Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 14:11, курс лекций
Согласно Закону Республики Казахстан «Об образовании» «главная задача системы образования – создание условий для развития, профессионального совершенствования, формирования личности на основе достижений науки и практики на национальных и общечеловеческих ценностях».
Предисловие
5
Информационно-теоретический раздел
6
глава1.
Педагогическая деонтология как наука
7
Тема 1.1
Понятие деонтологии
8
Тема 1.2
Предпосылки возникновения педагогической деонтологии
12
Тема 1.3
Предмет педагогической деонтологии
43
Тема 1.4
Функции, задачи и принципы педагогической деонтологии
48
Тема 1.5
Основные понятия педагогической деонтологии
57
Тема 1.6
Взаимосвязь педагогической деонтологии с другими науками
61
Глава 2
Тема 2.1
Деонтологическая готовность педагога и ее формирование
Сущность деонтологической готовности педагога
66
66
Тема 2.2
Структура деонтологической готовности будущих педагогов
72
Тема 2.3
Формирование деонтологической готовности будущих педагогов
92
Диагностический раздел
125
Заключение
194
Приложение
196
Список использованных источников
235
25-29 очков. Вы замкнуты, не разговорчивы, предпочитаете одиночество, поэтому у Вас мало друзей. Новая работа и необходимость новых контактов если и не ввергают Вас в панику, то надолго выводят из равновесия. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Но не ограничивайтесь только таким недовольством – в Вашей власти переломить эти особенности характера. Разве не бывает, что при какой-либо сильной увлечённости Вы приобретаете вдруг полную коммуникабельность? Стоит только встряхнуться.
19-24 очков. Вы,
в известной степени,
14-18 очков. У Вас нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении с другими, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идёте на встречу с новыми людьми. В то же время не любите шумных компаний; экстравагантные выходки и многословие вызывают у Вас раздражение.
9-13 очков. Вы весьма общительны (порой, быть может, даже сверх меры). Любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми. Любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Бывает, вспылите, но быстро отходите. Чего Вам недостает, так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьёзными проблемами. При желании, однако, Вы можете себя заставить не отступать.
4-8 очков. Вы,
должно быть, «рубаха-парень».
3 очка и менее. Ваша коммуникабельность носит болезненный характер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Берётесь судить о проблемах, в которых совершенно не компетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов в Вашем окружении. Вспыльчивы, обидчивы, нередко бываете необъективны. Серьёзная работа - не для Вас. Людям – и на работе, и дома, и вообще повсюду – трудно с Вами. Да, Вам надо поработать над собой и своим характером! Прежде всего, воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям, наконец, подумайте о своём здоровье – такой стиль жизни не проходит бесследно.
Чтобы количественно
оценить стиль общения
Если усреднённая оценка экспертов колеблется в пределах 45-49 баллов, то коммуникативная деятельность очень напряжённая и близкая к модели активного взаимодействия. Педагог достиг вершин своего мастерства, свободно владеет аудиторией. Как дирижёр прекрасно распределяет своё внимание, все средства общения органично вплетены во взаимодействие с обучаемыми. Непосвящённому может показаться, что собралась компания давно знающих друг друга людей для обслуживания последних событий. Однако при этом все заняты общим делом, а занятие достигает поставленной цели.
35-44 балла – высокая оценка. Дружеская, непринуждённая атмосфера царит в аудитории. Все участники занятия заинтересованно наблюдают за педагогом или обсуждают поставленный вопрос.
Активно высказываются мнения, предлагаются варианты решения проблемы. Стихийность отсутствует. Педагог корректно направляет ход занятия, не забывая отдавать должное юмору и остроумию собравшихся. Всякое удачное предложение тут же подхватывается и поощряется умеренной похвалой. Занятие проходит продуктивно в активном взаимодействии сторон.
20-30 балла характеризуют
педагога как вполне удовлетвор
11-19 баллов – низкая оценка коммуникативной деятельности. Имеет место односторонняя направленность учебно-воспитательного воздействия со стороны педагога. Незримые барьеры общения препятствуют живым контактам сторон. Аудитория пассивна, инициатива подавляется доминирующим положением педагога. Его стиль уподобляется авторитарной или неконтактной моделям общения.
При очень низких оценках в 7-10 баллов всякое взаимодействие с обучаемыми отсутствуют. Общение развивается по моделям дикторского или гиперрефлексивного стиля. Оно обезличено, по психологическому содержанию анонимно и практически ничем не отличается от массовой публичной лекции или вещания по радио. Педагогические функции ограничиваются лишь информационной стороной.
Методика «Уровень коммуникативного контроля»
(автор М. Шнайдер)
Методика предназначена для изучения уровня коммуникативного контроля. Согласно М. Шнайдеру, люди с высоким коммуникативным контролем постоянно следят за собой, хорошо осведомлены, где и как себя вести. Управляют своими эмоциональными проявлениями. Вместе с тем они испытывают значительные трудности в спонтанности самовыражения, не любят непрогнозируемых ситуаций.
Люди с низким
коммуникативным контролем
Инструкция: Внимательно прочитайте 10 высказываний, отражающих реакции на некоторые ситуации общения. Каждое из них оцените как верное (В) или неверное (Н) применительно к себе, поставив рядом с каждым пунктом соответствующую букву.
Опросник
Обработка и интерпретация результатов: по 1 баллу начисляется на ответ «Н» на вопросы 1, 5, 7 и за ответ «В» на все остальные вопросы. Подсчитывается сумма баллов.
0-3 балла - низкий коммуникативный контроль; высокая импульсивность в общении, открытость, раскованность, поведение мало подвержено изменениям в зависимости от ситуации общения и не всегда соотносится с поведением других людей.
4-6 баллов - средний коммуникативный контроль; в общении непосредственен, искренне относится к другим. Но сдержан в эмоциональных проявлениях, соотносит свои реакции с поведением окружающих людей.
7-10 баллов - высокий коммуникативный контроль; постоянно следит за собой, управляет выражением своих эмоций.
Методика «Самооценка» (автор В.Р.Овчарова)
Инструкция: каждый человек имеет определенные представления об идеале наиболее ценных свойств личности. На эти качества люди ориентируются в процессе самовоспитания. Какие качества вы более всего цените в людях? У разных людей эти представления неодинаковы, а потому не совпадают результаты самовоспитания. Какие же представления об идеале имеются у вас? Разобраться в этом вам поможет следующее задание, которое выполняется в два этапа.
Этап 1
Чтобы создать
условия для одинакового
Этап II
Внимательно рассмотрите качества личности, выписанные вами из первого набора, и найдите среди них такие, которыми вы обладаете реально. Обведите цифры при них кружком. Теперь переходите ко второму набору качеств, затем к третьему и четвертому.
Обработка результатов:
1 Подсчитайте, сколько вы нашли у себя реальных качеств (Р).
2 Подсчитайте количество идеальных качеств, выписанных вами (И), а затем вычислите их процентное отношение: количество реальных качеств умножить на 100% и разделить на количество идеальных качеств.
3 Результаты
сопоставьте с оценочной
Пол |
Уровни самооценки | ||||||
Неадекватно низкий |
Низкий |
Ниже среднего |
Средний |
Выше среднего |
Высокий |
Неадекватно высокий | |
муж |
0-10 |
11-34 |
35-45 |
46-54 |
55-63 |
64-66 |
67 |
жен |
0-15 |
16-37 |
38-46 |
47-56 |
57-65 |
66-68 |
69 |
Интерпретация результатов: самооценка может быть оптимальной и неоптимальной. При оптимальной, адекватной самооценке субъект правильно соотносит свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, стремится реально смотреть на свои неудачи и успехи, старается ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле. К оценке достигнутого он подходит не только со своими мерками, но и старается предвидеть, как к этому отнесутся другие люди: товарищи по работе и близкие. Иными словами, адекватная самооценка является итогом постоянного поиска реальной меры, т. е. без слишком большой переоценки, но и без излишней критичности к своему общению поведению, деятельности, переживаниям. Такая самооценка является наилучшей для конкретных условий и ситуаций. К оптимальной относятся самооценки «высокий уровень» и «вышесреднего уровня» (человек заслуженно ценит, уважает себя, доволен собой), а также «средний уровень» (человек уважает себя, но знает свои слабые стороны и стремится к самосовершенствованию, саморазвитию). Но самооценка может быть и неоптимальной — чрезмерно завышенной или слишком заниженной.