Деонтология

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 14:11, курс лекций

Краткое описание

Согласно Закону Республики Казахстан «Об образовании» «главная задача системы образования – создание условий для развития, профессионального совершенствования, формирования личности на основе достижений науки и практики на национальных и общечеловеческих ценностях».

Оглавление

Предисловие
5

Информационно-теоретический раздел
6

глава1.
Педагогическая деонтология как наука
7

Тема 1.1
Понятие деонтологии
8

Тема 1.2
Предпосылки возникновения педагогической деонтологии
12

Тема 1.3
Предмет педагогической деонтологии
43

Тема 1.4
Функции, задачи и принципы педагогической деонтологии
48

Тема 1.5
Основные понятия педагогической деонтологии
57

Тема 1.6
Взаимосвязь педагогической деонтологии с другими науками
61

Глава 2



Тема 2.1
Деонтологическая готовность педагога и ее формирование

Сущность деонтологической готовности педагога
66



66

Тема 2.2
Структура деонтологической готовности будущих педагогов
72

Тема 2.3
Формирование деонтологической готовности будущих педагогов
92

Диагностический раздел
125

Заключение
194

Приложение
196

Список использованных источников
235

Файлы: 1 файл

основы педагогической деонтологии.doc

— 1.93 Мб (Скачать)

5 Каковы перспективы  интеграции педагогической деонтологии с медициной?

6 В чем проявляется  взаимосвязь педагогической деонтологии  с народной педагогикой?

 

Задание 1

Составьте кроссворд  по изучаемой теме.

 

Задание 2

Составьте цифровой диктант по изучаемой теме (10 утверждений, с которыми обучающиеся должны согласиться (в этом случае ставят - 1) или опровергнуть (в данном случае ставят - 0)).

 

Задание 3

Заполните таблицу  «Формы и типы связей педагогической деонтологии с другими науками»:

 

Формы и типы связей

педагогической  деонтологии

С какими науками проявляются данные формы и типы связей

применение  методов других наук

 

использование результатов исследований, полученных различными науками

 

решение общих  проблем

 

 

 

 

К педагогическому делу надо призывать… тех людей, которые чувствуют к этому делу и к науке сознательное призвание и предчувствуют в нем свое удовлетворение, понимая общую народную надобность.

                                                                                    Д.И. Менделеев

 

Глава 2 Деонтологическая готовность педагога и ее формирование

 

Тема 2.1 Сущность деонтологической готовности педагога

 

В настоящее  время происходят значительные преобразования во всех сферах социальной и духовной жизни, в том числе и в сфере  образования. От того, каким будет  образование, во многом зависит будущее всего человечества. В связи с этим особое внимание уделяется подготовке педагогических кадров, где главная роль отводится формированию готовности педагога к выполнению профессиональной деятельности.

В психолого-педагогической литературе понятие «готовность к педагогической деятельности» («профессиональная готовность педагога») рассматривается неоднозначно.

Н.Н.Никитина, Н.В.Кислинская выделяют два вида профессиональной готовности педагога:

  • теоретическая готовность педагога, предполагающая овладение системой общекультурных, общенаучных, специальных, психолого-педагогических знаний;
  • практическая готовность педагога, отражающая перечень содержащихся в квалификационной характеристике умений и навыков [46].

Д.Н.Узнадзе  рассматриваемое понятие определяет как психологическое состояние субъекта, возникающее для удовлетворения какой-либо потребности: «готовность – это такой существенный признак установки, который обнаруживается во всех случаях поведенческой активности субъекта» [71].

М.И.Дьяченко, Л.А.Кандыбович утверждают, что в процессе трудовой деятельности проявляются не только устойчивые личностные особенности человека (убеждения, взгляды, черты характера и т.д.), но и ситуативные психические состояния, связанные с данным видом деятельности. По мнению ученых, готовность к профессиональной деятельности есть приспособление возможностей личности для успешных действий в какой-либо определенный момент, ее внутренняя настроенность на определенное поведение при выполнении учебных и трудовых задач, установка на активные и целесообразные действия [72].

В исследованиях  Н.Д.Хмель готовность педагога к  профессиональной деятельности рассматривается как совокупность мотивационно-личностного, содержательного и процессуального компонентов [73].

Л.В. Занина, Н.П.Меньшикова дают следующую характеристику профессиональной готовности человека: «готовность к выбору своего трудового, профессионального пути, осознанию собственных интересов, индивидуальных психологических особенностей своей личности» [74].

В.А.Сластенин определяет профессиональную готовность к педагогической деятельности как «совокупность профессионально обусловленных требований к педагогу, в составе которой можно выделить с одной стороны – психологическую, психофизиологическую и физическую готовность, а с другой – научно-теоретическую и практическую подготовку как основу профессионализма» [75].

В «Словаре по социальной педагогике»  профессиональная готовность к какому-либо виду деятельности рассматривается как «субъективное состояние личности, считающей себя способной и подготовленной к выполнению определенной профессиональной деятельности и стремящейся ее выполнять» [70].

Как видим, существуют различные  подходы к исследованию проблем  профессиональной готовности педагога и множество трактовок понятия «готовность к педагогической деятельности» («профессиональная готовность педагога»), раскрывающих различные аспекты формирования готовности будущих педагогов. Как отмечает А.С.Магауова, исследование проблем профессиональной готовности педагога ведется в нескольких направлениях:

  • личностном, рассматривающем готовность как проявление индивидуально-личностных качеств, обусловленное характером предстоящей деятельности (К.А. Абульханова-Славская, В.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.);
  • функциональном, представляющем ее как временную готовность и работоспособность, предстартовую активизацию психических функций, умение мобилизовать необходимые психические ресурсы для реализации деятельности (Е.П. Ильин, Н.Д. Левитов, Ф. Генов и др.);
  • личностно-деятельностном, определяющем готовность как целостное проявление всех сторон личности, дающем возможность эффективно выполнять свои функции (А.А. Деркач, М.И. Дьяченко, А.И. Мищенко и др.) [76].

Однако необходимо отметить, что в представленных выше различных точках зрения отечественных и зарубежных ученых не рассматривается вопрос о состоянии готовности педагога находить пути и способы содействия гармоничному развитию личности учащегося, его физическому и психическому здоровью, основываясь на принципе «Не навреди». При этом следует отметить, что это есть и состояние уровня осознанности имеющихся знаний, умений, навыков педагога, необходимых для выполнения его профессиональных обязанностей в соответствии с деонтологическими принципами. Описываемое состояние определяется нами как деонтологическая готовность педагога (заметим, что подробный анализ учебной, научно-методической, энциклопедической литературы показал, что термин «деонтологическая готовность педагога» не встречается ни в одном из философских, психологических, педагогических и других справочных изданиях).

Деонтологически готовый учитель – одно из основных условий эффективности учебно-воспитательного процесса любого образовательного учреждения. Деонтологическая готовность педагога – это состояние готовности сознания учителя, его знаний, умений, навыков к выполнению образовательной, воспитательной деятельности в соответствии с требованиями профессионального долга. Она является неотъемлемой частью его общей готовности, отражающей уровень развития профессионального сознания, осознания должного в профессиональной деятельности. Иначе говоря, это интегративная характеристика личности педагога, включающая в себя научно-теоретическую, методическую и психолого-педагогическую подготовку, а также профессиональные умения и профессионально значимые качества личности. Отсюда следует, что формирование деонтологической готовности педагога не есть обособленный процесс.

Деонтологическая  готовность педагога характеризует уровень развития его профессиональной компетенции, приоритетность ценностных ориентаций, степень усвоения и соблюдения им норм педагогической этики, деонтологии, правил социальной жизни, Конституции и иных законодательных актов.

Деонтологическая готовность педагога означает не только знание и понимание педагогической деонтологии, но и осуществление активной работы по ее внедрению в различные сферы учреждений образования. Вследствие этого у учителя вырабатывается деонтологический интуитивизм, при котором профессиональный долг считается не зависящим от добра понятием или логически предшествующим ему (добро состоит в том, чтобы выполнять долг). Согласно деонтологическому интуитивизму, нравственные обязанности не имеют основания в социальных потребностях, они очевидны сами по себе, вечны и неизменимы.

Другими словами, деонтологическая готовность педагога – это позитивное профессиональное состояние сознания учителя в действии (деонтологическое сознание), которое затем трансформируется в его самосознание. Проявлением самосознания учителя является возникновение рефлексии, осознание им мотивов своего поведения, понимание профессионального долга. Иначе его можно назвать деонтологическим самосознанием педагога.

Содержание деонтологического самосознания педагога составляют следующие установки:

- установка  на формирование высокой педагогической культуры, предусматривающая веру в святость принципа «Не навреди психическому, физическому здоровью ученика!»;

- установка  на наличие обостренного чувства  справедливости, выражающееся  в умении безошибочно, объективно оценивать труд, знания учащихся, в умении критически оценить свое и чужое поведение, и самокритичном отношении к собственным действиям;

- установка  на формирование общего и специально-профессионального интеллекта, эрудированности, оперативной информационной насыщенности не только в узкой сфере своей профессиональной деятельности, но и в смежных с нею областях, овладение пассионарной индукцией (заражением своими идеями, настроением других людей), педагогическим мастерством.

Формирование  деонтологического сознания происходит в течение всей жизни педагога. Но начинать этот процесс следует еще в юношеском возрасте, так как по мнению казахстанского философа Зейноллы Сериккалиулы, чью точку зрения мы разделяем, «если нынешний студент профессиональный долг будет понимать как специализацию для удобного существования в определенной сфере деятельности, а руководящую должность как карьеру, тогда придется жить так, как будто мы потомки превратившегося в кентавра народа, мирно сосуществующего с нечестивыми». Поэтому, в первую очередь, будущий педагог должен воспитать в себе такое качество личности как уверенность в правильности своих суждений, т.е. у него должны выработаться собственные убеждения, которые позволят ему осознанно действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями. Убеждения, которые будущий педагог приобретет вследствие деонтологической подготовки, есть наиболее совершенное отражение в действительности педагогического сознания, а также его отношения к профессиональному долгу. В подтверждение сказанному приведем слова К.Д.Ушинского: «учитель должен быть образованным, теоретически подготовленным в области педагогики и психологии. Но ему недостаточно иметь глубокие знания. Он должен быть человеком с твердыми, глубокими и последовательными убеждениями. Без убеждений нельзя работать с творческим вдохновением. Главнейшая дорога человеческого воспитания есть убеждение, и на убеждение можно действовать только убеждением. Всякая метода воспитания, как бы она хороша не была, не перешедшая в убеждение воспитателя, остается мертвой буквой, не имеющей никакой силы в действительности» [37].

Твердые убеждения  педагога в процессе профессиональной деятельности трасформируются в  деонтологическое кредо («кредо (от лат. сredo – верю, верую) – убеждения, взгляды, основы мировоззрения») – внутренние убеждения педагога, формирующие его миропонимание, основанное на сознании профессионального долга, являющиеся регулятором его поступков. 

Деонтологическая готовность педагога способствует выработке деонтологического поведения, которое формируется в зависимости от:

  • степени усвоения основ педагогической деонтологии;
  • степени осознания профессионального долга;
  • специфики профессиональной  деятельности;
  • индивидуальной неповторимости творчества личности каждого педагога.

Выпадение одного из элементов этой системы («деонтологическое сознание  деонтологическое самосознание  деонтологическое убеждение  деонтологическое кредо») ведет к несформированности деонтологической готовности педагога.


Деонтологическая  неготовность педагога проявляется  в его непрофессиональном поведении, а именно:

  • непонимании воспитателем, учителем своего профессионального долга, и, как следствие, неумении правильно выстраивать взаимоотношения с воспитанниками, понимать их настроение, мобилизовать все свои силы на позитивное развитие их личности;
  • несформированности профессионального самосознания, т.е. отсутствии профессиональной Я-концепции педагога, что приводит к невозможности процесса трансформации профессионально-деонтологического самосознания в деонтологическое убеждение и кредо. А ведь именно деонтологические убеждения и кредо  регулируют поведение педагога соответственно принципам педагогической деонтологии.

 Отсюда возникает необходимость формирования деонтологической готовности всех работников системы образования, начиная, прежде всего, с воспитателей дошкольных учреждений, учителей общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, колледжей, преподавателей высших учебных заведений.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

 

Ответьте на вопросы:

1 Дайте определение  понятиям «готовность», «готовность к педагогической деятельности», «профессиональная готовность педагога». В чем проявляется их взаимосвязь?

2 Каковы основные  подходы к рассмотрению понятий «готовность к педагогической деятельности», «профессиональная готовность педагога» в психолого-педагогической литературе?

Информация о работе Деонтология