Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 18:34, курсовая работа
Цель исследования – выявить наиболее эффективные формы, приёмы, методы по выработке и формированию орфографических навыков у младших школьников и проверить их на практике.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
1) изучить лингвистическую, психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по данной проблеме;
2) рассмотреть виды работ по правописанию в общей системе тренировочных упражнений;
3) выявить наиболее эффективные приёмы работы по выработке орфографических навыков у младших школьников;
4) проанализировать результаты исследовательской работы и на этой основе сделать выводы о целесообразности использования данной методики для реализации указанной цели.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Лингво-методические и психологические основы формирования орфографического навыка у младших школьников
1.1.Лингвистические основы обучения орфографии в школе. Понятие об орфографии и её разделы………………………………………………...…....6
1.1.2. Основные принципы русской орфографии………………..……..8
1.1.3. Дифференцирующие написания. Слитные, полуслитные и раздельные написания……………………………………………………...........15
1.1.4. Прописные буквы, перенос слов, графические сокращения…….17
1.2. Психолого-педагогическая характеристика орфографического навыка…………………………………………………………………………….21
1.2.1. Сущность орфографического правила. Орфограмма…………….27
1.2.2. Психологические особенности процесса письма у младших школьников………………………………………………………………………31
Глава II. Исследование уроня сформированности орфографических навыков у младших школьников
2.1. Методы исследования…………………………………………..…....34
2.2. Этапы исследования………………………………………….….......34
2.2.1. Констатирующий этап…………………………………..………....37
2.2.2. Формирующий этап………………………..…………………...….40
2.2.3. Контрольный этап………………………………...………………..52
Заключение…………………………………………………………………….....54
Список использованной литературы……………………………………….......56
Приложения
- Посмотри, какая
большая картофелина! Сварим
4. Прочитай. Вставь пропущенные буквы:
К..ртошечка, к..ртошечка,
Урожай богатый,
Вкусную к..ртошечку
Любят все ребята.
Мы возьмём ведёрки
Да и в путь-доро..ку.
Школьники п..могут
Вык..пать карто..ку.
5. Подбери и запиши подходящие по смыслу слова-признаки:
(Какое?) _________________ пюре.
(Какой?) _________________салат.
(Какие?) _________________оладьи.
Для закрепления тем
о предметах, признаках предметов
и действий предметов я попросила
учащихся разбить 3 колонки в тетрадях
и указать соответствующие
Кто?
В первый столбик записывать нужно словарные слова, которые указывают живые предметы (заяц, учитель), во второй столбик – неживые (месяц, Родина, каникулы), а в третий – слова, обозначающие признаки предметов (маленький). Своеобразный словарный диктант насчитывает в себе не более8 слов. Таким образом, можно проверить правильное запоминание и написание словарных слов, а также определить уровень понимания изученного учебного материала – пройденные темы. (Приложение VI.) Получилось так, что 31% всех словарных слов были не выучены ребятами, однако 69% слов запомнили в написании. Изученные же слова постоянно повторяются устно или письменно, по группам или выборочно.
Вот некоторые приемы, которые использовались при повторении:
Любят дети, когда слова
с непроверяемой гласной
Любят дети и такую игру:
- Незнайка допустил ошибки в словах. Сколько их? Дети нашептывают ответ на ухо учителю. Тот, кто назвал правильное количество ошибок, получает звание – «Мудрый кролик». Затем коллективно исправляют ошибки.
- Догадайся, какие это слова?
б . р . за, к . п . ст
- Из слов убежали гласные, по оставшимся согласным буквам узнай и запиши слово: крндш, пнл.
- Ответь одним словом: «Шестой день недели (суббота). Перемещение воздушных масс (ветер)»
После того как изучены все группы слов, возможны такие задания:
Работа по такой системе над словами с непроверяемыми написаниями повышает орфографическую грамотность учащихся, качество знаний этих слов. Считаю, что необходимо систематически проводить указанные виды работ - и можно надеяться на устойчивое формирование у обучающихся орфографической зоркости. Дети учатся размышлять над написанием слов логически, сопоставлять, анализировать, развивается память, наблюдательность, зоркость, мышление.
При изучении материала методом наблюдения над языком и широкое применение получает приём сопоставления. Например, в слове волна гласный звук корня безударный может быть передан и буквой А, и буквой О (во/а/лна)! В написании же его допустимо только О. Для установления правильности написания этого слова мы с детьми подбираем родственные ему, опорные слова с «сомнительной» гласной под ударением и сопоставляем их с данным словом (волны, волн), где гласная находится под ударением и в корне слова пишется О.
Диктант «Запиши в тетрадь только гласную а или о» провожу с учащимися после тщательной подготовительной работы над правописанием слов с проверочными гласными. Вариант диктанта:
Будь внимателен, мой друг,
В словах есть безударный
звук.
Нора, жара, дома, сосна -
Одна из гласных не ясна.
Вода, мосты, трава, глазок,
Гроза, дворы, роса, комок,
Оса, коса, моря, сова.
Проверить надо все слова!
- А теперь проверьте свою память; попытайтесь вспомнить слова из диктанта и записать их. Кто больше вспомнит? Время на выполнение задания - 2 минуты.
Учитывая отличительные
В ходе изучения данного правила ученик должен поставить в слове ударение, указать ударные и безударные гласные, найти корень слова, подобрать к слову родственные слова или изменить форму слова, выбрать нужное проверочное слово с ударной гласной в корне.
Приведу примеры упражнений и дидактических игр, которые я использовала в работе под правилом правописания безударных гласных (Приложение VIII):
1) Дидактическая игра «Забей гол».
2) Игра «Волшебные яблочки».
3) «Дополни сам».
4) Загадки, пословицы, поговорки.
Таким образом, игра – это часть учебного процесса. Она помогает формированию фонематического восприятия слова, обогащает ребёнка новыми знаниями, активизирует мыслительную деятельность, внимание, а главное – стимулирует речь, что способствует всецело формированию орфографической зоркости младшего школьника.
Решение орфографических задач – это один из эффективных путей обучения орфографии, который вводится в орфографию и приносит реальные результаты.
При проведении упражнений (краткая характеристика каждого из видов упражнений в Приложении IX) в определённой учебной системе я учитывала специфические условия работы с той или иной группой учащихся, а именно:
1. Степень подготовленности
2. Уровень речевой культуры.
3. Условия языковой среды, окружающей детей.
Правописание звонких и глухих согласных.
Обучение правописанию парных звонких и глухих согласных представляет определённые трудности в начальной школе.
Работая по теме, дети учатся производить более дифференцированный звуко-буквенный анализ, находить орфограммы, подлежащие проверке, соотносить их с опорными написаниями и писать в соответствии с этими проверками.
Фрагмент урока русского языка
Тема: «Слова, которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?»
Цели:
Ход урока:
- Отгадайте, ребята, загадку:
Глаза косые,
Уши большие,
От беды и тревоги
Спасают ноги.
- Спишите, назовите орфограммы (жи, ши, косые)
- Назовите все предметы,
признаки предметов. О ком
- Выполните звуко-буквенный разбор отгадки – слово «ЗАЯЦ»
Заяц – [зайац]
- Найдите звонкий и
глухой согласный в слове-
Первая группа упражнений направлена на формирование умения распознавать парные звонкие и глухие согласные. При изучении данной темы предлагаемые упражнения носят повторительно-обобщающий характер, поскольку основная работа в названном направлении велась в период обучения грамоте.
На уроках русского языка я использовала такие упражнения, которые направлены на формирование умения находить в слове согласный, который нужно проверять.
Задания следующего вида:
1) - лев, слон, верблюд;
- ястреб, грач, стриж;
- сом, ёрш, краб;
- год, неделя, день;
УТЮГ, ЁЖ, СНЕГ, АРБУЗ, ЁРШ, ПИРОГ, ЖИРАФ (см. Приложение X)
2) Выпал снег. Весь сад белый. Сильный мороз. У дома большой сугроб. Наш пруд застыл. Береги нос в большой мороз.
3) Был бы ёж ты хорош,
только в руки не возьмешь.
- Не хорош? Ну и что ж
Без иголок я не ёж. (Л.Корчагина)
4) Бумажка, юбка, шубка, флажки, березка, беседка, сетка, краска.
В современном русском языке определены три слабые позиции для парных согласных: на конце слова (дуб, сноп), перед глухим согласным (шапка, шубка), перед звонкими согласными (просьба, резьба).
Очень полезно предлагать списывание и диктанты с заданием пропустить звонкие и глухие согласные в корне слов, написание которых нужно проверять (Приложение XI).
- Найдите слова с парными согласными, написание которых нужно проверять:
1) - лев, слон, верблюд;
- ястреб, грач, стриж;
- сом, ёрш, краб;
- год, неделя, день;
УТЮГ, ЁЖ, СНЕГ, АРБУЗ, ЁРШ, ПИРОГ, ЖИРАФ (см. Приложение X)
2) Выпал снег. Весь сад белый. Сильный мороз. У дома большой сугроб. Наш пруд застыл. Береги нос в большой мороз.
3) Был бы ёж ты хорош,
только в руки не возьмешь.
- Не хорош? Ну и что ж
Без иголок я не ёж. (Л.Корчагина)
4) Бумажка, юбка, шубка, флажки, березка, беседка, сетка, краска.
Занимательным является и такой игровой вид деятельности, как исправление допущенных ошибок в предложении: «Жил-был у бабушки серенький козлик» - (см. Приложение XII). Такой процесс является закреплением парных согласных, каким звонким согласным соответствуют глухие, и наоборот.
Вторая группа упражнений направлена на отработку умения обосновывать выбор проверочного слова. Проверочное слово должно удовлетворять следующим условиям:
1. Один из способов проверки, который я предлагала: много – один (ножи – нож). Этот способ проверки я разнообразила:
а) записать слова в следующем порядке: проверочное – проверяемое:
завод, глаза, сторож, тулуп, тулупы, заводы, глаз, сторожа
б) выбрать проверочные слова из следующего ряда, доказать правильность своего ответа:
Подобные задания направлены на установление учениками семантического сходства проверяемого и проверочного слов; расширяется словарный запас школьников, чем создается база для последующего обучения правописанию.
2. «Выбери букву»
а) Как у старой ба( б/п ) ки
Жили-были ла (б/п ) ки.
Встанет ба (б/п ) ка утром рано,
Выйдет в погре (б/п) за сметаной-
Ла (б/п ) ки вслед за ней идут,
Всюду ба (б/п ) ку стерегут.
б) У Алёнки в гостях
Петушок в сапо (ж/ш) ках,
Курочка в серё (ж/ш) ках,
А корова в ю(б/п) ке
И в тепленькой шу (б/п) ке.
в) Наша у (д/т) ка – крякалка,
А Серё (ж/ш) ка – якалка:
«Я сумею,
Я смогу,
Я быстрее пробегу!..»
Отдохни немно (ж/ш) ко
Якалка Серё (ж/ш) ка!
3. Соедини пары:
ловок
Информация о работе Формирование орфографических навыков у младших школьников