Деонтология

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 14:11, курс лекций

Краткое описание

Согласно Закону Республики Казахстан «Об образовании» «главная задача системы образования – создание условий для развития, профессионального совершенствования, формирования личности на основе достижений науки и практики на национальных и общечеловеческих ценностях».

Оглавление

Предисловие
5

Информационно-теоретический раздел
6

глава1.
Педагогическая деонтология как наука
7

Тема 1.1
Понятие деонтологии
8

Тема 1.2
Предпосылки возникновения педагогической деонтологии
12

Тема 1.3
Предмет педагогической деонтологии
43

Тема 1.4
Функции, задачи и принципы педагогической деонтологии
48

Тема 1.5
Основные понятия педагогической деонтологии
57

Тема 1.6
Взаимосвязь педагогической деонтологии с другими науками
61

Глава 2



Тема 2.1
Деонтологическая готовность педагога и ее формирование

Сущность деонтологической готовности педагога
66



66

Тема 2.2
Структура деонтологической готовности будущих педагогов
72

Тема 2.3
Формирование деонтологической готовности будущих педагогов
92

Диагностический раздел
125

Заключение
194

Приложение
196

Список использованных источников
235

Файлы: 1 файл

основы педагогической деонтологии.doc

— 1.93 Мб (Скачать)

 

Задание 2

Раскройте содержание понятий «предпосылка», «педагогическая этика», «педагогическая мораль», «долг», «гигиена», «психогигиена», «психогигиена общения», «нормы права», «нормы морали», «социальный контроль», «профессиональная деонтология», «педагогическая деонтология».

Задание 3

Объясните смысл  и содержание этико-философской  предпосылки возникновения педагогической деонтологии.

Задание 4

Расскажите  о системе приемов воспитания добродетелей, предложенной аль-Фараби.

Задание 5

 Раскройте  смысл и содержание социально-психологической предпосылки возникновения педагогической деонтологии.

 

Задание 6

По данным различных  исследований в настоящее время наблюдается нарушение педагогической этики работниками сферы образования. Приведите примеры, подтверждающие этот факт. Как Вы думаете, каковы причины и возможные последствия происходящего?

 

Задание 7

Запишите высказывания известных ученых, педагогов о  профессиональном долге учителя.

 

Задание 8

Составьте тестовые задания (12-15 вопросов) по изучаемой  теме.

 

Задание 9

Организуйте и проведите «круглый стол» со студентами другой специальности на одну из следующих тем:

- «Здоровье  ученика и здоровье педагога: есть ли взаимосвязь?»;

- «Качество  выполнения педагогами своего  профессионального долга»;

- «Обучение  и здоровье: их влияние друг на друга»;

- «Кто защитит  ребенка от противоправных действий педагога?»

- «Этические  нормы и принципы современного  педагога: существует ли конфликт поколений?»

 

Задание 10

Прочитайте  статью «Воспитание гражданина методом  доносов» А.Чистякова [64]:

«С первых дней обучения в начальной бельгийской школе ученикам не ставят оценок - им выдают карточки, число которых играет роль в подведении итогов по успеваемости и поведению.

Если учителю  необходимо выйти из класса, он выставляет к доске лучшего ученика, чтобы тот наблюдал за поведением своих одноклассников и потом докладывал учителю, кто нарушал дисциплину. У нарушителя изымается одна или сразу несколько карточек, в зависимости от тяжести совершённого им проступка.

Большое количество русских родителей, живущих и воспитывающих своих детей в Бельгии, озадачены вышеизложенным фактом. По их мнению, детей сознательно приучают к такому действию низкого порядка, как «стукачество».

На этот счёт хочется привести некоторые примеры  из жизни наших соотечественников  в Бельгии. Они как раз вращаются в бельгийских коллективах, где люди воспитаны на таких «педагогических» принципах.

Андрей:

- Иду на собеседование  в одну фламандскую организацию,  чтобы устроиться туда на работу. В коридоре около кабинета встречаю свою знакомую бельгийку, которая, как выяснилось, здесь работает. Я с ней по-дружески делюсь, что, мол, волнуюсь, так как считаю это собеседование очень важным, ну и прочее в этом духе.

Вхожу в кабинет. Она следом. Там сидят чиновники, и перед ними лежат мои документы. Не успел я и рта раскрыть, как моя фламандка говорит им о том, что я сильно взволнован, потому что считаю эту встречу очень важной, ну и всё слово в слово выложила… Я ей, понимаешь, как знакомой, а она всё рассказала!..

Валерия:

- Когда в  городе, где живу, ещё совсем не было русских, я завязала знакомство с одной фламандской семьёй. Эти милые пожилые люди часто приглашали меня на чашечку кофе для бесед и всегда возвращались к теме моего приезда в их страну, точнее - к причине моего приезда именно сюда. Приходилось рассказывать свою историю, но с просьбой, что её больше не узнает никто. Они утвердительно кивали, убеждая меня в том,  что эту тайну они унесут  с собой в могилу.

Через три года я познакомилась со своим будущим  мужем. Когда он узнал моё имя - сразу же выложил мне всю мою историю, но только в вопросительной форме. Оказалось, что почти весь город знал меня и мою причину приезда сюда и, как выяснилось, я целых три года была объектом обсуждения местных жителей!

Виктор:

- Я учился  на строительных курсах. На занятиях нас учили класть кирпичные стены различных вариаций. Потом мы их разбирали. У меня был напарник - весёлый фламандский парень. И вот как-то наш преподаватель велел нам разобрать все стены и вышел из мастерской. Тот парень, что работал со мной в паре, выбил из центра стены один кирпич, вставил в дырку палку от щётки, которой подметают пол, и начал просто «прикалываться», воображая, что у него в руках ружьё. Как ребёнок, стал имитировать звуки выстрелов. Все стали громко смеяться, и было очень весело! Когда же неожиданно вернулся преподаватель и спросил причину коллективного смеха и кто был его инициатором, то все как один (я не преувеличиваю!) указали на моего напарника.

…По вышеперечисленным  примерам вырисовывается стереотип  бельгийца - человека, убийственно «правильного» и законопослушного. 

Когда в бельгийских  коллективах все дружно «закладывают»  виновного, то таким образом, по их мнению, «восстанавливается справедливость». И им уже не важно, что будет с виноватым. Таким образом, воспитывается своеобразная ответственность, некое чувство гражданского долга и послушание приказу.

Русские люди, живущие  в Бельгии, сильно озадачены подобной психологией. Ведь они учат своих  детей обратному - не показывать пальцем на виновного, а дать ему возможность самому найти в себе силы признаться в содеянном поступке. Здесь же человек с детства приучен сигнализировать о нарушении порядка.

Русскоязычные родители не могут с этим смириться. Их пугает то, какими  вырастут их дети - ведь сформированные школой взгляды на моральные устои будут идти вразрез с воспитанием в семье! Впрочем, многие «наши» быстро адаптируются к бельгийскому принципу информирования и после откровенных разговоров с соотечественниками… тоже охотно «стучат» заинтересованным органам и лицам. То ли за сладкие коврижки, то ли просто из морально удовлетворения.

В Бельгии у  детей, получающих за доносы хорошие  оценки, формируется стереотип ябедничества как способ законного заработка. Кроме того, ребёнок считает, что так правильно и это нужно для порядка.

Ну, а потом дети вырастают и становятся полноправными членами того общества, которое его воспитало…

Но как бы то ни было, а «стукачество» в  той или иной форме в Бельгии  служит гарантией отсутствия беспредела - чиновничьего,  криминального и просто морального. Кстати, что здесь ещё хорошо - бельгийцы не лезут в чужие дела. В Германии с этим намного хуже, а в Японии доносительство вообще считается гражданским долгом.

…Плохо это  или хорошо, но боязнь наказания - очень  сильный сдерживающий фактор. Бельгийских  детей с самого раннего возраста приучают к тому, что закон есть закон.

Разумеется, у  каждого государства своя программа, свои принципы воспитания подрастающего поколения. Уклады в школах разных стран не всегда совпадают с нашими мерками морали, и это не значит, что их уклад неправильный. Если благодаря такому воспитанию детей общество процветает, люди вырастают добрыми, законопослушными, всегда готовыми прийти на помощь - значит, такой метод воспитания себя оправдывает. Или как?»

Ответьте на этот вопрос. Не считаете ли Вы, что в каждой стране содержание профессионального долга педагога различно? Докажите свою точку зрения.

 

Задание 11

Переставьте местами  части высказывания «В здоровом теле – здоровый дух» и прокомментируйте его, опираясь на литературные фрагменты, повседневные наблюдения, собственный опыт [15].

 

Задание 12

Аристотель  утверждает, что добродетель проявляется в деятельности человека, а благо каждого содержится в тех занятиях, которые отличают его от других и помогают ему стать тем, кто он есть в действительности. Великий философ объявил продуктивность одним из ключевых понятий этики. Человек реалистически воспринимает окружающий мир, однако вместе с тем он прилагает интеллектуальные и физические усилия, чтобы оживить, приукрасить и обогатить его посредством цвета и формы. Наличие обоих способностей человека – воспроизводства и производства – обязательное условие продуктивности. Последняя представляет собой особую связь человека с природой, ведет к созданию материальных ценностей, произведений искусства.

Соотнесите  выражение «Творя зло, человек и сам становится хуже» (Э. Фромм) с представленным выше текстом. Найдите в повседневной жизни примеры, когда люди становятся хуже вследствие своих плохих поступков. Проанализируйте свой жизненный опыт и припомните те случаи, когда вы поступали недостойно. Что Вас к этому побуждало? [15]

 

Задание13

Дополните содержание каждой из предпосылок своими примерами.

 

Задание 14

Составьте компьютерную презентацию  к данной теме.

 

Тема 1.3 Предмет педагогической деонтологии

 

Предметом педагогической деонтологии  является исследование процесса овладения  и руководства в практической деятельности педагогом системой нравственных норм, в совокупности определяющих его профессиональное поведение. При этом следует заметить, что поведение педагога определяется не только знанием социальных норм (норм морали, норм-обычаев, норм права и т.д.), но и его отношением к тем социальным, и в первую очередь, профессиональным ценностям (правовым, этическим, эстетическим и др.), которые защищаются этими нормами.

Поведение педагога проявляется  в культуре профессионального мышления, умении на научной основе организовать свой труд, мастерстве общения, способности критически оценивать и совершенствовать свой профессиональный опыт, анализировать собственные возможности, в умении принимать правильные решения, создавать благоприятный психологический климат в коллективе и др. Специфика профессионального поведения педагога обусловлена не только наличием таких проблем, как повышение престижа своей профессии, организации и проведении различного рода экспериментов, подготовки к профессиональной аттестации и др., но и особых психологических, нравственных взаимоотношений в системе: «педагог в себе», «педагог-ученик», «педагог-педагог», «педагог-коллектив».

Взаимоотношения учителя в системе «педагог в себе».

Жизнь современного педагога проходит в достаточно интенсивном  темпе. На то, чтобы приостановиться  и сосредоточенно обдумать прошедший день, не остается времени. Однако учителю необходимо выработать в себе эту привычку: думать обо всем, что услышал, увидел, узнал; анализировать все свои действия и поступки, обращая особое внимание на то, в чем он ошибся, что можно было сделать или сказать лучше и как следовало поступить в том или ином случае. Великий Абай в «Книге слов» назидания «Желаешь быть в числе умных людей, спрашивай себя раз в день, раз в неделю, или хотя бы раз в месяц: как ты живешь? Сделал ли ты что-нибудь полезное для своего образования, для земной или потусторонней жизни, не придется ли тебе потом испить горечь сожаления? Или же ты и сам не заметил,  не помнишь, как  и чем жил?» [ 41].

Одним из важнейших  условий, от которого зависит правильное построение взаимоотношений учителя  в системе «педагог в себе», и  которое во многом определяет индивидуальную форму его профессионального поведения, является самокритичность. Только выработавший ее человек обретает способность видеть себя, свои поступки и действия со стороны и объективно их оценивать. Восточная мудрость гласит, что истинный друг не тот, кто нас хвалит, а тот, кто нас заслуженно порицает. Стать таким другом и суровым судьей самому себе – одна из основных обязанностей учителя.

Взаимоотношения учителя в системе «педагог-ученик».

Общеизвестно, что истина в науке достигается посредством  выдвижения различных предположений, в процессе доказательств которых нередко совершаются ошибки.

Опыт многолетних наблюдений, исследований известных ученых убеждает, что ни один человек не застрахован от ошибок. Однако их вероятность наиболее высока в случаях отсутствия установленных хороших взаимоотношений между людьми. Это положение характерно и для работников сферы образования. Многочисленными исследованиями (Н.В.Жутикова, Г.М.Кертаева, М.И.Лисина, Л.И.Охитина и др.) доказано, что в случаях, когда ученики начинают критиковать педагогов, они очень редко касаются их профессиональной компетентности, а чаще всего жалуются на неадекватность общения с учителем: «Учитель химии приходит, объяснит новую тему, спросит домашнее задание и уходит. Его не интересует больше ничего», «Наш классный руководитель про одну из девочек сказал новому учителю: «А эту дуру никогда не спрашивайте, все равно ничего не знает»».

Анализ, проведенный  представителями административных органов системы образования в странах СНГ, связанных по долгу своей работы с анализом жалоб на работников сферы образования от населения, свидетельствует о том, что большинство этих жалоб обусловлено неудачами в общении с воспитанниками, нежели действительно плохим знанием своего предмета и методики его преподавания [65].

Причины низкой компетентности педагогов в вопросах правильного установления взаимоотношений с учениками находятся в прямой зависимости от личностных качеств учителя, его такта и интуиции.

Взаимоотношения учителя в системе «педагог-педагог».

При рассмотрении проблемы взаимоотношений учителя в системе «педагог-педагог» необходимо выделить такие нормы поведения, как:

- соблюдение  принципов внутренней культуры  поведения – правил отношения к труду, соблюдения дисциплины, бережного отношения к общественному имуществу, дружелюбия и чувства коллегиальности;

Информация о работе Деонтология