Формирование психологического здоровья детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 21:18, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение особенностей формирования психологического здоровья детей дошкольного возраста.
В ходе работы решались следующие задачи:
1. Изучить особенности психологического здоровья детей дошкольного возраста по данным научных исследований;
2. Дать анализ основных теоретических подходов к проблеме психологического здоровья дошкольников в зарубежной и отечественной психологии;
3. Выявить факторы, влияющие на психологическое здоровье детей;
4. Разработать методы формирования психологического здоровья дошкольника.

Оглавление

Введение……………………………………………..…………………….3
Глава 1. Психологическое здоровье. Основные понятия…………………....6
1.1. Особенности психологического здоровья детей в дошкольном возрасте…………………………………………………………………………..13
1.2. Факторы, влияющие на психологическое здоровье детей дошкольного возраста…………………………………………………………15
1.3. Сохранение и укрепление психологического здоровья ребенка в семье и в детском саду………………………………………………………….23

Глава 2. Экспериментальное исследование формирования психологического здоровья детей старшего дошкольного возраста…………………………….33
2.1. Определение уровня сформированности психологического здоровья детей старшего дошкольного возраста…………………………….33
2.2. Реализация условий по формированию, укреплению и охране психологического здоровья детей старшего дошкольного возраста…….…41
2.3. Анализ полученных результатов по формированию психологического здоровья детей старшего дошкольного возраста……….46
Заключение……………………………………………………………………...50
Библиография………………………………………….……………………….52
Приложение……………………………………………………………………..55

Файлы: 1 файл

курсовая на печать.doc

— 400.50 Кб (Скачать)

- Снижение двигательной активности.

- Недостаток любви и ласки со стороны родителей, особенно матери

Воспитатель. Всё это порождает изменения в эмоциональной сфере.

Известный психолог Л.С.Выготский отмечал феномен «засушенное сердце» (отсутствие чувств), который он наблюдал у своих современников и который связан с «воспитанием, направленным, как правило, на интеллектуализированное поведение». К сожалению, этот феномен актуален и в наше время.

- Ответьте себе честно: существуют ли в вашей семье факторы, нарушающие эмоциональное благополучие ребёнка? Если есть один фактор, возьмите зелёное сердечко и прикрепите его к большому сердцу (на мольберт). Если два – приколите синее сердечко. Если три и более – приколите чёрное сердечко.

      Красное сердечко возьмёт тот, кто считает, что в его семье нет ни одного фактора, нарушающего эмоциональное благополучие ребёнка.

Родители выполняют задание. Далее обсуждаются результаты.

Воспитатель. Мне кажется, что многие папы и мамы задумаются, всё ли они сделали, чтобы не допускать нервных срывов у ребёнка.

Игра  «Добрые слова».

Родители поочерёдно называют ласковые слова или фразы, которые они используют, поощряя ребёнка.

Воспитатель. Родительская любовь и ласка нужна не только грудничкам, но и большим детям. И не только нежным девочкам, но и мужественным мальчикам. Главный герой повести Марселя Пруста «В сторону Свана» шестилетний мальчик, каждый день перед сном ждёт возможности поцеловать свою маму.

Для него это является итогом сегодняшнего дня, мостом перехода в будущее. Думаю, что это происходит потому, что поцелуй – это то, что являет и возвращает целостность. Поэтому мы целуем ранку ребёнка – чтобы быстрее зажила. Родительская ласка не должна ограничиваться только поцелуями и объятиями. Существует много других способов её выражения.

Советы для родителей «Минуты нежности»

Предложить родителям сначала привести примеры из семейного опыта. Затем им нужно сорвать лепесток у ромашки и зачитать совет.

1.      Танцуйте с малышом, прижимая его к себе. Вы будете находиться в близком контакте, а ритмичное покачивание под музыку успокоит его.

2.      Обнимите за плечи своего ребёнка, нежно погладьте по волосам или по щеке – простые движения так нужны ему, нужны постоянно.

3.      Порисуйте у ребёнка на спинке пальчиками, а он пусть отгадывает, что вы изображаете.

4.      Используйте для нежных игр вечерние часы или время после сна. Спокойная обстановка спальной комнаты располагает к играм, которые помогут Вам проявить свои чувства. Предложите ребёнку спрятать под одеялом мягкую игрушку, а Вы постарайтесь найти её. После отыскивания игрушки обязательно поцелуйте хозяина.

5.      Залезьте с крохой под одеяло и поболтайте о чём-нибудь, прижавшись, друг к другу.

6.      Дотроньтесь доверительно до руки или плеча ребёнка, отправляющегося в садик, - и  это придаст ему уверенности в собственных силах. Шутливо взъерошьте волосы Вашему озорнику – и он повеселеет.

Тестирование «Какой вы родитель?»

Не секрет, что характер взаимоотношений родителей с ребёнком оказывает существенное влияние на его развитие. Оцените  особенности Вашего общения. Часто ли Вы употребляете следующие по смыслу выражения?

1.      Какой ты у меня молодец!

2.      Ты способный, у тебя всё получится!

3.      Ты невыносим!

4.      У всех дети как дети, а у меня….

5.      Ты мой помощник.

6.      Вечно у тебя всё не так.

7.      Сколько раз тебе повторять?

8.      Какой ты сообразительный!

9.      Чтобы я больше не видела твоих друзей!

10. Как ты считаешь?

11. Ты полностью распустился!

12. Познакомь меня со своими друзьями.

13. Я тебе обязательно помогу, не переживай.

14. Меня не интересует, что ты хочешь. 

Обработка результатов. Если вы употребляете выражения 1, 2 ,5 ,8 ,10, 12, 13, то засчитайте себе 1 балл. Если Вы употребляете выражения 3, 4, 6, 7, 9, 11, 14, то засчитываете себе 2 балла. Подсчитайте общую сумму баллов.

7-8 баллов – между Вами и Вашим ребёнком царит полное взаимопонимание. Вы не злоупотребляете чрезмерной строгостью.

9-10 баллов – Ваше настроение в общении с ребёнком носит непоследовательный характер и больше зависит от случайных обстоятельств.

11-12 баллов – Вы недостаточно внимательны к ребёнку, возможно, часто подавляете его свободу.

13-14 баллов – Вы слишком авторитарны. Между вами и ребёнком часто возникает раздражение. Будьте более гибкими со своим ребёнком.

Воспитатель. Теперь перейдём к домашнему заданию. На столах лежат рисунки, выполненные вами вместе с детьми на тему «Моя семья».

- Расскажите, какое участие ребёнок принимал в рисовании.

- Кого из членов семьи ему больше всего хотелось изобразить?

- Какое у него было при этом настроение?

- Сколько времени вы потратили на выполнение задания?

Выступления двух-трёх родителей.

Тренинг.

1.Игра «Страхи в домиках».

Воспитатель. Когда ребёнок чувствует, что родители рядом, что они его любят, у него спокойно на душе. Но когда у ребёнка нет этого ощущения, он становится подозрительным, тревожным, чего-то боится. Я хочу предложить вам сыграть в игру-тест «Страхи в домиках».

Перед вами два домика – чёрный и красный. Надо решить, где будут жить страшные страхи, а где – нестрашные. Я буду перечислять страхи, а вы записывайте их номера внутри того домика, в который их поселите.

На самом деле это тест, который вы можете провести с ребёнком и выявить, чего он боится.

Результаты теста, который довался на дом.

Воспитатель. Известный российский психолог В.Л.Леви написал Семь правил для всех «Наказывая, подумай, зачем?». Я зачитаю только одно: «Ребёнок не должен бояться наказания. Не наказания он должен страшиться, не гнева нашего, а нашего огорчения…

При дефиците любви становится наказанием сама жизнь, и тогда наказания ищут как последний шанс на любовь».

                                                Заключительная часть

Воспитатель. Наша встреча подходит к концу. Возьмите красное сердечко, напишите на нём любое доброе пожелание и передайте его своему соседу. На сердечке вы также можете написать несколько слов о вашем отношении к проведённому собранию.

Любите своих детей, больше времени проводите с ними, и, тогда они вырастут здоровыми, уравновешенными и рассудите

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5.

Занятие «Я и моя семья»

Цель:

-         дать детям представление о семье, о составе семьи (мама, папа, дети -самые близкие люди, взрослые в семье работают, все дружны и внима­тельны друг к другу);

-         воспитывать чувство любви и уважения к родным;

-         учить составлять длинные, короткие предложения;

-         совершенствовать навыки связной речи;

-         закрепить навыки порядкового и количественного счета до 5.

Словарь: семья, родственные отношения, близкие люди.

Оборудование: альбом с фотографиями, кожух, карандаши для рисова­ния, куклы-макеты всех членов семьи.

Предварительная работа

-         Чтение стихотворения Е.Благининой «Посидим в тишине» (см. в При­ложении).

-         Беседы о семье.

-         Разучивание стихов о маме, семье.

Ход занятия:

1. Беседа о семье

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами поговорим о семье. Как вы понимаете, что такое семья? Ответы детей.

Воспитатель: Да, семья - это мама, папа, бабушки, дедушки, братики, сестрички.

Дети садятся полукругом возле воспитателя. Воспитатель показывает альбом.

Воспитатель: Сегодня я хочу показать вам наш семейный альбом, в нем фотографии членов моей семьи. Вот моя мама, а это мой папа. (Пере­спрашивает, кто это). А это моя сестра, а это моя бабушка, а это дедушка, а это вторая бабушка, а другого дедушки нет, он умер. (Переспрашивает). А это моя дочка. (Еще раз переспрашивает). Какая у вас мама? Мама ук­ладывала меня спать и пела колыбельную. А вам мама поет колыбельную песню? Какую? Давайте вместе споем колыбельную песню «Спят усталые игрушки».

В это время девочки могут взять своих куколок и укачивать их на ру­ках.

Воспитатель: А мой папа всегда помогал мне в трудную минуту. У него сильные трудовые руки. Он - глава нашей семьи. Мой папа - води­тель. И в детстве мы часто ездили с ним на экскурсии по разным городам, в лес за грибами, в цирк. А какие у вас папы, кем они работают?

Дети стоят в кругу. Вопрос задается нескольким детям.

Воспитатель: Мои бабушки очень добрые. Я очень любила к ним приходить. Одна бабушка живет в деревне. Мы очень часто к ней ездим в гости. Она всегда раньше пекла вкусные пирожки. У бабушки всегда теп­ло и уютно. А мой дедушка очень любил играть со мной в такую игру. Он надевал кожух и становился словно медведь. Он ловил меня, а я убегала. Давайте и мы поиграем.

2.              Физкультминутка

Воспитатель: Я буду ловить вас на «Раз, два, три - беги!», а вы - убе­гать. Я буду медведем, а вы зайчатами.

Воспитатель выходит из группы, надевает кожух, заходит в группу и ловит детей.

Воспитатель: Вот пришел большой медведь, Да как начал он реветь. Начал зайчиков ловить, Чтоб в берлогу утащить.

 

Дети убегают. Игра повторяется 2-3 раза.

3.              Продолжение беседы о семье

Дети рассаживаются за столы.

Воспитатель: Так о каких членах семьи мы с вами сейчас говорили?

Воспитатель выслушивает ответы детей, одновременно выставляя на стол макеты кукол мамы, папы, дедушек и бабушек.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему я поставила двух бабу­шек и двух дедушек одновременно? Так как это родители мамы и папы. А вы знаете, как зовут членов вашей семьи?

Ответы нескольких детей.

Воспитатель: А остальные расскажут после занятия. Ребята, каких еще членов семьи вы знаете? Братишки и сестренки - тоже члены семьи. (Выс­тавляет маленьких кукол). Вот, посмотрите, какая большая семья. Выс­тавлены все куклы.

Дети считают членов семьи (порядковый и количественный счет до 5). Если количество членов семьи превышает 5, то воспитатель продолжает считать.

4.              Зрительная гимнастика

Воспитатель: Ребята, посмотрите на первую куклу.., на последнюю куклу.., на маму..., на папу... и т.д.

5.              Игровое упражнение «Моя семья»

Воспитатель: Семья должна быть дружной и крепкой. Раньше всегда жили большими семьями: дедушка и бабушка, папа и мама, сыновья и дочери, внуки и внучки. А у вас семьи большие или маленькие? Кто у вас есть в семье?

Воспитатель дает установку ответа: в нашей семье есть... Воспитатель: Молодцы, теперь мы знаем, что такое семья. Семья -это мама, папа, бабушки, дедушки, сестры и братья.

6. Изобразительная деятельность.

Воспитатель: А сейчас давайте нарисуем одного из членов семьи, лю­бого, но одного. Нарисуем только лицо. (Показывает образец). Мы сде­лаем одну большую семью, а родители посмотрят и узнают себя или сво­их родных.

Разминка для пальцев «Игра на пианино», «Дружная семья»:

Этот пальчик - дедушка.

Этот пальчик - бабушка.

Этот пальчик - папа.

Этот пальчик - мама.

А этот пальчик - я.

Вот и вся моя семья. Самостоятельная деятельность детей. Итог занятия.

 

Занятие «Семейные обычаи»

Цель:

- познакомить детей с семейными обычаями;

- дать представление о том, что в каждой семье отмечают праздники по-своему;

- развивать речь детей;

- обогащать словарь детей синонимами и антонимами;

- воспитывать чувство любви и уважения к семейным праздникам;

- учить самостоятельно готовить приятные сюрпризы, подарки к празд­никам;

- закрепить знание цифры 0;

- закрепить порядковый и количественный счет предметов на пальцах. Словарь: обычаи, родственники, сюрпризы.

Оборудование: иллюстрации праздников, телефон, игра «Мыльные пузыри».

Предварительная работа

1.                  Составление рассказов из личного опыта «Мой день рождения».

2.                  Беседа о семье.

3.                  Чтение произведения В. Бианки «Вот какая мама».

Ход занятия:

1.              Интеллектуальная разминка

Воспитатель: Назовите домашних животных, диких животных. Ка­кая птица откладывает яйца в чужие гнезда? Назови три сказки. На что похожа зебра? Как зовут маму? Для чего нужен телефон? И т.д.

Ответы детей.

2.              Рассказ воспитателя о праздниках

Воспитатель: У каждого человека, у каждого народа существует с древ­них времен немало разных праздников. Есть праздники семейные, есть праздники личные. Скажем, твой день рождения - это праздник, прежде всего, твой личный, кроме того, это праздник для твоих родных - мамы, папы, бабушки, дедушки, братишки, сестренки... Одним словом, твой день рождения - праздник семейный. А какие еще вы знаете праздники?

Ответы детей.

3.              Составление рассказов из личного опыта

Воспитатель: Подумайте и расскажите нам о том, как вы отмечаете у себя в семье свой самый любимый праздник по такому плану: Назовите праздник. Чему он посвящается?

Как вы его отмечаете?

Куда вы ходите, что интересного происходит в этот день? Чем он вам нравится?

Дети составляют рассказы из личного опыта. Воспитатель отмечает самые интересные рассказы.

Воспитатель: Ну что ж, я вижу, что вы знаете и отмечаете семейные праздники.

4.              Дидактическая игра «Что за праздник?»

Воспитатель: Сейчас я буду показывать вам картинки, а вы отгадай­те, что за праздники на них изображены. Работа детей.

Воспитатель: Вот видите, у каждого праздника есть свои отличитель­ные черты, и вы их хорошо знаете.

5.              Физкультминутка

Раз, два, три, четыре, пять. Все умеем мы считать. Отдыхать умеем тоже: Руки за спину положим, Голову поднимем выше И легко-легко подышим.

Информация о работе Формирование психологического здоровья детей дошкольного возраста