Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 18:34, курсовая работа
Цель исследования – выявить наиболее эффективные формы, приёмы, методы по выработке и формированию орфографических навыков у младших школьников и проверить их на практике.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
1) изучить лингвистическую, психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по данной проблеме;
2) рассмотреть виды работ по правописанию в общей системе тренировочных упражнений;
3) выявить наиболее эффективные приёмы работы по выработке орфографических навыков у младших школьников;
4) проанализировать результаты исследовательской работы и на этой основе сделать выводы о целесообразности использования данной методики для реализации указанной цели.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Лингво-методические и психологические основы формирования орфографического навыка у младших школьников
1.1.Лингвистические основы обучения орфографии в школе. Понятие об орфографии и её разделы………………………………………………...…....6
1.1.2. Основные принципы русской орфографии………………..……..8
1.1.3. Дифференцирующие написания. Слитные, полуслитные и раздельные написания……………………………………………………...........15
1.1.4. Прописные буквы, перенос слов, графические сокращения…….17
1.2. Психолого-педагогическая характеристика орфографического навыка…………………………………………………………………………….21
1.2.1. Сущность орфографического правила. Орфограмма…………….27
1.2.2. Психологические особенности процесса письма у младших школьников………………………………………………………………………31
Глава II. Исследование уроня сформированности орфографических навыков у младших школьников
2.1. Методы исследования…………………………………………..…....34
2.2. Этапы исследования………………………………………….….......34
2.2.1. Констатирующий этап…………………………………..………....37
2.2.2. Формирующий этап………………………..…………………...….40
2.2.3. Контрольный этап………………………………...………………..52
Заключение…………………………………………………………………….....54
Список использованной литературы……………………………………….......56
Приложения
Список использованной литературы:
1. Бакурина Т.Н. Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне// Начальная школа. –1997 №2
2. Богоявленский Д.Н.
Психология усвоения
3. Бондаренко А.А. Парные звонкие и глухие согласные// Начальная школа. –1986. №9
4. Булохов В.Я. Орфографические
ошибки и пути повышения
5. Грабчикова Е.С. Работа над безударными гласными на уроках русского языка// Начальная школа. –1988. №3
6. Кустарева В.А. Активизация учебной деятельности школьников и их речевая культура//Начальная школа. 1993. №.
7. Кустарева В.А., Рождественский Н.С. Методика русского языка. –М.: Просвещение, 1982
8. Львов М.Р. Правописание в начальных классах. –М.: Просвещение, 1990
9. Леонтьев А.Н. К
теории развития психологии
10. Рождественский Н.С.
Обучение орфографии в
11. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. –М.: Высш.шк. 1991.
12. Русский язык. Учеб. для студентов пед. ун-та/Под ред. Л.Ю.Максимова. –М.: Просвещение, 1989.
13. Трубицына Г.Д.
14. Чистякова Л.Н. Приёмы работы по предупреждению орфографических ошибок//Начальная школа. –1997. №2
Приложение I
Результаты учащихся
самостоятельной работы
на тему: «Анаграммы – признаки предметов»
(на диаграмме отражена оценка усвоения
изученных орфограмм у учащихся)
20 – 100 %
16 – 83 % учащихся выполнили самостоятельную работу на высоком уровне
Приложение II
Таблица наблюдений и анализа результатов
правописания парных согласных на конце слова
№ п/п |
Фамилия, имя ребёнка |
труД |
перетруТ |
1 |
Астапович Е. |
+ |
+ |
2 |
Билинский А. |
+ |
+ |
3 |
Бурдыко А. |
- |
+ |
4 |
Гарнастаев И. |
- |
- |
5 |
Гарнастаев Н. |
- |
- |
6 |
Ельцов И. |
- |
+ |
7 |
Жуковский Е. |
- |
+ |
8 |
Кульгавый И. |
+ |
- |
9 |
Куриллович К. |
- |
+ |
10 |
Локис Д. |
+ |
+ |
11 |
Марков С. |
- |
+ |
12 |
Марцинкевич В. |
н/б |
н/б |
13 |
Недорезова К. |
+ |
+ |
14 |
Николаева Е. |
+ |
- |
15 |
Павленкович Д. |
- |
- |
16 |
Пристром В. |
+ |
- |
17 |
Соловьёва А. |
- |
+ |
18 |
Хацкевич А. |
- |
+ |
19 |
Шутко Ю. |
- |
+ |
20 |
Янкова Я. |
- |
+ |
21% учащихся 2 «Б» класса две орфограммы вставили верно;
68% учащихся правильно указали только одну орфограмму;
11% - допустили ошибки.
Приложение V
Правила правописания, которыми руководствуются учащиеся при письме
Слышим мы его прекрасно,
А в письме, какая буква?
Здесь поможет вам наука:
Гласный ставь под ударенье.
Чтоб развеять все сомненья
Непроизносимый согласный
Согласный молчаливый,
Стань красноречивый!
Однокоренное подберу
Или слово изменю,
Но тебя не пропущу.
Не слышится звук-
Так проверяй,
Тут сам себе
Не доверяй!
Орфография в стихах
Я задание прочту,
Орфограммы все найду.
Правила к ним применяю,
Букву нужную вставляю.
Вот теперь могу писать
Упражнение в тетрадь.
Звук не можем мы увидеть
И не можем в руки взять.
Озорного «невидимку»
Можем ухом различать.
А еще — произносить,
Но не трогать, не носить.
***
Лена, Наташа, Светлана и Алла –
С буквы заглавной я написала.
Правило это запомнить готова:
С буквы заглавной пишется слово,
Когда человека оно называет.
С маленькой буквы тех слов
не бывает.
Вова, Алеша, Сережа и Миша –
С буквы заглавной
всегда мы напишем.
Игра-упражнение «Перенос
слов»
Незнайка:
Зачем мне правила учить?
Без правил я могу прожить!
И так могу я написать
Любой диктант с оценкой «пять»!
Учитель: Так уж и на пять! А вот мы сейчас и проверим,
как Незнайка знает правила переноса слов,
как он разделил слова для переноса.
I
1. За-йка, ле-йка, ча-йка, ла-йка,
2. Та-я, ме-ль, о-са, гла-за.
3. Конь, ко-нь-ки, о-вца, ко-з-а.
Учитель:
Где ошибки? Вот вопрос!
Кто исправит перенос?
II
1. Пе-тух, ко-са, па-льто, ка-нат.
2. Ал-ле-я, де-нь, пи-сьмо, за-кат.
Учитель:
Ошибки есть! И мой вопрос:
Кто тут исправит перенос?
III
Учитель: «Филин», «франт», «афиша», «офис»
Наш Незнайка переносит:
Фи-лин, ф-рант, а-фиша, оф-ис...
Зря поставить «пять» он просит.
Тут в словах ошибок воз.
Кто исправит перенос?
Мягкий знак
1. В руки взял он длинный шест –
Получилось слово шесть.
Появился в середине -
Горки стали вдруг горьки.
Пенки сделались пеньками.
Угольками - уголки.
Не могу понять никак:
Ты волшебник, мягкий знак?
2. Мягкий знак - хитрый знак.
О себе он скажет так:
«Я волшебник. Захочу –
Появлюсь и превращу
Мел, которым пишут в школе,
В мель, опасную на море,
Угол в уголь, брата в брать...
Так что всем несдобровать –
Тем, кто вздумает лениться,
Без старания учиться.
Так что, дети, не ленитесь
И примерно все трудитесь.
Вот тогда могу сказать:
«Все получите вы пять».
Жи - ши, ча - ща, чу - щу
Я правила в школе
учить начинаю,
Теперь очень твердо,
уверенно знаю:
ЖИ - ШИ пишем с И,
ЧА - ЩА пишем с А:
ЩУренок, пруЖИна,
ЧУдесный, маШИна,
ЧУлан и задаЧА,
снеЖИнка, удаЧА!
ЧК, ЧН, ЩН
Тучный, скучный и мучной,
Мощный, точный и речной,
Кочки, бочки, точки,
Дочки и сыночки.
Есть в словах чк, чн
И встречается щн.
Знаем точно: в тех словах
Мы не пишем мягкий знак,
В сочетании чк
Места нет для смельчака.
Мягкий знак не нужен там,
Это сразу ясно нам!
***
Сколько в слове гласных звуков,
Столько в слове и слогов.
Это правило понятно
Для моих учеников.
В слове мама гласных два.
Поиграю я в слова.
Гласный в слове я найду,
Слог дугою обведу:
Лей-ка, зай-ка и ба-тон,
А-пель-син, цве-ток, бу-тон.
**
Что за буква? Кто узнает?
Звука не обозначает.
Может только показать,
Как согласный прочитать.
День, коньки, пальто и пень...
Составлять слова не лень –
С мягким знаком в середине,
С мягким знаком на конце...
Он в альбоме, в апельсине,
На асфальте, на крыльц
Вот кроссворд.
В словах-отгадках
Мягкий знак пиши в тетрадках.
Кроссворд «Незнайка и его друзья»
К урокам по теме «Мягкий знак -показатель
мягкости согласного».
Сверху вниз заполни клетки кроссворда:
Г у н ь к а
П у л ь к а
Б у л ь к а
А в о с ь к а
Н е б о с ь к а
П и л ю л ь к и н
Друг Незнайки... Охотник ... Его рыжая собака
... Один из двух братьев ...
Второй -... Доктор -1..
Проверка под
диктовку учителя.
Проверь внимательно, мой друг;
В словах есть безударный звук.
Кто смог слова все написать.
Поставит пусть в тетради «пять».
Непроизносимый согласный
Согласный не слышится в слове
порою,
Но вот на письме -
совершенно иное...
Запомни слова или их проверяй,
Согласный, дружище, где нужно,
вставляй:
Известный, прелестный.
Капустный и местный...
Согласному трудно поверить!
А как же его нам проверить?
Мы форму изменим
у трудного слова,
Согласный звучит -
и писать мы готовы!
Известный - известен...
А дальше как быть.
Когда это слово нельзя изменить?
Пусть родственник слова
на помощь придет,
И хитрый согласный
от нас не уйдет!
Известный - известие,
здравие - здравствуй,
Теперь от ребят ты не прячься,
согласный!
А трудности будут -
словарик возьмешь
И нужное слово
всегда в нем найдешь.
Диктанты Ъ
или Ь?
Учитель читает рифмовку.
Ученики в тетрадях пишут
только твердый или мягкий знак.
Объявил, полозья, съезд,
Объяснил, объедки, съест,
Обезьяна, льет, подъезд,
Вьюга, вьюн, семья, разъезд.
Безударная О или А, Е или И?
1. Будь внимателен, мой друг:
В словах есть безударный звук.
Село, гнездо, поля, весна –
Одна из гласных неясна.
Страна, земля, стрела, роса,
Сосна, зерно, звезда, краса,
Мосты, гроза, следы, листок,
Моря, река, леса, цветок.
Вода, дела, гроза, трава –
Проверить надо все слова!
2. Кроты, слова, зима, весна –
Одна из гласных неясна.
Перо, листы, трава, лесок,
Волна, стена, спина, носок,
Дела, лисенок и трава –
Проверить надо все слова!
Какую согласную напишешь
на конце слова?
1. Обед, завод, медведь, кровать,
Наряд, народ, этаж, тетрадь,
Каприз, морковь, багаж, гараж,
Малыш, запас и карандаш.
2. Кит и год, мороз и нос,
Машинист и паровоз.
Йогурт, корж и лимонад,
Абрикос и виноград.
Какую согласную напишешь
в середине слова?
1. Согласный парный проверяй
И в середине замечай!
Рыбка, грядка, кружка, складка,
Травка, сетка и тетрадка.
Крышка, лапка, лодка, ласка,
Книжка, ложка, утка, сказка.
2. Ушко, кошка, мышка, репка,
Шубка, шутка, травка, крепко,
Грядка, шапка и лошадка,
Сетка, чашка и помадка.
3. То ли Ж, то ли Ш?
Пиши, дружочек, не спеша.
Дружки, снежки, горшки, прыжки
Сапожки, ложки, гребешки,
Лужки, флажки и ножки,
Кружки и осьминожки.
4. Миски, кашка, ложки,
Книжки и обложки.
Пряжка, варежки, сапожки,
Куртка, юбка и сережки.
Думай, проверяй, пиши,
С правилами ты дружи.
Однородные члены предложения
Если стоят однородные члены,
Их запятой раздели непременно.
Дети рисуют, играют, сидят.
Спорят, смеются, поют, говорят.
Если же вдруг появился союз,
То запятая тогда - лишний груз.
Дети поют и смеются,
Дружат и не дерутся.
Если союз к нам пришел не один,
Ставь запятую ты перед вторым.
Я и пою, и танцую.
Видишь, дружок, запятую?
Перед союзами «а» и «но»
Долгих сомнений быть не должно
Не думай впустую -
Ставь запятую!
Мы не шумим, а смеемся.
Спорим, но не деремся!
Приложение VI
Диаграмма, обозначающая количество допущенных ошибок
в написании словарных слов
Кто? Что? Какой?
Медведь мороз белорусский
Учитель карандаш маленький
Соловей арбуз
160 – 100%
50 - 31,25% - в написании словарных слов допущены ошибки.
Приложение VII
Алгоритм проверки безударной гласной в корне слова
|
Проверять надо безударную гласную. |
|
Проверять безударную гласную надо в корне слова, так как написание безударных гласных в других частях слов не подчиняется правилу. |
|
Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо подобрать к этому слову родственное слово или изменить форму слова. |
|
Проверять надо
ударением, так как в положении
под ударением написание |
Приложение VIII
Дидактические игры и упражнения на правописание безударных гласных
На доске написаны слова с безударной гласной в два столбика для двух
команд. У каждой команды набор мячей (круг с записанной в нем гласной).
По сигналу члены команды забивают голы. Выигрывает та команда, которая забьет наибольшее количество голов.
р..ка в…да п…тно гр..бы ш..рфы
Е, О, Я, И, А
п…рты гр…да ст… пл..та гл..за
О, Я, Е, И, А
На доску вывешивается плакат со словами:
гр…чи
Информация о работе Формирование орфографических навыков у младших школьников