Формирование психологического здоровья детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 21:18, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение особенностей формирования психологического здоровья детей дошкольного возраста.
В ходе работы решались следующие задачи:
1. Изучить особенности психологического здоровья детей дошкольного возраста по данным научных исследований;
2. Дать анализ основных теоретических подходов к проблеме психологического здоровья дошкольников в зарубежной и отечественной психологии;
3. Выявить факторы, влияющие на психологическое здоровье детей;
4. Разработать методы формирования психологического здоровья дошкольника.

Оглавление

Введение……………………………………………..…………………….3
Глава 1. Психологическое здоровье. Основные понятия…………………....6
1.1. Особенности психологического здоровья детей в дошкольном возрасте…………………………………………………………………………..13
1.2. Факторы, влияющие на психологическое здоровье детей дошкольного возраста…………………………………………………………15
1.3. Сохранение и укрепление психологического здоровья ребенка в семье и в детском саду………………………………………………………….23

Глава 2. Экспериментальное исследование формирования психологического здоровья детей старшего дошкольного возраста…………………………….33
2.1. Определение уровня сформированности психологического здоровья детей старшего дошкольного возраста…………………………….33
2.2. Реализация условий по формированию, укреплению и охране психологического здоровья детей старшего дошкольного возраста…….…41
2.3. Анализ полученных результатов по формированию психологического здоровья детей старшего дошкольного возраста……….46
Заключение……………………………………………………………………...50
Библиография………………………………………….……………………….52
Приложение……………………………………………………………………..55

Файлы: 1 файл

курсовая на печать.doc

— 400.50 Кб (Скачать)

5.      Дубровина, И.В. Психическое  здоровье  детей  и подростков[Текст]./ И.В. Дубровина - М.: Академия, 2000. – 256 с.

6.      Дубровина, И. В. Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы [Текст] / И.В. Дубровина.– М.: Академия, 1995. – 168 с.

7.      Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.Н. Психическое развитие дошкольников[Текст]./ О.М. Дьяченко, Т.Н. Лаврентьева - М.: Педагогика, 1984.

8.      Ермолаева, М.В.  Психология развития [Текст]./ М.В. Ермолаева - М.-Воронеж : МОДЭК, 2000. - 330 с.

9.      Захаров, А.И. Детские неврозы[Текст]./ А.И. Захаров - СПб.:Речь, 1997 г

10. Захаров, А.И. Неврозы у детей и психотерапия[Текст]./ А.И. Захаров -  СПб.:Речь, 1998.

11. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста [Текст]. / Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько. - М.: Просвещение, 1988. - 190 с.

12. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология [Текст]. / И.Ю. Кулагина. - М.:Просвящение, 1998 г.

13. Лакосина Н.Д.,Ушаков Г.К. Медицинская психология [Текст]. / Н.Д. Лакостина, Г.К. Ушаков. - М.: Медицина, 1984.- 272 с.

14. Лешкова Т. Коробка со страхами : игра-занятие для детей старшего дошкольного возраста [Текст]. / Т. Лешкова // Дошкольное воспитание. - 2004. № 10. - С. 30-33

15. Лисина, М.И. Общение и его влияние на развитие психики дошкольника [Текст]. / М.И. Лисина. - М., 1974.

16. Марцинковская, Т.Д. Детская практическая психология[Текст]. / под ред Т.Д. Марцинковской. - М.: Гардарики, 2000.

17. Никифоров, Г.С. Психология здоровья [Текст]./ Г.С. Никифоров - СПб.: Питер, 2003.- 607с.

18. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология [Текст]. / Л.Ф. Обухова – М.: Российское педагогическое агентство, 1996,-374 с.

19. Пахальян, В.Э. Психопрофилактика и безопасность психологического здоровья детей [Текст]./ В.Э. Пахальян // Прикладная психология.-2002.-№ 5-6

20. Пахальян В.Э.  Развитие и психологическое здоровье: Дошкольный и школьный возраст [Текст]./ В.Э. Пахальян . – М.: Питер, 2006,- с.294

21. Платонов, К.К. Психологический практикум [Текст]./ К.К. Платонов -М., 1980 .

22. Прихожан, А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности [Текст]./А.М. Прихожан // Психологическая наука и образование, 1998, №2

23. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога [Текст]./ Е.И. Рогов – М.: ВЛАДОС, 1998. - 480 с.

24. Стожарова, М.Ю. Формирование психологического здоровья дошкольников [Текст]./ М.Ю. Стожарова. - Ростов н/Д: Феникс, 2007г

25. Хухлаева, О.В. Формирование психологического здоровья у школьников [Текст]: Автореф. дис. …докт. психол. наук. М., 2001.- 142с.

26. Чистякова, М.И. Психогимнастика [Текст]./ Под ред. М.И. Буянова. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 160 с

27. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детском возрасте [Текст]./Д.Б. Эльконин. – М.: Просвещение, 1995.

28. Юраш, А.Г. Актуальность охраны психологического и психического здоровья детей на современном этапе развития общества/ А.Г. Юраш // Психологическая газета, 1997, № 10(25)

29. www.nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/library/programma-psikhologicheskoe-zdorove-doshkolnikov-sokhranenie-i-ukreplenie

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

Предполагается, что выбор ребенком того или иного лица будет зависеть от его собственного психологического состояния в момент проведения тестирования.

Двусмысленные рисунки в методике имеют основную «проективную» нагрузку. То, какой смысл придает ребенок именно этим рисункам, указывает на типичное для него эмоциональное состояние в подобных жизненных ситуа­циях.

Показав ребенку рисунок, экспериментатор к каждому из них дает инструкцию-разъяснение следующего содер­жания:

К рис. 1. Игра с младшими детьми: «Как ты дума­ешь, какое у ребенка будет лицо, веселое или печа­льное?

Крис. 2. Ребенок и мать с младенцем: «Как ты дума­ешь, какое у ребенка будет лицо, веселое или печа­льное? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом».

Крис. 3. Объект агрессии: «Как ты думаешь, какое у ребенка будет лицо, веселое или печальное?».

К рис. 4. Одевание: «Как ты думаешь, какое у ре­бенка   будет   лицо,   веселое   или   печальное? Он (она) одевается».

Крис. 5. Игра со старшими детьми: «Как ты дума­ешь, какое у ребенка будет лицо, веселое или пе­чальное? Он (она) играет со старшими детьми»

К рис. 6. Укладывание спать в одиночестве: «Как ты думаешь, какое у ребенка будет лицо, веселое или печальное? Он (она) идет спать».

К рис. 7. Умывание: «Как ты думаешь, какое у ребенка  будет лицо,   веселое  или  печальное? Он (она) в ванне».

К рис. 8. Выговор: «Как ты думаешь, какое у ребенка будет лицо, веселое или печальное?».

К рис. 9. Игнорирование: «Как ты думаешь, какое у ребенка будет лицо, веселое или печальное?».

К рис. 10. Агрессивное нападение: «Как ты думаешь, какое у ребенка будет лицо, веселое или печальное?»

К рис. 11. Собирание игрушек: «Как ты думаешь, какое у ребенка будет лицо, веселое или печаль­ное? Он (она) убирает игрушки».

К рис. 12. Изоляция: «Как ты думаешь, какое у ре­бенка будет лицо, веселое или печальное?».

К рис. 13. Ребенок с родителями: «Как ты дума­ешь, какое у ребенка будет лицо, веселое или пе­чальное? Он (она) со своими мамой и папой».

К рис. 14. Еда в одиночестве: «Как ты думаешь, какое у ребенка будет лицо, веселое или печаль­ное? Он (она) ест».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

Выделяется 5 симптомокомплексов:

•              благоприятная семейная ситуация;

•              тревожность;

•              конфликтность в семье;

•              чувство неполноценности в семейной ситуации;

•              враждебность в семейной ситуации.

По каждому из обозначенных симптомокомплексов ставится определённое количество баллов от 0 до 3:

3 балла – максимальная выраженность показателя;

2 балла – средняя выраженность;

1 балл – минимальная выраженность показателя;

0 – отсутствие показателя.

Для объективной оценки данных   разработана оценочная шкала:

Низкий уровень – 1-4 балла

Средний уровень – 5-15 баллов

Высокий уровень – 16-24 балла.

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3.

Карлсон

 

Ведущий предлагает детям отгадать загадку:

Мой дом - у вас на крыше!

Я каждому знаком!

И мой пропеллер слышен

Над вашим чердаком!

                                          (М. Танич)

Затем один ребенок показывает, какое лицо у Карлсона, а другой  -  какое довольное лицо у мальчика, к которому прилетел Карлсон.

Выразительные движения.   1. Надуть щеки. 2. Улыбаться.

 

Два клоуна

 

Под музыку В. Адигезалова «Мне очень весело» два веселых клоуна жонглируют воображаемыми разноцветными кольцами, не замечая друг друга. Вдруг они сталкиваются спинами и падают. Им так смешно, что они, сидя на полу, громко хохочут. Немного успокоившись, клоуны помогают друг другу встать, собирают кольца и снова весело жонглируют. Но теперь они бросают кольца друг другу.

Выразительные движения. Голову откинуть, рот широко раскрыть, губы растянуть улыбкой, брови приподнять, глаза слегка прищурить.

 

 

Чунга-Чанга

 

Путешественник пристал на своем корабле к Волшебному острову, где все всегда радостны и беззаботны.

Едва он сошел на берег, как его окружили жители чудесного острова — маленькие чернокожие дети. И на мальчиках, и на девочках были надеты одинаковые пестрые юбочки, на ногах и руках у них звенели браслеты с колокольчиками, в ушах у всех были круглые серьги, на шее - бусы, а в волосах — красивые перья.

С веселой улыбкой они стали пританцовывать под музыку В. Шаинского «Чунга-Чанга» вокруг путешественника и петь:

 

Чудо-остров, Чудо-остров,

Жить на нем легко и просто,

Чунга-Чанга!

 

Путешественник решил навсегда остаться на этом острове.

 

 

 

Приложение 4.

Родительское собрание на тему «Эмоциональное благополучие ребенка».

Цель: Создание условий для возникновения партнёрских отношений между родителями и педагогами.

Задачи: привлечь родителей к активному участию в образовательном процессе детей; создать условия для обмена семейным опытом; обсудить наиболее актуальные проблемы воспитания, выработать единые требования по теме собрания.

Форма проведения: заседание родительского клуба.

Участники: воспитатели, родители.

 

                                                    Ход мероприятия

Предварительный этап

1.      Анкетирование «Диагностика уровня эмоционального развития ребёнка».

2.      Выполнение родителями и детьми задания: дома вместе нарисовать свою семью.

Организационный этап

На мольберте прикреплено изображение большого сердца; на столах разложены вырезанные из бумаги изображения маленьких сердец (зелёного, синего, чёрного и красного цветов); приготовлены картинки для игр и тестов; столы и стулья расставлены по кругу.

Вступительная часть

Воспитатель. Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы собрались на заседание нашего семейного клуба, чтобы поговорить о значимости эмоционального благополучия ребёнка для сохранения и укрепления его здоровья.

Разминка. Упражнение «Улыбайтесь!»

Воспитатель. Всем нам, взрослым крайне необходимо приучить себя к тому, чтобы наше лицо всегда украшала тёплая и доброжелательная улыбка. Если её нет, должна быть готовность к ней. Внутренняя улыбка должна быть всегда. С этой целью утром нужно подольше задерживать взгляд на своём отражении в зеркале. Полюбоваться собой, покривляться, показать себе язык: это вас рассмешит, и вы улыбнётесь. Стоп! Именно такое, а не «казённое» лицо должно быть у вас в течение дня. Обещайте себе это, прежде чем выйти на улицу.

     А сейчас давайте поприветствуем друг друга своими улыбками. Подарите свои улыбки соседу справа и слева.

     Учёные относят дошкольный возраст к так называемым критическим периодам в жизни ребёнка.

При неблагоприятных условиях у детей возникает эмоциональное напряжение и как результат – появление неврозов.

- Как вы думаете, в чём это проявляется? (Высказывания родителей.)

Дети становятся капризными, у них часто меняется настроение (они то плаксивы, то агрессивны), быстро утомляются, плохо утомляются, плохо засыпают. Ребёнок с невротическими нарушениями некомфортно чувствует себя и в детском саду: он бесцельно ходит по групповой комнате, не может найти себе занятие.

Выступление с докладом.

Воспитатель. Дома вы заполнили анкету и определили уровень эмоционального развития вашего ребёнка.

Диагностика уровня эмоционального развития ребёнка

1.      Опишите обычное состояние ребёнка.

2.      Часто ли он плачет?

3.      Как долго остаётся расстроенным?

4.      Чего боится ребёнок?

5.      Часто ли бывает сердитым, агрессивным?

6.      Быстро ли он устаёт?

7.      Существуют ли у ребёнка следующие проблемы: мочится ночью в постель, грызёт ногти, сосёт палец?

8.      Как ребёнок относится к незнакомым взрослым?

9.      Как он относится к детям?

10. Как относится к животным?

11. Кого в семье ребёнок слушается?

12. Помогает ли он по дому?

13. Какие качества ребёнка Вы особенно цените?

14. Единодушны ли взрослые члены семьи по отношению к ребёнку (что разрешать, а что запрещать)?

Тест «Продолжи фразу».

Мы проанализируем ваши ответы и подготовим соответствующие консультации.

Наказание применяется потому, что ………………………………………

Вам приходится наказывать ребёнка, когда он …………………………..

Какие наказания Вы применяете по отношению к своему ребёнку?.......

 

После обработки ваших ответов мы выявили наиболее часто встречающиеся причины нарушения эмоционального благополучия детей.

Результаты (в %) представляются в наглядной форме.

Причины

-   Несогласованность требований к ребёнку дома и в детском саду.

-   Нарушение режима дня.

- Избыток информации, получаемой ребёнком (интеллектуальные перегрузки).

- Желание родителей дать своему ребёнку знания, которые не соответствуют его возрасту.

-  Неблагополучное положение в семье.

- Частое посещение с ребёнком мест массового скопления людей; родители должны учитывать: то, что является обыденной жизнью для взрослого, может стать стрессовой ситуацией для ребёнка.

- Чрезмерная строгость родителей, наказание за малейшее неповиновение, боязнь ребёнка сделать что-то не так.

Информация о работе Формирование психологического здоровья детей дошкольного возраста