Деонтология

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 14:11, курс лекций

Краткое описание

Согласно Закону Республики Казахстан «Об образовании» «главная задача системы образования – создание условий для развития, профессионального совершенствования, формирования личности на основе достижений науки и практики на национальных и общечеловеческих ценностях».

Оглавление

Предисловие
5

Информационно-теоретический раздел
6

глава1.
Педагогическая деонтология как наука
7

Тема 1.1
Понятие деонтологии
8

Тема 1.2
Предпосылки возникновения педагогической деонтологии
12

Тема 1.3
Предмет педагогической деонтологии
43

Тема 1.4
Функции, задачи и принципы педагогической деонтологии
48

Тема 1.5
Основные понятия педагогической деонтологии
57

Тема 1.6
Взаимосвязь педагогической деонтологии с другими науками
61

Глава 2



Тема 2.1
Деонтологическая готовность педагога и ее формирование

Сущность деонтологической готовности педагога
66



66

Тема 2.2
Структура деонтологической готовности будущих педагогов
72

Тема 2.3
Формирование деонтологической готовности будущих педагогов
92

Диагностический раздел
125

Заключение
194

Приложение
196

Список использованных источников
235

Файлы: 1 файл

основы педагогической деонтологии.doc

— 1.93 Мб (Скачать)

Если Вы выбрали  по четыре варианта ответов А и Б – значит, Вы ищете свой неповторимый стиль работы с детьми.

 

Методика  диагностики социально-психологических 

установок личности в мотивационно-потребностной сфере

(автор  О.Ф.Потемкина)

 

Методика состоит  из 80 вопросов: 40 вопросов направлены на выявление степени выраженности социально-психологических установок на «альтруизм – эгоизм», «процесс – результат», 40 вопросов направлены на выявление степени выраженности социально-психологических установок «свобода – власть», «труд – деньги». Испытуемым отвечая на вопросы, необходимо ответить на них или «да», если ответ утвердителен, или «нет» – если поведение не соответствует утвердительному ответу на вопрос. За каждый ответ «да» начисляется 1 балл, за отрицательный ответ – 0 баллов.

При ориентации на процесс люди более ориентированы  на процесс, менее задумываются над  достижением результата, часто опаздывают со сдачей работы, их процессуальная направленность препятствует их результативности; ими больше движет интерес к делу, а для достижения результата требуется много рутинной работы, негативное отношение к которой они не могут преодолеть.

Люди, ориентирующиеся  на результат, одни из самых надежных. Они могут достигать результата в своей деятельности вопреки суете, помехам, неудачам.

Люди, ориентирующиеся  на альтруистические ценности, часто  в ущерб себе, заслуживают всяческого уважения. Альтруизм наиболее ценная общественная мотивация, наличие которой отличает зрелого человека.

Люди с чрезмерно  выраженным эгоизмом встречаются довольно редко. Известная доля «разумного эгоизма» не может навредить человеку. Скорее более вредит его отсутствие, причем это среди людей «интеллигентных профессий» встречается довольно часто.

Люди, ориентирующиеся на труд, все время используют для того, чтобы что-то сделать, не жалея выходных дней, отпуска и т.д. Труд приносит им больше радостей и удовольствия, чем какие-то иные занятия. Ведущей ценностью для людей с ориентацией на деньги является стремление к увеличению своего благосостояния.

Главная ценность для людей, ориентирующихся на свободу  – свобода. Очень часто ориентация на свободу сочетается с ориентацией на труд, реже это сочетание «свободы» и «деньги».

Для людей с  ориентацией на власть ведущей ценностью является влияние на других, на общество.

На основании  результатов использования методик  можно выявить несколько групп испытуемых:

  1. Группа высокомотивированных испытуемых с гармоничными ориентациями. Все ориентации выражены сильно и в равной степени.
  2. Группа низкомотивированных испытуемых, у которых все ориентации выражены чрезвычайно слабо.
  3. Группа с дисгармоничными ориентациями, у которых некоторые ориентации выражены сильно, а другие могут даже отсутствовать.

Инструкция  к тесту: ответьте на каждый вопрос «да», если он верно описывает ваше поведение и «нет», если ваше поведение не соответствует тому, о чем говорится в вопросе.

Тестовый материал

Вариант 1 (выявление степени выраженности социально-психологических установок, направленных на «альтруизм – эгоизм», «процесс – результат»)

  1. Сам процесс выполняемой работы увлекает Вас больше, чем этап ее завершения?
  2. Для достижения цели Вы обычно не жалеете сил?
  3. Вам часто говорят, что Вы больше думаете о других, чем о себе?
  4. Вы обычно много времени уделяете своей особе?
  5. Вы обычно долго не решаетесь начать делать то, что Вам не интересно, даже если это необходимо?
  6. Вы уверены, что настойчивости в Вас больше, чем способностей?
  7. Вам легче просить за других, чем за себя?
  8. Вы считаете, что человек сначала должен думать о себе, а потом уже о других?
  9. Заканчивая интересное дело, Вы часто сожалеете о том, что интересная работа уже завершена, а с ней жаль расставаться?
  10. Вам больше нравятся деятельные люди, способные достигать результата, чем просто добрые и отзывчивые?
  11. Вам трудно отказать людям, когда они Вас о чем-либо просят?
  12. Для себя Вы делаете что-либо с большим удовольствием, чем для других?
  13. Вы испытываете удовольствие от игры, в которой не нужно думать о выигрыше?
  14. Вы считаете, что успехов в Вашей жизни больше, чем неудач?
  15. Вы часто стараетесь оказать людям услугу, если у них случилась беда или неприятности?
  16. Вы убеждены, что не нужно для кого-либо сильно напрягаться?
  17. Вы более всего уважаете людей, способных увлечься делом по-настоящему?
  18. Вы часто завершаете работу вопреки неблагоприятной обстановке, нехватке времени, помехам со стороны?
  19. Для себя у Вас обычно не хватает ни времени, ни сил?
  20. Вам трудно заставить себя сделать что-то для других?
  21. Вы часто начинаете одновременно много дел и не успеваете закончить их до конца?
  22. Вы считаете, что имеете достаточно сил, чтобы рассчитывать на успех в жизни?
  23. Вы стремитесь, как можно больше сделать для других людей?
  24. Вы убеждены, что забота о других часто идет в ущерб себе?
  25. Можете ли Вы увлечься делом настолько, что забываете о времени и о себе?
  26. Вам часто удается довести начатое дело до конца?
  27. Вы убеждены, что самая большая ценность в жизни жить интересами других людей?
  28. Вы можете назвать себя эгоистом?
  29. Бывает, что Вы, увлекаясь деталями, углубляясь в них, не можете закончить начатое дело?
  30. Вы избегаете встреч с людьми, не обладающими деловыми качествами?
  31. Ваша отличительная черта бескорыстие?
  32. Свободное время Вы используете для своих увлечений?
  33. Вы часто загружаете свой отпуск или выходные дни работой из-за того, что кому-то обещали что-либо сделать?
  34. Вы осуждаете людей, которые не умеют позаботиться о себе?
  35. Вам трудно решиться использовать усилия человека в своих интересах?
  36. Вы часто просите людей сделать что-либо из корыстных побуждений?
  37. Соглашаясь на какое-либо дело, Вы больше думаете о том, насколько оно Вам интересно?
  38. Стремление к результату в любом деле Ваша отличительная черта?
  39. Ваша отличительная черта умение помочь другим людям?
  40. Вы способны сделать максимальные усилия лишь за хорошее вознаграждение?

Вариант 2 (выявление степени выраженности социально-психологических установок, направленных на «свобода – власть», «труд – деньги»)

  1. Вы согласны, что самое главное в жизни быть мастером своего дела?
  2. Вы более всего дорожите возможностью самостоятельного выбора решения?
  3. Ваши знакомые считают Вас властным человеком?
  4. Вы согласны, что люди, которые не умеют заработать деньги, не стоят уважения?
  5. Творческий труд для Вас является главным наслаждением в жизни?
  6. Основное стремление в Вашей жизни свобода, а не власть и деньги?
  7. Вы согласны, что иметь власть над людьми наиболее важная ценность?
  8. Ваши друзья состоятельные в материальном отношении люди?
  9. Вы стремитесь, чтобы все вокруг Вас были заняты увлекательным делом?
  10. Вам всегда удается следовать своим убеждениям вопреки требованиям со стороны?
  11. Считаете ли Вы, что самое важное качество для власти это ее сила?
  12. Вы уверены, что все можно купить за деньги?
  13. Вы выбираете друзей по деловым качествам?
  14. Вы стараетесь не связывать себя различными обязательствами перед другими людьми?
  15. Вы испытываете чувство негодования, если кто-либо не подчиняется Вашим требованиям?
  16. Деньги куда надежнее, чем власть и свобода?
  17. Вам бывает невыносимо скучно без любимой работы?
  18. Вы убеждены, что каждый должен обладать свободой в рамках закона?
  19. Вам легко заставить людей делать то, что Вы хотите?
  20. Вы согласны, что лучше иметь высокую зарплату, чем высокий интеллект?
  21. В жизни Вас радует только отличный результат работы?
  22. Самое главное стремление в Вашей жизни быть свободным?
  23. Вы считаете себя способным руководить большим коллективом?
  24. Является ли для Вас заработок главным стремлением в жизни?
  25. Любимое дело для Вас ценнее, чем власть и деньги?
  26. Вам обычно удается отвоевать свое право на свободу?
  27. Испытываете ли Вы жажду власти, стремление руководить?
  28. Вы согласны, что деньги “не пахнут” и неважно, как они заработаны?
  29. Даже бывая на отдыхе, Вы не можете не работать?
  30. Вы готовы многим жертвовать, чтобы быть свободным?
  31. Вы чувствуете себя хозяином в своей семье?
  32. Вам трудно ограничить себя в денежных средствах?
  33. Ваши друзья и знакомые ценят Вас как специалиста?
  34. Люди, ущемляющие Вашу свободу, вызывают у Вас наибольшее негодование?
  35. Власть может заменить Вам многие другие ценности?
  36. Вам обычно удается накопить нужную сумму денег?
  37. Труд наибольшая ценность для Вас?
  38. Вы уверенно и непринужденно чувствуете себя среди незнакомых людей?
  39. Вы согласны ущемить свободу, чтобы обладать властью?
  40. Наиболее сильное потрясение для Вас отсутствие денег?

Ключ к методике выявления установок на «альтруизм – эгоизм», «процесс – результат»: обработка данных производится по горизонтальным строкам протокола. Сумма плюсов первой строки «Ориентация на процесс», сумма плюсов второй строки «Ориентации на результат», сумма плюсов третьей строки «Ориентация на альтруизм», сумма плюсов четвертой строки «Ориентация на эгоизм».

«Ориентация на процесс»: 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37

«Ориентации на результат»: 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38

«Ориентация на альтруизм»: 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39

«Ориентация на эгоизм»: 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40

Ключ к методике выявления установок «свобода –  власть», «труд – деньги»: подсчет данных осуществляется также как и в предыдущей методике. Сумма плюсов первой строки «Ориентация на труд», сумма плюсов второй строки «Ориентации на свободу», сумма плюсов третьей строки «Ориентация на власть», сумма плюсов четвертой строки «Ориентация на деньги».

Опросники для  изучения потребности в общении  и 

потребности в достижениях на основе самооценки

(автор А.С.Чернышев)

 

Инструкция: в  опросниках содержатся утверждения, которые позволят Вам уточнить Ваши мнения, интересы и то, как Вы оцениваете себя. Если Вы согласны с утверждением, напишите «да» рядом с номером утверждения, если не согласны – «нет». Никаких дополнительных записей делать не следует. Отвечая на вопросы, имейте в виду, что утверждения коротки и не могут содержать все необходимые подробности. Представляйте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями. Не тратьте времени на обдумывание, отвечайте быстро, давайте первый естественный ответ, который приходит в голову. Не опускайте ничего, отвечайте по порядку и обязательно на каждый вопрос. Возможно, некоторые высказывания будет трудно отнести к самому себе. В этом случае все-таки постарайтесь ответить «да» или «нет». Не стремитесь произвести заведомо благоприятное впечатление, свободно выражайте свое мнение.

Опросник ПД (потребность в достижениях)

  1. Думаю, что успех в жизни зависит скорее от случая, чем от расчета.
  2. Если я лишусь любимого занятия, жизнь для меня потеряет смысл.
  3. Для меня в любом деле важнее его исполнение, а не конечный результат.
  4. Считаю, что люди больше всего страдают от неудач на работе, чем от плохих отношений с близкими.
  5. По моему мнению, большинство людей живет далекими целями, а не близкими.
  6. В жизни у меня было больше успехов, чем неудач.
  7. Эмоциональные люди мне нравятся больше, чем деятельные.
  8. Даже в обычной работе я усовершенствовать некоторые ее элементы.
  9. Поглощенный мыслями об успехе, я могу забыть о мерах предосторожности.
  10. Мои родители считали меня ленивым ребенком.
  11. Думаю, что в моих неудачах повинны скорее обстоятельства, чем я сам.
  12. Мои родители слишком строго контролировали меня.
  13. Терпения во мне больше, чем способностей.

14 Лень, а не  сомнения в успехе вынуждают  меня часто отказываться от своих намерений.

15 Думаю, что я уверенный в себе человек.

16 Ради успеха  я могу рискнуть, даже если  шансы не в мою пользу.

17 Я не усердный  человек.

18 Когда все  идет гладко, моя энергия усиливается.

19 Если бы  я был журналистом, я писал  бы скорее об оригинальных изобретениях людей, нежели о происшествиях.

  1. Мои близкие не разделяют обычно моих планов.

21 Уровень моих  требований ниже, чем у моих  товарищей. 

22 Мне кажется,  что настойчивости во мне больше, чем способностей.

Обработка результатов. Подсчитывается количество баллов, полученных каждым отвечавшим по следующему ключу: 1 балл за ответ «да» на утверждения: 2, 6, 7, 8, 14, 16, 18, 19, 21, 22; 1 балл за ответ «нет» на утверждения: 1, 3, 4, 5, 9, 10, 11, 12, 13, 15, 17, 20. Сумма баллов свидетельствует об уровне потребности в достижениях (после сравнения ее с оценочной шкалой, которая приводится ниже).

 

Шкала нормированных  показателей

 

Методика

Результат

Уровень ПД

низкий

средний

высокий

Балл

0-8

9-15

16-22


 

Опросник ПО (потребность в общении)

1 Мне доставляет  удовольствие участвовать в различного рода торжествах.

2 Я могу подавить  свои желания, если они противоречат  желаниям моих товарищей.

3 Мне нравится  высказывать кому-либо свое расположение.

4 Я больше  сосредоточен на приобретении  влияния, чем дружбы.

5 Я чувствую, что в отношении к моим друзьям у меня больше прав, чем обязанностей.

6 Когда я  узнаю об успехе моего товарища, у меня почему-то ухудшается  настроение.

7 Чтобы быть  удовлетворенным собою, я должен  кому-то в чем-то помочь.

8 Мои заботы  исчезают, когда я оказываюсь  среди товарищей по работе.

9 Мои друзья  мне основательно надоели.

10 Когда я  делаю важную работу, присутствие  людей меня раздражает.

11 Прижатый к  стене, я говорю лишь ту долю  правды, которая, по моему мнению, не повредит моим друзьям.

Информация о работе Деонтология