Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 14:11, курс лекций
Согласно Закону Республики Казахстан «Об образовании» «главная задача системы образования – создание условий для развития, профессионального совершенствования, формирования личности на основе достижений науки и практики на национальных и общечеловеческих ценностях».
Предисловие
5
Информационно-теоретический раздел
6
глава1.
Педагогическая деонтология как наука
7
Тема 1.1
Понятие деонтологии
8
Тема 1.2
Предпосылки возникновения педагогической деонтологии
12
Тема 1.3
Предмет педагогической деонтологии
43
Тема 1.4
Функции, задачи и принципы педагогической деонтологии
48
Тема 1.5
Основные понятия педагогической деонтологии
57
Тема 1.6
Взаимосвязь педагогической деонтологии с другими науками
61
Глава 2
Тема 2.1
Деонтологическая готовность педагога и ее формирование
Сущность деонтологической готовности педагога
66
66
Тема 2.2
Структура деонтологической готовности будущих педагогов
72
Тема 2.3
Формирование деонтологической готовности будущих педагогов
92
Диагностический раздел
125
Заключение
194
Приложение
196
Список использованных источников
235
22 При выполнении контрольного задания я больше беспокоюсь о том, как бы не допустить какую-нибудь ошибку, чем думаю о том, как правильно его решить.
23 Если у меня что-то не выходит, я лучше обращусь к кому-либо за помощью, чем стану сам продолжать искать выход.
24 После неудачи я скорее становлюсь более собранным и энергичным, чем теряю желание продолжать дело.
25 Если есть сомнения в успехе какого-либо начинания, то я скорее не стану рисковать, чем приму в нем.
26 Когда я берусь за трудное дело, я испытываю больше опасений, что не справлюсь с ним, чем уверенности, что оно получится.
27 Я работаю
эффективнее под чьим-либо
28 Мне больше
нравится выполнять сложную
29 Я работаю продуктивнее над заданием, когда мне конкретно указывают, что и как выполнять, чем когда передо мной ставят задачу лишь в общих чертах.
30 Успешно решив какую-то задачу, я с большим удовольствием стал бы решать задачу аналогичную, чем переходить к задаче другого типа.
31 Когда нужно соревноваться, у меня скорее возникает интерес и азарт, чем тревога и беспокойство.
32 Пожалуй, я больше мечтаю о своих планах а будущее, чем пытаюсь их реально осуществить.
Тест-опросник (форма Б)
Обработка результатов. По каждой из шкал подсчитывается суммарный балл.
Ключ к форме А: +1, -2, +3, -4, +5, -6, +7, +8, -9, +10, -11, -12, +13, +14, -15, -16, +17, -18, +19, -20, +21, -22, -23, +24, -25, -26, -27, +28, -29, -30, +31, -32.
Ключ к форме Б: +1, +2, -3, +4, -5, -6, +7, +8, -9, +10, -11, -12, -13, +14, -15, -16, +17, -18, +19, -20, +21, -22, +23, -24, -25, +26, -27, +28, -29, -30.
На основе подсчета
суммарного балла определяют, какая
мотивационная тенденция
Методика
определения мотивации
Методика может применяться для диагностики мотивации профессиональной деятельности. В основу положена концепция внутренней и внешней мотивации.
Инструкция: прочитайте нижеперечисленные мотивы профессиональной деятельности и дайте оценку их значимости для Вас по пятибалльной шкале.
Шкала мотивов мотивации профессиональной деятельности
№ п/п |
Мотив профессиональной деятельности |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Денежный заработок |
|||||
2 |
Стремление к продвижению по работе |
|||||
3 |
Стремление избежать критики со стороны руководителя или коллег |
|||||
4 |
Стремление избежать возможных наказаний или неприятностей |
|||||
5 |
Потребность в достижении социального престижа и уважения со стороны других |
|||||
6 |
Удовлетворение от самого процесса и результата работы |
|||||
7 |
Возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности |
Обработка результатов. Подсчитываются показатели внутренней мотивации (ВМ), внешней положительной (ВПМ) и внешней отрицательной (ВОМ) в соответствии со следующими ключами.
оценка п. 6 + оценка п. 7
ВМ = ------------------------------
2
оценка п. 1 + оценка п. 2 + оценка п. 5
ВПМ = ------------------------------
оценка п. 3 + оценка п. 4
ВОМ = ------------------------------
Показателем выраженности каждого типа мотивации будет число, заключенное в пределах от 1 до 5 (в том числе возможно и дробное).
Интерпретация результатов. На основании полученных результатов определяется мотивационный комплекс личности. Мотивационный комплекс представляет собой тип соотношения между собой трех видов мотивации: ВМ, ВПМ, ВОМ.
К наилучшим, оптимальным мотивационным комплексам следует относить следующие два типа сочетаний:
ВМ > ВПМ > ВОМ и ВМ= ВПМ > ВОМ.
Наихудшим мотивационным комплексом является тип:
ВОМ > ВПМ > ВМ.
Между этими
комплексами заключены
При интерпретации следует учитывать не только тип мотивационного комплекса, но и то, насколько сильно один тип мотивации превосходит другой по степени выраженности.
Методика определения направленности личности
(авторы В.Смекал, М.Кучер)
В основе методики чешских психологов В.Смекала и М.Кучера лежит несколько измененная ориентировочная анкета Б.Басса. Методика Смекала-Кучера основана на словесных реакциях испытуемого в предполагаемых ситуациях, связанных с работой или участием в них других людей.
Назначение методики – определение направленности человека:
- личностной (на себя);
- коллективистской (на взаимодействие);
- деловой (на задачу).
Все три вида направленности не существуют абсолютно самостоятельно и независимо, а сочетаются друг с другом. Поэтому диагностика позволяет выявить не единственную, а доминирующую направленность личности.
Указания для испытуемого: на каждый пункт анкеты Вы можете дать три ответа, обозначенные буквами а, в, с. Из ответов на каждый пункт выберите тот, который лучше всего выражает Вашу точку зрения, который для Вас наиболее ценен или больше всего соответствует правде. Букву Вашего ответа напишите в «Листе ответов» против номера вопроса в столбике «Больше всего». Затем из ответов на этот же вопрос выберите наименее приемлемый вариант. Соответствующую букву напишите против номера вопроса, но в рубрике «Меньше всего». Для каждого вопроса используйте только две буквы, оставшийся ответ не записывайте нигде. Над вопросами не думайте слишком долго: первый выбор обычно бывает самым точным. Время от времени проверяйте, правильно ли Вы записываете ответы, в те ли столбцы, везде ли проставлены буквы. Если обнаружится ошибка, исправьте ее, но так, чтобы исправление было четко видно.
Текст опросника
1 Наибольшее удовлетворение в жизни дает:
а) оценка работы;
в) сознание того, что работа выполнена хорошо;
с) сознание, что находишься среди друзей.
2 Если бы я играл в футбол, то хотел бы быть:
а) тренером, который разрабатывает тактику игры;
в) известным игроком;
с) капитаном команды, избранным остальными игроками.
3 Лучшие преподаватели – это те, кто:
а) обладают индивидуальным подходом;
в) увлечены своим предметом и вызывают интерес к нему;
с) создают в коллективе атмосферу, в которой никто не боится высказать свою точку зрения.
4 В глазах
учеников самые плохие
а) не скрывают, что некоторые люди им не симпатичны;
в) вызывают у всех дух соревнования;
с) производят впечатление, что предмет, который они преподают, их не интересует.
5 Я рад, когда мои друзья:
а) помогают другим,
когда для этого
в) всегда верны и надежны;
с) интеллигентны, обладают широким кругом интересов.
6 Лучшими друзьями считаются те:
а) с кем складываются взаимные отношения;
в) кто может больше, чем я;
с) на кого можно надеяться.
7 Я хотел бы быть известным, как такой человек:
а) кто добился жизненного успеха;
в) кто может сильно любить;
с) кто отличается дружелюбием и приветливостью.
8 Если бы я мог выбирать, я хотел бы быть:
а) научным работником;
в) начальником отдела;
с) опытным летчиком.
9 Когда я был ребенком, я любил:
а) игры с друзьями;
в) успехи в делах;
с) когда меня хвалили.
10 Больше всего мне не нравится, когда я:
а) встречаю препятствие при выполнении возложенной на меня задачи;
в) когда в коллективе ухудшаются товарищеские отношения;
с) когда меня критикует мой начальник.
11 Основная роль школы должна заключаться в:
а) подготовке учеников к работе по специальности;
в) развитии индивидуальных способностей и самостоятельности;
с) воспитании в учениках качеств, благодаря которым они могли бы уживаться с людьми.
12 Мне не нравятся коллективы, в которых:
а) система, далекая от демократической;
в) человек теряет свою индивидуальность в общей массе;
с) невозможно проявить собственную инициативу.
13 Если бы у меня было больше свободного времени, я бы использовал его:
а) для общения с друзьями;
в) для любимых дел и самообразования;
с) для беспечного отдыха.
14 Мне кажется, что я способен на максимум достижений, когда:
а) работаю с симпатичными людьми;
в) работа меня удовлетворяет;
с) мои усилия достаточно вознаграждены.
15 Я люблю:
а) приятно проводить время с друзьями;
в) высокую оценку окружающих;
с) чувство удовлетворения от выполненной работы.
16 Если бы обо мне писали в газетах, мне хотелось бы, чтобы:
а) отметили дело, которое я выполнил;
в) похвалили меня за мою работу;
с) сообщили о том, что меня выбрали в комитет или совет.
17 Лучше всего я учился бы, если бы преподаватель:
а) нашел ко мне индивидуальный подход;
в) подтолкнул меня к более интересной работе;
с) вызвал дискуссию по разбираемым вопросам.
18 Нет ничего хуже, чем:
а) оскорбление личного достоинства;
в) неуспех при выполнении важной задачи;
с) потеря друзей.
19 Больше всего я ценю:
а) личный успех;
в) общую работу;
с) практические результаты.
20 Очень мало людей:
а) действительно радуются выполненной работе;
в) с удовольствием работают в коллективе;
с) выполняют работу по-настоящему хорошо.
21 Я не переношу:
а) ссоры и споры;
в) отказ от всего нового;
с) людей, ставящих себя выше других.
22 Я хотел бы:
а) чтобы окружающие считали меня своим другом;
в) помогать другим в общем деле;
с) вызывать восхищение других.
23 Я люблю начальство, когда оно:
а) требовательно;
в) пользуется авторитетом;
с) доступно.
24 На работе я хотел бы:
а) чтобы решения принимались коллективно;
в) самостоятельно работать над решением проблемы;