Формирование орфографических навыков у младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 18:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – выявить наиболее эффективные формы, приёмы, методы по выработке и формированию орфографических навыков у младших школьников и проверить их на практике.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
1) изучить лингвистическую, психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по данной проблеме;
2) рассмотреть виды работ по правописанию в общей системе тренировочных упражнений;
3) выявить наиболее эффективные приёмы работы по выработке орфографических навыков у младших школьников;
4) проанализировать результаты исследовательской работы и на этой основе сделать выводы о целесообразности использования данной методики для реализации указанной цели.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Лингво-методические и психологические основы формирования орфографического навыка у младших школьников
1.1.Лингвистические основы обучения орфографии в школе. Понятие об орфографии и её разделы………………………………………………...…....6
1.1.2. Основные принципы русской орфографии………………..……..8
1.1.3. Дифференцирующие написания. Слитные, полуслитные и раздельные написания……………………………………………………...........15
1.1.4. Прописные буквы, перенос слов, графические сокращения…….17
1.2. Психолого-педагогическая характеристика орфографического навыка…………………………………………………………………………….21
1.2.1. Сущность орфографического правила. Орфограмма…………….27
1.2.2. Психологические особенности процесса письма у младших школьников………………………………………………………………………31
Глава II. Исследование уроня сформированности орфографических навыков у младших школьников
2.1. Методы исследования…………………………………………..…....34
2.2. Этапы исследования………………………………………….….......34
2.2.1. Констатирующий этап…………………………………..………....37
2.2.2. Формирующий этап………………………..…………………...….40
2.2.3. Контрольный этап………………………………...………………..52
Заключение…………………………………………………………………….....54
Список использованной литературы……………………………………….......56
Приложения

Файлы: 1 файл

Распеч курсовая моя.doc

— 426.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

1. Бакурина Т.Н. Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне// Начальная школа. –1997 №2

2. Богоявленский Д.Н.  Психология усвоения орфографии. –М., 1966

3. Бондаренко А.А. Парные звонкие и глухие согласные// Начальная школа. –1986. №9

4. Булохов В.Я. Орфографические  ошибки и пути повышения грамотности  учащихся//Начальная школа. –1991 №1

5. Грабчикова Е.С. Работа  над безударными гласными на  уроках русского языка// Начальная  школа. –1988. №3

6. Кустарева В.А. Активизация учебной деятельности школьников и их речевая культура//Начальная школа. 1993. №.

7. Кустарева В.А., Рождественский Н.С. Методика русского языка. –М.: Просвещение, 1982

8. Львов М.Р. Правописание в начальных классах. –М.: Просвещение, 1990

9. Леонтьев А.Н. К  теории развития психологии ребенка.  –М., 1974.

10. Рождественский Н.С.  Обучение орфографии в начальной  школе. –М., 1960.

11. Розенталь Д.Э., Голуб  И.Б., Теленкова М.А. Современный  русский язык. –М.: Высш.шк. 1991.

12. Русский язык. Учеб. для студентов пед. ун-та/Под ред. Л.Ю.Максимова. –М.: Просвещение, 1989.

13. Трубицына Г.Д. Орфографическая  пропедевтика на уроках обучения  грамоте//Начальная школа. –1990. №3

14. Чистякова Л.Н. Приёмы работы по предупреждению орфографических ошибок//Начальная школа. –1997. №2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение I

 

Результаты  учащихся

самостоятельной работы

на тему: «Анаграммы – признаки предметов»

(на диаграмме отражена оценка усвоения

изученных орфограмм  у учащихся)

 

 

20 – 100 %

16 – 83 % учащихся выполнили самостоятельную работу на высоком уровне

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение II

Таблица наблюдений и анализа результатов

правописания  парных согласных на конце слова

п/п

Фамилия, имя  ребёнка

 

труД

 

перетруТ

1

Астапович Е.

+

+

2

Билинский А.

+

+

3

Бурдыко А.

-

+

4

Гарнастаев  И.

-

-

5

Гарнастаев  Н.

-

-

6

Ельцов И.

-

+

7

Жуковский Е.

-

+

8

Кульгавый И.

+

-

9

Куриллович  К.

-

+

10

Локис Д.

+

+

11

Марков С.

-

+

12

Марцинкевич В.

н/б

н/б

13

Недорезова К.

+

+

14

Николаева Е.

+

-

15

Павленкович Д.

-

-

16

Пристром В.

+

-

17

Соловьёва А.

-

+

18

Хацкевич А.

-

+

19

Шутко Ю.

-

+

20

Янкова Я.

-

+


 

21% учащихся 2 «Б» класса две орфограммы вставили верно;

68% учащихся  правильно указали только одну  орфограмму;

11% - допустили  ошибки.

Приложение V

Правила правописания, которыми руководствуются учащиеся при письме

Слышим мы его прекрасно,  
А в письме, какая буква?  
Здесь поможет вам наука:  
Гласный ставь под ударенье.  
Чтоб развеять все сомненья 
 
Непроизносимый согласный 
Согласный молчаливый, 
Стань красноречивый! 
Однокоренное подберу 
Или слово изменю, 
Но тебя не пропущу.  
 
Не слышится звук- 
Так проверяй, 
Тут сам себе 
Не доверяй! 
 
Орфография в стихах 
Я задание прочту,  
Орфограммы все найду.  
Правила к ним применяю,  
Букву нужную вставляю.  
Вот теперь могу писать  
Упражнение в тетрадь. 
Звук не можем мы увидеть  
И не можем в руки взять.  
Озорного «невидимку»  
Можем ухом различать.  
А еще — произносить,  
Но не трогать, не носить.  
*** 
Лена, Наташа, Светлана и Алла – 
С буквы заглавной я написала.  
Правило это запомнить готова:  
С буквы заглавной пишется слово,  
Когда человека оно называет. 
С маленькой буквы тех слов 
не бывает. 
Вова, Алеша, Сережа и Миша – 
С буквы заглавной 
всегда мы напишем.

 

 
Игра-упражнение «Перенос слов»

 
Незнайка: 
Зачем мне правила учить?  
Без правил я могу прожить!  
И так могу я написать  
Любой диктант с оценкой «пять»!  
Учитель: Так уж и на пять! А вот мы сейчас и проверим, как Незнайка знает правила переноса слов, как он разделил слова для переноса.  

1. За-йка, ле-йка, ча-йка, ла-йка, 
2. Та-я, ме-ль, о-са, гла-за. 
3. Конь, ко-нь-ки, о-вца, ко-з-а.  
Учитель:  
Где ошибки? Вот вопрос!  
Кто исправит перенос? 
II 
1. Пе-тух, ко-са, па-льто, ка-нат. 
2. Ал-ле-я, де-нь, пи-сьмо, за-кат. 
Учитель: 
Ошибки есть! И мой вопрос: 
Кто тут исправит перенос? 
III 
Учитель: «Филин», «франт», «афиша», «офис» 
Наш Незнайка переносит: 
Фи-лин, ф-рант, а-фиша, оф-ис... 
Зря поставить «пять» он просит. 
Тут в словах ошибок воз. 
Кто исправит перенос? 
 
Мягкий знак 
1. В руки взял он длинный шест – 
Получилось слово шесть.  
Появился в середине - 
Горки стали вдруг горьки.  
Пенки сделались пеньками.  
Угольками - уголки.  
Не могу понять никак:  
Ты волшебник, мягкий знак? 
 
2. Мягкий знак - хитрый знак. 
О себе он скажет так: 
«Я волшебник. Захочу – 
Появлюсь и превращу  
Мел, которым пишут в школе,  
В мель, опасную на море,  
Угол в уголь, брата в брать... 
Так что всем несдобровать – 
Тем, кто вздумает лениться,  
Без старания учиться.  
Так что, дети, не ленитесь  
И примерно все трудитесь. 
Вот тогда могу сказать:  
«Все получите вы пять».

 
Жи - ши, ча - ща, чу - щу 
Я правила в школе 
учить начинаю,  
Теперь очень твердо, 
уверенно знаю:  
ЖИ - ШИ пишем с И, 
ЧА - ЩА пишем с А: 
ЩУренок, пруЖИна, 
ЧУдесный, маШИна, 
ЧУлан и задаЧА, 
снеЖИнка, удаЧА!

 
ЧК, ЧН, ЩН 
Тучный, скучный и мучной, 
Мощный, точный и речной,  
Кочки, бочки, точки, 
Дочки и сыночки.  
Есть в словах чк, чн  
И встречается щн.  
Знаем точно: в тех словах 
Мы не пишем мягкий знак,  
В сочетании чк  
Места нет для смельчака.  
Мягкий знак не нужен там,  
Это сразу ясно нам! 
*** 
Сколько в слове гласных звуков, 
Столько в слове и слогов.  
Это правило понятно  
Для моих учеников. 
В слове мама гласных два.  
Поиграю я в слова.  
Гласный в слове я найду,  
Слог дугою обведу:  
Лей-ка, зай-ка и ба-тон, 
А-пель-син, цве-ток, бу-тон.  
** 
Что за буква? Кто узнает? 
Звука не обозначает. 
Может только показать, 
Как согласный прочитать. 
День, коньки, пальто и пень...  
Составлять слова не лень – 
С мягким знаком в середине,  
С мягким знаком на конце... 
Он в альбоме, в апельсине,  
На асфальте, на крыльц

 

Вот кроссворд.  
В словах-отгадках  
Мягкий знак пиши в тетрадках. 
Кроссворд «Незнайка и его друзья» 
К урокам по теме «Мягкий знак -показатель мягкости согласного». 
Сверху вниз заполни клетки кроссворда: 
Г у н ь к а 
П у л ь к а 
Б у л ь к а 
А в о с ь к а  
Н е б о с ь к а 
П и л ю л ь к и н 
Друг Незнайки... Охотник ... Его рыжая собака ... Один из двух братьев ... 
Второй -... Доктор -1.. 

Проверка под  диктовку учителя. 
Проверь внимательно, мой друг; 
В словах есть безударный звук. 
Кто смог слова все написать.  
Поставит пусть в тетради «пять».

 
Непроизносимый согласный 
Согласный не слышится в слове 
порою,  
Но вот на письме - 
совершенно иное...  
Запомни слова или их проверяй, 
Согласный, дружище, где нужно, 
вставляй: 
Известный, прелестный.  
Капустный и местный...  
Согласному трудно поверить! 
А как же его нам проверить? 
Мы форму изменим 
у трудного слова,  
Согласный звучит - 
и писать мы готовы!  
Известный - известен...  
А дальше как быть.  
Когда это слово нельзя изменить? 
Пусть родственник слова 
на помощь придет,  
И хитрый согласный 
от нас не уйдет!  
Известный - известие, 
здравие - здравствуй, 
Теперь от ребят ты не прячься, 
согласный!  
А трудности будут - 
словарик возьмешь  
И нужное слово 
всегда в нем найдешь.

 

Диктанты Ъ  или Ь? 
Учитель читает рифмовку.  
Ученики в тетрадях пишут  
только твердый или мягкий знак. 
Объявил, полозья, съезд, 
Объяснил, объедки, съест, 
Обезьяна, льет, подъезд, 
Вьюга, вьюн, семья, разъезд. 
Безударная О или А, Е или И? 
1. Будь внимателен, мой друг:  
В словах есть безударный звук.  
Село, гнездо, поля, весна – 
Одна из гласных неясна.  
Страна, земля, стрела, роса, 
Сосна, зерно, звезда, краса,  
Мосты, гроза, следы, листок,  
Моря, река, леса, цветок.  
Вода, дела, гроза, трава – 
Проверить надо все слова! 
2. Кроты, слова, зима, весна – 
Одна из гласных неясна.  
Перо, листы, трава, лесок, 
Волна, стена, спина, носок,  
Дела, лисенок и трава – 
Проверить надо все слова!

 
Какую согласную напишешь на конце слова? 
1. Обед, завод, медведь, кровать,  
Наряд, народ, этаж, тетрадь, 
Каприз, морковь, багаж, гараж, 
Малыш, запас и карандаш. 
2. Кит и год, мороз и нос,  
Машинист и паровоз.  
Йогурт, корж и лимонад,  
Абрикос и виноград. 
 
Какую согласную напишешь в середине слова? 
1. Согласный парный проверяй 
И в середине замечай! 
Рыбка, грядка, кружка, складка,  
Травка, сетка и тетрадка. 
Крышка, лапка, лодка, ласка,  
Книжка, ложка, утка, сказка. 
2. Ушко, кошка, мышка, репка,  
Шубка, шутка, травка, крепко,  
Грядка, шапка и лошадка,  
Сетка, чашка и помадка. 
3. То ли Ж, то ли Ш? 
Пиши, дружочек, не спеша. 
Дружки, снежки, горшки, прыжки  
Сапожки, ложки, гребешки,  
Лужки, флажки и ножки,  
Кружки и осьминожки. 
4. Миски, кашка, ложки, 
Книжки и обложки. 
Пряжка, варежки, сапожки, 
Куртка, юбка и сережки. 
Думай, проверяй, пиши,  
С правилами ты дружи. 
 

Однородные члены предложения 
Если стоят однородные члены,  
Их запятой раздели непременно.  
Дети рисуют, играют, сидят. 
Спорят, смеются, поют, говорят. 
Если же вдруг появился союз,  
То запятая тогда - лишний груз. 
Дети поют и смеются,  
Дружат и не дерутся. 
Если союз к нам пришел не один, 
Ставь запятую ты перед вторым. 
Я и пою, и танцую. 
Видишь, дружок, запятую? 
Перед союзами «а» и «но» 
Долгих сомнений быть не должно 
Не думай впустую - 
Ставь запятую! 
Мы не шумим, а смеемся. 
Спорим, но не деремся! 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение VI

Диаграмма, обозначающая количество допущенных ошибок

 в написании  словарных слов

 

Кто?                       Что?                   Какой?

Медведь                    мороз            белорусский

Учитель                   карандаш          маленький

                        Соловей                     арбуз

160 – 100%

50  -  31,25% -  в написании словарных слов допущены ошибки.

 

 

 

 

 

 

 

Приложение VII

Алгоритм проверки безударной гласной в корне слова

 

  1. Что надо проверять?

 

Проверять надо безударную гласную.

 

  1. Где надо проверять?

 

Проверять безударную гласную надо в корне слова, так  как написание безударных гласных  в других частях слов не подчиняется  правилу.

 

  1. Как надо проверять?

 

Чтобы проверить  безударную гласную в корне слова, надо подобрать к этому слову родственное слово или изменить форму слова.

 

  1. Чем надо проверять?

 

Проверять надо ударением, так как в положении  под ударением написание гласной  соответствует произношению.




 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение VIII

 

Дидактические игры и упражнения на правописание безударных гласных

 

  1. Дидактическая игра «Забей гол».

На доске написаны слова с  безударной гласной в два столбика для двух

команд. У каждой команды  набор мячей (круг с записанной в нем гласной).

По сигналу члены  команды забивают голы. Выигрывает та команда, которая забьет наибольшее количество голов.

р..ка в…да п…тно гр..бы ш..рфы

 

Е, О, Я, И, А

 

п…рты гр…да ст… пл..та гл..за

 

О, Я, Е, И, А

  1. Игра «Волшебные яблочки».

На доску вывешивается плакат со словами:

гр…чи                           зм…я р…ка                         с…ды др…зды                     п…чтальон з…ма                       гр…бы м…чи                           в…зание

Информация о работе Формирование орфографических навыков у младших школьников