Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 14:11, курс лекций
Согласно Закону Республики Казахстан «Об образовании» «главная задача системы образования – создание условий для развития, профессионального совершенствования, формирования личности на основе достижений науки и практики на национальных и общечеловеческих ценностях».
Предисловие
5
Информационно-теоретический раздел
6
глава1.
Педагогическая деонтология как наука
7
Тема 1.1
Понятие деонтологии
8
Тема 1.2
Предпосылки возникновения педагогической деонтологии
12
Тема 1.3
Предмет педагогической деонтологии
43
Тема 1.4
Функции, задачи и принципы педагогической деонтологии
48
Тема 1.5
Основные понятия педагогической деонтологии
57
Тема 1.6
Взаимосвязь педагогической деонтологии с другими науками
61
Глава 2
Тема 2.1
Деонтологическая готовность педагога и ее формирование
Сущность деонтологической готовности педагога
66
66
Тема 2.2
Структура деонтологической готовности будущих педагогов
72
Тема 2.3
Формирование деонтологической готовности будущих педагогов
92
Диагностический раздел
125
Заключение
194
Приложение
196
Список использованных источников
235
Вопросы и задания для самоконтроля
Ответьте на следующие вопросы:
1 Раскройте содержание каждой из задач педагогической деонтологии.
2 Каковы основные
функции педагогической
3 Охарактеризуйте
принципы педагогической
4 В педагогической
теории считается, что
5 Какими, согласно
принципам педагогической
Задание 1
Как Вы думаете, какие проблемы предстоит решать педагогической деонтологии в середине III тысячелетия? Составьте их перечень в соответствии со степенью важности.
Задание 2
Дайте толкование слова «гармония». Прокомментируйте выражения «быть в гармонии с природой», «быть в гармонии с самим собой», «быть в гармонии с окружающими тебя людьми». Почему, на Ваш взгляд, люди столь часто употребляют слово «гармония», когда речь идет о душе? Какие Вам известны области науки, в которых используется вышеуказанное слово? [13]
Задание 3
Изучите эти 99 способов стимулирования, изложенные ниже. Дополните их своими способами. Проанализируйте различия в степени воздействия на Вас лично каждого вида поддержки. Выберите те, которые наиболее применимы для Вас как для человека, испытывающего воздействие.
1 Вы выбрали верный путь.
2 Превосходно!
3 Вам удалось это сделать.
4 Правильно!
5 Хорошо.
6 Великолепно!
7 Именно так!
8. Я горжусь тем, как вы сегодня работали.
9 Это вам очень хорошо удается.
10 Так более чем хорошо.
11 Хорошая работа!
12 Я счастлива видеть это твое достижение.
13 Сегодня вы сделали это явно лучше.
14 Вы делаете хорошее дело.
15 Вы близки к истине!
16 Это твое достижение – одно из самых больших.
17 Мои поздравления!
18 Это то, что нужно!
19 Я так и знала, что вы сможете это сделать.
20 Это явное улучшение.
21 Вот сейчас вы поняли.
22 Замечательно!
23 Наконец!
24 Неплохо.
25 Вы быстро учите.
26 Продолжая так работать, вы многого достигнете.
27 Это хорошо для тебя.
28 Мне не удалось бы сделать лучше.
29 Еще немного, и у вас получится.
30 Вам это удастся без особых усилий.
31 Ты, безусловно,
сделала эту работу легко,
32 Путь, выбранный
вами для выполнения этой
33 С каждым днем вы делаете эту работу все лучше и лучше.
34 Вы так быстро это сделали!
35 Совсем не плохо!
36 Да!
37 Так, именно в этом направлении!
38 Вы ничего не упустили!
39 Это самый подходящий способ!
40 Так держать!
41 Неслыханно!
42 Поразительно!
43 Это лучше всего!
44 Прекрасно!
45 Дела идут отлично!
46 И вот вы, наконец, поняли.
47 Сенсационно!
48 Так даже лучше.
49 Теперь вам ничто не мешает.
50 Необыкновенно!
51 Это первый ответ из наиболее полных.
52 Чудесно!
53 Еще лучше!
54 Неужели теперь вы сделали это?
55 Это лучше, чем обычно.
56 Твой мозг поработал на совесть.
57 У вас действительно будет успех.
58 Это замечательное открытие.
59 Фантастика!
60 Очень хорошо!
61 Вот это называется отличной работой.
62 Вам это прекрасно удалось!
63 Я вижу, вы много упражнялись.
64 Прекрасно работаете!
65 Как много вы сделали!
66 Правильно!
67 Вы действительно кое-что изменили к лучшему.
68 Исключительно!
69 Вы хорошо запомнили!
70 Поздравляю вас!
71 Вы правы!
72 Продолжайте в том же духе!
73 Вы точно уложились в отведенное время.
74 Сегодня вы проделали большую работу.
75 Да, вот это способ действия!
76 Теперь вы умеете это.
77 Мне нравится ход твоих мыслей!
78 Я очень горжусь тобой.
79 Как приятно учить таких умных детей.
80 Большое вам спасибо.
81 Сегодня ты превзошел самого себя.
82 Никогда не приходилось видеть ничего лучше.
83 Вы очень быстро вникли в смысл.
84 Твое достижение доставило мне много радости.
85 Любопытно!
86 Так, хорошо.
87 Так-так.
88 Большой скачок!
89 Никогда не видела ничего подобного.
90 Сегодня вы неузнаваемы.
91 Вот это уже успех!
92 Это твоя победа.
93 Сейчас вы
почувствовали свои силы/
94 Ты настоящий мастер!
95 Всем сердцем рада за тебя.
96 Не могу выразить свое восхищение.
97 Грандиозно!
98 Это прекрасная идея.
99 Я в тебя очень верю, все у тебя получится не хуже, чем теперь.
Передайте в нескольких словах, что чувствует говорящий, произнося нижеприведенные выражения. Что будет при этом ощущать слушающий?
1 Здрасьте, здрасьте…
2 Оставьте эти разговоры!
3 Что вы все от меня хотите?
4 И это работа, это результат? Не ожидала я от тебя такого!
5 Да-да-да! Хочешь отличиться!
6 Индюк тоже думал…
7 Глупости!
8 Он для тебя что угодно сделает…
9. Смотри-ка, она удивила весь класс…
10. Кто это должен делать? Я?
11 Ну вот, наконец, я же вам говорил/-а…
12 Я в этом сомневаюсь, но…
13 Если вы говорите серьезно, то это катастрофично!
14 Ерунда! Сказал, тоже мне…
15 И когда вы закончите работу?
16 И когда все это только кончится!
17 У вас есть ко мне какие-то претензии, да?
18 Думаю, вы поняли, что я хотела вам сказать, не так ли?
19 Обычно я спокойна и сдержанна
20 Когда я, наконец, войду…
21 Прошу не расходиться.
22 Говори ему или не говори – все равно.
23 Когда? Когда рак на горе свистнет?! [13,с.127]
Задание 4
Проведите игру «Домик прав ребенка».
Преподаватель расстилает на большом столе постер. В центре постера изображается фигура ребенка. Затем все студенты группы подходят и рисуют вокруг этой фигуры домик. На каждой фигуре домика студент надписывает свое имя. Для проведения игры понадобятся небольшие по размеру листы бумаги, количество которых совпадает с числом нарисованных домиков. На этих листах бумаги записываются права ребенка: по одному праву на каждом. Они помещаются в коробочку, находящуюся на столе преподавателя.
Каждый студент подходит, вытягивает карточку и представляет информацию относительно соответствующего права, приводит подходящие примеры в качестве аргументации своего ответа и говорит о мерах помощи учителя в случае нарушения данного права ребенка.
Содержание карточек является следующим: право на семью, право на образование, право на охрану здоровья, право на частную жизнь, право на информацию, неотъемлемое право на жизнь, право на недискриминацию, право на выражение собственного мнения, право на экологически чистую природную среду, право на безопасность жизни, неподверженность эксплуатации и на заботливое обращение.
В случае необходимости преподаватель или другие студенты дополняют ответы.
Задание 5
Д. А.Белухин отмечает, что учитель должен следовать определенным принципам педагогического взаимодействия, среди которых он называет:
- гуманистическую направленность (реальное обеспечение развития положительных сторон личностного потенциала человека);
- творчество
(умение создавать и
- опережающий характер педагогической деятельности (учитель работает для будущего);
- равенство в общении и партнерство в совместной деятельности;
- психотерапевтический характер взаимодействия;
- эмоциональную
вовлеченность (переживание
Американский психолог, педагог и психотерапевт Г.Л.Лэндгрет предлагает ряд своих принципов:
- Я не всезнайка и не буду пытаться быть им. Я хочу, чтобы меня любили, поэтому буду открыт детям.
- Я так мало знаю о сложных лабиринтах детства, что позволю детям учить меня.
- Я лучше
усваиваю знания, полученные путем
собственных усилий, поэтому объединю
свои усилия с усилиями
- Иногда мне нужно убежище, поэтому я дам его детям.
- Я люблю, чтобы меня принимали таким, каков я есть на самом деле, поэтому буду стремиться сопереживать ребенку и ценить его.
- Я склонен
ошибаться, поэтому буду
- Приятно чувствовать себя начальником, поэтому мне понадобится много работать, чтобы защитить от себя детей.
- Я единственный, кто может прожить мою жизнь, поэтому я не буду стремиться управлять жизнью ребенка.
- Я научился почти всему, что я знаю, на собственном опыте, поэтому я позволю детям приобрести свой.
- Я черпаю поддержку и волю к жизни внутри себя, поэтому я буду признавать и подтверждать чувство самости у ребенка.
- Я не могу
сделать так, чтобы страх,
- Я чувствую страх, когда беззащитен, поэтому буду прикасаться к внутреннему миру ребенка с добротой, лаской и нежностью.
Как соотносятся принципы педагогической деонтологии с принципами, предложенными Д.А.Белухиным, Г.Л.Лэндгретом? Какие из перечисленных принципов отношения к ребенку Вам представляются наиболее важными? Правомерность каких принципов американского психолога вызывает у Вас сомнения? Приведите примеры из школьной жизни, где учителя реализовывали принципы педагогической деонтологии и принципы педагогического взаимодействия. Какие из принципов, на Ваш взгляд, часто нарушаются во взаимоотношениях со школьниками? По какой причине?
Задание 6
Проведите анкетирование или опрос педагогов одной из общеобразовательных школ города по теме «Соблюдение принципов педагогической деонтологии». Результаты оформите в таблицу, проанализируйте, сделайте вывод.
Тема 1.5 Основные понятия педагогической деонтологии
Педагогическая деонтология, как любая другая наука, имеет свою систему понятий:
Деонтология – (от греч. deontos – «должное» и logos – «учение») – раздел этики, в котором рассматриваются проблемы долга и вообще должного (всего того, что выражает требования нравственности в форме предписаний).
Педагогическая деонтология – наука о поведении педагога в соответствии с профессиональным долгом.
Принцип педагогической деонтологии – основное исходное положение педагогической деонтологии, основанное на понятии профессионального долга педагога и нормирующее его деятельность.
Требование педагогической деонтологии – способ воздействия на сознание и волю педагога с целью организации его поведения и деятельности.
Деонтологический интуитивизм – долг считается не зависящим от добра понятием или логически предшествующим ему (добро состоит в том, чтобы выполнять долг). Согласно деонтологическому интуитивизму, нравственные обязанности не имеют основания в социальных потребностях, они якобы очевидны сами по себе, вечны и неизменны.
Деонтическая модальность – характеристика практического действия с точки зрения определенной системы норм. Нормативный статус действия обычно выражается понятиями «обязательно», «разрешено», «запрещено», «(нормативно) безразлично», используемыми в нормативном высказывании [69].