Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 14:11, курс лекций
Согласно Закону Республики Казахстан «Об образовании» «главная задача системы образования – создание условий для развития, профессионального совершенствования, формирования личности на основе достижений науки и практики на национальных и общечеловеческих ценностях».
Предисловие
5
Информационно-теоретический раздел
6
глава1.
Педагогическая деонтология как наука
7
Тема 1.1
Понятие деонтологии
8
Тема 1.2
Предпосылки возникновения педагогической деонтологии
12
Тема 1.3
Предмет педагогической деонтологии
43
Тема 1.4
Функции, задачи и принципы педагогической деонтологии
48
Тема 1.5
Основные понятия педагогической деонтологии
57
Тема 1.6
Взаимосвязь педагогической деонтологии с другими науками
61
Глава 2
Тема 2.1
Деонтологическая готовность педагога и ее формирование
Сущность деонтологической готовности педагога
66
66
Тема 2.2
Структура деонтологической готовности будущих педагогов
72
Тема 2.3
Формирование деонтологической готовности будущих педагогов
92
Диагностический раздел
125
Заключение
194
Приложение
196
Список использованных источников
235
Задание 3
Разработайте
модель деонтологически
Задание 4
Создайте компьютерную презентацию к изучаемой теме.
Задание 5
Подготовьте и
проведите презентацию
Задание 6
Упростите текст, изложенный в данном параграфе, не теряя смысла его содержания.
Задание 7
Приведите примеры работы деонтологически подготовленных учителей. Объясните, почему вы считаете данных учителей деонтологически подготовленными.
Задание 8
По мнению Томаса Гордона, бытует восемь мифов, связанных с «идеальным образом» учителя. Послушайте каждый из них и согласитесь или опровергните.
1 Хороший учитель спокоен, не суетится, всегда в одном настроении. Он всегда сдержан и никогда не показывает сильных эмоции.
2 Хороший учитель не имеет предубеждений или пристрастий. Для него все дети одинаковы - черные и белые, умные и глупые, мальчики и девочки.
3 Хороший
учитель может и должен
4 Хороший
учитель способен обеспечить
стимулирующую обстановку в
5 Хороший
учитель всегда хорош. Он
6 У него нет любимчиков.
7 Хороший учитель может ответить на любой вопрос.
8 Хорошие учителя всегда поддерживают друг друга, выступают «единым фронтом» по отношению к ученикам.
Таков ли, в Вашем понимании, деонтологически подготовленный учитель? Можно ли все время быть именно таким? Не кажется ли вам, что образ «хорошего» учителя теряет человеческие черты, и он все больше становится похожим на ангела.
Задание 9
От учителя, его личностных качеств, профессионального мастерства зависит многое в судьбе учащихся. Учитель может воспитывать прекрасных учеников, которые всю жизнь будут вспоминать его как свой идеал, но он же может искалечить жизнь, ум и способности своих учеников. Как сказал народный художник России и учитель А.А. Мыльников: «Педагогическая профессия коварна. Можно всю жизнь быть педагогом, но так и не стать Учителем. Только ученик может назвать педагога Учителем. Несущественно, что о вас не вспоминают плохо, тревожно, что не вспоминают хорошо». Как вы понимаете это высказывание?
Задание 10
Подготовьтесь к проведению дискуссии, обсуждаемые вопросы на которой будут следующие:
- «Деонтологически подготовленный учитель», «опытный учитель» и «учитель-мастер» – эти понятия нужно рассматривать как синонимы или они содержат качественное различие?
- Может ли
учитель состояться как
Может ли произойти утрата деонтологической готовности педагога?
Тема 2.3 Формирование деонтологической готовности будущих педагогов
В «Толковом словаре русского языка» С.И.Ожегова термин «формирование» означает «придание определенной формы, законченности» [97]. В педагогике, как утверждает Ш.Т.Таубаева, это понятие является еще неустановившейся педагогической категорией, несмотря на широкое применение: его смысл то сужается (процесс и результат развития), то расширяется до определенных пределов (процесс становления) [98]. Мы придерживаемся точки зрения Л.В.Мардахаева, согласно которой формирование есть «процесс становления какого-либо явления» [70].
Следовательно, формирование деонтологической готовности студента педагогической специальности определяется нами как процесс становления состояния сознания будущего педагога, при котором им совершается осознание своего долга в необходимости осуществления профессиональной деятельности, соответствующей этому долгу, то есть такого состояния сознания, когда происходит отражение объективных обязанностей студента в идеях, чувствах, убеждениях, во внутренних мотивах педагогической деятельности и реализация их на практике.
Опишем теоретические основы данного процесса.
В основу формирования нами положены следующие методологические подходы: акмеологический, аксиологический, культурологический, личностно-деятельностный, целостный.
Акмеологический подход заключается в создании условий для максимального развития творческих способностей каждого студента и оказании ему помощи для достижения вершин в профессиональной сфере деятельности.
Аксиологический подход основывается на изучении и формировании ценностных ориентаций будущих педагогов как устойчивых норм морального сознания и поведения. Культурологический подход базируется на положении о формировании культуры личности студента в процессе освоения им способов педагогической деятельности на практике и наоборот.
При формировании деонтологической готовности будущих педагогов личностно-деятельностный подход предполагает ориентацию на личность как цель, субъект, результат осуществляемого процесса, а также вовлечение студентов в полноценную в социальном и нравственном отношении жизнедеятельность.
Целостный подход строится на обеспечении единства развития, обучения и воспитания будущих педагогов в процессе организации и осуществления ими педагогической деятельности, общения с ее участниками, познания себя как будущих педагогов, освоения различных ролей в профессиональной сфере деятельности, а также изучении процесса формирования деонтологической готовности как целостной системы.
Процесс становления деонтологической готовности базируется на реализации следующих принципов формирования искомой готовности: принцип научности содержания и методов формирования деонтологической готовности будущих педагогов, принцип оригинальности и новизны воздействия, принцип меры, принцип систематичности и последовательности в овладении достижениями науки, опыта профессиональной деятельности, принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности студентов в процессе формирования деонтологической готовности, принцип прочности достигнутых студентами результатов в процессе формирования у них деонтологической готовности. Представим их краткое описание.
Принцип научности содержания и методов формирования деонтологической готовности будущих педагогов является отражением взаимосвязи обучения, воспитания и развития студентов с современными научными знаниями, а также ознакомление будущих педагогов с историей возникновения педагогической деонтологии, содержанием профессионального долга педагога, современными идеями и гипотезами известных ученых в этой области науки.
Принцип оригинальности
и новизны воздействия
Принцип меры базируется на положении о том, что любое воздействие на студента или взаимодействие с ним в процессе организации и осуществления педагогической деятельности эффективно только при соблюдении меры в эмоциях, разнообразии используемых педагогических средств, форм и методов.
Принцип систематичности и последовательности в овладении достижениями науки, опыта профессиональной деятельности придает системный характер осуществляемой работе, теоретическим знаниям и практическим умениям студентов, необходимым для формирования деонтологической готовности, а также требует логического построения как содержания, так и самого процесса формирования искомой готовности будущих педагогов.
Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности студентов в процессе формирования деонтологической готовности основывается на положении о необходимости обстоятельного осмысления будущими педагогами тех знаний, умений и навыков, которыми они овладевают в процессе обучения и необходимых им для осознанного выполнения профессионального долга. Кроме того, данный принцип предполагает вооружение обучающихся методами как учебной, так и самостоятельной работы, а также проявление собственной познавательной активности студента, оказывающей влияние на темп, глубину и прочность овладения знаниями, быстроту выработки умений, навыков и привычек, необходимых в процессе организации и осуществления осознанного выполнения профессионального долга.
Принцип прочности достигнутых студентами результатов в процессе формирования деонтологической готовности отражает результат хорошо усвоенных и продолжительно сохраняющихся в памяти знаний, умений и навыков, необходимых в процессе организации и осуществления осознанной педагогической деятельности, и, кроме того, формирования позитивного отношения к изучаемому материалу.
Таким образом, охарактеризованные выше принципы формирования деонтологической готовности при разумном их сочетании будут способствовать реализации процесса становления искомой готовности будущих педагогов.
Опираясь на методологические подходы, вышеобозначенные принципы, структуру деонтологической готовности будущих педагогов, труды ученых по теме исследования, нами были определены теоретические основы механизма формирования деонтологической готовности у студентов педагогических специальностей.
Проанализировав труды А.Н.Леонтьева [83], С.Л.Рубинштейна [84], мы пришли к выводу, что потребность в общении с участниками педагогической деятельности и потребность в достижении высоких результатов в профессиональной сфере деятельности у будущих педагогов формируется вовлечением их в эту деятельность, учитывая желание студентов взаимодействовать с каким-либо определенным человеком. При этом следует заметить, что, вовлекая обучающихся в новую для многих из них деятельность, следует обеспечить минимизацию усилий студентов по ее выполнению, так как, если деятельность обременительна для человека, то он теряет к ней интерес [72]. Оценку прилагаемых усилий будущий педагог производит, сопоставляя информацию о средствах, предположительно необходимых для удовлетворения вышеобозначенных потребностей в условиях сложившейся ситуации, с наличной информацией о средствах, которыми он реально располагает. Эта оценка может осуществляться как на осознаваемом, так и неосознаваемом уровне, а ее результатом будет являться возникновение эмоций. Низкая возможность удовлетворения потребности в общении с участниками педагогической деятельности и потребности в достижении высоких результатов в профессиональной сфере деятельности способствует возникновению отрицательных эмоций, которые студент стремится ослабить или предотвратить. Возрастание вероятности удовлетворения указанных потребностей по сравнению с ранее имевшимся прогнозом порождает положительные эмоции, которые будущий педагог стремится усилить, продлить или повторить. Это, в свою очередь, способствует тому, что потребности становятся мотивами, направляющими профессиональную деятельность. То есть удовлетворение потребности в общении с участниками педагогической деятельности происходит посредством достижения мотива стремления к принятию участниками педагогической деятельности и мотива страха отвержения ими, а удовлетворение потребности в достижении высоких результатов в профессиональной сфере деятельности – посредством мотива достижения успеха в педагогической деятельности и мотива избегания неудач в данной сфере.
В процессе изучения работ В.Г.Асеева [99], И.В.Имедадзе [100] нами были выявлены теоретические основы механизмов формирования обозначенных выше мотивов. Первый из них заключается в том, что стихийно сложившиеся или специально организованные преподавателем условия педагогической деятельности и взаимоотношений между ее участниками избирательно актуализируют отдельные ситуативные побуждения, постепенно переходящие в устойчивые мотивационные образования. Другой механизм формирования интересующих нас мотивов заключается в усвоении студентами предъявляемых им в готовой форме побуждений, целей, идеалов, которые по замыслу преподавателя должны у них сформироваться и которые каждый из обучающихся должен превратить из внешне понимаемых во внутренне принятые и реально действующие. Полноценное формирование мотивов стремления к принятию участниками педагогической деятельности, страха отвержения ими, достижения успеха в педагогической деятельности и избегания неудач в этой сфере деятельности должно включать в себя оба механизма.
Теоретические основы механизма формирования интереса выявлены посредством изучения и анализа научных трудов В.Б.Бондаревского [81], А.Н.Леонтьева [83], С.Л.Рубинштейна [84]. Для того чтобы возбудить интерес, характеризующий личностную, коллективистскую и деловую направленность личности студента в процессе организации и осуществления им осознанной педагогической деятельности, не нужно указывать цель, а затем пытаться мотивационно оправдать действие в направлении данной цели, но необходимо, наоборот, создать мотив, а затем открыть возможность нахождения цели.
Для образования интересов, характеризующих личностную, коллективистскую и деловую направленность личности студента в процессе организации и осуществления осознанной педагогической деятельности, существенное значение имеют как начальный этап – возникновение ситуативного интереса, так и дальнейшие этапы его развития. Предпосылками возникновения ситуативного интереса к будущей профессиональной деятельности, общению с ее участниками, познанию себя как будущего педагога, освоению различных ролей в педагогической сфере деятельности могут стать чувство ответственности, чувство долга, действия и отношения, реализуемые совместно с определенным человеком – участником этой деятельности, а также стремление получить новые знания, совершение какого-либо открытия. Помимо этого необходимо отметить, что особенности исследуемого объекта, его яркость, сила влияют на возникновение внимания к нему, а с другой стороны, такие особенности индивида, как впечатлительность, чувствительность, подвижность нервных процессов, также влияют на активность отражения, поэтому высокий уровень развития интереса возможен лишь в результате многократного повторения деятельности при обязательном сопровождении эмоционального подкрепления, организуемого как со стороны, так и возникающего от осознания успешного выполнения деятельности и удовлетворения вышеописанных потребностей. Данный уровень станет постоянным, если интересы, характеризующие личностную, коллективистскую и деловую направленность личности студента в процессе организации и осуществления педагогической деятельности, будут иметь определенный смысл для будущего педагога, то есть соотноситься с его профессиональными ценностями.