Деонтология

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 14:11, курс лекций

Краткое описание

Согласно Закону Республики Казахстан «Об образовании» «главная задача системы образования – создание условий для развития, профессионального совершенствования, формирования личности на основе достижений науки и практики на национальных и общечеловеческих ценностях».

Оглавление

Предисловие
5

Информационно-теоретический раздел
6

глава1.
Педагогическая деонтология как наука
7

Тема 1.1
Понятие деонтологии
8

Тема 1.2
Предпосылки возникновения педагогической деонтологии
12

Тема 1.3
Предмет педагогической деонтологии
43

Тема 1.4
Функции, задачи и принципы педагогической деонтологии
48

Тема 1.5
Основные понятия педагогической деонтологии
57

Тема 1.6
Взаимосвязь педагогической деонтологии с другими науками
61

Глава 2



Тема 2.1
Деонтологическая готовность педагога и ее формирование

Сущность деонтологической готовности педагога
66



66

Тема 2.2
Структура деонтологической готовности будущих педагогов
72

Тема 2.3
Формирование деонтологической готовности будущих педагогов
92

Диагностический раздел
125

Заключение
194

Приложение
196

Список использованных источников
235

Файлы: 1 файл

основы педагогической деонтологии.doc

— 1.93 Мб (Скачать)

 Социально-психологическая предпосылка состоит в необходимости осуществления санации общения педагога с воспитанниками, то есть соблюдения психогигиены общения, и социального контроля над его действиями и поступками.

Со словом «гигиена»  ассоциируется термин «чистота». Однако гигиена означает не только соблюдение чистоты и связанные с ней  практические действия, направленные на сохранение здоровья человека, но данное понятие используется и в медицине для обозначения одной из фундаментальных отраслей этой науки. Согласно определению, представленному в «Современном энциклопедическом словаре», гигиена – это «область медицины, изучающая влияние жизни и труда на здоровье человека и разрабатывающая меры, направленные на предупреждение заболеваний, обеспечение оптимальных условий существования, укрепление здоровья и продление жизни» [57].

Одним из разделов гигиены  является психогигиена. Она изучает  влияние различных условий среды на психику человека, разрабатывает мероприятия по сохранению и укреплению нервно-психического здоровья людей. Психогигиена тесно связана с психопрофилактикой (устранение факторов, вредно отражающихся на психике человека, и использование факторов, положительно влияющих на нее) и психотерапией (лечение человека с помощью психологических средств воздействия, оказание психологической помощи здоровым людям в ситуациях различного рода психологических затруднений, а также в случае потребности улучшить качество собственной жизни). Среди проблем, которые призвана разрешить психогигиена, для педагога наиболее важной является психогигиена общения [58, 59]. Это доказывают статистические данные и подтверждают многочисленные ситуации, то и дело возникающие в школьной практике. Например, по данным Департамента по защите прав детей по Павлодарской области в 2008 г. поступило 326 обращений, а с января по март 2009 г. – 124. Из них 23% обращений касаются проблем, возникающих у детей в школе. Начальник Департамента комментирует: «Проблема здесь одна – люди разучились разговаривать друг с другом: учителя с учениками, дети друг с другом» [60]. По результатам социологического исследования, проведенного в 2007 г. Ассоциацией социологов и политологов Республики Казахстан, 70 % детей испытывают насилие со стороны сверстников, 38 % - со стороны учителей [61].

Примеры следующие: в отделении неврозов почти в  одно время лечились двое: девушка 22 лет и женщина 28 лет. У обеих - навязчивый страх перед возможным непроизвольным мочеиспусканием. У обеих это началось в начальных классах примерно одинаково. Учительница не разрешила выйти с урока в туалет и еще при всех упрекнула, пристыдила, что «не запаслась» с перемены, не предусмотрела. А когда девочка обмочилась в классе, это обернулось психотравмой: учительница громогласно осуждала ее, брезгливо стыдила. Стыд был непереносим и оставил в ребенке зерно постоянного страха. Этот страх то приглушается, то вновь порабощает психику. Ни в кино, ни в театр, ни на свидание идти невозможно. Горькая шутка: «Наше место - в туалете, в крайнем случае - рядом...» [62].

Зарегистрировано  несколько случаев насильственного  обнажения ребенка учителем с целью наказания. За какую-то детскую провинность воспитательница детского сада при всех детях снимала одежду с ребенка и понуждала их указывать на него пальцами и стыдить... У некоторых эта страшная мера наказания вызвала нарушения речи (заикание). Один ребенок был доставлен в больницу в состоянии реактивного психоза – тоже после такой процедуры. Один из врачей-психиатров, кандидат медицинских наук, тоже прошедший в детстве через эту нравственную пытку, рассказывал, как после этого его мучили кошмары, как он боялся идти в детсад, как уже в школе, стоя у доски, каждый раз чувствовал себя как бы обнаженным, и это мешало ему отвечать. Продолжалось это до студенческого возраста [62].

С каждым годом  ситуация усугубляется: согласно статистическим данным, приведенным в республиканской программе «Дети Казахстана», по итогам ежегодных профилактических медицинских осмотров подростков (12-18 лет) более 53% из числа диагностируемых детей страдают заболеваниями органов пищеварения, зрения, костно-мышечной системы, дыхания, нервной и эндокринной систем. 
Общая заболеваемость детей (до 14 лет) по отдельным классам и группам болезней в Республике Казахстан в 2005-2006 годы (число заболеваний, зарегистрированных  впервые в жизни на 100 000 чел. детского населения) представлена в таблице 1 [61].

 

Таблица 1 –  Общая заболеваемость детей (до 14 лет) в РК

 

Основные группы болезней

2005 год

2006 год

Новообразования

80,9

82,1

Болезни крови, кроветворных органов и 
отдельные нарушения с вовлечением 
иммунного механизма

3645,3

6003,6

Эндокринные болезни, расстройства 
питания и обмена веществ

1518,4

1776,1

Психические расстройства и расстройства поведения

239,3

262,2

Болезни нервной  системы

2669,3

2752,7

Болезни органов  дыхания

55451,4

54507,7

Болезни органов  пищеварения

6289,3

6775,1

Болезни кожи и  подкожной клетчатки

5373,1

5279,7

Болезни костно-мышечной системы и 
соединительной ткани

1242,7

1321,8

Травмы и  отравления

3719,3

3320,5


 

 

Как видно из представленной таблицы, заболеваемость среди детей растет. Процент заболеваемости среди школьников в возрасте до 14 лет составляет 19,3 %. Число здоровых детей к окончанию школы из года в год уменьшается. Одной из причин заболеваемости является нарушение требований психогигиены общения [61].

Конечно, причины  отклонений и психических катастроф  далеко не сразу и не каждому педагогу могут быть видны. Но чтобы их устранить, их нужно знать и желать устранить. Для этого необходимо неукоснительное соблюдение принципа «Не навреди!», предполагающего создание взаимоотношений, которые не нанесут вреда психическому здоровью общества, группы, человека, и будут являться одним из приемов социального контроля. А способы их осознания и реализацию в практической профессиональной деятельности должна разрабатывать профессиональная деонтология. Деонтология актуальна везде, где профессиональная деятельность связана с взаимоотношениями между людьми, где она включает в себя как обязательный компонент влияние личности на личность.

При этом следует  учесть и тот факт, что психогигиена общения в зависимости от области  своего применения имеет отличительные  особенности, поэтому для педагогов  способы осознания необходимости создания взаимоотношений, которые не нанесут вреда психическому здоровью ученика, и методы их практической реализации должна исследовать педагогическая деонтология.

От работы учителя  зависит не только сиюминутное психическое состояние других людей, но и их будущее. Работа с людьми, особенно с детьми, не терпит стихийности или инертности. Как только она выходит из-под контроля самосознания, учитель совершает ошибки, и чаще всего непоправимые. С целью недопущения их совершения необходим социальный контроль за соблюдением педагогами определенных моральных требований, их самостоятельным и осознанным выбором. Именно через этот выбор можно опираться на понятия «хорошо или плохо поступил». В этом отношении отличительной особенностью профессиональной педагогической деятельности является ответственность учителя за определение уровня и направления своего влияния на другого человека (в данном случае на ученика): хорошего или плохого, полезного или вредного. Определением границ этой ответственности, а точнее, границ педагогического вмешательства занимается педагогическая деонтология. Например, во врачебной этике есть нормы получения официального (документального) согласия больного для осуществления медицинского вмешательства. Если мыслительная деятельность больного ограничена, то такое соглашение дают родственники или близкие люди. А у детей школьного возраста и, особенно, дошкольного способность понимать и принимать ответственные решения всегда ограничена. Тем не менее, на этом сходство педагогического и медицинского влияния ограничивается. У педагога нет возможности по каждому конкретному случаю повышения голоса, запрета или похвалы просить согласия у родителей. Но результаты влияния таких действий не могут быть малозначительными, чтобы с ними не считаться. Отсюда следует, что если свобода педагога в принятии решений безгранична, то и уровень его ответственности за принимаемые решения должен быть еще выше. Те или иные решения педагог принимает исходя из нормативно-законодательных актов, регулирующих его профессиональную деятельность. Так, например, в Законе РК «Об образовании» от 27.07.2007 г. сказано: «Педагогический работник имеет право на:

1) занятие педагогической  деятельностью с обеспечением  условий для профессиональной деятельности;

2) занятие научно-исследовательской,  опытно-экспериментальной работой,  внедрение новых методик и технологий в педагогическую практику;

3) индивидуальную  педагогическую деятельность;

4) свободный  выбор способов и форм организации  педагогической деятельности при условии соблюдения требований государственного общеобязательного стандарта соответствующего уровня образования;

5) участие в  работе коллегиальных органов  управления организации образования;

6) повышение  квалификации не реже одного  раза в пять лет продолжительностью  не более четырех месяцев;

7) досрочную  аттестацию с целью повышения  категории;

8) моральное  и материальное поощрение за  успехи в педагогической деятельности в виде государственных наград, почетных званий, премий и именных стипендий;

9) защиту своей  профессиональной чести и достоинства;

10) отсрочку  от призыва на воинскую службу;

11) творческий  отпуск для занятия научной  деятельностью с сохранением педагогического стажа;

12) обжалование  приказов и распоряжений администрации  организации образования» (статья 51 п.2) [63].

Особенность правовых норм заключается в том, что их исполнение обеспечивается принудительной силой государства. Помимо права, регулирующего функцию поведения, учителя выполняют моральные требования. Они имеют форму безличного долженствования, в равной степени обращенного к каждому представителю данной профессии.

От права  моральные требования отличаются тем, что выполнение педагогом нравственных требований контролируется всеми окружающими его людьми, и исполнение моральных требований санкционируется только формами духовного воздействия: общественной оценкой, одобрением или осуждением совершенных поступков. Это обусловливает относительно большую роль сознания при соблюдении моральных требований, чем при других формах социального контроля.

То есть ни закон, ни правоохранительные органы не в  состоянии направить взаимоотношения учителя и учеников в правильное русло без нравственно-этического самосознания, показателем которого является неукоснительное соблюдение каждым педагогом норм морали, разработанных в соответствии с содержанием профессионального долга.

Схематично вышеизложенное можно представить в следующем виде (рисунок 2):

 

 




 




 



 

 


 





          



 

 

 

Рисунок 2 –  Возникновение педагогической деонтологии  в аспекте рассмотрения норм психогигиены общения и социального контроля

 

Таким образом, педагогическая деонтология предполагает преданность учителя профессинальному долгу, наличие у него сознательности и соблюдения им комплекса правовых принципов и правил, регулирующих его профессиональную деятельность.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

 

  1.  Какие признаки науки Вам известны? Какова разница в подходе ученых к определению признаков науки?
  2. Почему педагогическая деонтология – это наука? Аргументируйте свой ответ, опираясь на известные Вам признаки науки.
  3. В чем, по мнению Конфуция, Сократа и Квинтилиана, заключается профессиональный долг учителя?
  4. Чешский педагог Я.А.Коменский разработал кодекс учителя. В чем его суть?
  5. Каковы взгляды известных английских, французских, швейцарских, немецких философов, просветителей, педагогов (XVII – XIX вв.) на требования, предъявляемые к личности учителя?
  6. Какой вклад в разработку норм профессионального поведения педагога внесли прогрессивные русские демократы XIX в. А.И.Герцен, Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов?
  7. Значительный вклад в развитие педагогической этики и деонтологии внесли работы К.Д.Ушинского, П.П.Блонского, Ч.Валиханова, И.Алтынсарина, А.Кунанбаева, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского. В чем он заключался?
  8. Отличия в содержании профессионального долга учителя в различные общественно-экономические формации очевидны. Существует ли общее в его содержании?
  9. Какие требования в настоящее время предъявляются к педагогу Вашей специальности?

 

Задание 1

1 Раскройте содержание каждого из перечисленных признаков науки: универсальность, фрагментальность, общезначимость, обезличенность, систематичность, незавершенность, внеморальность, рациональность, существенными признаками любой науки являются всеобщность, проверенность научных фактов, устойчивость системы знаний.

Информация о работе Деонтология