Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 14:11, курс лекций
Согласно Закону Республики Казахстан «Об образовании» «главная задача системы образования – создание условий для развития, профессионального совершенствования, формирования личности на основе достижений науки и практики на национальных и общечеловеческих ценностях».
Предисловие
5
Информационно-теоретический раздел
6
глава1.
Педагогическая деонтология как наука
7
Тема 1.1
Понятие деонтологии
8
Тема 1.2
Предпосылки возникновения педагогической деонтологии
12
Тема 1.3
Предмет педагогической деонтологии
43
Тема 1.4
Функции, задачи и принципы педагогической деонтологии
48
Тема 1.5
Основные понятия педагогической деонтологии
57
Тема 1.6
Взаимосвязь педагогической деонтологии с другими науками
61
Глава 2
Тема 2.1
Деонтологическая готовность педагога и ее формирование
Сущность деонтологической готовности педагога
66
66
Тема 2.2
Структура деонтологической готовности будущих педагогов
72
Тема 2.3
Формирование деонтологической готовности будущих педагогов
92
Диагностический раздел
125
Заключение
194
Приложение
196
Список использованных источников
235
Индивидуально-личностные ценности отражают характер и содержание ценностей, характеризующих целевую и мотивационную направленность личности. Это означает, что будущий педагог, аккумулируя общественно-педагогические и профессионально-групповые ценности, создает свою личную систему ценностей, на основе которой формируется сознание студента, являющееся не только результатом его эмоционального отклика на предметы, явления, процессы профессиональной деятельности, но и их осмысления, глубокого осознания и личностного принятия.
Следует заметить, что описанные выше педагогические ценности имеют синкретический характер, обусловленный их взаимодействием и взаимопересечением в процессе функционирования. Кроме того, эти ценности выполняют функции внутреннего регулятора, ориентира поведения будущих педагогов, обусловливают предпочтение в стремлениях и желаниях, содействуют превращению норм и идеалов в личные убеждения и принципы жизнедеятельности.
Описанные нами ценности, интересы, мотивы, потребности являются необходимыми составляющими мотивационного компонента в структуре деонтологической готовности будущих педагогов.
Следующим компонентом в структуре исследуемой нами готовности является эмоционально-волевой компонент, в состав которого входят эмоциональные переживания будущих педагогов, возникающие в процессе организации и осуществления педагогической деятельности, общения с ее участниками, познания себя как будущего педагога, освоения различных ролей в профессиональной сфере деятельности, и наличие у студентов волевой регуляции.
Эмоциональные
переживания – различные виды
субъективного отношения
Эмоции вызываются отдельными свойствами предметов, чувства – конкретным предметом или явлением. Эмоции носят ситуативный характер: они вызываются сложившейся ситуацией, сравнительно скоро ослабевают и исчезают вслед за исчезновением ситуации. Чувства могут носить как ситуативный, так и устойчивый характер. Их устойчивость обусловлена обобщением многократных ситуативных переживаний, связанных с определенным объектом.
При формировании деонтологической готовности будущего педагога согласно классификации Б.И.Додонова [94], эмоции и чувства могут быть следующих видов:
- альтруистические – переживания, возникающие на основе потребности в содействии, помощи участникам педагогической деятельности: страдание, радость, счастье, чувство преданности;
- коммуникативные – переживания, возникающие на основе потребности в общении с участниками педагогической деятельности: симпатия, презрение, чувство уважения к кому-либо, чувство признательности;
- глорические – переживания, возникающие на основе потребности в самоутверждении, славе в процессе организации и осуществления педагогической деятельности, общения с ее участниками, познания себя как будущего педагога, освоения различных ролей в профессиональной сфере деятельности: стыд, чувство уязвленного самолюбия, чувство гордости, чувство превосходства;
- практические – переживания, возникающие в результате выполнения определенных заданий: страх, удивление, чувство вины, чувство напряжения;
- пугнические – переживания, возникающие на основе потребности в преодолении препятствий при осуществлении педагогической деятельности, освоении различных ролей в профессиональной сфере деятельности стремлении к соперничеству с участниками педагогической деятельности: гнев, жажда острых ощущений, упоение риском, чувство спортивного азарта;
- гностические – переживания, возникающие на основе познавательной потребности в процессе организации и осуществления педагогической деятельности, общения с ее участниками: удивление, недоумение, радость, чувство ясности или смутности мысли, чувство догадки, близости решения;
- эстетические – переживания, возникающие на основе потребности в лирических переживаниях при осуществлении педагогической деятельности: жажда красоты, чувство возвышенного, чувство наслаждения;
- акизитивные – переживания, возникающие в связи с интересом к накоплению, коллекционированию чего-либо, полученного в результате выполнения педагогической деятельности: огорчение, радость по случаю увеличения своих накоплений, приятное чувство при обозревании своих накоплений.
Кроме того, эмоции и чувства могут быть как отрицательными, так и положительными. Положительные эмоции и чувства, или иначе эмоциональные переживания, возникают в том случае, если событие оценивается позитивно, отрицательные – когда оно имеет негативную окраску. При этом положительные эмоциональные переживания побуждают действия поддержки позитивного события, отрицательные – дезорганизуют ту деятельность, которая приводит к их возникновению, но в то же время организуют действия, способствующие уменьшению или устранению не приносящих пользы воздействий, поэтому для студента важно не сохранение однообразно положительных эмоциональных переживаний, а постоянное их чередование в рамках определенной, оптимальной для данного человека интенсивности. Когда при формировании деонтологической готовности у будущего педагога будут образовываться ценные для него устойчивые эмоциональные переживания, то в результате студент в своем поведении начнет ориентироваться не только на реально испытываемые эмоции и чувства, но и на предвкушаемое переживание, то есть поведение обучающегося будет не только определяться отрицательными эмоциями и чувствами, но и ожиданием положительных переживаний после окончания выполнения какой-либо работы или заданий.
Однако необходимо отметить, что особенностью сознательного человека является то, что эмоциональные переживания не определяют его поведение. Формирование решения о том или ином действии принимается таким человеком в процессе тщательного анализа всех обстоятельств и мотивов. Этот процесс, как подтверждают исследования Б.И.Додонова, обычно начинается с эмоциональной оценки и завершается ею, но в самом процессе доминирует мысль. Если действия или поступки производятся на основе одних лишь доводов рассудка, то они значительно менее успешны, чем в случае поддерживания эмоциями и чувствами [94]. Регулированию этого процесса способствует наличие у студентов волевой регуляции, то есть «способности сознательно управлять собственными действиями, состояниями и побуждениями, преодолевая при этом внешние или внутренние препятствия» [72]. Согласно экспериментальным данным А.Г.Зверкова [95], Е.В.Эйдмана [95], именно волевая регуляция во многом определяет индивидуальный стиль поведения и конкретные проявления активности человека. В качестве составляющих волевой регуляции выделяют:
- энергетический потенциал завершения действия при организации и осуществлении педагогической деятельности;
- произвольный контроль эмоциональных реакций и состояний в процессе организации и осуществлении педагогической деятельности, общения с ее участниками, познания себя как будущего педагога, освоения различных ролей в профессиональной сфере деятельности [95].
Энергетический потенциал завершения действия при организации и осуществлении педагогической деятельности выражается в умении сдерживать свои чувства, когда это необходимо, в недопущении импульсивных и необдуманных действий, в умении владеть собой и заставлять себя выполнять задуманное действие, а также воздерживаться вопреки своим желаниям от того, что представляется неразумным или неверным.
Произвольный
контроль эмоциональных реакций
и состояний в процессе организации
и осуществлении педагогической
деятельности, общения с ее участниками,
познания себя как будущего педагога,
освоения различных ролей в
С точки зрения
психологической науки
Следующим компонентом в структуре рассматриваемой нами готовности является содержательно-операциональный компонент, в состав которого входят компетенции в профессиональной сфере деятельности: социальная, коммуникативная, специальная, когнитивная.
Опишем каждую из вышеперечисленных компетенций, охарактеризовав вначале данное понятие.
«Компетенция – это круг полномочий и прав, предоставляемых законом, уставом или договором конкретному лицу в решении соответствующих вопросов; совокупность определенных знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлен и иметь практический опыт работы» [85]. В нашей работе мы взяли за основу второе значение определения этого понятия. Заметим, что данное понятие не является синонимом дефиниции «компетентность», определяющей «сформированность педагогической деятельности, педагогического общения и личности учителя как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания» [85].
Виды компетенций были определены нами исходя из предложенной Международной Комиссией ЮНЕСКО по образованию XXI века и Советом Европы классификации компетенций работников сферы образования и науки [96].
Социальная
компетенция предполагает наличие
у обучающихся способности
Коммуникативная
компетенция подразумевает
Специальная компетенция предполагает овладение будущими педагогами знаниями, необходимыми для их деонтологической подготовки (ознакомление с нормативно-законодательными актами, регулирующими педагогическую деятельность, с основами философии, технологиями преодоления профессиональных деструкций, знание основ педагогической деонтологии, теории и методики психолого-педагогического исследования, особенностей организации и осуществления правильных взаимоотношений с коллегами, воспитанниками, их родителями, особенностей каждой роли в профессиональной сфере деятельности, профессиональные знания, методики создания психологического комфорта на уроках) и умением применять их в практической деятельности, критичное и аналитическое отношение к полученной информации, объективная оценка себя как будущего педагога и результатов своего труда.
Когнитивная компетенция свидетельствует о стремлении будущих педагогов к постоянному научному совершенствованию, способности самостоятельно приобретать новые знания и умения, необходимые для осознанного выполнения своего профессионального долга.
Таким образом, подводя итог вышесказанному, отметим, структура деонтологической готовности будущих педагогов представляет собой сочетание взаимосвязанных и взаимозависимых компонентов: мотивационного, эмоционально-волевого и содержательно-операцио- нального.
Вопросы и задания для самоконтроля
Ответьте на вопросы:
1 Что означает понятие
«структура»? Чем структура
2 Какие потребности являются
основными для формирования
3 Как проявляется потребность в общении у будущих педагогов?
4 Как проявляется потребность
в достижении высоких
5 Посредством каких мотивов
происходит удовлетворение
6 Посредством каких мотивов происходит удовлетворение потребности в достижении высоких результатов в профессиональной сфере деятельности? Дайте характеристику им.
7 Каковы вспомогательные
мотивы педагогической
8 Какие интересы должны преобладать у деонтологически подготовленных педагогов? Охарактеризуйте их.
9 Раскройте содержание
педагогических ценностей в
10 Охарактеризуйте эмоционально-
11 Опишите каждую из
компетенций, входящих в
Задание 1
Напишите реферат по одной из следующих тем:
- «Потребности
и мотивы в структуре
- «Педагогические
ценности в структуре
- «Эмоциональные
переживания в структуре
- «Основные
виды компетенций в структуре
деонтологической готовности
Задание 2
Выделите ключевые слова в тексте параграфа и расположите их определенной последовательности.