (5%).
Увеличение состава семьи у испытуемых № 3, 8, 15.
5 испытуемых изобразили на рисунках солнце.
У всех детей экспериментальной группы присутствуют яркие краски, наличие деталей на лицах, в одежде. На рисунке четко прослеживается взаимоотношения в семье – мама и папа держаться за руки или ребенок стоит в середине, держа их обоих.
Уровень самооценки
Таблица 9
Группы | Всего человек | Уровень самооценки | ||
завышенная | адекватная | заниженная | ||
Экспериментальная | 10 | 10% | 90% | 0% |
Контрольная | 10 | 20% | 30% | 50% |
При повторном проведении методики Марцинковской Т.Д. «Лесенка» мы получили следующие результаты. На 7 ступень из экспериментальной группы себя поставил всего 1 ребенок (при проведении констатирующего эксперимента было 4 человек); 9 детей расположили себя на 5 ступень; никто из детей экспериментальной группы не поставил себя ниже 5 ступеньки. Тогда как в контрольной группе это сделало половина детей.
Здесь важно отметить отношение родителей к ребенку и их требованиях. Об этом говорят ответы на вопрос о том, куда их поставят взрослые – папа, мама, воспитательница. Для нормального, комфортного самоощущения, которое связано с появлением чувства защищенности, важно, чтобы кто-то из взрослых поставил ребенка на самую высокую ступеньку. При этом дети говорят: «Ну, я не самый хороший, балуюсь иногда. Но мама меня поставит сюда, она ведь меня любит». Ответы такого типа как раз свидетельствуют о том, что ребенок уверен в любви взрослого, чувствует себя защищенным, что необходимо для нормального развития в этом возрасте. Однако при ответе на вопрос «Куда тебя поставит воспитательница?» помещение на ступень ниже, чем родители нормально и может служить доказательством адекватной, правильной самооценки особенно в том случае, если ребенок действительно плохо себя ведет и часто получает замечания от воспитательницы.
Таким образом, по результатам контрольного эксперимента мы определили уровень сформированности психологического здоровья у всех испытуемых, он представлен в виде диаграммы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Современное общество становится все более информированным, технически грамотным и интеллектуально развитым. И, как обратная, дуальная сторона этого процесса – общество становится все более психологически нездоровым.
Современное общество живет в ситуациях, отнюдь не способствующих развитию гармонии и уравновешенности, стабильности личностного развития человека. Природные катаклизмы, резкие смены социальных норм, политическая нестабильность, урбанизация, отрыв от природы с ее извечными нормами гармонии действительно делают понятие «психологическое здоровье» наиболее актуальным на современном этапе развития человечества. На основании всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:
1. Психологическое здоровье – состояние, характеризующее процесс и результат нормального развития субъективной реальности в пределах индивидуальной жизни; максима психологического здоровья есть единство жизнеспособности и человечности индивида. «Психологическое здоровье» характеризует личность в целом, находится в непосредственной связи с проявлениями человеческого духа и позволяет выделить собственно психологический аспект проблемы психического здоровья.
Психологическое здоровье ребенка включает в себя разные компоненты жизнедеятельности:
состояние психического развития ребенка, его душевного комфорта;
адекватное социальное поведение;
умение понимать себя и других;
более полная реализация потенциала развития в разных видах деятельности;
умение делать выбор и нести за него ответственность.
2. Проблема психологического здоровья детей дошкольного и возраста является центральной в разработке научных основ детской практической психологии. Безусловно, такая реальность, как психологическое здоровье, требует всестороннего рассмотрения и глубокого изучения не только на теоретическом уровне, но и на уровне организации практической психологической работы с детьми на всех этапах их онтогенетического развития.
3. Основу психологического здоровья человека составляет нормальное развитие субъективной реальности в онтогенезе.
4. Психологическое здоровье детей имеет ясно выраженную интерсубъективную природу.
5. Образовательная среда является определяющей в состоянии и динамике психологического здоровья ребенка.
6. Образование, обеспечивающее здоровую экологию детства, полагающее нормой ценность саморазвития, становления индивида субъектом собственной жизни, формирующее нравственную позицию человека, является оптимальной (естественной) и наиболее общей формой заботы о психологическом здоровье детей.
7. Профессиональная забота взрослых и специально организованная здоровьесберегающая среда развивают природные возможности и сохраняют здоровье детей дошкольного возраста.
Проведя контрольный эксперимент, мы увидели достаточно низкий уровень сформированности психологического здоровья. С этой целью нами был подобран ряд мероприятий с воспитателями и родителями, а также некоторых видов работ с детьми, направленные на всестороннее формирование, сохранение и укрепление психологичего здоровья детей старшего дошкольного возраста.
При повторном проведении методик, использованных при проведении констатирующего эксперимента, мы получили следующий результат –уровень сформированности психологического здоровья увеличился в несколько раз.
Библиография:
1. Ананьев, В.А. Введение в психологию здоровья. [Текст] / В.А. Ананьев. - СПб.:Речь, 1998.
2. Головей, Л. А. Практикум по возрастной психологии. [Текст] / под ред. Л.А.Головей, Е.Ф.Рыбалко. - СПб.: Речь, 2002.
3. Гуревич, К. М. Психологическая диагностика. [Текст] /под ред. К. М. Гуревича, Е.М. Борисовой. - М.:Просвящение, 1997.
4. Дубровина, И.В. Практикум по возрастной и педагогической психологии [Текст] /Авт.- сост. Е. Е. Данилова. - М.: Академия, 1998. – 160 с.
Информация о работе Формирование психологического здоровья детей дошкольного возраста