Формирование орфографических навыков у младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 18:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – выявить наиболее эффективные формы, приёмы, методы по выработке и формированию орфографических навыков у младших школьников и проверить их на практике.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
1) изучить лингвистическую, психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по данной проблеме;
2) рассмотреть виды работ по правописанию в общей системе тренировочных упражнений;
3) выявить наиболее эффективные приёмы работы по выработке орфографических навыков у младших школьников;
4) проанализировать результаты исследовательской работы и на этой основе сделать выводы о целесообразности использования данной методики для реализации указанной цели.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Лингво-методические и психологические основы формирования орфографического навыка у младших школьников
1.1.Лингвистические основы обучения орфографии в школе. Понятие об орфографии и её разделы………………………………………………...…....6
1.1.2. Основные принципы русской орфографии………………..……..8
1.1.3. Дифференцирующие написания. Слитные, полуслитные и раздельные написания……………………………………………………...........15
1.1.4. Прописные буквы, перенос слов, графические сокращения…….17
1.2. Психолого-педагогическая характеристика орфографического навыка…………………………………………………………………………….21
1.2.1. Сущность орфографического правила. Орфограмма…………….27
1.2.2. Психологические особенности процесса письма у младших школьников………………………………………………………………………31
Глава II. Исследование уроня сформированности орфографических навыков у младших школьников
2.1. Методы исследования…………………………………………..…....34
2.2. Этапы исследования………………………………………….….......34
2.2.1. Констатирующий этап…………………………………..………....37
2.2.2. Формирующий этап………………………..…………………...….40
2.2.3. Контрольный этап………………………………...………………..52
Заключение…………………………………………………………………….....54
Список использованной литературы……………………………………….......56
Приложения

Файлы: 1 файл

Распеч курсовая моя.doc

— 426.00 Кб (Скачать)

2) разных грамматических  классов и грамматических форм (поэтому дифференцирующие написания  иногда называются грамматическими): сущ.м.р. и ж.р. тушь – ж.р., туш – м.р., рож – мн.ч.род.п.; рожь – ж.р. 3скл.

3) разных частей речи: ожог – сущ., ожёг – глагол, плач – сущ., плачь – повелительное  наклонение глагола;

4) собственных и нарицательных  существительных: Орёл (город) –  орёл (птица).

Дифференцирующие написания встречаются редко, они составляют 4% от всех написаний. Слитные, полуслитные и раздельные написания, как и дифференцирующие, являются частными правилами. основной закономерностью русского правописания является раздельное написание слов при построении предложений, но не всегда было так. В древних памятниках письменности текст не членился на предложения,  а предложения не распадались на слова, образуя непрерывный ряд букв в одной строке. Но при этом чтении документов это вызывало определенные трудности. Раздельное написание сложилось лишь к 17-18 векам.

В языке постоянно  идет процесс образования слов, при  этом образовании лексические единицы  могут терять самостоятельность  и превратиться в одно слово, но такой  процесс идёт медленно, постепенно [12,269].

Полуслитные (дефисные) написания  отражают незаконченность превращения  двух лексических единиц в одно целое (слово), а слитные – завершённость  этого процесса. В орфографии смысловое  единство слов получает структурное  выражение: наличие соединительных гласных, одноударность, однооформленность флексией (кораблестроение, землемер). Однако современные правила о слитных и полуслитных написаниях достаточно сложны и в некоторых моментах противоречивы, но всё же можно выделить ряд правил, относящихся к разным частям речи.

Через дефис пишутся:

1. Сложные слова, образуемые  повторением одного и того  же слова с разными приставками  или без них: чуть-чуть, жить-поживать, еле-еле, большой-пребольшой.

2. Слова с иноязычными  приставками: экс-, обер-, ун-, тер-, лейб-, штабс-, вице-: экс-чемпион.

3. Специальные термины,  в состав которых входят отдельные  буквы алфавита и цифры: ЗИЛ-150, ТУ-134.

4. Некоторые сложные  прилагательные: хозяйственно-продовольственный.

Слитно всегда пишутся:

1. Сложносокращенные  слова, первой частью которых выступает числительное: пятилетка.

2. С приставками до-, вне-, под-, сверх-, контр-, анти-, архи-, а-  и другими и начальными частями  псевдо-, пан-, ква-, зи-: антистатик.

3. Все сложносокращенные  слова: судмедэксперт.

4. Многие наречия, образованные от имён существительных: вдали, сбоку [13,67].

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1.4. Прописные буквы, перенос слов, графические сокращения

Прописные буквы

В современном русском  языке прописные буквы выполняют  следующие функции:

1) выделяют имена собственные (личные, астрономические, названия журналов, газет, предприятий, прозвищ): Жучок – жучок, Шарик – шарик;

2) указывает на начало текста или нового предложения (после точки);

3) употребляются при  написании аббревиатур собственных  и нарицательных: АО, МХАТ, КВН.

Выделение с помощью  прописных букв отдельных слов, не зависящее от строения текста, опирается  на три основных принципа – грамматический, семантический и словообразовательный.

Грамматический принцип заключается в том, что имена собственные пишутся с прописной буквы, имена нарицательные – со строчной: шарик – Шарик (кличка собаки).

Семантический принцип – с прописной буквы могут писаться имена нарицательные, если они наделены особой патетикой или символикой: Родина, Отчизна; названия праздников, знаменательных дат: День Победы, День учителя; местоимение Вы при обращении к одному лицу; написание формы множественного числа имён собственных, перешедших в нарицательные и употребляющихся не как индивидуальные названия, а как обозначения лиц, обладающих определенными качествами (если этим качествам придаётся положительное значение): …может собственных Платонов земля рожать.

Словообразовательный  принцип заключается в том, что прописные буквы употребляются в аббревиатурах, обозначающих собственные названия: РФ, ООН [12,276].

Перенос слов

Перенос слов не всегда имеет  особые  правила, так в древности не было специальных правил переноса, а переносили любую часть слова, если это было необходимо, затем стали учитывать и морфологическую структуру. В современном русском языке орфография регулирует правила переноса слов, основным из которых является перенос по слогам, с учетом словообразовательной структуры слова. Главное – это то, что слово переносится по слогам, то есть основной принцип правил переноса слов – фонетический; слово членится в соответствии со слогоделением, поэтому нельзя ни оставить, ни переносить на другую строку часть слова, не составляющую слога. Перенос слов опирается на морфологический принцип: при переносе членение должно проходить между приставкой и корнем, корнем и суффиксом, между значимыми частями сложных слов – при-ехать, раз-би-вать.

С учётом фонетического  и морфологического принципов строятся основные правила переноса слов:

1) перенос слов проводится  по слогам: мо-ло-ко;

2) нельзя переносить или оставлять одну букву, составляющую или не составляющую слога: ар-мия (нельзя ар-ми-я); 

3) при переносе учитывается  морфемное строение слова (под-носить, нельзя по-дносить);

4) нельзя отрывать  согласную букву от следующей  гласной, то есть нарушать слоговой принцип чтения и письма (нельзя раб-ота, надо ра-бота);

5) нельзя отрывать  букву й от предшествующей гласной зай-ка, нельзя за-йка;

6) запрещается переносить  части слова, начинающиеся с  Ь,Ъ,Ы, так как они выполняют  определенные функции: разы-грать, боль-шой, подъ-езд;

7) при стечении внутри  слова нескольких согласных между  гласными допускается вариативность  переноса: ме-рзкий, мер-зкий, мерз-кий;

8) запрещается переносить  сочетание звуков, из которых  один сонорный, но без гласных,  хотя в беглой речи такое сочетание образует слог (нельзя: ме-тр);

9) нельзя разбивать  буквенные аббревиатуры: РФ, МИД;

10) запрещается разрывать  цифры и грамматические окончания  при них: 2-е, 5-ого;

11) нельзя разбивать  условные графические сокращения: и т.д., т.к., т.п.;

12) нельзя переносить на другую строку знаки препинания, кроме тире после точки или двоеточия перед второй частью прерванной прямой речи;

13) знак переноса не  повторяется на второй строке;

14) нельзя оставлять  в конце строки открывающие  скобки или кавычки или переносить их [13, 69].

Графические сокращения

Графические сокращения характерны для письменной речи. Они  в сокращённом виде не читаются, а переводятся в полный вид: т.е. – то есть, напр. – например.Для грамотного, точного и ясного изложения мыслей на письме важное значение имеют правила и принципы графических сокращений. Графические сокращения подчиняются следующим принципам:

1) при сокращении не  может быть опущена начальная  часть слова, опускается его  конечная часть или середина: напр., н-р – например;

2) опускается не менее  двух букв (исключение: юг – ю.): з-д – завод, фабр.- фабрика;

3) сокращается только  одна линейная последовательная  часть букв: напр. – например, с., стр. – страница; нельзя: нпрмр,  стрнц. Исключения: млрд – миллиард, млн – миллион;

4) сокращение проводится на согласном: стр. – страница, нельзя: стра;

5) нельзя сокращать  на Й, Ъ, Ь.

Различают следующие  типы графических сокращений:

1) точечные – путём  сокращения правой части слова  и постановки точки: г. –  год, гор. – город;

2) дефисное – опускается середина и ставится дефис: р-н – район, н-р – например;

3) косолинейные – части  сокращения разделяются косой,  дробной чертой: с/х – сельское  хозяйство, в/с – высший сорт;

4) курсивные или «нулевые»  – стандартные графические сокращения  названий метрических мер путем выделения особым шрифтом – курсивом: г, м, сут;

5) комбинированные –  применение нескольких приёмов  сокращений: ж.-д – железнодорожный.

Из всех видов сокращений наиболее  распространены точечные. Помимо указанных общих принципов, точечные сокращения подчиняются особым правилам:

1) сокращение на начальной  букве слова проводится без  ограничений ( на гласной или  согласной):  у. – улица, г. – год;

2) сокращение на не  начальной букве – только на  согласном: гор. – город, ул. – улица;

3) если в слове наблюдается стечение двух одинаковых согласных, сокращение рекомендуют проводить на первой из них: дис. – диссертация (нельзя – дисс.);

4) при обозначении  множественного числа сокращают  удвоением первой согласной буквы  (точка ставится в конце сокращения): тт. – тома, вв. – века;

5) если после двойных  согласных идет другая согласная,  то сокращение делается на  последней согласной: русск. –  русский (нельзя: русс.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Психолого-педагогическая характеристика орфографического навыка

В учебном процессе обеспечивается ускоренный темп познания явлений действительности. Процесс обучения строится с учетом возрастных особенностей учащихся, в связи с чем соответственно изменяются формы и методы познавательной деятельности. Многие виды знаний приобретаются учащимися не путём созерцания изучаемых объектов, а опосредованным путем, т.е. через рассказ учителя, описания, различную информацию [2, 100].

Русский язык – один из самых трудных  школьных предметов. С одной стороны, знание родного языка дается ребенку с детства, он овладевает им так же естественно, как дышит и растёт. С другой стороны, - это сложная школьная дисциплина, требующая большого труда, источник бесчисленных неудач и огорчений. Чтобы хорошо усваивать правила русского языка и быстро и точно применять их, школьник должен овладеть целым рядом общих умений и навыков. В педагогической психологии, общей дидактике и частных методиках много внимания уделяется проблемам формирования у учащихся навыков и умений.  В связи с требованиями подготовки детей к труду, к жизни, к активному участию в ней этот вопрос в современной школе приобретает особую актуальность [3, 19].

Что же называется навыком?

Навыки – автоматизированные компоненты деятельности, которые входят в ту или иную целенаправленную активность человека как средство достижения этой деятельности. По мере выработки навыка лишние движения и операции устраняются, отдельные операции и движения сливаются в одно сложное действие, сознание все больше направляется не на способы действия, а переносится на его результаты, операции (двигательные, интеллектуальные) начинают осуществляться быстрее, улучшается самоконтроль.

Особой разновидностью речевого навыка является орфографический навык. Орфографический навык – это навык письменной речи. Когда человек  пишет письмо или книгу, он задумывается над содержанием того, о чём пишет, а не над орфографией каждого слова. Актуально осознает то, что находится в светлой точке сознания, т.е. является целью деятельности [9, 18].

Грамотное письмо – речевая деятельность; каждый акт письма – сложное действие, в основе которого лежит наша речь; каждое написание так или иначе отражает строй языка. Говоря о психофизиологической природе орфографического навыка, нужно иметь в виду не только зрительные и рукодвигательные ощущения и представления, но и слуховые и речедвигательные (артикуляционные). Пишущий всегда отправляется от слышимого слова, различает в нем основные звуки (фонемы), правильно их произносит, и это в значительной мере обеспечивает правильный графический образ слова. То есть, если ученик хорошо слышит слово, то и правильно его пишет. Собственное произнесение слова учеником помогает пишущему: проясняет звукобуквенный состав слова, регулирует процесс записи, содействует самопроверке написанного [2, 100].

Создавая текст, мы начинаем сознавать орфографическую форму того или иного слова, когда затрудняемся его написать. При этом сознательно проконтролировать можно только то, что первоначально формировалось как целенаправленные способы действия с данным материалом. Возможность контролировать как раз и отличает сознательно сформированные операции от операций, возникших путём «прилаживания»  действия к определённым образцам.

Обратимся для простого доказательства к принципу из другой области. Навык ходьбы осваивают  без каких бы то ни было теоретических  оснований. Но если спортсмен, занимающийся спортивной ходьбой, захочет улучшить свои показания, ему понадобится  тщательно проанализировать все операции, входящие в действие ходьбы.

То же следует сказать  о методах совершенствования  навыков правописания. Нельзя забывать о возможности становления на чувственной, интуитивной основе. В  одних и тех же условиях: в одном  классе, у одного учителя, при примерно одинаковом уровне развития – дети достигают разных результатов. Разве можно отрицать так называемую природную грамотность некоторых учащихся? Им достаточно однажды увидеть слово написанным или один раз почувствовать его в движении руки (прописать), чтобы никогда не допускать ошибок в этом слове.

Информация о работе Формирование орфографических навыков у младших школьников