Формирование психологического здоровья детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 21:18, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение особенностей формирования психологического здоровья детей дошкольного возраста.
В ходе работы решались следующие задачи:
1. Изучить особенности психологического здоровья детей дошкольного возраста по данным научных исследований;
2. Дать анализ основных теоретических подходов к проблеме психологического здоровья дошкольников в зарубежной и отечественной психологии;
3. Выявить факторы, влияющие на психологическое здоровье детей;
4. Разработать методы формирования психологического здоровья дошкольника.

Оглавление

Введение……………………………………………..…………………….3
Глава 1. Психологическое здоровье. Основные понятия…………………....6
1.1. Особенности психологического здоровья детей в дошкольном возрасте…………………………………………………………………………..13
1.2. Факторы, влияющие на психологическое здоровье детей дошкольного возраста…………………………………………………………15
1.3. Сохранение и укрепление психологического здоровья ребенка в семье и в детском саду………………………………………………………….23

Глава 2. Экспериментальное исследование формирования психологического здоровья детей старшего дошкольного возраста…………………………….33
2.1. Определение уровня сформированности психологического здоровья детей старшего дошкольного возраста…………………………….33
2.2. Реализация условий по формированию, укреплению и охране психологического здоровья детей старшего дошкольного возраста…….…41
2.3. Анализ полученных результатов по формированию психологического здоровья детей старшего дошкольного возраста……….46
Заключение……………………………………………………………………...50
Библиография………………………………………….……………………….52
Приложение……………………………………………………………………..55

Файлы: 1 файл

курсовая на печать.doc

— 400.50 Кб (Скачать)

6.              Дидактическая игра «Скажи наоборот»

Далеко - близко Быстро - медленно и т.д.

7.              Дидактическая игра с телефоном «Поздравление», «Приглашение в гости»

Дети звонят по телефону своему другу (по группе) и поздравляют с каким-нибудь праздником или приглашают в гости к себе на праздник. Например:

Ребенок 1: Алло! Здравствуйте! Позовите, пожалуйста, к телефону Диму? Дима? Здравствуй! Это Аня тебе звонит. Я поздравляю тебя с праз­дником ...! Желаю тебе здоровья, удачи, счастья в жизни, добра и весе­лья ... До свидания!

Ребенок 2: Здравствуй, ... Приглашаю тебя ко мне на день рождения! Приходи ко мне в субботу, к 2 часам. Я буду ждать.

Ребенок 3: Спасибо за приглашение! Я обязательно приду.

Ребенок 2: До свидания!

Ребенок 3: До скорой встречи!

8.              Игровое упражнение «Сюрприз»

Воспитатель: Что такое сюрприз? Это приятный момент, подарок. Какие сюрпризы вы можете приготовить для родителей, семьи? Чем мо­жете их порадовать?

Ответы детей.

Воспитатель: Я предложу вам одну игру-развлечение, которую вы можете провести в кругу своей семьи на любом празднике. Называется она «Поймай пузыри».

Дети ловят мыльные пузыри.

Воспитатель: А теперь покажите, сколько мыльных пузырей пойма­ли. Поднимите выше, выше! Что-то я ничего не вижу. Давайте еще раз попробуем их поймать. Покажите мне на пальчиках, сколько пузырей вы поймали. (Показывают 0). Покажите 1, 2, 3... первый, последний. Понра­вилась вам игра? Настроение улучшилось? Я думаю, что и у ваших род­ных, друзей поднимется настроение, если вы с ними так поиграете.

Домашнее задание: изготовление подарков.

9.              Изобразительная деятельность «Моя семья»

Разминка для рук. Дети поочередно раскрывают кулачок, называя каж­дый пальчик.

Этот пальчик - папа,

Этот пальчик - мама,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - я!

Вот дедушка,

Вот бабушка,

Вот папочка,

Вот мамочка,

Вот деточка моя.

А вот и вся моя семья.

Дети рисуют членов своей семьи. Выставка детских работ. Итог занятия.

 

Занятие «Семейный альбом»

Цель:

- воспитывать внимание, доброжелательность, готовность доставлять радость близким людям;

- закреплять представление о том, что в семье все дружны и внимательны друг к другу, дома всегда уютно и радостно;

- учить осознавать понятие семья, уметь объяснять его;

- продолжать составлять короткие рассказы о семье;

- учить ориентироваться на листе бумаги, правильно располагать рису­нок.

Словарь: семья, родственные отношения.

Оборудование: кукла, семейный альбом, набор цветных карандашей, про­стой карандаш, семейные мини-альбомы, набор фигурок «Семья». Предварительная работа

1.                  Рассматривание семейных альбомов дома вместе с родителями.

2.                  Составление рассказов о своей семье по семейным фотографиям.

Ход занятия:              

1. Составление рассказов о семье

Воспитатель: Ребята, к нам пришла в гости девочка Маша.

Дети принимают гостью, предлагают ей присесть.

Воспитатель: Она принесла красивый семейный фотоальбом и хочет рассказать нам о своей семье.

Кукла: Меня зовут... (называет имя и фамилию). Моя семья живет в ... (называет адрес и телефон).

Наша семья - это папа, мама, я и моя сестра. Моего папу зовут ... (на­зывает имя и отчество). Он работает ... (называет профессию, или место работы). Мою маму зовут... Она работает... Мою сестру зовут ... Она младше (старше) меня. Ей... лет.

Мы живем дружно и заботимся друг о друге. Я хочу быть похожей на маму. Она очень добрая, ласковая и нежная. И на папу - он сильный, за­ботливый, справедливый. Я похожа на папу. У меня такие же глаза. И на маму - у меня такие же губы и волосы. Я люблю свою семью. (Выставля­ется набор «Семья»). Это моя семья.

У меня еще есть бабушки и дедушки, тети и дяди. Это наши родствен­ники. Все родственники помнят друг друга. Мы поздравляем друг друга с днем рождения, ходим и ездим друг к другу в гости, помогаем друг другу, звоним по телефону.

Все люди с годами меняются: взрослеют, стареют, из маленьких детей превращаются во взрослых теть и дядь. Для того чтобы помнить, какими мы были, наша семья фотографируется и вклеивает фотографии в аль­бом. У нас тоже есть такой большой семейный альбом.

Маша показывает альбом и рассказывает по фотографиям по просьбе детей.

Предлагает детям рассказать о своих фотоальбомах.

Маша показывает фото «Путешествие в лесу» к физкультминутке.

2.              Физкультминутка

Мы к лесной лужайке вышли,

Поднимая ноги выше,                 

Через кустики и кочки,               

Через ветки и пенечки.                   

Кто так правильно так шагал,         

Не споткнулся, не упал.

3.              Дидактическая игра «Моя семья»

- Какая твоя семья, большая или маленькая?

- Кто и какую работу выполняет дома?

- А что умеешь делать ты?

1.                  Сушить после прогулки рукавички?

2.                  Зашнуровать ботинки?

3.                  Завязать бантик?

4.                  Убрать на место игрушки?

5.                  Застелить кровать? И т.д.

4. Рисование членов своей семьи

Воспитатель: Ребята, мы с вами рассмотрели ваши семейные альбо­мы. Я вам предлагаю превратиться в художников. Вы сами нарисуете чле­нов своей семьи, друзей, родственников. Разминка для рук «Дружная семья».

Этот пальчик - дедушка.

Этот пальчик - бабушка.

Этот пальчик - папа.

Этот пальчик - мама.

А этот пальчик - я.

Вот и вся моя семья.

Дети выполняют работу, размещая все портреты на одном листе бумаги. Из работ дети оформляют выставку. Каждый рассказывает о своей работе, называя того, кого он нарисовал и место расположения его порт­рета («В правом верхнем углу я нарисовал портрет... А в центре листа с нарисовал ...» И т.д.). Итог занятия.

Приложение 6.

Занятие на тему «Страх»

1. Игра "Гуси-лебеди".

Дети гуляют по помещению, представляя, что они находятся на цветущей полянке. Когда ведущий подает сигнал тревоги, дети прячутся за стульчики.

Игра повторяется несколько раз.

2. Упражнение "Найди пиктограмму".

Дети выбирают пиктограмму страха из заранее подготовленных.

Сопоставить выбор детей с тем чувством, которое они переживали, когда прятались от гусей.

Рассмотреть с детьми выбранную ими пиктограмму, обратить внимание на брови, глаза, рот.

3. Обсуждение с детьми поговорки "У страха глаза велики". Отметить прямой и скрытый смысл поговорки.

Вопрос к детям:

— Пугались ли вы когда-нибудь так, что причина страха вам казалась значительно страшнее, чем было на самом деле?

4. Чтение отрывка из сказки С. Михалкова "Три поросенка" (эпизод, в котором описывается, как поросята убегают от волка и дрожат от страха).

Вопрос к детям:

— Почему Наф-Наф не боялся страшного волка?

1) Рисование на тему "Наф-Наф не боится страшного волка".

2) Предложить детям нарисовать эпизод из сказки С. Михалкова "Три поросенка".

Рассмотреть рисунки детей. Обратить внимание на особенности изображения смелого поросенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 7.

Занятие на тему: Дружбой надо дорожить

Цель:

- дать детям представление о том, что обижать маленьких или тех, кто слабее тебя, нельзя, за них надо заступаться; учить составлять рассказы по сюжетным картинкам; закрепить умение ориентироваться в пространстве (на, под, в...); закрепить знания о геометрических фигурах круге и овале; закрепить навыки рисования; разучить пословицы о дружбе;

- развивать память, сообразительность, внимание, желание помогать тем, кто слабее, меньше.

Словарь: взаимопомощь.

Оборудование: серия сюжетных картинок «Ежи», Книга добрых правил и волшебных слов, зайка, фланелеграф.

Предварительная работа

Наблюдение за играми детей.

Обсуждение ситуаций.

Дидактическая игра «Что такое хорошо, что такое плохо?».

Ход занятия:

1.              Повторение

Воспитатель: Вспомните, ребята, с какими правилами хорошего по-недсния мы уже познакомились? «Не хвастайся» и «Играть надо дружно».

2.              Рассматривание иллюстраций о ежах

Воспитатель: Давайте придумаем историю-сказку по этим картинкам.

Дети, стоя полукругом, рассматривают картинки.

Воспитатель: Что изображено на первой картинке? Что случилось с ежом? Кто пришел ему на помощь? Что он сделал, как помог? Чем закон­чилась эта история? Почему они веселятся?

Ответы детей.

3.              Составление сюжетного рассказа по картинкам

Воспитатель начинает предложение, а вызванный ребенок продолжа­ет. Например:

«Однажды в солнечный теплый день ежик Боря отправился... в гости к своему другу Сене.

Когда он подошел к речке, то... увидел, что нет моста. Но подумал, что речка узкая, и ее можно переплыть.

Ежик Боря стал тонуть звать на помощь, и... его услышал друг и поторопился к нему на выручку.

Их радости не было предела. Они стали кружиться, веселиться, смеять­ся, потому что... один спас другого. Хорошо закончилась эта история.»

Вопросы: Какой был день? (Ясный, солнечный, теплый, летний). Каким оказался ежик Боря? (Неосторожным, невнимательным, легкомысленным, торопливым). А Сеня? (Смелым, находчивым, отважным, добрым).

Ребенок по желанию доставляет целый рассказ. Дети придумывают название к рассказу, выбирается лучшее. Например, «Надежный друг», «Палочка-выручалочка», «Норный друг».

4.              Психогимнастика

Дети садятся на ковер.

Воспитатель: Расслабьтесь. Представьте что-нибудь хорошее, доброе что вы представили?

Ответы детей.

5.              Чтение и показ сказки «Случай в лесу» (см. в Приложении)
Воспитатель: Один рассказ о взаимовыручке вы мне рассказали. А

теперь я вам расскажу сказку «Случай в лесу». Беседа по сказке.

Воспитатель: Где были домики зверей? На какую геометрическую фигуру похожи домики? А на какую букву? Кто помог зайчику спрятать­ся от волка? А как другие звери помогли зайчику, ведь они его не прята­ли? О чем эта сказка? Об этом есть пословица «Где дружбой дорожат, там и враги дрожат». Как вы ее понимаете? Давайте выучим эту пословицу, (повтор 2-3 раза).

6.              Физкультминутка

В хоровод встал серый зайка,

Он поет: «Я был зазнайка.

А теперь могу считать

Раз, два, три, четыре, пять.

Раз, два, три, четыре, пять!

И присесть могу и встать.

И поэтому с утра

Я кричу: «Ура! Ура!».

7.              Знакомство с правилами поведения

Воспитатель: Какую пословицу о дружбе вы запомнили? Мы послу­шали два рассказа, выучили пословицу о дружбе, о дружбе есть правило в нашей книге добрых правил. (Зачитывает). «Никого не обижай ни сло­вом, ни поступком. Заботься о младших, помогай им, защищай тех, кто слабее тебя».

8.              Обсуждение ситуации

Воспитатель: Совершаете ли вы добрые поступки? Ответы детей.

Воспитатель: Друзья, дружба, добро - какие замечательные слова. Давайте мы все-таки поможем зайчику, нарисуем в тетрадях домик для зайки. И у него будет дом, друзья, дружба...

9.              Работа в тетрадях «Домик для зайца»

Разминка для пальцев:

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики

Мы с тобой подружим,

Маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять -

Вместе будем мы считать.

Пять, четыре, три, два, один -

Все мы любим апельсин. Самостоятельная работа детей.

10.              Итог занятия

Воспитатель: Я рада, что у нас дружные ребята. Вижу, умеете дру­жить, умеете заботиться о других. Давайте еще раз повторим пословицу о дружбе «Где дружбой дорожат, там и враги дрожат» и правило: «Никого не обижай, защищай и помогай». И вы, ребята, когда придете домой, рас­скажите о нашем занятии папам и мамам.

 

 



Информация о работе Формирование психологического здоровья детей дошкольного возраста