Деонтология

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 14:11, курс лекций

Краткое описание

Согласно Закону Республики Казахстан «Об образовании» «главная задача системы образования – создание условий для развития, профессионального совершенствования, формирования личности на основе достижений науки и практики на национальных и общечеловеческих ценностях».

Оглавление

Предисловие
5

Информационно-теоретический раздел
6

глава1.
Педагогическая деонтология как наука
7

Тема 1.1
Понятие деонтологии
8

Тема 1.2
Предпосылки возникновения педагогической деонтологии
12

Тема 1.3
Предмет педагогической деонтологии
43

Тема 1.4
Функции, задачи и принципы педагогической деонтологии
48

Тема 1.5
Основные понятия педагогической деонтологии
57

Тема 1.6
Взаимосвязь педагогической деонтологии с другими науками
61

Глава 2



Тема 2.1
Деонтологическая готовность педагога и ее формирование

Сущность деонтологической готовности педагога
66



66

Тема 2.2
Структура деонтологической готовности будущих педагогов
72

Тема 2.3
Формирование деонтологической готовности будущих педагогов
92

Диагностический раздел
125

Заключение
194

Приложение
196

Список использованных источников
235

Файлы: 1 файл

основы педагогической деонтологии.doc

— 1.93 Мб (Скачать)

- Давать ученику  время. Не торопить. Уметь ждать.  Примерно каждый второй ребенок по тем или иным причинам не справляется с темпом, требуемым со стороны взрослых, и примерно каждый десятый явно медлительнее остальных. Это может быть обусловлено разными причинами.

- Не внушать  отрицательное. «Вот получишь  двойку, останешься на второй год», «Вызову родителей». Трудно потом ребенка освободить ребенка от разрушительного влияния таких предостережений. Подобная тактика в общении с ребенком может породить страхи, неуспеваемость, плохое поведение, болезнь, проблему…

- Внушать положительное.  Несмотря ни на что, все дети  хорошие. Поэтому каждый день (урок) начинать радостно, заканчивать мирно.

- Быть уверенным.  Неуверенность - губительна.

- Давать отдых  от однообразных внушений. Ребенку  нужно время от времени распоряжаться собой полностью, нужна своя доля свободы. Без нее задохнется душа.

- Пример –  под вопрос. Положительным примером  можно накормить так, что потом всю жизнь не излечишь.

- Уважать тайну.  Остерегаться лобовых вопросов  по темам: самочувствия, самооценка, отношение со сверстниками.

- Учитывать  состояние (физическое, эмоциональное).

- Не скупиться  на ободряющее слово, улыбку, поощрение.

- Никогда не  повторять ученику: «Нам некогда обсуждать твою идею».

- Удерживаться  от лишних замечаний.

Запишите те правила, которые пригодятся вам  в педагогической деятельности.

 

Задание 5

Составьте цифровой диктант по изучаемой теме.

 

Задание 6

Составьте компьютерную презентацию к изучаемой теме.

 

Задание 7

Составьте вопросы  по изучаемой теме, не вошедшие в  содержание параграфа.

Задание 8

Упростите текст, изложенный в данном параграфе, не теряя  смысла его содержания.

 

Задание 9

Подберите высказывания известных ученых, великих мыслителей и педагогов прошлого на тему «Советы тем студентам, кто хочет стать деонтологически подготовленным педагогом».

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сложен путь учителя. И совсем неплохо представить его заранее. А главное – понять, каким должен быть человек, чтобы учить, наставлять новое поколение.

Е.В. Селезнева

 

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

 

   Формирование деонтологической готовности учителя обеспечивается формированием профессионально-должного сознания, а затем и самосознания, переходящего в соответствующие убеждения, что открывает широкие перспективы повышения квалификации и улучшения качества их деятельности т.к. регулятивная роль самосознания обусловливает саморегуляцию личностью своих действий в профессиональной сфере на основе познания профессиональных требований и самопознания. При этом хорошим помощником учителя является диагностика имеющегося и возможного в его профессиональной характеристике.

Умелое диагностирование своих профессиональных возможностей позволяет учителю успешно целенаправлять собственные педагогические действия, что способствует достижению высокого уровня в решении учебно-воспитательных задач, так как они могут моделировать не только систему знаний учащихся, но и формировать у них необходимые ценностные ориентации и свойства личности.

 

 

Опросник  для определения профессиональной готовности  
(автор Л.Н. Кабардова)

 

Работа с  опросником может производиться  как индивидуально, так и в  группе.

Инструкция: внимательно прочитайте вопросы. На каждый из них Вам необходимо дать три ответа, оценив их в баллах. Ответ записывается в соответствующую клетку бланка ответов, где цифрами обозначены номера вопросов, а буквами – клеточки для трех ответов.

Сначала Вы оцениваете, насколько хорошо Вы умеете делать то, что записано в вопросе (клеточка «а»):

- делаю, как  правило, хорошо – 2 балла; 

- делаю средне  – 1 балл;

- делаю плохо,  совсем не умею, никогда не  делал – 0 баллов.

Затем оцениваете ощущения, которые возникают у  Вас, когда Вы это делаете (клеточка «б»):

- положительные  (интересно, легко) – 2 балла;

- нейтральные  (все равно) – 1 балл;

- отрицательные  (неинтересно, трудно) – 0 баллов.

Третий ответ  должен отразить, хотели бы Вы, чтобы  описанное в вопросе действие входило в Вашу работу (клеточка «в»):

- да – 2 балла; 

- все равно  – 1 балл;

- нет – 0 баллов.

Читая вопрос, обязательно  обращайте внимание на слова «часто», «легко», «систематически» и т.п. Ваш ответ должен учитывать смысл этих слов.

Текст опросника

  1. Делать выписки, вырезки из различных текстов и группировать их по определенному признаку.
  2. Выполнять практические задания на лабораторных работах по физике (составлять и собирать схемы, устранять в них неисправности, разбираться в принципе действия прибора и т.п.).
  3. Длительное время (более одного года) самостоятельно, терпеливо выполнять все работы, обеспечивающие рост и развитие растений (поливать, удобрять, пересаживать и пр.)
  4. Сочинять стихи, рассказы, заметки писать сочинения, признаваемые многими интересными, достойными внимания.
  5. Сдерживать себя, не «выливать» на окружающих свое раздражение, гнев, обиду, плохое настроение.
  6. Выделять из текста основные мысли и составлять на их основе краткий конспект, план, новый текст.
  7. Разбираться в физических процессах и закономерностях, решать задачи по физике.
  8. Вести регулярное наблюдение за развивающимся растением и записывать данные наблюдения в специальный дневник.
  9. Мастерить красивые изделия своими руками: из дерева, ткани, металла, засушенных растений, ниток.
  10. Терпеливо, без раздражения объяснить кому-либо, что он хочет знать, даже если приходится повторять это несколько раз.
  11. В письменных работах по русскому языку, литературе легко находить ошибки.
  12. Разбираться в химических процессах, свойствах химических элементов, решать задачи по химии
  13. Разбираться в особенностях развития и во внешних отличительных признаках многочисленных видов растений.
  14. Создавать законченные произведения живописи, графики, скульптуры.
  15. Много и часто общаться со многими людьми, не уставая от этого.
  16. На уроках иностранного языка отвечать на вопросы и задавать их, пересказывать тексты и составленные рассказы по заданной теме.
  17. Отлаживать какие-либо механизмы (велосипед, мотоцикл), ремонтировать электротехнические приборы (пылесос, утюг, светильник).
  18. Свое свободное время преимущественно тратить на уход и наблюдение за каким-нибудь животным.
  19. Сочинять музыку, песни, имеющие успех других.
  20. Внимательно, терпеливо, не перебивая, выслушивать людей.
  21. При выполнении задания по иностранному языку без особых трудностей работать с иностранными текстами.
  22. Налаживать и чинить электронную аппаратуру (приемник, магнитофон, телевизор, аппаратуру для дискотек).
  23. Регулярно, без напоминания, выполнять необходимые для ухода за животными работы: кормить, чистить (животных и клетки), лечить, обучать.
  24. Публично, для многих зрителей, разыгрывать роли, подражать, изображать кого-либо, декламировать стихи, прозу.
  25. Увлекать делом, игрой, рассказом детей младшего возраста.
  26. Выполнять задания по математике, химии, в которых требуется составлять логическую цепочку действий, используя при этом различные законы, формулы, теоремы.
  27. Ремонтировать замки, краны, мебель, игрушки.
  28. Разбираться в породах и видах животных, знать их характерные признаки и повадки.
  29. Всегда четко видеть, что сделано писателем, драматургом, художником талантливо, а что нет, и уметь обосновать это устно или письменно.
  30. Организовать людей на какие-либо дела, мероприятия.
  31. Выполнять задания по математике, требующие хорошего знания математических формул, законов и умения их правильно применять при решении.
  32. Выполнять действия, требующие хорошей координации движений и ловкости рук: работать на станке, на электрической швейной машинке, проводить монтаж и сборку изделий из мелких деталей.
  33. Сразу замечать мельчайшие изменения в поведении или во внешнем виде животного или растения.
  34. Играть на музыкальных инструментах, публично исполнять песни, танцевальные номера.
  35. Выполнять работу, требующую обязательных контактов со множеством разных людей.
  36. Выполнять расчеты, подсчеты данных, выводить на основе этого различные закономерности, следствия.
  37. Из типовых деталей, предназначенных для сборки определенных изделий, конструировать новые, придуманные самостоятельно.
  38. Специально заниматься углубленным изучением биологии, анатомии, ботаники, зоологии: читать научную литературу, слушать лекции, научные доклады.
  39. Создавать на бумаге и в оригинале новые, интересные модели одежды, причесок, украшений, интерьера помещений.
  40. Влиять на людей: убеждать, предотвращать конфликты, улаживать разногласия, разрешать споры.
  41. Работать с условно-знаковой информацией: составлять и рисовать карты, схемы, чертежи.
  42. Выполнять задания, в которых требуются мысленно представить расположение предметов или фигур в пространстве.
  43. Длительное время заниматься исследовательскими работами в биологических кружках, на биостанциях, в зоологических кружках и питомниках.
  44. Быстрее и чаще других замечать в обычном необычное, удивительное, прекрасное.
  45. Сопереживать людям (даже не очень близким), понимать их проблемы, оказывать посильную помощь.
  46. Аккуратно и безошибочно выполнять «бумажную» работу: писать, выписывать, проверять, подсчитывать, вычислять.
  47. Выбирать наиболее рациональный (простой, короткий) способ решения задачи: технологической, логической, математической.
  48. При работе с растениями или животными переносить ручной или физический труд, неблагоприятные погодные условия, грязь, специфический запах животных.
  49. Настойчиво, терпеливо добиваться совершенства в создаваемом или исполняемом произведении (в любой сфере творчества).
  50. Говорить, сообщать что-либо, излагать свои мысли вслух.

 

Бланк ответов

 

Тип профессий

Ч-З

Ч-Т

Ч-П

Ч-Х

Ч-Ч

а

б

в

а

б

в

а

б

в

а

б

в

а

б

в

1

     

2

     

3

     

4

     

5

     

6

     

7

     

8

     

9

     

10

     

11

     

12

     

13

     

14

     

15

     

16

     

17

     

18

     

19

     

20

     

21

     

22

     

23

     

24

     

25

     

26

     

27

     

28

     

29

     

30

     

31

     

32

     

33

     

34

     

35

     

36

     

37

     

38

     

39

     

40

     

41

     

42

     

43

     

44

     

45

     

46

     

47

     

48

     

49

     

50

     

 

Ч-З – человек  – знаковая система 

Ч-Т – человек  – техника 

Ч-П – человек  – природа 

Ч-Х – человек – художественный образ

Ч-Ч – человек  – человек 

Обработка и  интерпретация результатов. Каждый столбец клеток в бланке ответов соответствует одному из типов профессий. Колонки, обозначенные буквами, отражают оценки трех ответов на каждый вопрос:

- а – оценка своих умений;

- б – оценка  своего эмоционального отношения; 

- в – оценка  своих профессиональных пожеланий,  предпочтений.

Приступая к  обработке результатов, сначала  следует внимательно просмотреть бланк ответов и отметить те номера вопросов, при ответе на которые испытуемый в графе «умения» поставил оценку «0». Эти вопросы следует полностью исключить из обработки. Примером может служить соотношение оценок «0-12-11». В этом случае вторая и третья оценки также исключаются при подсчете баллов по соответствующим шкалам (эмоционального отношения и профессиональных положений). Они учитываются только при качественном анализе каждой сферы.

Далее подсчитывается сумма баллов в каждой профессиональной сфере по шкалам «умения», «отношение» и «профессиональные пожелания». Обращается внимание на соотношение оценок по данным шкалам как в каждой профессиональной сфере, так и по каждому конкретному вопросу (виду деятельности).

Выбор наиболее предпочтительной профессиональной сферы (или нескольких сфер) делается на основе сопоставления сумм баллов, набранных в разных профессиональных сферах по шкале «профессиональные предпочтения».

Обращается  внимание на те профессиональные сферы, в которых эти суммы наибольшие. Затем в каждой сфере сравниваются между собой баллы, набранные по трем шкалам. Предпочтительным являются такое сочетание, в котором оценки по второй и третьей шкалам количественно сочетаются с оценкой по первой шкале, отражающей реальные умения испытуемого. Например, соотношение оценок типа «10-12-11» благоприятнее, чем сочетание «3-8-12», поскольку предпочтения испытуемого в первом случае более обоснованны наличием у него соответствующих умений.

Далее анализируются  отдельные вопросы, ответы на которые  получили оценки в баллах «2-2-2», а  также «2-2-1», «1-2-2». Это необходимо, во-первых, для того, чтобы сузить профессиональную сферу до конкретных специальностей. Например, работа в области «человек – знак» может осуществляться с буквами, словами, текстами, (филолог, историк, редактор и др.); с иностранными знаками, текстами (технический переводчик, гид-переводчик); с математическими знаками (программист, математик, экономист и др.). Во-вторых, это дает возможность выйти за пределы одной сферы на профессии, занимающие промежуточное положение между разными областями, например учитель математики (сферы «человек – человек» и «человек – знак»), модельер (сферы «человек – художественный образ» и «человек – техника») и т.д.

По результатам  ответов испытуемого делается вывод  о том, к какой сфере профессиональной деятельности он склонен.

 

Методика  «Каков Ваш стиль работы с детьми?»

(автор  Г. Резапкина)

 

Инструкция: в  каждой паре утверждений отметьте то, с которым Вы согласны в большей степени.

Тест

1А. Я никогда не испытываю отрицательных чувств по отношению к ученикам.

1Б. При общении с учениками у меня возникают самые разные чувства, в том числе гнев, раздражение и даже страх.

2А. Регулярно указывая ребенку на его ошибки, я действую для его же блага, т.к. это способствует достижению высоких результатов.

2Б. Постоянное подчеркивание ошибок приводит не к безошибочной деятельности, а к потере интереса к предмету.

3А. Часто мои ученики, совершают поступки, достойные презрения.

3Б. Чем хуже поведение ученика, тем больше поддержки ему нужно.

4А. Ребенок никогда не должен забывать, что взрослый умнее, старше и опытнее его.

4Б. Сотрудничать с детьми – значит, быть с ними на равных, радоваться, играть, грустить, совершать ошибки вместе с ними.

5А. Мои ученики не в состоянии что-нибудь сделать самостоятельно, а если и сделают, то обязательно не так.

5Б. Дети имеют право совершать ошибки, и все, что может взрослый – это научить детей видеть ошибки и спокойно исправлять их последствия.

6А. Детей надо учить, как можно чаще указывая на примерных сверстников.

6Б. Если детей сравнивать, в будущем у них могут возникнуть серьезные психологические проблемы.

7А. Детей не должны интересовать чувства, мысли и внутренние переживания взрослых.

7Б. Даже когда взрослые тщательно скрывают свои чувства, дети распознают их по интонации и жестам.

8А. Хороший учитель должен давать материал по предмету, а не заниматься внутренним миром и переживаниями учеников.

8Б. Хороший учитель чувствует эмоциональное состояние учеников и всесторонне учитывает его в своей работе.

 

Обработка результатов. Если Вы чаще выбирали вариант Б, значит, Вам близки интересы учеников и их проблемы. Ваше поведение отличается естественностью и открытостью. Благоприятная эмоциональная обстановка на Ваших уроках дает возможность творческой, плодотворной работы, сохраняет Ваше здоровье и здоровье Ваших учеников.

Если Вы чаще выбирали вариант А, то, возможно, Вы являетесь лидером в коллективе и имеете репутацию «сильного педагога». Ученик для Вас – объект воздействия, а не равноправный партнер. Наличие авторитарных тенденций не совместимо с эмоциональным комфортом и творческой атмосферой урока. Хотя в практике педагогического общения право на существование имеет каждый стиль, авторитарный стиль педагога в его наиболее ярком проявлении оказывает разрушительное воздействие на учащихся и тормозит профессиональный и личностный рост самого учителя.

Информация о работе Деонтология