Формирование орфографических навыков у младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 18:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – выявить наиболее эффективные формы, приёмы, методы по выработке и формированию орфографических навыков у младших школьников и проверить их на практике.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
1) изучить лингвистическую, психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по данной проблеме;
2) рассмотреть виды работ по правописанию в общей системе тренировочных упражнений;
3) выявить наиболее эффективные приёмы работы по выработке орфографических навыков у младших школьников;
4) проанализировать результаты исследовательской работы и на этой основе сделать выводы о целесообразности использования данной методики для реализации указанной цели.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Лингво-методические и психологические основы формирования орфографического навыка у младших школьников
1.1.Лингвистические основы обучения орфографии в школе. Понятие об орфографии и её разделы………………………………………………...…....6
1.1.2. Основные принципы русской орфографии………………..……..8
1.1.3. Дифференцирующие написания. Слитные, полуслитные и раздельные написания……………………………………………………...........15
1.1.4. Прописные буквы, перенос слов, графические сокращения…….17
1.2. Психолого-педагогическая характеристика орфографического навыка…………………………………………………………………………….21
1.2.1. Сущность орфографического правила. Орфограмма…………….27
1.2.2. Психологические особенности процесса письма у младших школьников………………………………………………………………………31
Глава II. Исследование уроня сформированности орфографических навыков у младших школьников
2.1. Методы исследования…………………………………………..…....34
2.2. Этапы исследования………………………………………….….......34
2.2.1. Констатирующий этап…………………………………..………....37
2.2.2. Формирующий этап………………………..…………………...….40
2.2.3. Контрольный этап………………………………...………………..52
Заключение…………………………………………………………………….....54
Список использованной литературы……………………………………….......56
Приложения

Файлы: 1 файл

Распеч курсовая моя.doc

— 426.00 Кб (Скачать)

- Посмотри, какая  большая картофелина! Сварим из  неё картофельный суп.

4. Прочитай. Вставь пропущенные буквы:

К..ртошечка, к..ртошечка,

Урожай богатый,

Вкусную к..ртошечку

Любят все  ребята.

Мы возьмём  ведёрки

Да и в  путь-доро..ку.

Школьники п..могут

Вык..пать карто..ку.

5. Подбери и запиши подходящие по смыслу слова-признаки:

(Какое?) _________________ пюре.

(Какой?) _________________салат.

(Какие?)  _________________оладьи.

Для закрепления тем  о предметах, признаках предметов  и действий предметов я попросила  учащихся разбить 3 колонки в тетрадях и указать соответствующие вопросы к ним:

Кто?                                 Что?                        Какой? Какая?

В первый столбик записывать нужно словарные слова, которые  указывают живые предметы (заяц, учитель), во второй столбик – неживые (месяц, Родина, каникулы), а в третий – слова, обозначающие признаки предметов (маленький). Своеобразный словарный диктант насчитывает в себе не более8 слов. Таким образом, можно проверить правильное запоминание и написание словарных слов, а также определить уровень понимания изученного учебного материала – пройденные темы. (Приложение VI.) Получилось так, что 31% всех словарных слов были не выучены ребятами, однако 69% слов запомнили в написании. Изученные же слова постоянно повторяются устно или письменно, по группам или выборочно.

Вот некоторые приемы, которые использовались при повторении:

  • Письмо слов на кальке, по трафарету (самостоятельно или с комментированием).
  • Прочитать слова с таблицы, деля на слоги (читать так, как пишем).
  • Услышать в предложении словарное слово и повторить его так, как пишем (индивидуально и хором).
  • Устный картинный диктант: прочить слово так, как пишем, поднимая карточку с гласной буквой.
  • Зрительный диктант: дети читают хором слово, затем оно убирается, остается картинка. Дети записывают слово самостоятельно или с комментированием.

Любят дети, когда слова  с непроверяемой гласной приносит их любимый сказочный герой или  игрушка. В данном случае важен и необходим игровой метод обучения

Любят дети и такую  игру:

- Незнайка допустил ошибки в словах. Сколько их? Дети нашептывают ответ на ухо учителю. Тот, кто назвал правильное количество ошибок, получает звание – «Мудрый кролик». Затем коллективно исправляют ошибки.

- Догадайся, какие это слова?

б . р . за,   к . п . ст

- Из слов убежали гласные, по оставшимся согласным буквам узнай и запиши слово: крндш, пнл.

- Ответь одним словом: «Шестой день недели (суббота). Перемещение воздушных масс (ветер)»

После того как изучены все группы слов, возможны такие задания:

  1. Выписать слова с сочетанием –оро-.
  2. Выписать слова, к которым можно подписать имена девочек или мальчиков.
  3. Выписать слова с парной согласной на конце слова.
  4. Выписать слова с ударением на первом (втором, третьем) слоге.
  5. Составить и записать рассказ по опорным словам: ветер, мороз, коньки, суббота, весело, ребята.
  6. Составить цепочку слов, где каждая последняя буква в слове является первой следующего слова.
  7. Диктант-игра «Кто больше запомнил?». Чтение по 2-3 слова цепочкой. Во время паузы дети записывают, что запомнили.

Работа по такой системе над  словами с непроверяемыми написаниями повышает орфографическую грамотность учащихся, качество знаний этих слов. Считаю, что необходимо систематически проводить указанные виды работ - и можно надеяться на устойчивое формирование у обучающихся орфографической зоркости. Дети учатся размышлять над написанием слов логически, сопоставлять, анализировать, развивается память, наблюдательность, зоркость, мышление.

При изучении материала методом  наблюдения над языком и широкое  применение получает приём сопоставления. Например, в слове волна гласный звук корня безударный может быть передан и буквой А, и буквой О (во/а/лна)! В написании же его допустимо только О. Для установления правильности написания этого слова мы с детьми подбираем родственные ему, опорные слова с «сомнительной» гласной под ударением и сопоставляем их с данным словом (волны, волн), где гласная находится под ударением и в корне слова пишется О.

Диктант «Запиши в тетрадь только гласную а или о» провожу с учащимися после тщательной подготовительной работы над правописанием слов с проверочными гласными. Вариант диктанта:

Будь внимателен, мой  друг,

В словах есть безударный звук. 
Нора, жара, дома, сосна - 
Одна из гласных не ясна. 
Вода, мосты, трава, глазок, 
Гроза, дворы, роса, комок, 
Оса, коса, моря, сова. 
Проверить надо все слова!

- А теперь проверьте свою память; попытайтесь вспомнить слова из диктанта и записать их. Кто больше вспомнит? Время на выполнение задания - 2 минуты.

Учитывая отличительные признаки правописания безударных гласных в  корне слов, можно определить структуру этого правила. В самом правиле я выделяю четыре составляющих его ступени (Приложение VII).

В ходе изучения данного правила  ученик должен поставить в слове  ударение, указать ударные и безударные гласные, найти корень слова, подобрать  к слову родственные слова или изменить форму слова, выбрать нужное проверочное слово с ударной гласной в корне.

Приведу примеры упражнений и дидактических игр, которые я использовала в работе под правилом правописания безударных гласных (Приложение VIII):

1) Дидактическая игра «Забей гол».

2) Игра «Волшебные яблочки».

3) «Дополни сам».

4) Загадки, пословицы, поговорки.

Таким образом, игра – это часть учебного процесса. Она помогает формированию фонематического восприятия слова, обогащает ребёнка новыми знаниями, активизирует мыслительную деятельность, внимание, а главное – стимулирует речь, что способствует всецело формированию орфографической зоркости младшего школьника.

Решение орфографических задач  – это один из эффективных путей обучения орфографии, который вводится в орфографию и приносит реальные результаты.

При проведении упражнений (краткая характеристика каждого из видов упражнений в Приложении IX) в определённой учебной системе я учитывала специфические условия работы с той или иной группой учащихся, а именно:

1. Степень подготовленности учащихся, состояние их знаний и навыков  в области орфографии.

2. Уровень речевой культуры.

3. Условия языковой среды, окружающей детей.

 

Правописание  звонких и глухих согласных.

Обучение правописанию парных звонких  и глухих согласных представляет определённые трудности в начальной школе.

Работая по теме, дети учатся производить  более дифференцированный звуко-буквенный  анализ, находить орфограммы, подлежащие проверке, соотносить их с опорными написаниями и писать в соответствии с этими проверками.

Фрагмент урока русского языка

Тема: «Слова, которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?»

Цели:

  • учить ставить вопросы к словам, обозначающим признаки предметов;
  • учить умению сравнивать предметы;
  • развивать память, воображение, речь; воспитывать прилежание, аккуратность письма в тетрадях.

Ход урока:

    1. Оргмомент
    2. Минутка чистописания

- Отгадайте, ребята, загадку:

Глаза косые,

Уши большие,

От беды и  тревоги

Спасают ноги.

- Спишите, назовите орфограммы (жи, ши, косые)

- Назовите все предметы, признаки предметов. О ком идёт  речь в загадке?

- Выполните звуко-буквенный  разбор отгадки – слово «ЗАЯЦ»

Заяц – [зайац]

- Найдите звонкий и  глухой согласный в слове-отгадке.

Первая группа упражнений направлена на формирование умения распознавать парные звонкие и глухие согласные. При изучении данной темы предлагаемые упражнения носят повторительно-обобщающий характер, поскольку основная работа в названном направлении велась в период обучения грамоте.

На уроках русского языка я использовала такие упражнения, которые направлены на формирование умения находить в слове согласный, который нужно проверять.

Задания следующего вида:

1) - лев, слон, верблюд;

- ястреб, грач, стриж;

- сом, ёрш, краб;

- год, неделя, день;

УТЮГ, ЁЖ, СНЕГ, АРБУЗ, ЁРШ, ПИРОГ, ЖИРАФ (см. Приложение X)

2) Выпал снег. Весь сад белый. Сильный мороз. У дома большой сугроб. Наш пруд застыл. Береги нос в большой мороз.

3) Был бы ёж ты хорош,

только в руки не возьмешь.

- Не хорош? Ну и что ж

Без иголок я не ёж. (Л.Корчагина)

4) Бумажка, юбка, шубка, флажки, березка, беседка, сетка, краска.

В современном русском языке  определены три слабые позиции для  парных согласных: на конце слова (дуб, сноп), перед глухим согласным (шапка, шубка), перед звонкими согласными (просьба, резьба). 

Очень полезно предлагать списывание и диктанты с заданием пропустить звонкие и глухие согласные в корне слов, написание которых нужно проверять (Приложение  XI).

- Найдите слова с парными  согласными, написание которых нужно проверять:

1) - лев, слон, верблюд;

- ястреб, грач, стриж;

- сом, ёрш, краб;

- год, неделя, день;

УТЮГ, ЁЖ, СНЕГ, АРБУЗ, ЁРШ, ПИРОГ, ЖИРАФ (см. Приложение X)

2) Выпал снег. Весь сад белый. Сильный мороз. У дома большой сугроб. Наш пруд застыл. Береги нос в большой мороз.

3) Был бы ёж ты хорош,

только в руки не возьмешь.

- Не хорош? Ну и  что ж

Без иголок я не ёж. (Л.Корчагина)

4) Бумажка, юбка, шубка, флажки, березка, беседка, сетка, краска.

Занимательным является и такой игровой вид деятельности, как исправление допущенных ошибок в предложении: «Жил-был у бабушки серенький козлик» - (см. Приложение XII). Такой процесс является закреплением парных согласных, каким звонким согласным соответствуют глухие, и наоборот.

Вторая группа упражнений направлена на отработку умения обосновывать выбор проверочного слова. Проверочное слово должно удовлетворять следующим условиям:

  • быть близким по значению;
  • после согласного должна идти гласная

1. Один из способов проверки, который я предлагала: много – один (ножи – нож). Этот способ проверки я разнообразила:

а) записать слова в  следующем порядке: проверочное  – проверяемое:

завод, глаза, сторож, тулуп, тулупы, заводы, глаз, сторожа

б) выбрать проверочные  слова из следующего ряда, доказать правильность своего ответа:

  • дед – дедушка, детки;
  • рукав – рукавица, рукавчик, рукава;
  • сторож – сторожка, сторожить;
  • час – часок, частичный;
  • гриб – грибы, грибки, грибок.

Подобные задания направлены на установление учениками семантического сходства проверяемого и проверочного слов; расширяется словарный запас школьников, чем создается база для последующего обучения правописанию.

2. «Выбери букву»

а) Как у старой ба( б/п ) ки

Жили-были ла (б/п ) ки.

Встанет ба (б/п ) ка утром  рано,

Выйдет в погре (б/п) за сметаной-

Ла (б/п ) ки вслед за ней  идут,

Всюду ба (б/п ) ку стерегут.

б) У Алёнки в гостях

Петушок в сапо (ж/ш) ках,

Курочка в серё (ж/ш) ках,

А корова в ю(б/п) ке

И в тепленькой шу (б/п) ке.

в) Наша у (д/т) ка – крякалка,

А Серё (ж/ш) ка – якалка:

«Я сумею,

Я смогу,

Я быстрее пробегу!..»

Отдохни немно (ж/ш) ко

Якалка Серё (ж/ш) ка!

3. Соедини пары:

ловок                              ги   кий

Информация о работе Формирование орфографических навыков у младших школьников