Формирование орфографических навыков у младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 18:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – выявить наиболее эффективные формы, приёмы, методы по выработке и формированию орфографических навыков у младших школьников и проверить их на практике.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
1) изучить лингвистическую, психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по данной проблеме;
2) рассмотреть виды работ по правописанию в общей системе тренировочных упражнений;
3) выявить наиболее эффективные приёмы работы по выработке орфографических навыков у младших школьников;
4) проанализировать результаты исследовательской работы и на этой основе сделать выводы о целесообразности использования данной методики для реализации указанной цели.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Лингво-методические и психологические основы формирования орфографического навыка у младших школьников
1.1.Лингвистические основы обучения орфографии в школе. Понятие об орфографии и её разделы………………………………………………...…....6
1.1.2. Основные принципы русской орфографии………………..……..8
1.1.3. Дифференцирующие написания. Слитные, полуслитные и раздельные написания……………………………………………………...........15
1.1.4. Прописные буквы, перенос слов, графические сокращения…….17
1.2. Психолого-педагогическая характеристика орфографического навыка…………………………………………………………………………….21
1.2.1. Сущность орфографического правила. Орфограмма…………….27
1.2.2. Психологические особенности процесса письма у младших школьников………………………………………………………………………31
Глава II. Исследование уроня сформированности орфографических навыков у младших школьников
2.1. Методы исследования…………………………………………..…....34
2.2. Этапы исследования………………………………………….….......34
2.2.1. Констатирующий этап…………………………………..………....37
2.2.2. Формирующий этап………………………..…………………...….40
2.2.3. Контрольный этап………………………………...………………..52
Заключение…………………………………………………………………….....54
Список использованной литературы……………………………………….......56
Приложения

Файлы: 1 файл

Распеч курсовая моя.doc

— 426.00 Кб (Скачать)

На начальных этапах овладения письмом письменная речь ребёнка определяется его устной речью, т.е. он пишет слова так  же, как и произносит. Поэтому он допускает много ошибок. По мере овладения грамматикой и орфографическими правилами количество ошибок резко уменьшается. Это объясняется тем, что дети приучаются находить ту или иную орфограмму и проводить в с ней соответствующую работу.

Орфограмма служит основной орфографической единицей, принятой в современной методике.

Во-первых, орфограмма –  это написание, требующее проверки, та буква, то сочетание букв, та морфема, та позиция между словами, тот стык морфем, то место разделения слова при переносе на другую строку, которые нуждаются в проверке и обосновании; во-вторых, в орфограмме всегда есть не менее двух возможных вариантов написания, один из которых (правильный!) выбирает пишущий.

Для пишущего орфограмма всегда несёт в себе задачу, которую надо решить соблюдая:

 а) требования орфограмм,  т.е. выбора правильного написания  из двух или нескольких, допускаемых  графикой;

 б) требования точной  передачи смысла, содержания мысли.

Следует различать теоретические и практические орфограммы.  теоретической считается такая орфограмма, которая может привести к ошибке, на самом же деле никогда не приводит к ней. Например, теоретически,  дети могут написать глагол «бегут» с буквой «д» – «бегуд», на самом  же деле такая ошибка маловероятна. Однако, граница между теоретическими и практическими орфограммами условна: многие орфограммы, признаваемые в средних и старших классах теоретическими, в начальных классах являются практическими. Так, в начальных классах (особенно в первом) пишут «майя», «друзьйя», «од дома» и т.п., что отражает стихийное стремление детей писать фонетически. Следовательно, теоретические орфограммы тоже нужно уметь видеть, особенно учителю [3, 11].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.2. Психологические особенности  процесса письма

 у младших  школьников

Каждый учитель современной  школы знает, что нередко приходится много раз повторять с учащимися  один и тот же материал по грамматике и всё же он  остаётся не усвоенным. Дети как будто знают правило, правильно его формулируют, приводят слова или предложения, иллюстрирующие правило, но в диктантах нарушают его, а при более самостоятельной работе не умеют орфографически грамотно и толково изложить свои мысли. В чем причина такого явления?

На уроке ученик пишет, читает, отвечает на вопросы учителя, но эта работа не затрагивает его мыслей, не вызывает интереса. Часто он не может сосредоточить  внимание, мысль, напрячь свою память. Подобную работу ученика на уроке  русского языка следует назвать пассивной. Конечно, что-то ученик при этом усваивает, но пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний и навыков.

Активность же при усвоении материала  требует внимания к изучаемому, заданиям учителя, формулировкам правил и  заданий учебника. Для всего этого необходимо напряжение ума и воли учащихся. Как известно, К.Д.Ушинский считал внимание единственной дверью, через которую впечатления жизни входят в душу ребёнка. Внимание – это сосредоточенность сознания на чём-либо. Сосредоточить его нельзя без известного напряжения воли, без определенной активности слушающего, читающего, пишущего ученика. Вот почему современные психологи, изучающие процессы усвоения детьми знаний, придают большое значение воспитанию у детей внимания.

В условиях обучения русскому языку воспитать внимание – значит развить умение видеть различные формы слова, развивать «орфографическую зоркость». Это значит, что, глядя на написанное слово, дети должны видеть его в целом и в составляющих его частях (при необходимости в процессе обучения правописанию). Слушая речь, слышать слово целиком и отдельные его звуки (твердые и мягкие, звонкие и глухие, ударные и безударные). Если учитель не воспитал внимания ученика к слову, к его звуковой стороне, к его значению и форме, то ученик будет «глух» к слову, к его правописанию [10, 57].

В процессе обучения орфографии большое  значение имеет развитие у детей  памяти, формирование у них установки  на запоминание. А что необходимо знать нам о памяти, чтобы помочь детям усвоить грамотное письмо?

Прежде всего то, что память бывает разной. «О, память сердца, ты сильней  рассудка памяти печальной», - писал  Батюшков. Значит, есть «память сердца»  – эмоциональная память и «память  рассудка» – логическая, смысловая  память. Кроме того, есть память на запахи и на вкусовые ощущения, память зрительная, звуковая и двигательная.

Слуховая память заключается в запоминании на слух фонем в морфемах. Осуществляется их запоминание в процессе письма, т.е. при передаче фонем с помощью букв. На уроках для этого используются различные виды диктантов.

Зрительная память проявляет себя в процессе письма по слуху и при списывании. На уроках зрительная память проявляет себя при использовании различных видов списывания, а также диктантов со зрительной подготовкой.

Речедвигательная память (кинестезическая) опирается на послоговое орфографическое проговаривание слов, в результате которого закрепляется фонемный состав  изучаемого слова в мускульных движениях органов речи. Речедвигательная память используется при обучении детей правописанию слов с непроверяемыми орфограммами.

Моторная память заключается в  многократной записи одного и того же слова учеником. методика и школьный опыт не располагают данными о  количестве необходимых повторных записей того или иного слова [3, 19].

Посмотрев около тридцати тетрадей, в которых ученики пять раз  подряд писали слово «велосипед», мы наблюдали следующее: в первых двух воспроизведениях из пяти велосипед  стойко оставался самим собой, начиная  с третьего у части школьников обращался в велосипет, а до пятого доходил с более существенными изменениями. Ориентировка на «память руки» оказывается недостаточной: механическая память утомляет, внимание «соскальзывает» и велосипед «укатывается» из-под контроля.

Немалую роль в деле обучения русскому языку играет  сознательное отношение учащихся к работе. Активное, тщательной выполнений заданий в соответствии с требованиями учителя, учебника – тоже сознательное отношение к обучению. Интерес к работе, ненужность принуждения со стороны учителя, родителей – очень важный признак сознательного отношения к обучению. Дети этого возраста часто не могут в полной мере осознать ответственность за выполняемую ими работу. Даже не всегда интерес к заданию достаточен для того, чтобы ученик без напоминания взялся за его выполнение. Интерес к работе по русскому языку воспитывается у школьника в том случае, если он получает содержательные, посильные, но в то же время заставляющие думать задания. Задания будут интересны, если для их выполнения необходимо анализировать, сравнивать, объяснять и доказывать.

Всякая учебная работа, выполняется ли она с интересом  или без особого интереса, требует  от учащихся определённого напряжения сил, определённой затраты энергии.

К.Д.Ушинский предупредил учителей, что из учения не следует делать только игру или забаву, что это серьёзный труд, требующий напряжения сил. Если учитель не научит учащихся тщательно исправлять ошибки, указывая при этом на их характер, то ошибки не исчезнут в письменных работах.

Итак, внимание к слову, установка на запоминание, активность мыслительных процессов, сознательное отношение к работе, волевое напряжение – всё это имеет большое  значение в формировании орфографических  навыков у младших школьников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Исследование уроня сформированности орфографических навыков у младших школьников

2.1. Методы исследования

Как же решается проблема формирования у учащихся орфографических навыков в педагогической практике?

Так как гипотезой  моего исследования является обучение и последующее систематичное проведение разнообразных видов работ по формированию орфографических навыков, что обеспечит более высокий уровень грамотности младших школьников, то методы исследования должны быть эффективны и разнообразны.

Как педагогическая наука, так и школьная практика в последние  годы значительно продвинулась в  вопросе определения рациональных способов формирования у школьников учебных навыков.  Данные исследований, проведённых учеными-психологами и учёными-методистами, подтверждают, что только система упражнений обеспечивает овладение учащимися навыками грамотного письма.

Однако, руководствуясь убеждениями учёных и специфическими особенностями в обучении предметом «Русский язык», для достижения цели исследования и доказательства гипотезы я использовала следующие методы исследования:

  • слово учителя;
  • беседа;
  • наблюдение и анализ результатов деятельности (орфограмм);
  • самостоятельная работа учащихся;
  • эксперимент;
  • анкетирование;
  • игра.

Слово учителя как метод обучения орфографии используется для сообщения, например, цели предстоящей работы, при формулировке заданий для самостоятельной работы, при обобщениях. Этим методом преподаватель пользуется и для  этимологических справок по поводу слов, написания которых проверяются словарём, при подведении итогов самостоятельной работы учащихся и прочее.

Беседа -  метод обучения, при котором учитель путём умело поставленных вопросов побуждает учащихся к рассуждению и анализу в определённой логической последовательности изучаемых факторов и явлений и к самостоятельному формулированию соответствующих теоретических выводов и обобщений.  Методом беседы изучается материал, усвоение которого подготовлено уже имеющимися у школьников знаниями. Это в основном написания, требующие установления грамматической формы слова.  Беседа используется для изучения постановки процесса обучения и для выяснения проблем по ходу исследования. Результаты бесед тщательно фиксируются. К беседе примыкают методы интервью и анкетирования, которые описываются и включаются в текст работы.

Метод наблюдения и анализа результатов деятельности предполагает сопоставление изучаемых явлений, вычленение сходных, обобщение, поэтому применение его целесообразно при изучении правописаний, проверяемых путём сопоставления с опорными словами, или написаний, проверяемых орфографическими и грамматическими правилами. Так, например, методом наблюдения проводится изучение правописания гласных, проверяемых ударением.

Метод самостоятельной  работы может быть использован при изучении любой группы написаний, если учащиеся уже владеют навыком работы с учебником. Этот метод эффективен и при работе над написаниями, проверяемыми словарём.

Эксперимент характеризуется тем, что исследователь  планомерно манипулирует  несколькими факторами и фиксирует сопутствующие изменения в проявлении изучаемого орфографического правила.

Следующим методом сбора  первичной информации является тест (вид анкетирования) – стандартизированное испытание. Испытуемому предъявляется система заданий, позволяющая измерить уровень его развития в сфере учебного процесса. При обработке результатов в тесте должны чётко соблюдаться установленные нормы и правила, что и позволит получить достаточно достоверные результаты.

Одним из наиболее действенным  методом, способным вызвать интерес  к занятиям по русскому языку, является дидактическая игра. Цель игры пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению. При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, изучаемый материал становится для них более доступным, работоспособность значительно увеличивается.

Каждый метод предполагает: 

а) определение цели обучения (от этого зависит вся система взаимодействия учителя и учащихся);

б) определение способа  преподнесения материала учащимся;

в) характер взаимодействия учителя и учащихся;

г) определение характера оценки усвоения, предложение критериев;

Таким образом, метод  обучения – это способ деятельности  учителя и  учащихся, направленный на наиболее эффективное достижение  учебно-воспитательных целей, и прежде всего – формирование знаний, умений и навыков по  изучаемому предмету.

Но так как учебный процесс – явление сложное, то поставленная цель исследования – выявить наиболее эффективные формы, приёмы, методы по выработке и формированию орфографических навыков у младших школьников и проверить их на практике – будет достигаться  не одним каким-либо методом, а совокупностью их. В процессе учебной деятельности мне приходилось сталкиваться с различными конкретными задачами и многообразными факторами и в зависимости от них выбирать тот или иной метод обучения правописанию у школьников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Этапы исследования

2.2.1. Констатирующий этап 

Главным методом исследования поставленной проблемы является эксперимент. Первый – констатирующий –  этап ставил перед собой цель: изучить уровень сформированности орфографического у учащихся в процессе выполнения упражнений.

Информация о работе Формирование орфографических навыков у младших школьников