Деонтология

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 14:11, курс лекций

Краткое описание

Согласно Закону Республики Казахстан «Об образовании» «главная задача системы образования – создание условий для развития, профессионального совершенствования, формирования личности на основе достижений науки и практики на национальных и общечеловеческих ценностях».

Оглавление

Предисловие
5

Информационно-теоретический раздел
6

глава1.
Педагогическая деонтология как наука
7

Тема 1.1
Понятие деонтологии
8

Тема 1.2
Предпосылки возникновения педагогической деонтологии
12

Тема 1.3
Предмет педагогической деонтологии
43

Тема 1.4
Функции, задачи и принципы педагогической деонтологии
48

Тема 1.5
Основные понятия педагогической деонтологии
57

Тема 1.6
Взаимосвязь педагогической деонтологии с другими науками
61

Глава 2



Тема 2.1
Деонтологическая готовность педагога и ее формирование

Сущность деонтологической готовности педагога
66



66

Тема 2.2
Структура деонтологической готовности будущих педагогов
72

Тема 2.3
Формирование деонтологической готовности будущих педагогов
92

Диагностический раздел
125

Заключение
194

Приложение
196

Список использованных источников
235

Файлы: 1 файл

основы педагогической деонтологии.doc

— 1.93 Мб (Скачать)

25-29 очков. Вы  замкнуты, не разговорчивы, предпочитаете  одиночество, поэтому у Вас  мало друзей. Новая работа и необходимость новых контактов если и не ввергают Вас в панику, то надолго выводят из равновесия. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Но не ограничивайтесь только таким недовольством – в Вашей власти переломить эти особенности характера. Разве не бывает, что при какой-либо сильной увлечённости Вы приобретаете вдруг полную коммуникабельность? Стоит только встряхнуться.

19-24 очков. Вы, в известной степени, общительны  и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Новые проблемы Вас не пугают. И всё же с новыми людьми сходитесь с оглядкой, в спорах и диспутах участвуете неохотно. В Ваших высказываниях порой слишком много сарказма, без всякого на то основания. Эти недостатки исправимы.

14-18 очков. У  Вас нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении с другими, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идёте на встречу с новыми людьми. В то же время не любите шумных компаний; экстравагантные выходки и многословие вызывают у Вас раздражение.

9-13 очков. Вы  весьма общительны (порой, быть  может, даже сверх меры). Любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми. Любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Бывает, вспылите, но быстро отходите. Чего Вам недостает, так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьёзными проблемами. При желании, однако, Вы можете себя заставить не отступать.

4-8 очков. Вы, должно быть, «рубаха-парень». Общительность  бьёт из Вас ключом. Вы всегда  в курсе всех дел. Вы любите  принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьёзные темы могут вызвать у вас мигрень и даже хандру. Охотно берёте слово по любому вопросу, даже если имеете о нём поверхностное представление. Всюду чувствуете себя в своей тарелке. Берётесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. По этой самой причине руководители и коллеги относятся к Вам с некоторой опаской и сомнениями. Задумайтесь над этими фактами.

3 очка и менее.  Ваша коммуникабельность носит  болезненный характер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Берётесь судить о проблемах, в которых совершенно не компетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов в Вашем окружении. Вспыльчивы, обидчивы, нередко бываете необъективны. Серьёзная работа - не для Вас. Людям – и на работе, и дома, и вообще повсюду – трудно с Вами. Да, Вам надо поработать над собой и своим характером! Прежде всего, воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям, наконец, подумайте о своём здоровье – такой стиль жизни не проходит бесследно.

Чтобы количественно  оценить стиль общения педагога, рекомендуем заполнить тестовую карту коммуникативной деятельности, разработанную на основе анкеты А.А.Леонтьева. Для этого необходимо выступить в качестве экспертов четырём – пяти лицам, имеющим опыт общения с аудиторией. Каждый эксперт работает независимо, после чего находится усредненная оценка. Оценку проводить по предлагаемой шкале, а при обсуждении попытаться обосновать, какие действия педагога вызвали те или иные оценки.

Если усреднённая  оценка экспертов колеблется в пределах 45-49 баллов, то коммуникативная деятельность очень напряжённая и близкая к модели активного взаимодействия. Педагог достиг вершин своего мастерства, свободно владеет аудиторией. Как дирижёр прекрасно распределяет своё внимание, все средства общения органично вплетены во взаимодействие с обучаемыми. Непосвящённому может показаться, что собралась компания давно знающих друг друга людей для обслуживания последних событий. Однако при этом все заняты общим делом, а занятие достигает поставленной цели.

35-44 балла –  высокая оценка. Дружеская, непринуждённая  атмосфера царит в аудитории. Все участники занятия заинтересованно наблюдают за педагогом или обсуждают поставленный вопрос.

Активно высказываются мнения, предлагаются варианты решения проблемы. Стихийность отсутствует. Педагог корректно направляет ход занятия, не забывая отдавать должное юмору и остроумию собравшихся. Всякое удачное предложение тут же подхватывается и поощряется умеренной похвалой. Занятие проходит продуктивно в активном взаимодействии сторон.

20-30 балла характеризуют  педагога как вполне удовлетворительно овладевшего приёмами общения. Его коммуникативная деятельность довольно свободна по форме, он легко входит в контакт с обучаемыми, но не все оказываются в поле его внимания. В импровизированных дискуссиях он опирается на наиболее активную часть собравшихся, остальные же выступают большей частью в роли наблюдателей. Занятие проходит оживлённо, но не всегда достигает поставленной цели. Содержание занятия может непроизвольно приноситься в жертву форме общения. Здесь возможны проявления элементов моделей дифференцированного внимания и негибкого реагирования.

11-19 баллов –  низкая оценка коммуникативной  деятельности. Имеет место односторонняя направленность учебно-воспитательного воздействия со стороны педагога. Незримые барьеры общения препятствуют живым контактам сторон. Аудитория пассивна, инициатива подавляется доминирующим положением педагога. Его стиль уподобляется авторитарной или неконтактной моделям общения.

При очень низких оценках в 7-10 баллов всякое взаимодействие с обучаемыми отсутствуют. Общение  развивается по моделям дикторского или гиперрефлексивного стиля. Оно обезличено, по психологическому содержанию анонимно и практически ничем не отличается от массовой публичной лекции или вещания по радио. Педагогические функции ограничиваются лишь информационной стороной.

 

Методика  «Уровень коммуникативного контроля»

(автор  М. Шнайдер)

 

Методика предназначена  для изучения уровня коммуникативного контроля. Согласно М. Шнайдеру, люди с высоким коммуникативным контролем постоянно следят за собой, хорошо осведомлены, где и как себя вести. Управляют своими эмоциональными проявлениями. Вместе с тем они испытывают значительные трудности в спонтанности самовыражения, не любят непрогнозируемых ситуаций.

Люди с низким коммуникативным контролем непосредственны  и открыты, но могут восприниматься окружающими как излишне прямолинейные и навязчивые.

Инструкция: Внимательно прочитайте 10 высказываний, отражающих реакции на некоторые ситуации общения. Каждое из них оцените как верное (В) или неверное (Н) применительно к себе, поставив рядом с каждым пунктом соответствующую букву.

Опросник

  1. Мне кажется трудным подражать другим людям.
  2. Я смог бы свалять дурака, чтобы привлечь внимание окружающих.
  3. Из меня мог бы выйти неплохой актер.
  4. Другим людям иногда кажется, что мои переживания более глубоки, чем это есть на самом деле.
  5. В компании я редко оказываюсь в центре внимания.
  6. В различных ситуациях в общении с другими людьми я часто веду себя по-разному.
  7. Я могу отстаивать только то, в чем искренне убежден.
  8. Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я часто бываю именно таким, каким меня ожидают видеть.
  9. Я могу быть дружелюбным с людьми, которых не выношу.
  10. Я не всегда такой, каким кажусь.

Обработка и  интерпретация результатов: по 1 баллу начисляется на ответ «Н» на вопросы 1, 5, 7 и за ответ «В» на все остальные вопросы. Подсчитывается сумма баллов.

0-3 балла - низкий  коммуникативный контроль; высокая импульсивность в общении, открытость, раскованность, поведение мало подвержено изменениям в зависимости от ситуации общения и не всегда соотносится с поведением других людей.

4-6 баллов - средний  коммуникативный контроль; в общении  непосредственен, искренне относится к другим. Но сдержан в эмоциональных проявлениях, соотносит свои реакции с поведением окружающих людей.

7-10 баллов - высокий  коммуникативный контроль; постоянно  следит за собой, управляет  выражением своих эмоций.

 

Методика «Самооценка» (автор В.Р.Овчарова)

 

Инструкция: каждый человек имеет определенные представления об идеале наиболее ценных свойств личности. На эти качества люди ориентируются в процессе самовоспитания. Какие качества вы более всего цените в людях? У разных людей эти представления неодинаковы, а потому не совпадают результаты самовоспитания. Какие же представления об идеале имеются у вас? Разобраться в этом вам поможет следующее задание, которое выполняется в два этапа.

Этап 1

  1. Разделите лист бумаги на четыре равные части, обозначьте каждую часть римскими цифрами I, II, III, IV.
  2. Даны четыре набора слов, характеризующих положительные качества людей. Вы должны в каждом наборе качеств выделить те, которые более значимы и ценны для вас лично, которым вы отдаете предпочтение перед другими. Какие это качества и сколько их — каждый решает сам.
  3. Внимательно прочитайте слова первого набора качеств. Выпишите в столбик наиболее ценные для вас качества вместе с их номерами, стоящими слева. Теперь приступайте ко второму набору качеств — и так до самого конца. В итоге вы должны получить четыре набора идеальных качеств.

Чтобы создать  условия для одинакового понимания  качеств всеми участниками психологического обследования, приводим толкование этих качеств:

  1. Межличностные отношения, общение.
    1. Вежливость — соблюдение правил приличия, учтивость.
    2. Заботливость — мысль или действие, направленные к благополучию людей; попечение, уход.
    3. Искренность — выражение подлинных чувств, правдивость, откровенность.
    4. Коллективизм — способность поддерживать общую работу, общие интересы, коллективное начало.
    5. Отзывчивость — готовность отозваться на чужие нужды.
    6. Радушие — сердечное, ласковое отношение, соединенное с гостеприимством, с готовностью чем-нибудь услужить.
    7. Сочувствие — отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью людей.
    8. Тактичность — чувство меры, создающее умение вести себя в обществе, не задевать достоинства людей.
    9. Терпимость — умение без вражды относиться к чужому мнению, характеру, привычкам.
    10. Чуткость — отзывчивость, сочувствие, способность легко понимать людей.
    11. Доброжелательность — желание добра людям, готовность содействовать их благополучию.
    12. Приветливость — способность выражать чувство личной приязни.
    13. Обаятельность — способность очаровывать, притягивать к себе.
    14. Общительность — способность легко входить в общение.
    15. Обязательность — верность слову, долгу, обещанию.
    16. Ответственность — необходимость, обязанность отвечать за свои поступки и действия.
    17. Откровенность — открытость, доступность для людей.
    18. Справедливость — объективная оценка людей в соответствии с истиной.
    19. Совместимость — умение соединять свои усилия с активностью других при решении общих задач.
    20. Требовательность — строгость, ожидание от людей выполнения своих обязанностей, долга.
  2. Поведение.
    1. Активность — проявление заинтересованного отношения к окружающему миру и самому себе, к делам коллектива, энергичные поступки и действия.
    2. Гордость — чувство собственного достоинства.
    3. Добродушие — мягкость характера, расположение к людям.
    4. Порядочность — честность, неспособность совершать подлые и антиобщественные поступки.
    5. Смелость — способность принимать и осуществлять свои решения без страха.
    6. Твердость — умение настоять на своем, не поддаваться давлению, непоколебимость, устойчивость.
    7. Уверенность — вера в правильность поступков, отсутствие колебаний, сомнений.
    8. Честность — прямота, искренность в отношениях и поступках.
    9. Энергичность — решительность, активность поступков и действий.
    10. Энтузиазм — сильное воодушевление, душевный подъем.
    11. Добросовестность — честное выполнение своих обязанностей.
    12. Инициативность — стремление к новым формам деятельности.
    13. Интеллигентность — высокая культура, образованность, эрудиция.
    14. Настойчивость — упорство в достижении целей.
    15. Решительность — непреклонность, твердость в поступках, способность быстро принимать решения, преодолевая внутренние колебания.
    16. Принципиальность — умение придерживаться твердых принципов, убеждений, взглядов на вещи и события.
    17. Самокритичность — стремление оценивать свое поведение, умение вскрывать свои ошибки и недостатки.
    18. Самостоятельность — способность осуществлять действия без чужой помощи, своими силами.
    19. Уравновешенность—ровный, спокойный характер, поведение.
    20. Целеустремленность — наличие ясной цели, стремление ее достичь.
  3. Деятельность.
    1. Вдумчивость — глубокое проникновение в суть дела.
    2. Деловитость — знание дела, предприимчивость, толковость.
    3. Мастерство — высокое искусство в какой-либо области.
    4. Понятливость — умение понять смысл, сообразительность.
    5. Скорость — стремительность поступков и действий быстрота.
    6. Собранность — сосредоточенность, подтянутость.
    7. Точность — умение действовать, как задано, в соответствии с образцом.
    8. Трудолюбие — любовь к труду, общественно полезной деятельности, требующей напряжения.
    9. Увлеченность — умение целиком отдаваться какому-либо делу.
    10. Усидчивость — усердие в том, что требует длительного времени и терпения.
    11. Аккуратность — исполнительность, соблюдение порядка во всем.
    12. Дисциплинированность — привычка к дисциплине, сознание долга перед обществом.
    13. Исполнительность — старательность, хорошее исполнение заданий.
    14. Любознательность — пытливость ума, склонность к приобретению новых знаний.
    15. Находчивость — способность быстро находить выход из затруднительных положений.
    16. Последовательность — умение выполнять задания, действия в строгом порядке, логически стройно.
    17. Работоспособность — способность много и продуктивно работать.
    18. Скрупулезность — точность до мелочей, особая тщательность.
  4. Переживания, чувства.
    1. Бодрость — ощущение полноты сил, деятельности, энергии.
    2. Бесстрашие — отсутствие страха, храбрость.
    3. Веселость — беззаботно-радостное состояние.
    4. Душевность — искреннее дружелюбие, расположенность к людям.
    5. Милосердие — готовность помочь, простить из сострадания, человеколюбия.
    6. Нежность — проявление любви, ласки.
    7. Свободолюбие — любовь и стремление к свободе, независимости.
    8. Сердечность — задушевность, искренность в отношениях.
    9. Страстность — способность целиком отдаваться увлечению.
    10. Стыдливость — способность испытывать чувство стыда.
    11. Взволнованность— мера переживания, душевное беспокойство.
    12. Восторженность — большой подъем чувств, восторг, восхищение.
    13. Жалостливость — склонность к чувству жалости, состраданию.
    14. Жизнерадостность — постоянство чувства радости, отсутствие уныния.
    15. Любвеобильность — способность сильно и многих любить.
    16. Оптимистичность — жизнерадостное мироощущение, вера в успех.
    17. Сдержанность — способность удержать себя от проявления чувств.
    18. Удовлетворенность — ощущение удовольствия от исполнения желаний.
    19. Хладнокровность — способность сохранять спокойствие и выдержку.
    20. Чувствительность — легкость возникновения переживаний, чувств, повышенная восприимчивость к воздействиям извне.

Этап II

Внимательно рассмотрите  качества личности, выписанные вами из первого набора, и найдите среди них такие, которыми вы обладаете реально. Обведите цифры при них кружком. Теперь переходите ко второму набору качеств, затем к третьему и четвертому.

Обработка результатов:

1 Подсчитайте,  сколько вы нашли у себя  реальных качеств (Р).

2 Подсчитайте количество идеальных качеств, выписанных вами (И), а затем вычислите их процентное отношение: количество реальных качеств умножить на 100% и разделить на количество идеальных качеств.

3 Результаты  сопоставьте с оценочной шкалой:

 

Пол

Уровни самооценки

Неадекватно низкий

Низкий

Ниже среднего

Средний

Выше среднего

Высокий

Неадекватно  высокий

муж

0-10

11-34

35-45

46-54

55-63

64-66

67

жен

0-15

16-37

38-46

47-56

57-65

66-68

69


 

Интерпретация результатов: самооценка может быть оптимальной и неоптимальной. При оптимальной, адекватной самооценке субъект правильно соотносит свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, стремится реально смотреть на свои неудачи и успехи, старается ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле. К оценке достигнутого он подходит не только со своими мерками, но и старается предвидеть, как к этому отнесутся другие люди: товарищи по работе и близкие. Иными словами, адекватная самооценка является итогом постоянного поиска реальной меры, т. е. без слишком большой переоценки, но и без излишней критичности к своему общению поведению, деятельности, переживаниям. Такая самооценка является наилучшей для конкретных условий и ситуаций. К оптимальной относятся самооценки «высокий уровень» и «вышесреднего уровня» (человек заслуженно ценит, уважает себя, доволен собой), а также «средний уровень» (человек уважает себя, но знает свои слабые стороны и стремится к самосовершенствованию, саморазвитию). Но самооценка может быть и неоптимальной — чрезмерно завышенной или слишком заниженной.

Информация о работе Деонтология