Деонтология

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 14:11, курс лекций

Краткое описание

Согласно Закону Республики Казахстан «Об образовании» «главная задача системы образования – создание условий для развития, профессионального совершенствования, формирования личности на основе достижений науки и практики на национальных и общечеловеческих ценностях».

Оглавление

Предисловие
5

Информационно-теоретический раздел
6

глава1.
Педагогическая деонтология как наука
7

Тема 1.1
Понятие деонтологии
8

Тема 1.2
Предпосылки возникновения педагогической деонтологии
12

Тема 1.3
Предмет педагогической деонтологии
43

Тема 1.4
Функции, задачи и принципы педагогической деонтологии
48

Тема 1.5
Основные понятия педагогической деонтологии
57

Тема 1.6
Взаимосвязь педагогической деонтологии с другими науками
61

Глава 2



Тема 2.1
Деонтологическая готовность педагога и ее формирование

Сущность деонтологической готовности педагога
66



66

Тема 2.2
Структура деонтологической готовности будущих педагогов
72

Тема 2.3
Формирование деонтологической готовности будущих педагогов
92

Диагностический раздел
125

Заключение
194

Приложение
196

Список использованных источников
235

Файлы: 1 файл

основы педагогической деонтологии.doc

— 1.93 Мб (Скачать)

- стабилизация  состояния жизнерадостности, находчивости, остроумия, улыбчивости учеников;

- приобретение  навыков самооценивания, самоконтроля;

- высокая степень подготовленности воспитанников к продолже- нию образования, творческому труду, активному участию в жизни общества при сохраненном физическом, психическом здоровье.

Учеными доказано, что здоровье человека только на 7-8% зависит от здравоохранения и более чем на половину от его образа жизни. Вот почему каждый взрослый человек должен стать кузнецом собственного здоровья и здоровья окружающих его детей.

«Школьные» болезни самые разные: рефракция глаз,  желудочно-кишечные, сердечно-сосудистые, нервные расстройства и т.п. Большинство этих заболеваний относят к  категории  так  называемых психосоматических  (сома - по гречески "тело").  Этот термин означает, что изменения, которые происходят при этих заболеваниях  во  внутренних  органах  и  системах организма (сердечнососудистой, желудочно-кишечной, дыхательной), врачи связывают с более или менее длительными эмоциональными напряжениями (в виде страха, тоски, ненависти, обиды, отчаяния), возникающими  в  ответ  на жизненные трудности и конфликты - как межличностные (т.е. между людьми), так и внутренние. Именно внутренним конфликтам психологи приписывают основную роль возникновения неврозов и психосоматических заболеваний. Иначе говоря, возникновение всех этих заболеваний зависит от хронического отсутствия элементарного психологического  комфорта. Постоянный дискомфорт создают  принижение  человеческого достоинства в школе и дома, перегруженность школьников учебным занятием, авторитарные средства воздействия со стороны взрослых.

Эти обстоятельства, дополняемые  общим неудовлетворительным общественным фоном, и  приводят к тем устрашающим последствиям, которые выявлены при изучении состояния здоровья учащихся и выпускников школ.

Прочный фундамент физического и психического здоровья – важнейшее условие продуктивной реализации личности практически во всех ее сферах деятельности. Стало быть сохранение и укрепление здоровья учащихся весьма серьезная проблема.

Профессиональная неподготовленность, не соответствующий методический уровень ведения занятий и незаинтересованность многих педагогов  в такой организации учебно-воспитательного процесса, которая способствовала бы максимальному развитию и укреплению природных сил каждого учащегося, приводят к неутешительным последствиям.

Достаточно высокий уровень трудности содержания образования, активизация и интенсификация учебной деятельности, авторитарный метод общения предъявляют повышенные требования к организму учащихся и диктуют необходимость тщательного наблюдения за функциональным состоянием и работоспособностью детей с целью предупреждения возникновения патологических сдвигов в состоянии здоровья школьников.

Как показывает  практика, педагоги не уделяют должного внимания контролю за состоянием работоспособности детей на уроке, за их психическим состоянием, и, по всей видимости, это связано с отсутствием четкой связи между гигиеническими, педагогическими и психологическими принципами построения учебного процесса. Поиск такой взаимосвязи должен осуществляться совместными усилиями гигиенистов, педагогов, психологов.

В настоящее время назрела  необходимость проведения исследования по изучению работоспособности, функционального состояния центральной нервной системы детей всех возрастов в зависимости от величины, режима учебной нагрузки, технологии построения учебного процесса, психологического микроклимата в школьных коллективах. А пока, тревожное положение дел в школах подтверждается итогами анкетирования учащихся (всего 2016), проведенного работниками облСЭС г.Павлодара в рамках программы «Профилактика». Так, среди учащихся 1 классов жалобы на головную боль предъявляют до 33,5%, 5-х классов до 57,6%, 9-х классов 58,2%; нарушение сна отмечают у 27,7% детей 1-х классов, 28,8% в 5-х классов и до 40% в 9-х; боли, неприятные ощущения в области сердца соответственно 14,2%, 24,7%, 35,5%; чувствуют утомление и слабость после занятий в школе до 43,5% детей 1-х, 45,8% в 5-х, 51,7% в 9-х классах. Отсюда вывод, что при поступлении в школу количество факторов, вредно влияющих на здоровье, резко увеличивается. И чем больше ребенок пребывает в школе (т.е. чем старше класс), тем хуже у него здоровье.

Из анкет тех же учащихся можно делать выводы о состоянии психологического климата в школах. Например, на вопрос «Охотно ли  посещаете  школу?» процент положительного ответа в одной школе в среднем 20% , а в другой - 73%. Чувствительная разница!

«Уверен ли, что школа помогает укреплению здоровья?» - 5,3% - Да.

«Уверен ли, что школа подрывает здоровье?» 35% - Да.

Среди 9-классников режим работы школы не устраивает 58% .

Не понимают объяснения учителя по ряду предметов 62%  (!!!)

«Какой вы хотите видеть школу?»: хотят, чтобы меньше было конфликтов, больше демократии, чтобы учителям была не безразлична их судьба.

Наше обследование по методике корректурных проб (характеристика деятельности учащихся по скорости и точности выполнения работ) показывает, что ни один день в неделе оптимально не выражен, т.е. ученик не отдыхает ни в один день недели, силы не восстанавливаются, организм постоянно находится в поиске энергетических ресурсов.

По показателям  частоты сердечных сокращений делается вывод: напрягаются регуляторные механизмы  организма, и происходит срыв в основном от среды к пятнице.

Если младшие  школьники систематически утомленное  состояние скрыть не могут: зевота, сонливость, отсутствующий взгляд, то старший школьник может маскировать своё переутомление за очень высокую физиологическую цену! За счёт потери здоровья.

Итак, изучение умственной работоспособности и  динамики функционального состояния центральной нервной системы школьников, проведённого физиологами, гигиенистами, педагогами, психологами в ряде школ г.Павлодара, позволяет сделать вывод о выраженном утомляющем эффекте учебных нагрузок, ухудшении функционального состояния центральной нервной системы в процессе учебного дня и недели. Поэтому предстоит серьезная работа над следующими проблемами:

- формирование  личностной саморегуляции учителя, осознанное становление его жизненных планов и позиций с учетом объективной оценки своих возможностей, выработки чёткой позиции к сознательному сохранению и укреплению состояния здоровья у школьников;

- стимулирование заинтересованного отношения педагогов к состоянию здоровья учеников, как одному из факторов, влияющих на успеваемость, а также моральному аспекту своей деятельности.

В школьном деле нет изолированных проблем. Здоровье школьников связано со всей организацией учебно-воспитательного процесса: содержанием физического образования, его состоянием, подготовленностью кадров. Как пишет Ю.П. Азаров: «Необходимы и новые программы, и новое содержание образования, и новая специальная подготовка педагогических кадров, способных создать предпосылки для разрешения противоречий сегодняшней практики гармонического воспитания. Сегодняшний ребёнок – это новая Вселенная, которая живёт и действует по ранее неведомым законам, это замордованный устаревшими программами и непригодными режимами, он всей жизнью приуготовлен к новому бытию, к новому учению, к новым отношениям. Он нуждается в новом учителе, способном его понять, способном дать ход этому приуготовленному новому миру, культурному, демократизированному, перестроенному» [109].

В современных  условиях социальных преобразований, когда человек не пассивный объект влияния среды, а активное деятельное существо, эффективность воспитывающего обучения на уроках зависит не только от внешних условий обучения – педагогического мастерства учителя, рационального построения учебной программы, учебников, учебных пособий, методов обучения, оснащенности техническими средствами, но и от его внутреннего состояния, его самоорганизации, деонтологической готовности.

Л.Т.Охитина  в книге «Психологические основы урока» по этому поводу пишет: «В организации урока следует  выделять самоорганизацию учителя и организацию им познавательной деятельности учащихся. Психологическими компонентами самоорганизации учителя на уроке будут его творческое рабочее самочувствие и психологический контакт с классом» [110].

Что же такое психологический  контакт? Как его осуществить? Как  почувствовать грань между «контактом» и «неконтактом»? Какие существуют индикаторы того и другого?

Если учитель приобщает школьника к каким-либо своим занятиям и интересам, учит полезным умениям на уроке, вне урока, обсуждает различные вопросы, помогает справляться с трудностями, является образцом для него, участником его жизни, то, возможно, такое состояние взаимоотношений и называется психологическим контактом.

Но следует отметить довольно частое расхождение мнений между учениками и их учителями в оценке одних и тех же психологических ситуаций. Т.Н.Мальковская (ленинградский педагог, исследовавшая взаимоотношения детей и взрослых) провела опрос учителей и их  учащихся, чтобы выяснить, существует ли между ними психологический контакт. Разница между ответами учителей и учеников оказалась огромной. «Контакт есть»,- утверждают 73% учителей и только 18% учеников; «частичный контакт» отмечают 6% учителей и 47% учеников; отсутствие контакта - 3% учителей и 28% учеников.

Неоднородность ответов объясняется, вероятно, тем, что учителя и ученики по-разному понимают слово «контакт». Учителя имеют в виду просто нормальный психологический климат, делающий возможным учебно-воспитательный процесс,  тогда как ученики мечтают об эмоциональном тепле и психологической интимности, которые никогда не бывают и не могут быть массовыми. И, если сознание учеников иллюзорно в своем максимализме, ибо предъявленные ими требования не могут быть достигнуты, то сознание взрослых иллюзорно в другом: они переоценивают степень своей близости  к воспитуемым, а тем самым и меру своего на них влияния.

Из словаря русского языка  С.И.Ожегова следует такое толкование понятий  «контакт» и «психика»:  контакт - деловая связь, согласованность, тесное общение; психика – совокупность душевных  переживаний, как отражение в сознании объективной действительности» [97].

Отсюда следует, что психологический контакт,  это такая деловая связь, которой соответствует  высшая согласованность душевных переживаний, когда проявляется сквозное,  объединяющее общение,  сонастроенность.

Для создания такого контакта учитель должен уметь правильно оценивать поведение детей в любой контактной ситуации, он должен владеть способностью определять их внутреннее состояние по внешним признакам, чувствовать отношение к себе. Такая способность должна выражаться в умении внимательно анализировать выражение глаз, движение, мимику, жесты, цвет кожи, особенности дыхания и тому подобные «опознавательные сигналы», которые свойственны каждому.

Возникает, однако, вопрос: что  может служить мерой, критерием в оценке правильности заключений учителя? Где гарантия того, что они верно поняли по внешним проявлениям внутреннее состояние ученика? Таких гарантий нет, но существует нечто такое, о чем очень образно поясняет отрывок из старой китайской сказки: «Два приятеля  Чанг-цзе  и Гуй-цзе стояли на мосту и смотрели на резвящихся рыбок.

- Посмотри, как  они радуются, - сказал Чанг-цзе.

- Но ведь  ты не рыба, - возразил Гуй-цзе,- как ты можешь судить о том, в чем состоит радость рыб?

Чанг-цзе ответил: я знаю об этом из моей собственной радости, которую мне доставляет вода».

Отсюда нетрудно сделать вывод, чтобы правильно понять эмоциональную жизнь детей, учителю следует:

- во-первых, уметь (и учиться  этому) ставить себя в положение  ребенка, вспоминать собственные состояния в сходных ситуациях;

- во-вторых, обогащать постоянно мир своих чувств, анализировать их, ведь, чем он ярче, глубже, осознаннее, тем и выше вероятность точного «попадания» в расшифровку состояний ребенка.

Этот совет, естественно не исключает и роли специальных знаний по психологии ребенка.

Бельгийские психологи  М.А. Робер и Ф.Тильман в своей книге «Психология индивида и группы» пишут об этом так: «Если окружающие относятся к ребенку с пониманием и благожела тельностью, то в нем развиваются потребности социального характера. Он будет открытым, приветливым и альтруистичным. У него не будет повода для развития  агрессивности. И ему не придется также подавлять свои враждебные импульсы в отношении своего окружения.

Если же окружающие ребенка люди будут относиться  к  нему строго, без любви,  то у него возникнут агрессивные действия и разовьются потребности асоциального характера. Он станет замкнутым, забитым, либо в нем проявится дух независимости и авантюризма» [111].

Первая ситуация – предпосылка для установления психологического контакта; вторая – предпосылка, ведущая к психологическому конфликту, а стало быть, к неврозам и психосоматическим болезням.

Поэтому во имя основного принципа педагогической деонтологии «Не навреди психическому и физическому здоровью!» каждый учитель должен стремиться к созданию психологического комфорта на уроке.

Психологический комфорт необходим для предупреждения отклонений в психическом развитии, коррекции невротических проявлений у детей и подростков, сохранения и укрепления физического, психического здоровья учащихся, а также для нормализации психологического климата в коллективе.

Информация о работе Деонтология