Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 14:11, курс лекций
Согласно Закону Республики Казахстан «Об образовании» «главная задача системы образования – создание условий для развития, профессионального совершенствования, формирования личности на основе достижений науки и практики на национальных и общечеловеческих ценностях».
Предисловие
5
Информационно-теоретический раздел
6
глава1.
Педагогическая деонтология как наука
7
Тема 1.1
Понятие деонтологии
8
Тема 1.2
Предпосылки возникновения педагогической деонтологии
12
Тема 1.3
Предмет педагогической деонтологии
43
Тема 1.4
Функции, задачи и принципы педагогической деонтологии
48
Тема 1.5
Основные понятия педагогической деонтологии
57
Тема 1.6
Взаимосвязь педагогической деонтологии с другими науками
61
Глава 2
Тема 2.1
Деонтологическая готовность педагога и ее формирование
Сущность деонтологической готовности педагога
66
66
Тема 2.2
Структура деонтологической готовности будущих педагогов
72
Тема 2.3
Формирование деонтологической готовности будущих педагогов
92
Диагностический раздел
125
Заключение
194
Приложение
196
Список использованных источников
235
с) чтобы начальник признал мои достоинства.
25 Я хотел бы прочитать книгу:
а) об искусстве хорошо уживаться с людьми;
в) о жизни известного человека;
с) типа «Сделай сам».
26 Если бы у меня были музыкальные способности, я хотел бы быть:
а) дирижером;
в) солистом;
с) композитором.
27 Свободное
время с наибольшим
а) смотря детективные фильмы;
в) в общении с друзьями;
с) занимаясь своим увлечением.
28 При условии одинакового финансового успеха я бы с удовольствием:
а) выдумал интересный конкурс;
в) выиграл бы в конкурсе;
с) организовал бы конкурс и руководил им.
29 Для меня важнее всего знать:
а) что я хочу сделать;
в) как достичь цели;
с) как привлечь других к достижению моей цели.
30 Человек должен вести себя так, чтобы:
а) другие были довольны им;
в) выполнить, прежде всего, свою задачу;
с) не нужно было укорять его за работу.
Обработка результатов. Если указанная в ключе буква занесена в рубрику «Больше всего», то испытуемому ставится знак «+» по данному виду направленности. Если же она расположена под индексом «Меньше всего», то ему ставится знак «-». Затем подсчитывают количество «+» и записывают их в итоговую таблицу в соответствующие столбцы НС, ВД или НЗ в зависимости от того, какой ключ использовался. Также подсчитывается количество «-». Количество «+» суммируется с количеством «-» (с учетом знака). Полученный результат записывается в итоговую таблицу в строку «Сумма». Далее к полученному числу прибавляется 30 (с учетом знака). Этот показатель и характеризует уровень выраженности данного вида направленности. Общая сумма всех баллов по трем видам направленности должна быть равна 90.
Лист ответов
№ п/п |
Больше всего |
Меньше всего |
№ п/п |
Больше всего |
Меньше всего |
№ п/п |
Больше всего |
Меньше всего |
№ п/п |
Больше всего |
Меньше всего |
1 |
9 |
16 |
24 |
||||||||
2 |
10 |
17 |
25 |
||||||||
3 |
11 |
18 |
26 |
||||||||
4 |
12 |
19 |
27 |
||||||||
5 |
13 |
20 |
28 |
||||||||
6 |
14 |
21 |
29 |
||||||||
7 |
15 |
22 |
30 |
||||||||
8 |
23 |
Ключ к опроснику В.Смекала, М.Кучера
Направленность | ||||||||
на себя (НС) |
на взаимодействие (ВД) |
на задачу (НЗ) | ||||||
1 а |
11 в |
21 с |
1 с |
11 с |
21 а |
1 в |
11 а |
21 в |
2 в |
12 в |
22 с |
2 с |
12 а |
22 а |
2 а |
12 с |
22 в |
3 а |
13 с |
23 в |
3 с |
13 а |
23 с |
3 в |
13 в |
23 а |
4 а |
14 с |
24 с |
4 в |
14 а |
24 а |
4 с |
14 в |
24 в |
5 в |
15 а |
25 в |
5 а |
15 с |
25 а |
5 с |
15 в |
25 с |
6 с |
16 в |
26 в |
6 а |
16 с |
26 а |
6 в |
16 а |
26 с |
7 а |
17 а |
27 а |
7 с |
17 с |
27 в |
7 в |
17 в |
27 с |
8 с |
18 а |
28 в |
8 в |
18 с |
28 с |
8 а |
18 в |
28 а |
9 с |
19 а |
29 а |
9 а |
19 в |
29 с |
9 в |
19 с |
29 в |
10 с |
20 с |
30 с |
10 в |
20 в |
30 а |
10 а |
20 а |
30 в |
Итоговая таблица
НС |
ВД |
НЗ | |
Количество «+» |
|||
Количество «-» |
|||
Сумма |
|||
Итого |
Методика определения волевого самоконтроля
(авторы А.Г.Зверков, Е.В.Эйдман)
Методика направлена на обобщенную оценку индивидуального уровня развития волевой регуляции, под которым понимается мера овладения собственным поведением в различных ситуациях – способность сознательно управлять собственными действиями, состояниями и побуждениями.
Опросник волевого самоконтроля содержит 30 пунктов, из которых 24 рабочих и 6 маскировочных. Первоначально опросник волевого самоконтроля разрабатывался в одномерном варианте, однако в результате эмпирического анализа его факторной структуры было выделено две устойчивые субшкалы.
Первая субшкала
характеризует доступный
Инструкция: опросник содержит 30 утверждений, которые позволят определить Вашу способность сознательно управлять собственными действиями, состояниями и побуждениями. Если Вы согласны с утверждением, напишите «да» рядом с номером утверждения, если не согласны – «нет». Никаких дополнительных записей делать не следует. В случае неуверенности в ответе можно выбрать любую альтернативу.
Текст опросника
1 Если что-то не получается, у меня нередко появляется желание бросить это дело. (-В, -Н).
2 Я не отказываюсь от своих планов и дел, даже если приходится выбирать между ними и приятной компанией. (+В, +Н).
3 При необходимости
мне не трудно сдержать
4 Обычно я
сохраняю спокойствие в
5 Меня трудно отвлечь от начатой работы. (+В, +Н, -С).
6 Меня сильно выбивает из колеи физическая боль. (-В, -Н).
7 Я всегда
стараюсь выслушать
8 Я всегда отстаиваю свою точку зрения.
9 Если надо, я могу не спать ночь напролет (например, работа, дежурство) и весь следующий день быть в хорошей форме. (+В, +Н).
10 Мои планы слишком часто перечеркиваются внешними обстоятельствами. (-В, -Н).
11 Считаю себя терпеливым человеком. (+В, +Н).
12 Мне трудно заставить себя хладнокровно наблюдать волнующее зрелище.
13 Мне редко
удается заставить себя
14 Если я отношусь к кому-либо плохо, мне трудно скрывать свою неприязнь к нему. (-В, -С).
15 При необходимости я могу заниматься своим делом и в неудобной, неподходящей обстановке.
16 Мне сильно
усложняет работу сознание
17 Считаю себя решительным человеком. (+В, +Н).
18 С физической
усталостью я справляюсь легче,
19 Лучше подождать только что ушедший лифт, чем подниматься по лестнице.
20 Испортить
мне настроение не так-то
21 Иногда какой-то пустяк овладевает моими мыслями, не дает покоя, и я никак не могу избавиться от него. (-В, -С).
22 Мне труднее
сосредоточиться на задании
23 Меня не трудно переспорить.
24 Я всегда стремлюсь довести дело до конца. (+В, +Н, +С).
25 Меня легко отвлечь от дел. (-В, -Н).
26 Я замечаю иногда, что пытаюсь добиться своего наперекор объективным обстоятельствам.
27 Люди порой завидуют моему терпению и дотошности. (+В, +Н, +С).
28 Мне трудно
сохранить спокойствие в
29 Я замечаю,
что во время монотонной
30 Меня обычно сильно раздражает, когда передо мной захлопываются двери уходящего транспорта или лифта. (-В, -С).
Обработка результатов. При подсчете суммарных баллов учитываются только совпадения с ключом. Каждое совпадение увеличивает суммарный балл на единицу. Те позиции, которые не совпадают с ключом, игнорируются и не влияют на величину суммарного балла (не приносят отрицательных очков). В результате такой процедуры суммарный балл волевого самоконтроля должен быть в диапазоне от 0 до 24 баллов, по субшкале «настойчивость» – от 0 до 16, по субшкале «самообладание» – от 0 до 13. Полученные баллы переводятся в стандартные с использованием шкалы нормированных показателей. Ключ опросника: «В» – общий индекс волевого самоконтроля, «Н» – настойчивость, «С» – самообладание.
Шкала нормированных показателей для юношей
Методика |
Результат | ||
низкий уровень |
средний уровень |
высокий уровень | |
В |
0-9 |
10-20 |
21-24 |
С |
0-4 |
5-10 |
11-13 |
Н |
0-5 |
6-13 |
14-16 |
Шкала нормированных показателей для девушек
Методика |
Результат | ||
низкий уровень |
средний уровень |
высокий уровень | |
В |
0-7 |
8-18 |
19-24 |
С |
0-3 |
4-10 |
11-13 |
Н |
0-4 |
5-13 |
14-16 |
Методика «Шкала совестливости»
(авторы
В.В. Мельников, Л.Т.
Методика «Шкала совестливости» предназначена для измерения степени уважения к социальным нормам и этическим требованиям. Для лиц с высоким значением фактора совестливости характерны такие особенности личности, влияющие на мотивацию поведения, как чувство ответственности, добросовестность, стойкость моральных принципов. В своем поведении они руководствуются чувством долга, строго соблюдают этические стандарты, всегда стремятся к выполнению социальных требований; высокая добросовестность обычно сочетается с хорошим самоконтролем.
Инструкция: на бланке для ответа вам предлагается ряд утверждений. При согласии с утверждением рядом с ним поставьте знак«+» («да»), при несогласии - знак «-» («нет»).
Опросник