Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 18:34, курсовая работа
Цель исследования – выявить наиболее эффективные формы, приёмы, методы по выработке и формированию орфографических навыков у младших школьников и проверить их на практике.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
1) изучить лингвистическую, психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по данной проблеме;
2) рассмотреть виды работ по правописанию в общей системе тренировочных упражнений;
3) выявить наиболее эффективные приёмы работы по выработке орфографических навыков у младших школьников;
4) проанализировать результаты исследовательской работы и на этой основе сделать выводы о целесообразности использования данной методики для реализации указанной цели.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Лингво-методические и психологические основы формирования орфографического навыка у младших школьников
1.1.Лингвистические основы обучения орфографии в школе. Понятие об орфографии и её разделы………………………………………………...…....6
1.1.2. Основные принципы русской орфографии………………..……..8
1.1.3. Дифференцирующие написания. Слитные, полуслитные и раздельные написания……………………………………………………...........15
1.1.4. Прописные буквы, перенос слов, графические сокращения…….17
1.2. Психолого-педагогическая характеристика орфографического навыка…………………………………………………………………………….21
1.2.1. Сущность орфографического правила. Орфограмма…………….27
1.2.2. Психологические особенности процесса письма у младших школьников………………………………………………………………………31
Глава II. Исследование уроня сформированности орфографических навыков у младших школьников
2.1. Методы исследования…………………………………………..…....34
2.2. Этапы исследования………………………………………….….......34
2.2.1. Констатирующий этап…………………………………..………....37
2.2.2. Формирующий этап………………………..…………………...….40
2.2.3. Контрольный этап………………………………...………………..52
Заключение…………………………………………………………………….....54
Список использованной литературы……………………………………….......56
Приложения
На двух других плакатах нарисованы яблоки с яблоками (среди яблок 5 из них те, что с буквами, прикреплены к картине кнопками или вставлены в прорези).
- Это не обычная яблоня, а волшебная. На ней выросли не только обыкновенные яблоки, но и яблоки с буквами а, о, и, е, я. Сорвать яблоко с буквой может только тот, кто правильно подберет для него слово на плакате».
3. «Дополни сам»
тр○ п○ тали ( трепещет ) в○
ч○ реет ( вечерний )
ст○ р○ жили ( сторожка )
л○ п○ тали ( лепет ) х○ л○ да ( холода )
4. В качестве дидактического материала я использовала загадки, пословицы, поговорки:
Безударный хитрый гласный:
слышим мы его прекрасно.
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:
гласный ставь под ударенье,
чтоб развеять все сомненья!
Если буква гласная вызвала сомнение,
Ты ее немедленно ставь под ударенье.
Загадки использовались те, в отгадках которых есть нужная нам орфограмм.
Приложение XIII
Уровень усвоения пройденной темы «Предлог» у второклассников
№ п/п |
Фамилия, имя ребёнка |
Задание 1 |
Задание 2 |
Задание 3 |
1 |
Астапович Е. |
1 |
1 |
+ |
2 |
Билинский А. |
+ |
1 |
+ |
3 |
Бурдыко А. |
+ |
1 |
+ |
4 |
Гарнастаев И. |
3 |
+ |
+ |
5 |
Гарнастаев Н. |
4 |
4 |
4 |
6 |
Ельцов И. |
+ |
+ |
+ |
7 |
Жуковский Е. |
4 |
1 |
+ |
8 |
Кульгавый И. |
1 |
+ |
+ |
9 |
Куриллович К. |
1 |
+ |
+ |
10 |
Локис Д. |
+ |
+ |
+ |
11 |
Марков С. |
+ |
1 |
+ |
12 |
Марцинкевич В. |
+ |
1 |
1 |
13 |
Недорезова К. |
+ |
+ |
+ |
14 |
Николаева Е. |
+ |
+ |
1 |
15 |
Павленкович Д. |
1 |
1 |
+ |
16 |
Пристром В. |
1 |
+ |
+ |
17 |
Соловьёва А. |
4 |
2 |
1 |
18 |
Хацкевич А. |
4 |
+ |
+ |
19 |
Шутко Ю. |
+ |
3 |
1 |
20 |
Янкова Я. |
+ |
5 |
+ |
Зад. 1 – 24% ошибок
Зад. 2 – 21% ошибок
Зад. 3 – 10% ошибок
Вывод: из 100% работы выполнено правильно 82% , а 18%- показатель ошибок в самостоятельной работе.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ УПРАЖНЕНИЙ
В ПРОЦЕССЕ УСВОЕНИЯ
УЧАЩИМИСЯ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ
Дидактическая цель (задача) |
Вид упражнения |
Актуализация опорных знаний и навыков |
Подготовительные упражнения |
Усвоение знаний (правил, понятиий) |
Вводные упражнения (познавательные, мотивационные) |
Первичное применение знаний |
Пробные упражнения |
Овладение навыками в стандартных условиях |
Тренировочные упражнения (по образцу, инструкции, заданию) |
Творческий перенос знаний и навыков в нестандартные условия (усвоение умений) |
Творческие упражнения |
Контроль, коррекция навыков и умений |
Контрольные упражнения
|
Приложение XV
Тест по русскому языку на тему: «Однокоренные слова»
А) слова, которые имеют одинаковые значения;
Б) слова, которые одинаково звучат;
В) слова, которые имеют общую часть и сходны по значению;
2. Какая часть слова называется корнем?
А) общая часть любых похожих по звучанию слов;
Б) общая часть родственных слов;
В) различающиеся части родственных слов.
3. Являются ли родственными слова «морозит» и «мороженое»7
А) нет, у них разные корни;
Б) да, они имеют общий корень, в котором чередуются звуки [ж] и [з’].
4. Какие из этих слов однокоренные?
А) платок – платочек;
Б) горе – гора;
В) купаться – купальник;
Г) лето – летать;
Д) речной – река.
5. В каких словах согласные корня чередуются?
А) муха – мушка;
Б) лес – лесной;
В) дорога – дорожка;
Г) смех – смешной;
Д) вода – подводный.
Диаграмма наблюдений и анализа результатов
контрольного теста по теме: «Однокоренные слова»
Неверные
Вывод: процент грамотности учащихся увеличился на 26%.
Приложение IX
КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УПРАЖНЕНИЙ
Подготовительные упражнения имеют своей целью подготовить школьников к восприятию новых знаний и способов их применения на практике. Такие упражнения имеют в основном репродуктивный характер. Самостоятельность учащихся при выполнении их минимальная.
Вводные упражнения применяются для того, чтобы создать у учащихся проблемную ситуацию как способ мотивации учения, подготовить условия для самостоятельного поиска новых способов выполнения действий или формирования соответствующего правила (алгоритма), подвести учащихся к пониманию опорного теоретического материала, подготовить их к осмыслению правила, закона, являющегося основой для усвоения навыков.
Пробные упражнения – это самые первые задания на применение только что полученных знаний. Их используют тогда, когда новый материал усвоен ещё непрочно и учащиеся могут допустить ошибки в его применении.
Тренировочные упражнения направлены на усвоение учащимися навыков в стандартных условиях. От проблемных они отличаются большей степенью самостоятельности и инициативы учащихся в их выполнении, а также большим разнообразием заданий, сложностью, и трудность выполнения которых нарастает.
Дидактическая цель творческих упражнений заключается в том, чтобы сформировать у учащихся умение правильно и быстро решать проблемы на основе творческого применения полученных знаний и приобретенных навыков.
Контрольные задания носят главным образом обучающий характер. Это комплексные задания, в которых сочетаются репродуктивные и творческие элементы. Контрольные задания должны быть средней трудности и состоять из типовых ситуаций без особого усложнения содержания.
Важным условием формирования орфографических навыков является вариантность дидактического материала, подобранного с учетом типичных затруднений учащихся в применении орфографических правил. И, наконец, воспитание учащихся, которое осуществляется в ходе формирования орфографических навыков, также является необходимым условием успешной работы с учащимися по орфографии.
Информация о работе Формирование орфографических навыков у младших школьников