Деонтология

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 14:11, курс лекций

Краткое описание

Согласно Закону Республики Казахстан «Об образовании» «главная задача системы образования – создание условий для развития, профессионального совершенствования, формирования личности на основе достижений науки и практики на национальных и общечеловеческих ценностях».

Оглавление

Предисловие
5

Информационно-теоретический раздел
6

глава1.
Педагогическая деонтология как наука
7

Тема 1.1
Понятие деонтологии
8

Тема 1.2
Предпосылки возникновения педагогической деонтологии
12

Тема 1.3
Предмет педагогической деонтологии
43

Тема 1.4
Функции, задачи и принципы педагогической деонтологии
48

Тема 1.5
Основные понятия педагогической деонтологии
57

Тема 1.6
Взаимосвязь педагогической деонтологии с другими науками
61

Глава 2



Тема 2.1
Деонтологическая готовность педагога и ее формирование

Сущность деонтологической готовности педагога
66



66

Тема 2.2
Структура деонтологической готовности будущих педагогов
72

Тема 2.3
Формирование деонтологической готовности будущих педагогов
92

Диагностический раздел
125

Заключение
194

Приложение
196

Список использованных источников
235

Файлы: 1 файл

основы педагогической деонтологии.doc

— 1.93 Мб (Скачать)

Деонтическая  логика – раздел логики, исследующий логическую структуру и логические связи нормативных высказываний. Анализируя рассуждения, посылками или заключениями которых служат такие высказывания, деонтическая логика отделяет необоснованные схемы рассуждений от обоснованных и систематизирует последние [69].

«Юма  принцип» – принцип, утверждающий, что невозможно с помощью одной логики перейти от утверждений со связкой «есть» к утверждениям со связкой «должен». Принцип назван именем англ. философа Д. Юма (1711-1776), указавшего, что этика постоянно совершает грубую ошибку, полагая, что из описания того, что имеет место, можно вывести какие-то утверждения о моральном добре и долге [69].

Деонтическая  необходимость – одна из модальных характеристик высказывания (наряду с «возможностью», «случайностью» и «независимостью»); необходимым является высказывание, отрицание которого логически невозможно. Деонтически необходимо то, что вытекает из законов или норм, действующих в обществе.

Деонтологические  взаимоотношения – взаимный эмоциональный контакт, совместные действия, поведенческая связь, существующая между педагогом и учащимися (учащимся), основанная на принципах педагогической деонтологии.

Долг – превращение требования нравственности, в равной мере относящего ко всем людям, в личную задачу данного конкретного лица [70].

Психогигиена общения – общение, направленное на формирование и поддержание нервно-психического здоровья общающихся. Основной принцип психогигиены общения «Не навреди!».

Деонтологическая  готовность - состояние сознания будущего педагога, при котором им совершается осознание своего долга в необходимости осуществления профессиональной деятельности, соответствующей этому долгу, то есть такого состояния сознания, когда происходит отражение объективных обязанностей студента в идеях, чувствах, убеждениях, во внутренних мотивах педагогической деятельности и реализация их на практике.

Деонтологическое  воспитание – процесс систематического и целенаправленного воздействия на сознание педагога.

Деонтологическое  мышление педагога – это способность педагога анализировать свои поступки и поступки других участников педагогического процесса, раскрывать их мотивы, прогнозировать поведение в возможных ситуациях.

Деонтологические  качества педагога – совокупность компонентов личности педагога, обеспечивающих его устойчивое профессиональное поведение в соответствии с профессиональным долгом.

Деонтологический  потенциал педагога – комплекс свойств и способностей педагога, позволяющий действовать согласно принципам педагогической деонтологии, существующий в скрытом виде и могущий проявиться в профессиональной деятельности.

Деонтологическая  позиция педагога – интеграция устойчивых, основанных на сознании долга, отношений педагога к профессиональной сфере деятельности, к той роли, которую он выполняет в данной сфере, к себе как педагогу-профессионалу и к участникам педагогической деятельности, проявляющихся в поведении, порождающем в сочетании с глубокой компетентностью высокие социально значимые результаты.

Деонтологическое  сознание педагога – отражение действительности на основе субъективной, свободной и бескорыстной мотивации педагога, базирующейся на уважении к профессиональному долгу.

Деонтологическое  кредо – внутреннее убеждение, формирующее миропонимание, основанное на сознании профессинального долга.

 

 

Вопросы и задания для самоконтроля

 

Ответьте на вопросы:

1 Какие понятия  составляют систему понятий педагогической  деонтологии?

2 Что такое  деонтология?

3 Что означает  термин «педагогическая деонтология»?

4 Дайте толкование  понятию «долг».

5 Что означает  понятие «принцип педагогической  деонтологии»?

6 В чем состоит  отличие понятий «принцип педагогической  деонтологии» и «требование педагогической деонтологии»?

7 Что означает  термин «деонтологическое кредо  педагога»?

8 В чем состоит  отличие деонтологического сознания  педагога от деонтологического  сознания педагога?

9 Чем отличается  и что общего в лексическом  значении слов «профессиональная позиция педагога» и «деонтологическая позиция педагога»?

10 Дайте толкование  всех остальных понятий, составляющих  систему понятий педагогической  деонтологии.

 

Задание 1

Прочитайте  отрывок из произведения Н.Стейхардт  и ответьте на вопрос «почему автор утверждает, что труднее всего в мире сохранять совесть?». Прокомментируйте выражение: «…по совести жить в мире, где разобщенность является законом».

«Модель стойкости, противостояния каждый индивид должен создать себе сам… Во всяком случае, при любых обстоятельствах сущность человека заключается в том, чтобы не отклоняться от морали, поскольку «дойдя до абсурда» в поисках пути к вечной жизни, человек всегда констатирует, что труднее всего – сохранять совесть. Почти всегда обстоятельства оказывают сопротивление. Речь идет о том, чтобы по совести жить в мире, где разобщенность является законом… Сколь наставительно звучат эти суждения для всех и для каждого, кто «решает, как умеет, личную проблему своих отношений с такими великими категориями, как жизнь, судьба, история…».

 

Задание 2

Составьте буквенный  диктант по изучаемой теме.

 

Задание 3

Составьте тестовые задания по теме «Основные понятия  педагогической деонтологии».

 

Задание 4

Приведите конкретные примеры, раскрывающие смысл понятий  педагогической деонтологии.

 

 

Тема 1.6. Взаимосвязь педагогической деонтологии с другими науками

 

Педагогическая  деонтология не является изолированной  областью человеческого знания. Она взаимосвязана со всеми науками, аспектом изучения которых является человек.

Взаимосвязь педагогической деонтологии с философией прослеживается в определении методологических подходов при формировании деонтологической готовности будущих педагогов, закономерностей развития того или иного общества в различные общественно-экономические формации. Такие разделы философии, как диалектика и теория познания способствуют развитию исследовательского мышления педагога – одного из показателей его деонтологической готовности.

Взаимосвязь педагогической деонтологии с педагогической этикой проявляется в том, что педагогическая этика – это теоретическая основа педагогической деонтологии, так как педагогическая этика исследует нормы профессиональной нравственности учителя, а педагогическая деонтология обеспечивает их выполнение.

Кроме того, педагогическая деонтология и педагогическая этика решают единую проблему гуманизации педагогического процесса. Так, например, предметом исследования педагогической деонтологии является профессиональное поведение педагога, сформированность у него профессионально-педагогической нравственности, а предметом педагогической этики являются закономерности проявления морали в сознании, поведении, отношениях и деятельности педагога.

Взаимосвязь этих наук прослеживается и в решаемых ими задачах: если педагогическая этика формирует требования, предъявляемые обществом к нравственному облику учителя, то педагогическая деонтология исследует механизм внедрения этих норм в действие; если педагогическая этика формирует моральную ценность поступков, то педагогическая деонтология способствует осознанию их и соответственного регулирования своего поведения; если педагогическая этика разрабатывает этические нормы педагогической деятельности, то педагогическая деонтология исследует эти нормы, правила в действиях и поступках работников сферы образования.

Рассматривая взаимосвязь педагогической деонтологии и психологии, особое внимание следует уделить задачам, стоящим перед данными науками. Например, психология изучает законы развития психики человека, а одной из задач педагогической деонтологии является разработка законов управления развитием личности ребенка на основе создания атмосферы психологического комфорта.  В свою очередь, развитие детей есть не что иное, как целенаправленное изменение этой психики (мышления, деятельности). Следовательно, оно не может осуществляться специалистами, не владеющими психологическими знаниями.

Следующий аспект взаимосвязи мы наблюдаем при  определении уровня воспитанности личности: воспитанность отражается в мотивированных поступках, системе сознательного и импульсивного поведения, стереотипах, навыках деятельности, суждениях. Это означает, что показателями достижений в воспитательной работе педагогов с детьми выступают изменения, происходящие в психике, в мышлении учащихся. Иначе можно сказать, что результаты педагогической деятельности диагностируются по изменениям психологических характеристик воспитуемых.

Взаимосвязь этих наук имеет место и при использовании методов исследований педагогической деонтологии и психологии. Многие инструменты психологического научного поиска с успехом служат решению исследовательских задач педагогической деонтологии (рейтинг, психологические тесты, анкетирование и др.).

Педагогическая  деонтология тесно связана с  физиологией. Будучи наукой о жизнедеятельности целостного организма и его отдельных частей, функциональных систем, физиология раскрывает картину материально-энергетического развития ребенка. Особенно важными для понимания механизмов управления физическим и психическим развитием ребенка являются закономерности функционирования высшей нервной деятельности, а теория функциональных систем П.К.Анохина раскрывает учителю и самому воспитуемому природу процессов познания и социализации. Знание педагогом физиологических процессов развития ребенка и самого себя ведет к постижению мастерства воспитательного влияния, предупреждает от рискованных, ошибочных решений в организации педагогического труда, определении нагрузок, в предъявлении выполнимых требований к учащимся и себе.

Многообразны взаимосвязи педагогической деонтологии с социологией. Несмотря на то, что социология является наукой об обществе как целостной системе, об отдельных составляющих ее компонентах, о процессах функционирования и развития общества, в сферу своего прикладного характера она изучает и область образования. Например, в структуре социологической науки развиваются такие направления, как, социология образования, воспитания, социология ребенка, социология здоровья и т.д.

Результаты  социологических исследований обогащают  педагогическую деонтологию и позволяют оценивать педагогические явления в ракурсе другой науки. Например, по данным социологических исследований, в числе неуспевающих школьников оказываются чаще представители мужского пола. А это негативно сказывается впоследствии на морали, техническом прогрессе, обороноспособности общества. Еще один пример. Снижение уровня обязательного образования со среднего на неполное среднее на территории бывшего постсоветского пространства привело, по данным социологов, к многократному увеличению правонарушений, безнадзорности, дезорганизованности жизни несовершеннолетних, оказавшихся вне школы. Эти и множество других социологических исследований информируют педагогов о состоянии системы в социально-экономической, духовной, правовой и демографической среде.

Существенные  возможности развития педагогической деонтологии содержатся в перспективах ее интеграции с медициной. Чтобы убедиться в актуальности сказанного, достаточно вспомнить свое школьное прошлое. Одинаковые требования учителей к здоровым и нездоровым учащимся приводят к конфликтам и страданиям последних. А дидактогенные неврозы, причиной которых оказываются переживания учебных неуспехов и негативных отношений учителей и учащихся, особенно драматичны для самочувствия недомогающих детей и подростков.

Не менее  важна взаимосвязь педагогической деонтологии с народной педагогикой, так как она позволяет понимать  и учитывать национальные особенности характера ребенка, использовать в его воспитании и обучении традиции и обычаи народа, способствующие созданию психологического комфорта на уроке и установлению правильных взаимоотношений педагога со всеми участниками учебно-воспитательного процесса. Наши предки, не читая никаких книг, взвешивая и обдумывая ситуации, возникающие в их каждодневной, обычной жизни, старались воспитывать детей спокойными и сдержанными людьми. Для этого они передавали из поколения в поколение, оказывающие положительное влияние на воспитание и обучение подрастающего поколения, национальные традиции и обычаи как неоценимое, драгоценное наследие. Главным условием казахских традиций являлось воспитание человека, верного данной им клятве, сохраняющего свою честь и достоинство, умного, рассудительного и т.д. Все эти требования соответствуют деонтологическим качествам, которыми должен обладать каждый педагог.

Казахские мыслители (Асан Кайгы, Бухар Жырау, Шал Акын, Шортанбай и др.) в своих взглядах обращали внимание на взаимосвязь и продолжительность всех сфер человеческой жизни, где занимают особенное место и материальное, и духовное богатство (Асан Кайгы, Бухар Жырау, Актамберды и т.д.), а также милосердие, спокойствие, человеческий ум (Шалкииз, Дулат, Мурат, Майлыкожа, Акан Серы и т.д.). Осмысление и сохранение общественного богатства, оставленного предшествующим поколением (Махамбет, Шернияз, Суйенбай и т.д.) налагает социальную и гуманистическую ответственность на каждого человека. Передать это будущему поколению является профессиональным долгом учителя.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

 

Ответьте на вопросы:

1 Раскройте  взаимосвязь педагогической деонтологии  и философии.

2 В чем проявляется  взаимосвязь педагогической деонтологии  с педагогической этикой?

3 Какова взаимосвязь  педагогической деонтологии и  физиологии?

4 Охарактеризуйте  взаимосвязь педагогической деонтологии  с социологией?

Информация о работе Деонтология