Деонтология

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 14:11, курс лекций

Краткое описание

Согласно Закону Республики Казахстан «Об образовании» «главная задача системы образования – создание условий для развития, профессионального совершенствования, формирования личности на основе достижений науки и практики на национальных и общечеловеческих ценностях».

Оглавление

Предисловие
5

Информационно-теоретический раздел
6

глава1.
Педагогическая деонтология как наука
7

Тема 1.1
Понятие деонтологии
8

Тема 1.2
Предпосылки возникновения педагогической деонтологии
12

Тема 1.3
Предмет педагогической деонтологии
43

Тема 1.4
Функции, задачи и принципы педагогической деонтологии
48

Тема 1.5
Основные понятия педагогической деонтологии
57

Тема 1.6
Взаимосвязь педагогической деонтологии с другими науками
61

Глава 2



Тема 2.1
Деонтологическая готовность педагога и ее формирование

Сущность деонтологической готовности педагога
66



66

Тема 2.2
Структура деонтологической готовности будущих педагогов
72

Тема 2.3
Формирование деонтологической готовности будущих педагогов
92

Диагностический раздел
125

Заключение
194

Приложение
196

Список использованных источников
235

Файлы: 1 файл

основы педагогической деонтологии.doc

— 1.93 Мб (Скачать)

- цель педагогическая, цель социальная и другие.

Несмотря на многообразие классификаций, сущность понятия «цель» в каждой из них представлена одинаково, а ее ценность, на наш взгляд, заключается в следующем:

- цель, выражая активную сторону человеческого сознания, соответствует объективным законам, реальным возможностям окружающего мира и самого субъекта в процессе организации и осуществления педагогической деятельности;

- цель является системообразующей характеристикой педагогической деятельности;

- от содержания цели педагогической деятельности, ее значимости и ясности зависит характер волевых действий студента в познании себя как будущего педагога и освоения различных ролей в профессиональной сфере деятельности.

В современной  образовательной ситуации, когда  существует целый ряд концепций  обучения и воспитания, когда возрастает роль самого учебного заведения в определении стратегии и тактики учебно-воспитательного процесса, педагогические коллективы школ разрабатывают и создают модель выпускника своего образовательного учреждения, опираясь на избранную ими концепцию и имеющиеся в их распоряжении ресурсы. В связи с этим возникает необходимость в осуществлении целеполагания – «сознательного процесса выявления и постановки целей и задач педагогической деятельности, трансформирования общественных целей в цели совместной деятельности с воспитанниками» [85] – на высоком теоретическом уровне, учитывая сложившуюся социально-экономическую ситуацию, а также потребности и возможности конкретного учреждения образования. Однако согласно данным исследований Н.В.Кислинской [46], Н.Н.Никитиной [46] в настоящее время распространенным явлением в педагогической среде является искажение в сознании учителей и будущих педагогов целей педагогической деятельности. «Эгоцентризм» и «предметоцентризм» ярко проявляется в их направленности на собственные цели, в качестве которых выступает усвоение учащимся системы знаний, а не его личность.

Изменение ситуации возможно в том случае, если для  будущего педагога цель будет являться ценностью. Только тогда он сможет осуществлять целеполагание, которое позволит ему верно с точки зрения педагогической науки осуществить отбор содержания, форм, методов, средств обучения и воспитания учащихся как в процессе прохождения педагогической практики, так и в будущей профессиональной деятельности.

Категория «средство» как ценность. «Средство – то, использование чего (что) ведет к достижению выбранной цели» [85]. Анализ педагогической литературы позволил выявить существование следующих видов средств:

- средства обучения (визуальные – диафильмы, диапозитивы, диапроекционная аппаратура; аудиальные – звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура и фонограммы; аудиовизуальные – видеозаписи, кинофильмы, телепередачи, кино-, видео- и телевизионная аппаратура; манипуляционные – тренажеры; автоматические – компьютерная техника, пакеты прикладных программ; природные и другие материальные объекты);

- средства воспитания (материальные и духовные объекты;  печатная, наглядная и устная пропаганда каких-либо идей, теории; агитация; общественное и групповое мнение);

- средства массовой информации (печать; телевидение; радио; кино; компьютерные средства; видеосредства; телефон);

- средства педагогического процесса (разнообразная деятельность – учение, игра, труд, общение, познание);

- средства педагогической деятельности (средства обучения и средства воспитания).

Несмотря на такое разнообразие средств, как  справедливо отмечает В.А.Сластенин [88], многие учителя используют в работе какое-либо одно «уединенное средство», что, в свою очередь, сказывается на эффективности организации и осуществления педагогического процесса. Мы полагаем, что причиной тому является не рассмотрение категории «средство» в качестве значимой.

На наш взгляд, ценность данной категории состоит  в том, что средства:

- являются необходимыми материальными объектами и предметами духовной культуры для организации и осуществления будущей профессиональной деятельности;

- способствуют формированию активного отношения студента к окружающей действительности, в том числе к общению с участниками педагогической деятельности, познанию себя как будущего педагога, освоению различных ролей в профессиональной сфере деятельности;

- содействуют рациональной организации самостоятельной работы всех участников педагогической деятельности.

Рассматривая  категорию «средство» как ценность, студент будет не только знать об их многообразии, но и эффективно использовать в процессе организации и осуществления профессиональной деятельности, а именно:

- создавать при помощи различных средств оптимально насыщенную (без чрезмерного обилия и недостатка) целостную многофункциональную среду для осуществления педагогической деятельности;

- выбирать из возможных вариантов те средства, которые, воздействуя на личность ученика, не только будут пробуждать его мысль, но и заставлять задумываться над своим поведением и поступками, вызывать стремление к самосовершенствованию.

Категория «знание» как ценность. «Знание – продукт общественной материальной и духовной деятельности людей; идеальное выражение в знаковой форме объективных свойств и связей мира, природного и человеческого» [85]. Знания могут быть житейские и научные. Научные знания, в свою очередь, подразделяются на эмпирические и теоретические. Будущий педагог в различных сферах жизнедеятельности должен оперировать научными знаниями, так как достоверность житейских знаний устанавливается благодаря непосредственному применению на практике, а достоверность научных знаний может быть установлена экспериментальным контролем за их получением и выводимостью одних знаний из других, истинность которых уже доказана.

Исходя из вышеизложенного, мы полагаем, что значимыми для будущих педагогов должны быть именно научные знания, ценность которых заключается в следующем:

- знание представляет собой перевод разрозненных представлений в теоретически систематизированную общезначимую форму;

- знание есть верное отражение действительности в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий;

- на основе усвоенных знаний формируются умения и навыки, в том числе и профессиональные;

- являясь составной частью мировоззрения человека, знания в большей мере определяют его отношение к действительности, моральные взгляды и убеждения, волевые черты личности;

- знание является орудием преобразования мира и в настоящее время «превращается в основной источник стоимости в информационном пространстве» [89].

О ценности знания для будущих специалистов сказано  и в выступлении президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева: «Ни один преподаватель, каким бы хорошим и профессиональным он не был, не сможет ничему научить студента, если тот сам не тянется к знаниям, если он сам не хочет стать профессионалом. Необходимо постоянно овладевать новыми знаниями, работать над собой. Только так можно стать успешным человеком.

Каждые 10 лет  объем человеческих знаний удваивается. В результате знания становятся наиболее ценным и всегда востребованным ресурсом. В информационном обществе решающее значение будут иметь не компьютеры или линии связи, и не станки, а знания и творческий потенциал мышления» [89].

Будущий педагог, рассматривающий знание как ценность, будет владеть способами приобретения знаний и обоснования их истинности, уметь находить творческое применение полученным знаниям, обучать этому своих учеников. Более того, будущий специалист будет уметь отличать научные знания от псевдонаучных, что в настоящее время является актуальным, так как замаскированные под научные теории обманы могут с молниеносной скоростью распространяться в мире, стремительно овладевая умами людей, дезориентируя их. Помимо этого, студент научится синтезировать знания из различных областей науки и превращать их в личное достояние, делать инструментом своей педагогической деятельности и профессионально-личностного самосовершенствования.

Категория «отношение» как ценность. «Отношение – момент взаимосвязи всех явлений» [85]. В философии изучаются отношения предметов друг к другу: основание и следствие, причина и следствие, часть и целое, необходимость и случайность, подчинение и соподчинение и так далее. В педагогике и психологии рассматриваются отношения человека к окружающему миру, к другим людям, к деятельности, к вещам, к самому себе.

Полагаем, что  ценность категории «отношение»  состоит в следующем:

- вне учета отношений невозможно решить проблему истины: «совокупность всех сторон явления, действительности и их отношения – вот из чего складывается истина» [90];

- отношения обусловливают характер предпочтений будущего педагога в различных сферах жизнедеятельности и через них влияют на его поведение в целом;

- изменение совокупности отношений, в которой существует тот или иной предмет, явление, процесс, может привести к его изменению;

- доминирующее отношение студента к определенным обстоятельствам в профессиональной сфере деятельности может стать чертой его характера.

Будущий педагог, для которого категория «отношение»  является ценностью, сможет правильно определить взаимосвязь и характер расположения элементов системы (системы воспитания, системы обучения, системы ценностей и так далее), выразить свою личностную позицию, быстро адаптироваться к окружающей его среде, оказывая влияние на других людей в процессе совместной деятельности и общения.

Категория «качество» как ценность. «Качество – целостная интегральная характеристика предмета, явления, процесса (единство его свойств) в системе его связей и отношений с другими предметами» [85]. В философии это понятие рассматривается с точки зрения диалектики количественных и качественных изменений. В психологии изучается вопрос о механизмах формирования и функционирования категории «качество». В педагогике под этим понятием подразумевают качество жизни, личности, знаний, образования, образовательной подготовки выпускника, образовательных услуг.

Мы считаем, что ценность качества как категории  заключается в том, что:

- качество обусловливает возможность объектов удовлетворять потребности и запросы людей, соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям;

- каждый предмет, явление, процесс имеет качественную определенность, в основе которой лежит его вещественный состав (если это предмет), структура, характеризующая устойчивое взаимоотношение составных элементов изучаемого объекта и отражающая его специфику, и функциональные свойства предмета, явления, процесса. При утрате качественной определенности рассматриваемый объект перестает быть самим собой, приобретает новые черты, определяющие его принадлежность к другому классу предметов, явлений, процессов. Таким образом, качество отражает относительную устойчивость предметов, явлений, процессов в определенном промежутке времени;

- от качества (качества личности, качество предоставляемых услуг и другие) зависит конкурентная позиция личности в различных сферах ее жизнедеятельности, включая и научную сферу педагогической деятельности.

«Всемирная  декларация об образовании для XXI века», принятая в 1998 г. на международной конференции, организованной ЮНЕСКО, гласит: «Качество в сфере образования является многомерной концепцией, которая должна охватывать все его функции и виды деятельности: учебные и академические программы; научные исследования и стипендии; укомплектование кадрами; учащихся; здания; материально-техническую базу; оборудование; работу на благо общества и академическую среду» [91].

На встрече представителей более 300 европейских вузов в Саламанке в 2001 г. проблема качества образования и его оценки стала одной из главных в повестке дня. В принятом по итогам встречи Послании качеству отведена ключевая роль в ряду фундаментальных академических ценностей, без которых невозможно создание Европейского образовательного пространства. Вновь было отмечено многомерное всеобъемлющее значение понятия качества и подчеркнуто, что оно, не являясь неизменной категорией, нуждается в постоянном подтверждении [91].

Будущий педагог, рассматривающий  категорию «качество» как ценность, при выполнении профессиональной деятельности будет стремиться достичь результатов, соответствующих требованиям стандартов, нормативных документов, регламентирующих данный вид деятельности, что, в свою очередь, отразится на ее продуктивности. Как известно из психологии и педагогики, высокопродуктивной считается деятельность, отличающаяся высокой степенью качества по основным показателям (производительность, оптимальная интенсивность, точность, надежность, организованность, стабильность), сохраняющая физическое и психическое здоровье человека и его воспитанников, преследующая положительные, социально значимые цели [92], [93].

Таким образом, категории  «цель», «средство», «знание», «отношение», «качество» представляют собой горизонтальную плоскость педагогических ценностей, которая, в свою очередь, в зависимости от развития общества, сферы образования и сознания  человека располагается на определенной вертикали. В вертикальной плоскости выделяют общественно-педагогические, профессионально-групповые, индивидуально-личностные ценности.

Общественно-педагогические ценности отражают характер и содержание ценностей, функционирующих в различных социальных системах и регламентирующих деятельность и общение в рамках всего общества.

Профессионально-групповые  ценности отражают характер и содержание ценностей, регулирующих и направляющих профессионально-педагогическую деятельность в рамках определенных образовательных институтов.

Информация о работе Деонтология