Формирование психологического здоровья детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 21:18, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение особенностей формирования психологического здоровья детей дошкольного возраста.
В ходе работы решались следующие задачи:
1. Изучить особенности психологического здоровья детей дошкольного возраста по данным научных исследований;
2. Дать анализ основных теоретических подходов к проблеме психологического здоровья дошкольников в зарубежной и отечественной психологии;
3. Выявить факторы, влияющие на психологическое здоровье детей;
4. Разработать методы формирования психологического здоровья дошкольника.

Оглавление

Введение……………………………………………..…………………….3
Глава 1. Психологическое здоровье. Основные понятия…………………....6
1.1. Особенности психологического здоровья детей в дошкольном возрасте…………………………………………………………………………..13
1.2. Факторы, влияющие на психологическое здоровье детей дошкольного возраста…………………………………………………………15
1.3. Сохранение и укрепление психологического здоровья ребенка в семье и в детском саду………………………………………………………….23

Глава 2. Экспериментальное исследование формирования психологического здоровья детей старшего дошкольного возраста…………………………….33
2.1. Определение уровня сформированности психологического здоровья детей старшего дошкольного возраста…………………………….33
2.2. Реализация условий по формированию, укреплению и охране психологического здоровья детей старшего дошкольного возраста…….…41
2.3. Анализ полученных результатов по формированию психологического здоровья детей старшего дошкольного возраста……….46
Заключение……………………………………………………………………...50
Библиография………………………………………….……………………….52
Приложение……………………………………………………………………..55

Файлы: 1 файл

курсовая на печать.doc

— 400.50 Кб (Скачать)

Средний уровень: к этому уровню относятся дети со средним уровнем тревожности, количество страхов находится в пределе нормы, реагируют на стрессовую ситуацию адекватно. Как правило, для таких детей характерно положительное самочувствие в семье, которое иногда омрачается конфликтами. Самоуважение детей варьируется от высокого уровня до близкого к заниженной самооценке.

Низкий уровень: уровень тревожности у таких детей высокий, количество страхов превышает норму, ребенок замкнут и подвержен стрессам. Отрицательное самочувствие детей этого уровня связано с конфликтностью и враждебностью семейных отношений, обусловленными несогласованностью представлений родителей о значимости многих сфер семейной жизни. Показатели самоуважения как отрицательные «Я плохой – они хорошие», так и положительные, но ребёнок выбирает позицию «я хороший – они плохие».

С целью выявления уровня сформированности психологического здоровья у детей старшего дошкольного возраста мы использовали методики Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен; С.Г. Якобсон и В.Г. Щур; Т.Д. Марцинковской.

 

1.      Тест «Детский тест тревожности» (авторы Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен)

Цель: оценить внутреннее отношение ребенка к определенным социальным ситуациям, узнать о характере взаимоотношений, сложившихся у ребенка с окружающими людьми.

Экспериментальный материал представлял собой 14 рисунков, каждый содержал некоторую типичную для жизни ребенка-дошкольника ситуацию. Каждый рисунок был выполнен в двух вариантах: для девочек (на рисунке изображена девочка) и для мальчиков (на рисунке изображен мальчик). Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы, по размерам точно соответствующим контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребенка, на другом – печальное.

Рисунки предъявлялись ребенку в строго перечисленном порядке один за другим. Предъявив ребёнку рисунок, давалась инструкция, например следующего содержания: «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) играет с малышами». (Приложение 1)

Количественный анализ полученных данных.

В экспериментальной группе:

Высокий   уровень   тревожности – 4 ребенка, что составляет 40 %;

Средний уровень тревожности – 5 детей, что составляет 50 %;

Низкий уровень тревожности – 2 ребенка, что составляет 20 %;

В контрольной группе:

Высокий   уровень   тревожности – 6 детей, что составляет 60 %;

Средний уровень тревожности – 3 ребенка, что составляет 30 %;

Низкий уровень тревожности – 1 ребенок, что составляет 10%.

 

Таблица 1

Группы

Всего человек

Индекс тревожности

высокий

средний

низкий

Экспериментальная

10

40%

50%

10%

Контрольная

10

60%

30%

10%

 

Анализ полученных результатов позволили сделать вывод о том, что 10 испытуемых (№2, 3, 5, 7, 9, 11, 15, 16, 17, 19) показали высокий уровень тревожности. Средний уровень тревожности был обнаружен у 8 испытуемых (№ 1, 4, 6, 8, 13, 14, 18, 20) и низкий уровень тревожности у 2 испытуемых (№ 10, 12).

 

2.      Рисуночный тест «Моя семья» (С.Г. Якобсон и В.Г. Щур).

Цель: выявление особенностей эмоционального благополучия ребёнка в семье, определения характера внутрисемейных отношений.

Работа проводилась индивидуально с каждым ребёнком. Детям были даны чистые листы бумаги и цветные карандаши, предложено: «нарисуй, пожалуйста, свою семью». Четыре ребёнка (20%) высказали недовольство, выраженное словами «Да ну», «Я не хочу». А три ребенка (15%) задали вопросы «А как?», что говорит о несформированности у детей понятия «семья», либо о наличии тревожности, связанной с семейными отношениями.

После выполнения задания была проведена краткая беседа с каждым ребёнком:

- Скажи, кто тут нарисован?

- Где он находится?

- Что они делают? Кто это придумал?

- Им весело или скучно? Почему?

- Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?

- Кто из них самый несчастный? Почему?

В качестве одной из оценок теста «Моя семья» мы использовали систему интерпретации, разработанной Г.Т. Хоментаускасом (Приложение 2).

 

Таблица 2

Контрольная группа

Симптомокомплекс

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

0 баллов

Благоприятная семейная ситуация

2

3

5

 

Тревожность

6

3

1

 

Конфликтность в семье

3

5

2

 

Чувство неполноценности в семейной ситуации

1

6

1

2

Враждебность в семейной ситуации

 

3

4

3

 

Таблица 3

Экспериментальная группа

Симптомокомплекс

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

0 баллов

Благоприятная семейная ситуация

2

4

4

 

Тревожность

4

5

1

 

Конфликтность в семье

2

5

3

 

Чувство неполноценности в семейной ситуации

2

5

2

1

Враждебность в семейной ситуации

1

3

5

1

 

Анализ рисунков показал, что 4 испытуемых (25%) изобразили семью полностью, причём 2  (10%) нарисовали бабушку и дедушку, либо одного из них (вместе не живут).

Себя не изобразили 3 испытуемых (15%), маму – 2 человека (10%), брата – 1 испытуемый, папу – 2 испытуемых (10%). На уточняющие вопросы были даны уклончивые ответы типа «Он на работе», «Сейчас» (но не нарисовали).

Вызвал тревогу рисунок испытуемого № 3, где он отказался рисовать маму, папу. Первой нарисовал себя, затем – подругу. За этим, по мнению Г.Т. Хоментаускаса, могут крыться либо травматические переживания, связанные с семьёй, либо чувство отверженности, покинутости, большой уровень тревожности.

Испытуемый №11 не нарисовал папу и себя. Маму и сестру изобразил маленькими, но в верхнем левом углу, возможно, именно они обладают наибольшей властью в семье. Отсутствие папы может выражать стремление «избавиться» от него в эмоциональном плане. На вопрос, почему он его не нарисовал, ответил уклончиво: «Да ну его». То, что испытуемый не нарисовал себя («Меня нет дома»), свидетельствует об отсутствии чувства общности в семье. Отсутствие «Я» более характерно для детей, чувствующих отвержение, неприятие.

Увеличение состава семьи (испытуемые № 3, 8, 15), как правило, связано с неудовлетворительными психическими потребностями в семье. Так, часто в рисунок семьи включают посторонних людей единственные. Изображение подруг может служить выражением потребности в равноправных, кооперативных связях. То, что испытуемый №8 нарисовал дядю, может указывать на восприятие неинтегративности семьи, на поиск человека, способного удовлетворить потребность ребёнка в более эмоциональном контакте.

4 испытуемых изобразили на рисунках солнце – символ защиты и тепла.

 

3.      Методика для определения самооценки Т.Д. Марцинковской «Лесенка».

Цель: определение самооценки ребёнка и ожидания со стороны взрослого.

Ребенку показывалась на листе бумаги нарисованная лесенка и просилось поместить на этой лесенке всех знакомых ему детей. На трех верхних ступенях – хороших, умных добрых послушных детей- чем выше тем лучше. А на трех нижних ступенях – плохих. Чем ниже, тем хуже. На средний ступеньке дети не плохие и не хорошие. После этого мы просили ребенка показать, на какую ступеньку ребенок поместит себя и объяснить, почему.

Затем задавался вопрос: «Ты на самом деле или хотел бы быть таким? Пометь, какой ты на самом деле, а каким хотел бы быть». После этого спрашивалось: « На какую ступеньку тебя поставила бы мама (папа, бабушка, воспитательница и др.)».

В процессе выполнения этого задания мы наблюдали за ребенком.

Анализ полученных данных проводился по следующему принципу:

завышенная самооценка – 6-7 ступенька

адекватная самооценка – 3-5 ступенька

заниженная самооценка – 1-2 ступенька

 

Таблица 4

Группы

Всего человек

Уровень самооценки

завышенная

адекватная

заниженная

Экспериментальная

10

40%

30%

30%

Контрольная

10

30%

20%

50%

Информация о работе Формирование психологического здоровья детей дошкольного возраста