Формирование орфографических навыков у младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 18:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – выявить наиболее эффективные формы, приёмы, методы по выработке и формированию орфографических навыков у младших школьников и проверить их на практике.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
1) изучить лингвистическую, психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по данной проблеме;
2) рассмотреть виды работ по правописанию в общей системе тренировочных упражнений;
3) выявить наиболее эффективные приёмы работы по выработке орфографических навыков у младших школьников;
4) проанализировать результаты исследовательской работы и на этой основе сделать выводы о целесообразности использования данной методики для реализации указанной цели.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Лингво-методические и психологические основы формирования орфографического навыка у младших школьников
1.1.Лингвистические основы обучения орфографии в школе. Понятие об орфографии и её разделы………………………………………………...…....6
1.1.2. Основные принципы русской орфографии………………..……..8
1.1.3. Дифференцирующие написания. Слитные, полуслитные и раздельные написания……………………………………………………...........15
1.1.4. Прописные буквы, перенос слов, графические сокращения…….17
1.2. Психолого-педагогическая характеристика орфографического навыка…………………………………………………………………………….21
1.2.1. Сущность орфографического правила. Орфограмма…………….27
1.2.2. Психологические особенности процесса письма у младших школьников………………………………………………………………………31
Глава II. Исследование уроня сформированности орфографических навыков у младших школьников
2.1. Методы исследования…………………………………………..…....34
2.2. Этапы исследования………………………………………….….......34
2.2.1. Констатирующий этап…………………………………..………....37
2.2.2. Формирующий этап………………………..…………………...….40
2.2.3. Контрольный этап………………………………...………………..52
Заключение…………………………………………………………………….....54
Список использованной литературы……………………………………….......56
Приложения

Файлы: 1 файл

Распеч курсовая моя.doc

— 426.00 Кб (Скачать)

Сознательность и автоматизм при обучении орфографии достигается  в процессе работы над правилом и  орфографическими упражнениями, обеспечивающими привитие навыка грамотного письма. Как усвоение правила, так и выполнение упражнений связано с активной аналитико-синтетической деятельностью учащихся. 

Для того чтобы убедиться  в умениях и способностях учащихся, я предложила выполнить задание на тему: «Анаграммы – признаки предметов».

На отдельных листочках  я разместила в столбик четыре слова, одно из которых являлось лишним. Задача школьников – найти это слово, орфографически правильно написать его. Однако если учитывать пройденную тему о знакомстве с предметами, то я посчитала необходимым  не объяснять ребятам, по каким критериям необходимо указывать лишнее слово (по вопросу, на которое отвечает  слово – кто? что?).

В проделанном виде самостоятельной  работы с учащимися я руководствовалась методической литературой и придерживалась методических требований, а также подбирала слова-предметы с разнообразными орфограммами (непроизносимые согласные, сочетание оро, оло, сочетания жи, ши, ча, ща, разделительный мягкий знак и др.) и переставляла буквы в них. Например:

ТДВРЁЫЙ    =   ТВЁРДЫЙ

ЯМГКИЙ      =   МЯГКИЙ

ОРГОХ       =   ГОРОХ

КРПЕИКЙ    =   КРЕПКИЙ

Самостоятельная работа учащихся показала хороший результат: из 20 учащихся безошибочно выполнили 16, 2 учащихся не выбрали слово, обозначающее предмет, остальные - с заданием и вовсе не справились (не определили, какие должны были получиться слова). (Приложение I.) Это доказывает, что большинство учащихся умеет работать самостоятельно по изученной теме, внимательны, сосредоточены на выполнении задания. Слова, которые обозначают предметы, известны второклассникам. Материал доступен на уровне понимания и усвоен практически. Данный вид проделанной работы является показателем успешности выполнения заданий самостоятелно.

Далее учащимся было предложено выполнить упражнения по новой теме из учебника:

- Дополните предложения  словами, противоположными по  значению. Что обозначают эти  слова?

Ребята записывают полученные предложения.

Медведь неуклюжий, а обезьяна ловкая.

У лисы хвост длинный, а у зайца – короткий.

Мёд сладкий, а лимон кислый.

Дерево высокое, а куст низкий.

- Чем подобны и различны  слова? Правильно, они отвечают  на одинаковые вопросы, но противоположны  по значению. Как назвать одним  словом эти слова? (Антонимы)

- Приведите свои примеры, сравнивая клюкву и малину, дорогу и тропинку, слона и мышку.

Обращаю внимание на окончания слов, которые обозначают признаки предметов:

- Найдите орфограммы в словах. Поставьте вопросы к каждому признаку. Медведь (какой?) неуклюжий, лиса (какая?) хитрая, солнце (какое?) яркое. От чего зависит окончание? (От вопроса, на который отвечает слово-признак и от рода – мужской, женский, средний)

Таким образом, на основе приведённых мною упражнений у учащихся развивается представление о  предметах, формируется различие слов, которые обозначают предмет, и слов, которые обозначают признаки предметов. Смысловое различие данных частей речи определяется за счёт правильной постановки вопроса к словам и, следовательно, учащиеся сумеют решить орфографические задачи.

Под орфографическими задачами понимается выполнение сложных действий на основе применения правил способов проверки. В данном случае - с помощью постановки вопроса. Как и всякая задача, орфографическая задача содержит данные условия, решения и вопросы (то, что нужно знать).

Трудность орфографической  задачи состоит в том, что школьник, в сущности, должен сам перед собой поставить эту задачу. Школьник должен:

  1. Найти орфограмму в слове.
  2. Определить ее тип; проверяемая или нет, если проверяемая, то определить, к какой орфографической теме относится.
  3. Определить способ решения задачи в зависимости от типа орфограммы.
  4. Решить задачу.
  5. Написать слово в соответствии с решением орфографической задачи.

Примером следующей орфографической задачи будет являться задание на правописание пословицы: ребятам необходимо вставить в нижеприведённом предложении пропущенные буквы и доказать правильность написания, подобрать к данным словам возможные однокоренные слова, подходящие к ним по лексическому значению.

Т..рпение и  тру.. – всё перетру.. . (Приложение II, III)

Предложение записывается в тетради  и объясняется написание слов.

- Почему в словах «труд» и «перетрут» нужно вставить разные согласные буквы? (Потому что слова «перетереть» и «трудиться» различны между собой по лексическому значению.)

На таблице ясно представлены результаты учащихся. И я делаю  вывод, что учащиеся слабо владеют  орфографическими навыками, уровень  знаний невысокий, поэтому требуется помощь педагога в заинтересованности и разнообразии методических приёмов преподнесения знаний на уроках русского языка, в вовлечении ребят в активную работу над формированием орфографических навыков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.2. Формирующий  этап

Цель: выявить в процессе учебной деятельности наиболее эффективные приёмы и методы работы на уроках русского языка с целью выработки орфографических навыков у младших школьников.

Для достижения цели с учащимися 2 «Б» класса мною были проведены тренировочные упражнения по формированию правописания на темы «Слова, которые обозначают признаки предметов», «Слова, которые обозначают действия предметов», «Предлог», «Однокоренные слова». Вместе с изучением данных тем я разрабатывала дидактический материал, игровые упражнения, наглядность, карточки для индивидуальных заданий на дальнейшую работу над орфографическими навыками учащихся.

Школьные программы  и учебники ориентируют  учителя на то, чтобы к моменту изучения орфографического правила ученики имели минимум знаний, умений и навыков, которые потребуются им для правильного понимания и применения данного правила.

Современные учебники и  «Прописи» содержат богатый материал для пропедевтической работы по изучению многих орфографических тем. В ходе работы с первоклассниками в период обучения грамоте выявляется, что  учащиеся в данный период могут ознакомиться, по меньшей мере, с 10 видами таких орфограмм. Перечислим их:

              1. Заглавная буква в именах, фамилиях и отчествах людей, кличках животных, географических названиях.
              2. Заглавная буква в начале предложения и точка в конце.
              3. Правописание сочетаний жи, ши.
              4. Правописание сочетаний чу, щу.
              5. Правописание сочетаний ча, ща.
              6. Отдельные случаи написания безударных гласных. (Приложение IV.)
              7. Отдельные случаи написания парных звонких/глухих согласных.
              8. Отдельные случаи написания непроверяемых безударных гласных.
              9. Разделительный Ъ.
              10. Разделительный Ь.

Поэтому к началу второго  учебного года учащиеся должны владеть  вышеперечисленными видами орфограмм и уметь пользоваться выученными правилами в написании букв (Приложение V). (Правила из урока в урок по случаю необходимости мы повторяли с ребятами для чёткого выяснения написания букв и сочетаний букв.)

На комбинированных  уроках в процессе комментированного письма мы проводили орфографический разбор упражнений. Этот вид письма строился на основе проговаривания по слогам. Учащиеся не просто проговаривали предложенные слова и предложения, но обосновывали правописание правилами, подбором проверочных слов.

Например, «На высокой грядке

Выросла отгадка.

- Я круглая! Я гладкая!

Я смуглая! Я сладкая!»

- Спишите, вставляя пропущенные буквы, объясните написание слов. На какие вопросы отвечают слова, которые? (Грядка – гряда, отгадка – отгадывай, сладкая – сладенькая, гладкая – гладенькая.)

Здесь очень важно, чтобы  все работали одновременно с комментатором, не отставая и не забегая вперед. Сначала комментируют сильные учащиеся, постепенно включаются   и все остальные. Этот вид письма развивает внимание к слову, его значению, сообразительность, речь, фонематический слух, мышление.

Орфографический разбор следует проводить на достаточно насыщенном в орфографическом отношении тексте, по такому, например, плану:

1. Учащиеся отыскивают  в тексте данные орфограммы (мыло душистое, полотенце пушистое): эти орфограммы можно не только выделить и назвать, но и подчеркнуть их, если работа идет по тетради, или отметить точками, или выписать в тетрадь, если работа ведётся по печатному тексту.

2. Ученики обозначают  орфограммы, формулируют правила,  сопоставляют это написание с  другими, аналогичными, уже разобранными  на уроке.

Большая самостоятельность  учащихся в процессе письма с использованием следующего алгоритма:

- проговариваю;

- определяю орфограмму;

- вспоминаю правило;

- применяю его;

- пишу;

- проверяю.

Работа над непроверяемыми написаниями

Учащиеся начальных  классов должны запомнить большое  количество слов с непроверяемыми гласными. Научить ребенка писать эти слова без ошибок – одна из сложнейших задач, стоящих перед учителем.

Каждый учитель знает: чем больше дети пишут, тем прочнее  их навыки. Особенно это относится  к непроверяемым написаниям.

Кому из учителей неизвестно, что чем богаче активный словарный запас человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее и красивее его устная и письменная речь. Однако словарной работе в школе уделяют и доныне мало внимания, нередко она носит случайный, эпизодический характер, отчего и речь учащихся формируется и выправляется медленнее, чем того хотелось бы. На словарную работу я обратила большое внимание, так как процесс запоминания непроверяемых словарных слов является важным фактором в грамотной письменной речи.

Нет необходимости доказывать, как велика роль орфографического словаря в повышении грамотности, культуры речи. Орфографический словарь, относящийся к «словарям правильной речи», предназначается для самого широкого круга читателей, так или иначе соприкасающихся с вопросами написания слов.

Приведу пример изучения словарных слов в классе. В течение года изучаемые слова с непроверяемыми гласными следующие:

арбуз

каникулы

морковь

Беларусь

карандаш

мороз

белорусский

картофель

огород

берёза

магазин

ребята

вагон

маленький

Родина

вчера

медведь

соловей

город

месяц

учитель

заяц

молоко

 

 

Такие карточки были напечатаны для каждого ученика.

Таким образом мы работаем над одной группой слов (5-6 слов) две недели. В первый день, знакомя с новыми словами, использую картинный словарь. На второй день дети пишут слова на кальке по трафарету. На третий день – списывание с доски слов с пропущенной безударной гласной с комментированием. Доказывая, какая буква пропущена, дети поднимают сигнальную карточку-букву. На четвёртом уроке дети пишут слова под диктовку с последующей самопроверкой или взаимопроверкой. И на пятый день – усвоение этих слов проверяется. Дети пишут или картинный диктант, или слова под диктовку, или используют перфокарты, на которых слова с пропущенной буквой.

Например:

 

М_ДВЕДЬ                 Р_БЯТА

ЗА_Ц                         Б_РЁЗА

     МЕС_Ц                     БЕЛ_РУСЬ


 

 На изучение любого словарного слова я предлагала различные задания на запоминание и выработку безошибочного непроверяемого написания слова.

Вот образец заданий  на запоминание словарного слова  «картофель»:

  1. Что такое картофель? (Овощ с клубнями, богатыми крахмалом)
  2. Подберите родственные слова к слову «картофель».(Картофелина, картофельный, картошка, картошечка.)
  3. Найди родственные слова в тексте, выдели в них корень, подчеркни безударные гласные.

Урожай

У нас в  огороде уродился богатый урожай картофеля. Дедушка взял большую  картофелину, положил её на ладонь и  сказал:

Информация о работе Формирование орфографических навыков у младших школьников