Деонтология

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 14:11, курс лекций

Краткое описание

Согласно Закону Республики Казахстан «Об образовании» «главная задача системы образования – создание условий для развития, профессионального совершенствования, формирования личности на основе достижений науки и практики на национальных и общечеловеческих ценностях».

Оглавление

Предисловие
5

Информационно-теоретический раздел
6

глава1.
Педагогическая деонтология как наука
7

Тема 1.1
Понятие деонтологии
8

Тема 1.2
Предпосылки возникновения педагогической деонтологии
12

Тема 1.3
Предмет педагогической деонтологии
43

Тема 1.4
Функции, задачи и принципы педагогической деонтологии
48

Тема 1.5
Основные понятия педагогической деонтологии
57

Тема 1.6
Взаимосвязь педагогической деонтологии с другими науками
61

Глава 2



Тема 2.1
Деонтологическая готовность педагога и ее формирование

Сущность деонтологической готовности педагога
66



66

Тема 2.2
Структура деонтологической готовности будущих педагогов
72

Тема 2.3
Формирование деонтологической готовности будущих педагогов
92

Диагностический раздел
125

Заключение
194

Приложение
196

Список использованных источников
235

Файлы: 1 файл

основы педагогической деонтологии.doc

— 1.93 Мб (Скачать)

 

I ОПРЕДЕЛЕНИЯ

1 В настоящей  Рекомендации:

а) слово «учитель» охватывает всех лиц, которые занимаются обучением и воспитанием учащихся в школах;

б) термин «положение»  в применении к учителям означает одновременно общественное положение, которое за ними признано в силу уважения, связанного с важностью их функций и умением выполнять эти функции, а также взятые в сравнении с другими профессиональными группами условия труда, вознаграждение и другие материальные льготы, которыми они пользуются.

 

II ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ 

2 Настоящая  Рекомендация применима ко всем  учителям государственных и частных средних школ или более низших учебно-воспитательных заведений: средних и неполных средних, общеобразовательных, технических, профессиональных и художественных учебных заведений, начальных школ и детских садов.

 

III РУКОВОДЯЩИЕ  ПРИНЦИПЫ

3 С первых  лет обучения образование должно  иметь целью всестороннее развитие человеческой личности и духовный, моральный, социальный, культурный и экономический прогресс общества, а также внедрение глубокого уважения к правам и основным свободам человека; в рамках этих ценностей самое большое значение следует придавать вкладу, который образование призвано вносить в дело мира и взаимопонимания, терпимости и дружбы между всеми народами и всеми расовыми пли религиозными группами.

4 Следует признать, что развитие образования в значительной степени зависит от квалификации и мастерства учителей в целом и от человеческих, педагогических и профессиональных качеств каждого из них.

5 Положение  учителей должно соответствовать  потребностям в образовании, определяемым его целями и задачами. Следует признать, что для полного достижения этих целей и задач чрезвычайно важно, чтобы учителя имели соответствующий статус и, чтобы их профессия была окружена общественным уважением, которого она заслуживает.

6 Педагогическую деятельность следует считать высококвалифицированной профессией имеющей значение для всего общества и требующей от учителей глубоких знаний и особого мастерства, приобретенных и поддерживаемых в результате систематического и непрерывного образования. Она обязывает также иметь чувство личной и коллективной ответственности за образование учащихся и за обеспечение им наиболее благоприятных условий в учебных заведениях.

7 Все аспекты  подготовки и работы учителей  должны быть свободны, от какой бы то ни было дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, религии, политических взглядов, национального или социального происхождения и экономического положения.

8 Условия работы  учителей должны быть максимально  благоприятными для эффективного обучения и должны позволять им полностью посвятить себя выполнению своих профессиональных задач.

9 Следует признать, что учительские организации  могут вносить значительный вклад в развитие образования, а поэтому следует привлекать их к разработке политики в области образования.

 

IV ЦЕЛИ И ПОЛИТИКА  В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ 

10 В каждой  стране должны быть приняты  в необходимом объеме соответствующие меры для определения общей политики в области образования, совместимой с перечисленными выше руководящими принципами, с привлечением всех имеющихся людских и иных ресурсов. При этом соответствующие органы должны принимать во внимание влияние на положение учителей следующих принципов и целей:

а) основным правом каждого ребенка является самое  полное его обеспечение возможностями  образования. Необходимое внимание должно уделяться детям, требующим специального педагогического подхода;

б) все возможности  должны быть предоставлены на равной основе каждому человеку для реализации его права на получение образования без всякой дискриминации по признаку пола, расы, цвета кожи, религии, политических взглядов, национального пли социального происхождения и экономического положения;

в) поскольку  образование является делом первостепенной важности для общества, ответственность  за него должна ложиться па государство, которое обязано обеспечить достаточную сеть школ, бесплатное образование в них и материальную помощь нуждающимся учащимся; вышесказанное не следует толковать ни как посягание на свободу родителей или законных опекунов посылать детей в негосударственные школы, ни как нарушение свободы отдельных лиц или организаций создавать учебные заведения, отвечающие минимальным педагогическим нормам, установленным пли одобренным государством, и руководить этими учебными заведениями;

г) так как  образование является существенным фактором экономического развития, планирование образования должно быть неотъемлемой частью общего планирования экономического и социального развития, имеющего целью улучшение условий жизни;

д) поскольку  образование представляет собой непрерывный процесс, тесная связь между различными категориями учителей может способствовать повышению качества обучения всех учащихся и улучшению положения учителей;

е) необходимо обеспечивать свободный доступ к гибкой системе школ, должным образом взаимосвязанных, с тем чтобы ничто не могло ограничить возможности для каждого ребенка получать образование любого типа и уровня;

ж) в качестве задачи развития образования ни одно государство не должно удовлетворяться  одним количественным ростом, по должно также стремиться повысить его качество;

и) в области  образования необходимо как долгосрочное, так и краткосрочное планирование и программирование; эффективное  включение сегодняшних учащихся в жизнь общества будет зависеть больше от будущих погребноестей, чем от нынешних;

к) всякое планирование в области образования должно включать па каждом этапе своевременное  принятие мер для подготовки и  профессионального усовершенствования достаточного числа национальных кадров учителей, полностью компетентных и квалифицированных, знающих жизнь своего народа и способных вести обучение на его родном языке;

л) первостепенное значение имеют координированные систематические и непрерывные исследования и мероприятии в области подготовки и профессионального усовершенствования учителей, включая сотрудничество между исследователями на международном уровне и обмен результатами этих исследований;

м) необходимо обеспечивать тесное сотрудничество между соответствующими органами, организациями учителей, работодателей и трудящихся, родительскими организациями, культурно-просветительными организациями и научно-исследовательскими учреждениями для определения политики в области образования и ее конкретных задач:

н) поскольку  достижение целей и задач образования  зависит в значительной степени от выделяемых финансовых средств, в национальных бюджетах всех стран следует предусматривать в приоритетном порядке необходимую долю национального дохода па развитие образования.

 

V ПОДГОТОВКА  К ПРОФЕССИИ УЧИТЕЛЯ 

Отбор

11 Политика, определяющая подготовку учителей, должна принимать во внимание потребность обеспечения общества достаточным количеством учителей, обладающих необходимыми моральными, интеллектуальными, физическими качествами, имеющих глубокие знания и обладающих соответствующими умениями и навыками.

12 Для удовлетворения  этой потребности органы народного  образования должны сделать подготовку к педагогической деятельности привлекательной и обеспечить достаточное число мест в педагогических учебных заведениях.

13 Завершение  полного утвержденного курса педагогического учебного заведения должно требования от всех лиц, приступающих к учительской деятельности.

14 Правом приема  в педагогические учебные заведение  должны пользоваться лица, имеющие соответствующее среднее образование и обладающие личными качествами, которые требуются от учителей.

15 Соблюдая общие правила приема в педагогические учебные заведения, можно допустить прием лиц, не отвечающие некоторым требованиям с точки зрения образования, но обладающих полезным опытом, в частности, технического или профессионального характера.

16 Студенты педагогических  учебных заведений должны иметь  возможность получать стипендии или финансовую помощь, которые обеспечивали бы им нормальные условия учебы и жизни; по мере возможности органы народного образования должны стремиться создать систему бесплатной подготовки учителей.

17 Студентам  и другим лицам, желающим стать  учителями должна предоставляться  широкая информация о возможностях  подготовки к педагогической деятельности, а также о стипендиях и финансовой помощи.

18 Следует принимать  во внимание уровень подготовки  учителей в других странах при определении того, в какой степени лица, получившие такую подготовку, могут пользоваться правом преподавания в данной стране. Должны быть предприняты шаги, направленные на достижение международного признания дипломов учителей, дающих им право преподавать и соответствующих нормам, согласованным в международном плане.

Программы подготовки учителей

19 Целью программы  подготовки учителей должно быть  расширение общеобразовательной подготовки и повышение личной культуры каждого студента, овладение им умением обучать и воспитывать других, знанием принципов, лежащих в основе установления хороших человеческих отношений в национальном и международном плане, воспитание сознания необходимости содействовать как преподаванием, так и личным примером социальному, культурному и экономическому прогрессу.

20 Программы  подготовки учителей должны включать  в своей основе следующее:

а) общие дисциплины;

б) изучение основ философии, психологии, социологии в их связи с педагогикой, изучение теории и истории педагогики, сравнительной педагогики, школоведения, методики преподавания различных предметов и основ экспериментирования в области педагогики;

в) изучение предметов, относящихся к будущей области преподавания;

г) педагогическую практику по учебной, внеклассной и  внешкольной работе под руководством высококвалифицированных преподавателей.

21 Все учителя  должны проходить общую, специальную  и педагогическую подготовку в университетах или в педагогических учебных заведениях уровня, сравнимого с университетским, или же в специальных училищах по подготовке учителей. Содержание программ подготовки учителей может в известной степени быть различным в зависимости от задач, которые им придется выполнять в учебных заведениях различных типов, таких как учебные заведения для дефективных детей или профессионально-технические школы. В последнем случае эти программы могли бы включать прохождение практики в промышленности, торговле или в сельском хозяйстве.

22 Учебные планы  педагогических учебных заведений  могут предусматривать собственно  педагогическую подготовку либо  одновременно с прохождением общих и специальных дисциплин, либо после их прохождения.

23 Подготовка  учителей, как правило, должна быть очной. Однако, для лиц более старшего возраста или для лиц, относящихся к другим особым категориям, желающих стать учителями, могут быть предусмотрены, полностью или частично, неочные формы обучения, при условии, что эти формы дают им уровень знаний и квалификацию, соответствующие тем, которые обеспечиваются очным обучением.

24 Следует учитывать  желательность обеспечения подготовки  всех учителей для начальных,  средних, технических, профессиональных или специальных школ, в учебных заведениях, органически взаимосвязанных или расположенных поблизости друг от друга.

Педагогические  учебные заведения 

25 Преподаватели  педагогических учебных заведений  должны обладать квалификацией,  которая позволяет им вести  преподавание своих предметов  на уровне, сравнимом с уровнем высшего учебного заведения. Преподаватели педагогических дисциплин должны иметь опыт преподавания в школе и, по мере возможности, периодически обновлять этот опыт путем педагогической практики в школе.

26 Следует поощрять  исследования и экспериментирование в области педагогических дисциплин, создавая для преподавателей и студентов в педагогических учебных заведениях благоприятные условия для исследовательской работы и обеспечивая эти учебные заведения необходимыми средствами и оборудованием. Преподаватели, готовящие учителей, должны быть в курсе результатов исследований в области своей науки и стремиться делать их достоянием студентов.

27 Как учащиеся, так и преподаватели должны  иметь возможность высказывать свое мнение относительно положений, регулирующих жизнь, работу и дисциплину в педагогическом учебном заведении.

28 Педагогические  учебные заведения должны вносить  свой вклад в развитие образования,  распространяя в школах результаты  исследований и новое в методике преподавания, а также используя в своей работе опыт школ и учителей.

29 Педагогические  учебные заведения, каждое в  отдельности, совместно, или же  в сотрудничестве с другими  высшими учебными заведениями  или с соответствующими органами  народного образования, должны удостоверять удовлетворительное завершение студентами курса подготовки.

30 Органы народного  образования в сотрудничестве  с педагогическими учебными заведениями должны принимать меры, необходимые для того, чтобы обеспечивать выпускникам учебных заведении работу соответствующую их квалификации, личным пожеланиям и семейному положению.

Информация о работе Деонтология