Формирование орфографических навыков у младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 18:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – выявить наиболее эффективные формы, приёмы, методы по выработке и формированию орфографических навыков у младших школьников и проверить их на практике.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
1) изучить лингвистическую, психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по данной проблеме;
2) рассмотреть виды работ по правописанию в общей системе тренировочных упражнений;
3) выявить наиболее эффективные приёмы работы по выработке орфографических навыков у младших школьников;
4) проанализировать результаты исследовательской работы и на этой основе сделать выводы о целесообразности использования данной методики для реализации указанной цели.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Лингво-методические и психологические основы формирования орфографического навыка у младших школьников
1.1.Лингвистические основы обучения орфографии в школе. Понятие об орфографии и её разделы………………………………………………...…....6
1.1.2. Основные принципы русской орфографии………………..……..8
1.1.3. Дифференцирующие написания. Слитные, полуслитные и раздельные написания……………………………………………………...........15
1.1.4. Прописные буквы, перенос слов, графические сокращения…….17
1.2. Психолого-педагогическая характеристика орфографического навыка…………………………………………………………………………….21
1.2.1. Сущность орфографического правила. Орфограмма…………….27
1.2.2. Психологические особенности процесса письма у младших школьников………………………………………………………………………31
Глава II. Исследование уроня сформированности орфографических навыков у младших школьников
2.1. Методы исследования…………………………………………..…....34
2.2. Этапы исследования………………………………………….….......34
2.2.1. Констатирующий этап…………………………………..………....37
2.2.2. Формирующий этап………………………..…………………...….40
2.2.3. Контрольный этап………………………………...………………..52
Заключение…………………………………………………………………….....54
Список использованной литературы……………………………………….......56
Приложения

Файлы: 1 файл

Распеч курсовая моя.doc

— 426.00 Кб (Скачать)

На двух других плакатах нарисованы яблоки с яблоками (среди яблок 5 из них те, что с буквами, прикреплены к картине кнопками или вставлены в прорези).

- Это не обычная яблоня, а волшебная. На ней выросли не только обыкновенные яблоки, но и яблоки с буквами а, о, и, е, я. Сорвать яблоко с буквой может только тот, кто правильно подберет для него слово на плакате».

3. «Дополни сам» 
тр п тали      ( трепещет )                 в ч реет ( вечерний )

ст р жили      ( сторожка )                з л нели    ( зелень )

л п тали          ( лепет )                      х л да      ( холода )

4. В качестве дидактического материала я использовала загадки, пословицы, поговорки:

 

Безударный хитрый гласный:

слышим мы его прекрасно.

А в письме какая буква?

Здесь поможет нам  наука:

гласный ставь под  ударенье,

чтоб развеять все  сомненья!

Если буква гласная вызвала сомнение,

Ты ее немедленно ставь  под ударенье.

Загадки использовались те, в отгадках которых есть нужная нам орфограмм.

  • Меня пьют, меня льют. Вам нужная я. Кто я такая? (Вода)
  • Днем спит, ночью летает, прохожих пугает. (Сова).
  • Летом зеленеет, осенью желтеет. (Трава).
  • Принялась она за дело, завизжала и запела. Ела, ела дуб, дуб, поломала зуб, зуб. (Пила).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  XIII

Уровень усвоения пройденной темы «Предлог» у второклассников

п/п

Фамилия, имя  ребёнка

 

Задание 1

 

Задание 2

 

Задание 3

1

Астапович Е.

1

1

+

2

Билинский А.

+

1

+

3

Бурдыко А.

+

1

+

4

Гарнастаев И.

3

+

+

5

Гарнастаев Н.

4

4

4

6

Ельцов И.

+

+

+

7

Жуковский Е.

4

1

+

8

Кульгавый И.

1

+

+

9

Куриллович К.

1

+

+

10

Локис Д.

+

+

+

11

Марков С.

+

1

+

12

Марцинкевич В.

+

1

1

13

Недорезова К.

+

+

+

14

Николаева Е.

+

+

1

15

Павленкович Д.

1

1

+

16

Пристром В.

1

+

+

17

Соловьёва А.

4

2

1

18

Хацкевич А.

4

+

+

19

Шутко Ю.

+

3

1

20

Янкова Я.

+

5

+


 

Зад. 1 – 24% ошибок

Зад. 2 – 21% ошибок

Зад. 3 – 10% ошибок

Вывод: из 100% работы выполнено правильно 82% , а 18%- показатель ошибок в самостоятельной работе.

 

 

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ  УПРАЖНЕНИЙ

В ПРОЦЕССЕ УСВОЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ

 

Дидактическая цель (задача)

Вид упражнения

Актуализация опорных  знаний и навыков

Подготовительные упражнения

Усвоение знаний (правил, понятиий)

Вводные упражнения (познавательные, мотивационные)

Первичное применение знаний

Пробные упражнения

Овладение навыками в  стандартных условиях

Тренировочные упражнения (по образцу, инструкции, заданию)

Творческий перенос  знаний и навыков в нестандартные  условия (усвоение умений)

Творческие упражнения

Контроль, коррекция навыков  и умений

Контрольные упражнения

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение XV 

Тест по русскому языку на тему: «Однокоренные слова»

 

  1. Какие слова называют родственными?

А) слова, которые имеют  одинаковые значения;

Б) слова, которые одинаково  звучат;

В) слова, которые имеют  общую часть и сходны по значению;

2. Какая часть слова  называется корнем?

А) общая часть любых  похожих по звучанию слов;

Б) общая часть родственных  слов;

В) различающиеся части  родственных слов.

3. Являются ли родственными  слова «морозит» и «мороженое»7

А) нет, у них разные корни;

Б) да, они имеют общий  корень, в котором чередуются звуки [ж] и [з’].

4. Какие из этих  слов однокоренные?

А) платок – платочек;

Б) горе – гора;

В) купаться – купальник;

Г) лето – летать;

Д) речной – река.

5.  В каких словах  согласные корня чередуются?

А) муха – мушка;

Б) лес – лесной;

В) дорога – дорожка;

Г) смех – смешной;

Д) вода – подводный.

 

Диаграмма наблюдений и анализа результатов

контрольного  теста по теме: «Однокоренные слова»

 


 


Неверные                         Верные                                 результаты результаты


 

 

Вывод: процент грамотности учащихся увеличился на 26%.

Приложение IX 

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УПРАЖНЕНИЙ

 

Подготовительные  упражнения имеют своей целью подготовить школьников к восприятию новых знаний и способов их применения на практике. Такие упражнения имеют в основном репродуктивный характер. Самостоятельность учащихся при выполнении их минимальная.

Вводные упражнения применяются для того,  чтобы создать у учащихся проблемную ситуацию как способ мотивации учения, подготовить условия для самостоятельного поиска новых способов выполнения действий или формирования соответствующего правила (алгоритма), подвести учащихся к пониманию опорного теоретического материала, подготовить их к осмыслению правила, закона, являющегося основой для усвоения навыков.

Пробные упражнения – это самые первые задания на применение  только что полученных знаний.  Их используют тогда, когда новый материал усвоен ещё непрочно и учащиеся могут  допустить ошибки в его применении.

Тренировочные упражнения направлены на усвоение учащимися навыков в стандартных условиях. От проблемных они отличаются большей степенью самостоятельности и инициативы учащихся в их выполнении, а также большим разнообразием заданий, сложностью, и трудность выполнения которых нарастает.

Дидактическая цель творческих упражнений заключается в том,  чтобы сформировать у учащихся умение правильно и быстро решать проблемы на основе творческого применения полученных знаний и приобретенных навыков.

Контрольные задания носят главным образом обучающий характер. Это комплексные задания, в которых сочетаются репродуктивные и творческие элементы. Контрольные задания должны быть средней трудности и состоять из типовых ситуаций без особого усложнения содержания.

Важным условием формирования орфографических навыков является вариантность дидактического материала, подобранного с учетом типичных затруднений учащихся в применении орфографических правил.  И, наконец, воспитание учащихся, которое осуществляется в ходе формирования орфографических навыков, также является необходимым условием успешной работы с учащимися по орфографии.

 




Информация о работе Формирование орфографических навыков у младших школьников