Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 14:11, курс лекций
Согласно Закону Республики Казахстан «Об образовании» «главная задача системы образования – создание условий для развития, профессионального совершенствования, формирования личности на основе достижений науки и практики на национальных и общечеловеческих ценностях».
Предисловие
5
Информационно-теоретический раздел
6
глава1.
Педагогическая деонтология как наука
7
Тема 1.1
Понятие деонтологии
8
Тема 1.2
Предпосылки возникновения педагогической деонтологии
12
Тема 1.3
Предмет педагогической деонтологии
43
Тема 1.4
Функции, задачи и принципы педагогической деонтологии
48
Тема 1.5
Основные понятия педагогической деонтологии
57
Тема 1.6
Взаимосвязь педагогической деонтологии с другими науками
61
Глава 2
Тема 2.1
Деонтологическая готовность педагога и ее формирование
Сущность деонтологической готовности педагога
66
66
Тема 2.2
Структура деонтологической готовности будущих педагогов
72
Тема 2.3
Формирование деонтологической готовности будущих педагогов
92
Диагностический раздел
125
Заключение
194
Приложение
196
Список использованных источников
235
Становится очевидным, что психологический комфорт является составной частью психологического контакта и необходимым условием для его возникновения.
Психологический комфорт не только стимулирует учащихся к творчеству, улучшает мыслительные процессы, повышает удовлетворенность учебой, воспитывает его в лучших традициях общения, но и повышает степень готовности его к усвоению новой информации, открывает все поры сознания для новых знаний. Для каждого урока необходима хорошо продуманная система психологического воздействия, чтобы создать благоприятный эмоциональный фон, для правильного направления процесса познания, т.к. эмоции воздействуют на все его компоненты: ощущение, восприятие, воображение, память и мышление.
Эмоциональная установка на предмет изучения – важный положительный катализатор деятельности, который способствует плодотворной работе организма без излишней напряженности, обеспечивая ситуацию психологического комфорта. Создать на уроке обстановку всеобщего взаимоуважения, нравственного покоя и психологического комфорта – первейшая заповедь педагога с деонтологической готовностью.
В теории и на практике кризис воспитательного процесса проявляется по-разному. Например, в последние годы в науке появилось большое количество научных изысканий, попыток к созданию различного рода концепций. Но на практике в систему отечественного образования не были внесены новшества, которые отличались бы своими учебно-воспитательными особенностями. Проблема гуманизма в процессе воспитания детей, которой занимались ученые, к сожалению, остается вне поля зрения учителей.
С целью решения данной проблемы нами был разработан спецкурс «Методы создания психологического комфорта на уроке», предназначенный для студентов вторых курсов перед выходом на педагогическую практику с целью их ознакомления с различными методами создания психологического комфорта на уроках.
Распределение времени, отводимого на каждое занятие, приведено в тематическом плане спецкурса (таблица 3).
Таблица 3 – Тематический план спецкурса «Методы создания психологического комфорта на уроке»
№ п/п |
Наименование темы |
Количество часов | ||
лекции |
практ. зан. |
срс | ||
1 |
Взаимосвязь процесса обучения и состояния здоровья школьников |
4 |
4 |
8 |
2 |
Психологический комфорт на уроке - залог здоровья учащихся и условие успешного усвоения ими учебного материала |
3 |
3 |
8 |
3 |
Методика психологического обеспечения уроков |
8 |
8 |
14 |
Итого: |
15 |
15 |
30 |
Тема 1 Взаимосвязь процесса обучения и состояния здоровья школьников.
Состояние здоровья школьников на сегодняшний день. Психопедагогика здоровья. Соотношение психического развития учеников и процесса обучения в школе. Влияние учителя на психологическое состояние и здоровье учащихся.
Тема 2 Психологический комфорт на уроке - залог здоровья учащихся и условие успешного усвоения ими учебного материала.
Сущность
понятий психологический
Тема 3 Методика психологического обеспечения уроков.
Обеспечение эмоциональной установки на урок. Обучение размышлению вслух. Методика применения мнемотехнических приемов. Развитие умений самопрогнозирования и самооценивания. Методика обучения способам лаконичного оформления информационного материала (кодирование информации). Применение игровых элементов ведения урока. Уроки без домашнего задания.
Наряду с проведением спецкурсов, необходимо включить в рабочие учебные программы различных дисциплин соответствующие темы по педагогической деонтологии.
С целью формирования
у будущих педагогов
С целью развития профессионального мышления студентов в соответствии с процессом формирования деонтологической подготовки необходимо организовать систематическое научное исследование проблем педагогической деонтологии, ориентировать научно-исследовательскую деятельность, самостоятельную работу студентов к темам педагогической деонтологии, постепенно подготавливать будущих педагогов к принятию клятвы перед государством и народом.
С целью приведения в соответствие ежедневных жизненных ситуаций принципам педагогической деонтологии нужно создать в лабораториях, на кафедрах высшего учебного заведения образцовую деонтологическую атмосферу, основывая взаимоотношения между всеми участниками учебно-воспитательного процесса на требованиях педагогической деонтологии, а также стремиться к созданию соответствующей атмосферы в местах прохождения педагогической практики студентов, один раз в год проводить расширенный Ученый совет с участием работодателей и ППС вуза, посвященный рассмотрению вопросов соблюдения принципов педагогической деонтологии в учебно-воспитательном процессе образовательных учреждений области.
С целью оказания положительного влияния на деонтологическое воспитание студентов нужно организовывать воспитательные мероприятия, общественно-полезные работы с соблюдением принципов педагогической деонтологии, запланировать и проводить научно-теоретические, научно-методические (международные, республиканские, региональные, внутривузовские и др.) конференции, семинары по проблеме педагогической деонтологии и ее внедрению, открыть на страницах специализированных педагогических газет и журналов рубрику «Педагогическая деонтология», где публиковать мнения ученых, педагогов, философов, психологов по различным вопросам педагогической деонтологии, проводить дискуссии, семинары, встречи, публичные лекции и т.д. на тему профессионального долга учителя, обязанностей студентов. При этом, каждый преподаватель вуза должен добиваться того, чтобы студенты знали свои обязанности и безупречно выполняли их.
Обязанности студентов педагогических специальностей не раз обсуждались на страницах периодической печати, рассматривались во многих педагогических трудах (Р.В.Овчарова, Е.И.Рогов, Н.Н.Никитина, О.М.Железнякова, М.А.Петухов, К.М.Левитан, Л.И.Рувинский и др.). Систематизируя их и учитывая необходимость осуществления деонтологической подготовки будущего учителя, мы определили следующие обязанности педагога-студента. Студент обязан:
- понимать особенность педагогической специальности и в соответствии с ней воспитывать в себе необходимые личностные качества;
- знать моральные,
этико-деонтологические
- регулярно
и глубоко осваивать
- повышать свой идейно-политический, научный и культурный уровень;
- формировать
навыки организации
- в обязательном порядке посещать занятия и своевременно выполнять все виды заданий, указанных в учебных программах;
- активно участвовать в общественно-полезном труде;
- соблюдать
трудовой распорядок высшего
учебного заведения,
Соблюдение студентами данных обязанностей постепенно готовит их к тому, что после окончания высшего учебного заведения каждый выпускник должен будет дать клятву перед народом и государством на добросовестное выполнение своего профессионального долга:
«Я, ...(Ф.И.О.), торжественно клянусь:
Конечно, можно много размышлять над содержанием клятвы педагога, но, бесспорно то, что оно будет находиться в обозначенных нами рамках. При этом следует отметить, что осознанно давать клятву выпускник будет в том случае, если на протяжении всех лет его обучения в вузе профессорско-преподавательский состав посредством осуществления деонтологического обучения и воспитания будущих педагогов, создания атмосферы психологического комфорта непрестанно стремился к тому, чтобы принципы и нормы педагогической деонтологии переросли в личную веру каждого студента, чтобы каждый из выпускников понимал, что соблюдение этих принципов и норм является самым важным и нужным.
Для формирования деонтологической подготовки педагогического коллектива, где будет работать выпускник вуза, мы предлагаем реализовать следующий комплекс мероприятий:
- прием на работу воспитателей и учителей осуществлять, учитывая их профессиональные возможности, способности, состояние нервной системы, уровень развития деонтологического потенциала;
- администрацию
образовательных учреждений
- в каждом
коллективе педагогов
- проводить
специализированные
- в соответствии
с трудовым законодательством
РК разработать механизм
Вопросы и задания для самоконтроля
Ответьте на вопросы:
1 Что означает термин «формирование»?
2 Что понимается под формированием деонтологической готовности будущего педагога?
3 Какие методологические подходы положены в основу формирования деонтологической готовности будущего педагога? Опишите каждый из них.
4 На реализации каких принципов базируется процесс становления деонтологической готовности студента педагогической специальности?
5 Раскройте
теоретические основы
6 Охарактеризуйте
методы формирования
7 Опишите формы
организации процесса
8 Каковы педагогические
условия формирования
9 Каковы обязанности будущего педагога?
10 Какой комплекс мероприятий можно реализовать для формирования деонтологической подготовки педагогического коллектива, где будет работать выпускник вуза?
11 Можно ли сказать, что конечной целью обучения и воспитания является душевное здоровье воспитанника и его человеческое счастье? Почему?
Задание 1
С помощью тестовых методик, представленных во втором разделе, определите у себя уровень сформированности деонтологической готовности. Составьте коррекционную программу.
Задание 2
Подберите из разных информационных источников (художественная, учебная, научно – популярная литература, периодическая печать и др.) и выпишите 7-10 ситуаций о педагогическом контакте. Попытайтесь найти по три способа разрешения педагогических ситуаций. Как Вы повели бы себя в подобной ситуации. Каково значения внимания, наблюдательности, воображения учителя в данной ситуации.
Задание 3
П.П. Блонский сказал: «Учитель - будь человеком». Объясните смысл этой фразы.
Задание 4
Учителю недостаточно
владеть арсеналом методов и
приемов. Для него очень важно
создать эмоционально-
Психологи выделяют ряд правил, которые помогут создать эмоционально-положительный фон на занятиях. Прочитайте, согласны вы с психологами или нет? Какие советы вы хотели бы убрать, а какие добавить?
- Принять все то, что есть в ребенке, как естественное, своеобразное его природе, если это и не соответствует вашим знаниям, культурным представлениям и нравственным установкам.
- Не задавать детям вопросов, на которые знаете ответ (или думаете, что знаете). Искать истину вместе с ними. Иногда можно применить проблемную ситуацию с известным вам решением, но в итоге всегда стремиться оказаться вместе с детьми в одинаковом неведении. Ощутить радость совместного с ними творчества и открытия.
- Ничего не
делать просто так. Если вы
с детьми, то вы учитель в
любой момент времени. Любая
ситуация для вас