Деонтология

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 14:11, курс лекций

Краткое описание

Согласно Закону Республики Казахстан «Об образовании» «главная задача системы образования – создание условий для развития, профессионального совершенствования, формирования личности на основе достижений науки и практики на национальных и общечеловеческих ценностях».

Оглавление

Предисловие
5

Информационно-теоретический раздел
6

глава1.
Педагогическая деонтология как наука
7

Тема 1.1
Понятие деонтологии
8

Тема 1.2
Предпосылки возникновения педагогической деонтологии
12

Тема 1.3
Предмет педагогической деонтологии
43

Тема 1.4
Функции, задачи и принципы педагогической деонтологии
48

Тема 1.5
Основные понятия педагогической деонтологии
57

Тема 1.6
Взаимосвязь педагогической деонтологии с другими науками
61

Глава 2



Тема 2.1
Деонтологическая готовность педагога и ее формирование

Сущность деонтологической готовности педагога
66



66

Тема 2.2
Структура деонтологической готовности будущих педагогов
72

Тема 2.3
Формирование деонтологической готовности будущих педагогов
92

Диагностический раздел
125

Заключение
194

Приложение
196

Список использованных источников
235

Файлы: 1 файл

основы педагогической деонтологии.doc

— 1.93 Мб (Скачать)

 

Наше уважение к общим правилам нравственности и есть, собственно, чувство долга.

                                                                                 А. Смит

Не  из страха, но из чувства долга должно воздерживаться от дурных поступков.                                                                                                         

                                                                                          Демокрит

 

Что есть долг? Пока что у нас нет другого  ответа, кроме следующего: совершать правое и заботиться о собственном благе и о благе …других.

Г. Гегель

По-настоящему трудно дается нам лишь одно – исполнение долга, ибо оно предполагает такие  поступки, которые мы все равно  вынуждены совершить, хотя они и  не приносят нам одобрения – единственное, что толкает нас на похвальные дела и поддерживает в наших начинаниях.

                                                                                                  Ж. Лабрюйер

 

Долг повелевает нам делать то, что справедливо  и честно, и запрещает делать то, что несправедливо и нечестно.

С. Смайлс

Долг основан  на чувстве справедливости.

                                                                                    Н.В. Шелгунов

 

Долг тесно  связан с правдивостью. Человек долга  прежде всего правдив в своих  словах и действиях. Он говорит и делает только то, что должно, как должно и когда должно.

Н.В. Шелгунов

 

Как можно познать  себя? Не путем созерцания, но только путем деятельности. Попробуй исполнить  свой долг, и ты узнаешь, что в  тебе есть.

И. Гете

 

Свободные установления тогда хороши, когда они у людей, себя уважающих, а стало быть, уважающих и долг свой, долг гражданина.

Ф.М. Достоевский

 

Человек чувствует  свой долг лишь в том случае, если он свободен…

А. Бергсон

 

Долг сводится к сознанию внутренней мощи. Внутренне  чувствовать, что способен на что-либо, это – сознавать обязанность совершить это. Обязанность – это изобилие жизни, которая хочет проявиться, отдаться.

Ж. Гюйо

 

Первейший долг человека – быть таким, каков он есть, иметь мужество сказать: «Это хорошо, а вот это плохо».

Р. Роллан

 

Первейший долг человека – не быть малодушным!

Р. Роллан

Твердое сознание долга есть венец характера.

Н.В. Щелгунов

 

Не только можно  назвать человеком истинно нравственным, кто терпит над собой веления  долга как кое-то тяжелое иго, как «нравственные вериги», а именно того, кто заботится слить требования долга с потребностями внутреннего существа своего, так, чтобы они не только сделались инстинктивно необходимыми, но и доставляли внутреннее наслаждение.

Н.А. Добролюбов

 

Если долг мною осознан, то он столько же силлогизм, вывод, мысль, которая меня не теснит, как всякая истина, и исполнение которого мне не жертва, не самоотвержение, а мой естественный образ действия.

А.И. Герцен

 

Человек не только может, но и должен связать удовольствие с долгом; но должен радостно повиноваться своему разуму.

Ф. Шиллер

 

Тот, кто любит  обращать свой ум на изыскания закона своего долга, близок к науке нравственности.

Тот, кто старается  исполнять свой долг, близок к человеколюбию, то есть желанию блага всем людям.

Тот, кто краснеет за свою слабость в исполнении своего долга, близок к той силе душевной, которая нужна для его исполнения.

Китайская пословица

 

Лучше худо исполнить  свой долг, чем хорошо чужой.

Древнеиндийский афоризм

Твой долг –  требование дня.

И. Гете

 

Стремитесь всегда исполнить свой долг, и человечество оправдает вас даже там, где вы потерпите неудачу.

Т. Джефферсон

Поступай так, как велит тебе долг человека.

Цицерон

 

Истинно, ты и  впрямь никому ничего не должен. Ты все  должен всем.

Д. Джебран

Не тяготиться, не остывать, быть терпеливым, отзывчивым, добродушным, торопиться любить, в сознании, что уже стоишь у порога вечности,- вот в чем долг.

А. Ф. Амиель

Сознавать долг и не исполнять его – это  трусость.

Конфуций

Быть верным долгу в несчастье – великое  дело.

Демокрит

 

Нельзя пренебрегать исполнением долга из одного только страха нажить себе врагов или кому-нибудь не понравиться; исполнение долга дает человеку славу, польза от которой больше, чем вред от возможного врага.

Ф. Гвиччардини

 

Мне приходилось  встречать людей, добродетель которых столь естественна, что даже не ощущается; они исполняют свой долг, не испытывая никакой тягости, и их влечет к этому как бы инстинктивно; они никогда не хвастаются своими редкостными качествами и, кажется, даже не сознают их в себе. Вот такие люди мне нравятся, а не те праведники, которые как будто сами удивляются собственной праведности и считают доброе дело чудом, рассказ о котором должен всех изумлять.

Ш. Монтескье

 

Чтобы наше счастье  было прочным, мы нуждаемся в привязанности  и помощи окружающих нас людей; последние же согласятся любить и уважать нас, помогать нам в наших планах, работать для нашего счастья лишь в той мере, в какой мы готовы работать для их благополучия. Эту необходимую взаимную связь называют нравственным долгом, нравственной обязанностью.

П. Гольбах

 

Я люблю быть популярным, это счастье; но я хочу быть полезным, это долг.

В. Гюго

 

Я вполне подписываюсь под мнением тех писателей, которые  утверждают, что самую сильную  черту отличия человека от животных  составляет нравственное чувство или совесть… И господство его выражается в коротком, но могучем и крайне выразительном слове «должен». Да, та внутренняя сущность, которая заставляет человека без всяких размышлений рисковать своей жизнью и ближнего, сущность, заставляющего его после тщательных размышлений, в основе которых лежит глубокое чувство справедливости и долга, жертвовать своей жизнью для какого-нибудь великого дела, - это сущность является наиболее благородною чертой человека.

Ч. Дарвин

 

Исполнить свой долг бывает иногда мучительно, но еще мучительнее - не исполнить его.

А. Дюма-сын

 

У нас у всех есть один якорь, с которого, если сам  не захочешь, никогда не сорвешься: чувство долга.

И.С. Тургенев

 

Живет свободно только тот, кто находит радость  в исполнении своего долга.

                                                                                               Цицерон

 

Человек вынужден бороться с необходимостью, установленной  природой. Его нравственный долг –  завоевать самостоятельность посредством  своей деятельности и рассудка.

                                                                                               Г. Гегель

 

 

 Исполняя свой долг, человек с любовью относится к тому, к чему себя принуждает.

В. Гете

 

Превосходное  дело – обязательно ежедневно выполнять небольшой долг.

Э. Делакруа

 

Понимание необходимости  выполнить свой долг требует забвения собственных интересов.

В. Гюго

Не полюбивши  долга, нельзя его исполнить.

И.А. Гончаров

Долг есть нечто  исключительное: нужно беречь его  для тех случаев, когда является нужда в настоящих жертвах.

Р. Роллан

Общественный, гражданский, патриотический и т.д. долг, ставший внутренним побуждением  человека, и есть моральный долг.

А.Ф. Шишкин

Об  учителе

 

Учитель. Гордое и славное звание.

Труд учителя  сродни труду хлебороба и строителя – из зерен добра и справедливости выращивает он нашу душу, из кирпичиков знаний складывает наш разум.

                                                                                     Е.В. Селезнева

 

Сложен путь учителя. И совсем неплохо представить его заранее. А главное – понять, каким должен быть человек, чтобы учить, наставлять новое поколение.

Великое счастье  встретить Учителя, который учит доброте, справедливости, честности, ответственности. Учит быть Человеком. Великое счастье – стать учителем…

Минуют года, века. Неузнаваемой станет жизнь, исчезнут многие сегодняшние профессии, но пока существует человечество, сохранится на Земле высокое звание – Учитель.

Е.В. Селезнева

 

Им вручена  превосходная должность, выше которой  ничего не может быть под этим солнцем.

Я.А. Коменский

 

В руках учителя  величайшая из всех ценностей мира – Человек. Учитель творит человека как скульптор творит сове изваяние из бесформенного куска мрамора: где-то в глубине этой мертвой  глыбы лежат прекрасные черты, которые надо добыть, очистить от всего лишнего…Только тот, кто верит в человека, может стать настоящим мастером.

В.А.Сухомлинский

 

Учительство –  это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но более тяжелый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру.

Д.Лихачев

 

Учителем становится не тот, кто хочет утвердиться, а тот, кто жертвует собой.

Д.Кришнамурти

 

В педагогике, возведенной  в степень искусства, нельзя мерить действия всех деятелей по одной мерке, нельзя закабалить их в одну форму, но, с другой стороны, нельзя и допустить, чтобы эти действия были совершенно произвольны, неправильны и диаметрально противоположны.

Н.И.Пирогов

 

Призвание учителя  есть призвание высокое и благородное. Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность  в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.

Л.Н.Толстой

 

К педагогическому  делу надо призывать, как к делу морскому, медицинскому и тому подобным, не тех, которые стремятся только обеспечить свою жизнь, а тех, которые чувствуют к этому делу и к науке сознательное призвание и предчувствуют в нем свое удовлетворение, понимая общую народную надобность.

Д.И.Менделеев

 

 

Список использованных источников

 

1 Михельсон  А.Д. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. – М., 1865.

2  Словарь  иностранных слов, вошедших в  состав русского языка// Под ред. Чудинова А.Н.– М., 1910.

3 Словарь иностранных  слов// Под ред. Комлева Н.Г. – М., 2006.

4 Новейший философский  словарь// Под ред. Фролова И.Ф.  – Р/на-Дону. – 2005.

5 Оксфордский  толковый словарь. – Киев, 2002.

6 Словарь по  этике/ Под ред. И.Кона. – М., 1980.

7 Самойленко  В.В. История медицинской деонтологии. – М., 1998.

8 Барштейн Е.  Что должен знать врач-стахановец// Правда. – М., 1938.

9 Прохоров Е.П., Равахимжанова М.Х. Журналистика и демократия. – М., 2001.

10 Кертаева К.М. Ұстаз қызметіңдегі педагогиқалық деонтология. – Монография. Алматы: «Ғылым» ғылыми баспа орталығы, 2002, 224б.

11 Медицинская  энциклопедия// Под ред. Билибина  А.Ф., Грандо А.А. и др. – М., 1984.

12 Гулина М.А.  Психологическая деонтология. –  СПб., 2008.

13 Анисимова  Л.М. Социальная деонтология. –  Ижевск, 2005.

14 Блохин Н.М.  Юридическая деонтология как наука и учебная дисциплина. – Ульяновск, 2004.

15 Луимница Д.  и др. Аспекты биоэтики в образовании. - Кишинев, 2007.

16 Фарман И.П. Теория познания и философия культуры. – М.: Наука, 1986.

17 Закин Я.Х., Рашидов Н.Р. Основы научного  исследования. – Ташкент: Укитувчи, 1981.

18 Маслоу А.Х.  Самоактуализация: Пер. с англ. –  Тексты. – М., 1982.

19 Джуринский  А.Н. История педагогики. – М.: Владос, 2000.

20 Философский словарь//Под ред. Фролова И.Т.,                Кузьменко Г.Н. – М.: Советская энциклопедия, 1983.

21 Краткая философская энциклопедия//Главная редакция:            Ильичев Л.Ф., Федосеев П.Н., Ковалев С.М., Панов В.Г. – М.: Изд. группа «Прогресс» – «Энциклопедия», 1994.

22 Большой толковый психологический словарь: Т.2/ Под ред. Артура Р. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2003.

23 Кобликов А.С. Основы юридической деонтологии. – СПб., 2008.

Информация о работе Деонтология