Формирование психологического здоровья детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 21:18, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение особенностей формирования психологического здоровья детей дошкольного возраста.
В ходе работы решались следующие задачи:
1. Изучить особенности психологического здоровья детей дошкольного возраста по данным научных исследований;
2. Дать анализ основных теоретических подходов к проблеме психологического здоровья дошкольников в зарубежной и отечественной психологии;
3. Выявить факторы, влияющие на психологическое здоровье детей;
4. Разработать методы формирования психологического здоровья дошкольника.

Оглавление

Введение……………………………………………..…………………….3
Глава 1. Психологическое здоровье. Основные понятия…………………....6
1.1. Особенности психологического здоровья детей в дошкольном возрасте…………………………………………………………………………..13
1.2. Факторы, влияющие на психологическое здоровье детей дошкольного возраста…………………………………………………………15
1.3. Сохранение и укрепление психологического здоровья ребенка в семье и в детском саду………………………………………………………….23

Глава 2. Экспериментальное исследование формирования психологического здоровья детей старшего дошкольного возраста…………………………….33
2.1. Определение уровня сформированности психологического здоровья детей старшего дошкольного возраста…………………………….33
2.2. Реализация условий по формированию, укреплению и охране психологического здоровья детей старшего дошкольного возраста…….…41
2.3. Анализ полученных результатов по формированию психологического здоровья детей старшего дошкольного возраста……….46
Заключение……………………………………………………………………...50
Библиография………………………………………….……………………….52
Приложение……………………………………………………………………..55

Файлы: 1 файл

курсовая на печать.doc

— 400.50 Кб (Скачать)

Демократический характеризуется высоким уровнем приятия ребенка, хорошо развитым вербальным общением с детьми, верой в самостоятельность ребенка в сочетании с готовностью помочь ему в случае необходимости. В результате такого воспитания дети отличаются умением общаться со сверстниками, активностью, агрессивностью, стремлением контролировать других детей (причем сами не поддаются контролю), хорошим физическим развитием.

При контролирующем стиле воспитания родители берут на себя функцию контроля за поведением детей: ограничивают их деятельность, но поясняют суть запретов. В этом случае детям бывают присущи такие черты, как послушаемость, нерешительность, неагрессивность.

При смешанном стиле воспитания дети чаще всего характеризуются как послушные, эмоционально чувствительные, внушаемые, неагрессивные, нелюбопытные, с бедной фантазией [1].

Особый интерес представляют изучение и классификация неправильных типов воспитания, которые приводят к формированию различных неврозов. Выделяется три типа неправильного воспитания.

1. Неприятие, эмоциональное отвержение ребенка (осознаваемое или неосознаваемое), присутствие жестких регламентирующих и контролирующих мер, навязывание ребенку определенного типа поведения в соответствии с родительскими понятиями о «хороших детях». Другой полюс отвержения характеризуется полным равнодушием, попустительством и отсутствием контроля со стороны родителей.

2. Гиперсоциализирующее воспитание – тревожно-мнительное отношение родителей к здоровью, успехам в обучении своего ребенка, его статусу среди сверстников, а также чрезмерная озабоченность его будущим.

3. Эгоцентрическое – чрезмерное внимание к ребенку всех членов семьи, присвоение ему роли «кумира семьи», «смысла жизни» [4].

Все негативные факторы связаны с проблемой невротизации ребенка, т.е. с причинами возникновения и протекания болезни. В связи с тем, что именно в дошкольном возрасте наиболее часто встречаются дети, страдающие неврозами и другими психическими заболеваниями, весьма актуальной является проблема психопрофилактики психического состояния здоровых детей-дошкольников. Безусловно, самым лучшим профилактическим средством являются хорошие отношения родителей с детьми, понимание родителями внутреннего мира своего ребенка, его проблем и переживаний, умение поставить себя на место своих детей [1].

Пути укрепления психического здоровья детей по мнению ВОЗ включают следующие:

1)     мероприятия в раннем детстве (например, посещения на дому беременных женщин, дошкольные психосоциальные мероприятия);

2)     поддержка детей (например, программы по приобретению навыков, программы по развитию детей и молодых людей).

Отсюда можно сделать вывод, о том что задачи психологической поддержки детей в дошкольном учреждении могут быть:

1)     Обучение положительному самоотношению и принятию других людей.

2)     Обучение рефлексивным умениям (умение осознавать свои чувства, причины поведения).

3)     Формирование потребности в саморазвитии (умение находить в трудных ситуациях силы внутри себя).

Эти задачи могут реализовываться на групповых занятиях с детьми.

Исходя из задач, система работы по формированию психологического здоровья будет состоять из следующих этапов:

      Диагностика тревожности и адаптированности детей к детскому саду и семье, наблюдение за воспитанниками и последующее определение их уровня психологического здоровья.

      Включение детей, отнесенных ко второму уровню психологического здоровья, в еженедельные групповые занятия профилактической направленности.

      Подключение детей, отнесенных к третьему уровню психологического здоровья, к коррекционной работе с привлечением родителей к индивидуальному консультированию.

Рекомендации педагогам дошкольного учреждения в сфере профилактики формирования психологического неблагополучия в развитии ребенка:

1)     Создавайте в учреждении спокойную, жизнерадостную обстановку.

2)     Проявляйте искренний интерес к личности каждого ребенка, его состоянию, настроению.

3)     Организовывайте жизнедеятельность детей таким образом, чтоб у них накапливался положительный опыт добрых чувств.

4)     Собственным поведением демонстрируйте уважительное отношение ко всем детям.

5)     В ходе обучающих занятий учитывайте возрастные особенности и интересы детей.

6)     Создавайте условия для формирования у детей положительных взаимоотношений со сверстниками, привязанности и доверия ко взрослым

7)     Учите детей осознавать свои эмоциональные состояния, настроения и чувства окружающих людей.

8)     Учите детей устанавливать связь между поступками, событиями, настроением и самочувствием людей.

9)     При организации взаимодействия чаще пользуйтесь поощрением, поддержкой детей, чем порицанием и запрещением.

10) Создавайте условия для эффективного доверительного сотрудничества с родителями воспитанников.

Сейчас существуют специальные программы, предусматривающие различные виды работ, направленные на сохранение и укрепление психологического здоровья дощкольников. Рассмотрим некоторые из них, а именно программу «Формирование психологического здоровья детей старшего дошкольного возраста» Стожаровой М.Ю. [24] и программу Берчатовой Э.В. «Психологическое здоровье дошкольников: сохранение и укрепление»[29].

Перед первой программой стоят следующие задачи:

- обогащение эмоциональной сферы ребенка положительными эмоциями;

- развитие дружеских взаимоотношений через игру, общение детей в повседневной жизни;

- коррекция эмоциональных трудностей детей ( тревожность, страхи, агрессивность, низкая самооценка);

- обучение детей способам выражения эмоций, выразительным движениям;

- расширение знаний педагогов ДОУ о различных вариантах эмоционального развития детей, о возможностях преодоления эмоциональных трудностей дошкольников;

- формирование навыков правильного реагирования родителей на различные эмоциональные проявления детей в практическом игровом тренинге.

Программа состоит из четырех блоков работы с детьми. Каждый блок программы в свою очередь включает в себя четыре раздела, объединенных общей тематикой. В рамках каждого раздела выделены задачи работы с дошкольниками по формированию психологического здоровья.                 

1-ый блок. Овладение детьми языком эмоций.

Разделы:

      Мимика;

      Пантомимика

      Закрепление в эмоциональной сфере положительных эмоций

      Обучение детей адекватному выражению эмоций ( соответственно ситуации).

2-ой блок. Коррекция агрессивности.

Разделы:

      Коррекция драчливости у дошкольников;

      Снятие конфликтности в общении детей;

      Снятие вербальной агрессии;

      Преодоление импульсивности.

3-ий блок. Формирование у дошкольников уверенности в себе.

Разделы:

      Снятие тревожности;

      Коррекция страхов;

      Формирование адекватной положительной самооценки;

      Формирование у детей уверенности в собственных силах.

4-ый блок. Формирование социальных навыков.

Разделы:

      Развитие умения понимать и принимать позицию другого человека;

      Овладение коммуникативными навыками;

      Развитие эмпатии;

      Развитие дружеских взаимоотношений.

У второй же программы стоят другие задачи, такие как:

- создать условия для полноценного физического и психического развития дошкольников, их эмоционального и личностного благополучия.

- скорректировать действия всех участников воспитательно-образовательного процесса для эффективного развития и укрепления психологического здоровья детей.

- вовремя  выявить проблему и оказать соответствующую помощь ребёнку.

- обеспечить выпуск ребёнка к школе в соответствии с разработанной «Моделью выпускника».

Каждая подпрограмма:

o        рассчитана на определённый возраст;

o        имеет свою цель и задачи, необходимые для решения и получения положительного результата в работе;

o        позволяет планирование мероприятий для профилактической и коррекционно-развивающей работы после отслеживания первичных результатов диагностики;

o        имеет свой механизм реализации, который тесно взаимосвязан с этапами реализации самой Программы (проекта) «Психологическое здоровье: сохранение и укрепление» в течение учебного года;

o        формы работы с детьми, родителями и сотрудниками ДОУ;

o        предусматривает обязательную совместную деятельность педагога-психолога с сотрудниками детского сада;                             

o        имеет свои ожидаемые результаты.

Программа (проект)  предусматривает  3 подпрограммы:

1. «Тропинка в детский сад» (Адаптация ребёнка к ДОУ)

     ( I и II младшая группа).

Задачи:

      Создать условия для охраны и укрепления здоровья детей, облегчения периода адаптации к условиям дошкольного учреждения;

      Формировать у детей навыки здорового образа жизни, содействовать полноценному физическому развитию детей;

      Закладывать основы будущей личности:

2.  «Тропинка к своему Я» (Эмоционально-личностное развитие детей) 

        (средняя и старшая группа).

Задачи:

      Обучение положительному самоотношению и принятию других людей;

      Обучение рефлексивным умениям;

      Формирование потребности в саморазвитии.

      Содействие росту, развитию ребёнка.

3.  «Тропинка в школу» (Подготовка в школу и профилактика дезадаптации)

          (подготовительная группа).

Задачи:

      Приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;

      Обеспечение эмоционального благополучия каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения;

      Развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;

      Стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и др. активности детей в различных видах деятельности;

      Развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста).

Таким образом, рассмотрев вопросы психологического здоровья в семье и в ДОУ можно сделать вывод, что без слаженной и взаимосвязанной работы родителей и работников детского сада невозможно успешное формирование и укрепление психологического здоровья детей. Это возможно достигнуть через тесное сотрудничество тех людей, которые участвуют в воспитании и образование ребенка, будь то воспитатель, психолог или родитель. Необходима некая преемственность в стиле общения, образования, воспитания и отношения к самому ребенку в детском саду и в школе.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Экспериментальное исследование формирования психологического здоровья детей дошкольного возраста.

 

2.1.                       Определение уровня сформированности психологического здоровья детей дошкольного возраста.

 

Исследование уровня сформированности психологического здоровья у детей старшего дошкольного возраста проводилось на базе ДОУ №254 «Теремок» города Ульяновска.

В эксперименте приняли участие дети старшего дошкольного возраста в количестве 20 человек.

Для решения поставленных задач опытно-экспериментальная работа включала в себя констатирующий, формирующий и контрольные этапы.

Для выявления уровня сформированности психологического здоровья использовались следующие критерии и показатели:

1)     Уровень тревожности (свойство ребенка приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях связанных c повышенной эмоциональной нагруженностью);

2)     Критерий эмоционального благополучия в семье (чувство эмоционального комфорта в семье, чувство защищенности и доверия к родителям);

3)     Уровень самооценки (представление ребенка о себе, собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков).

На основе выделенных критериев и показателей были определены следующие уровни сформированности психологического здоровья у детей старшего дошкольного возраста: высокий, средний и низкий.

Высокий уровень:  к этому уровню относят детей, которым характерно положительное самочувствие, настроение дома, которое обусловлено благополучной семейной ситуацией, отсутствием конфликтов и враждебности в семье. У таких детей очень низкий уровень тревожности, отсутствует чувство неполноценности в семейной ситуации. Отношение к родителям характеризуется высокой эмоциональной близостью, отзывчивостью и симпатией, поэтому у таких детей уверенно-оптимистические личностные ожидания, высокая степень самоуважения и принятия родителей «Я хороший – они хорошие».

Информация о работе Формирование психологического здоровья детей дошкольного возраста