Деонтология

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 14:11, курс лекций

Краткое описание

Согласно Закону Республики Казахстан «Об образовании» «главная задача системы образования – создание условий для развития, профессионального совершенствования, формирования личности на основе достижений науки и практики на национальных и общечеловеческих ценностях».

Оглавление

Предисловие
5

Информационно-теоретический раздел
6

глава1.
Педагогическая деонтология как наука
7

Тема 1.1
Понятие деонтологии
8

Тема 1.2
Предпосылки возникновения педагогической деонтологии
12

Тема 1.3
Предмет педагогической деонтологии
43

Тема 1.4
Функции, задачи и принципы педагогической деонтологии
48

Тема 1.5
Основные понятия педагогической деонтологии
57

Тема 1.6
Взаимосвязь педагогической деонтологии с другими науками
61

Глава 2



Тема 2.1
Деонтологическая готовность педагога и ее формирование

Сущность деонтологической готовности педагога
66



66

Тема 2.2
Структура деонтологической готовности будущих педагогов
72

Тема 2.3
Формирование деонтологической готовности будущих педагогов
92

Диагностический раздел
125

Заключение
194

Приложение
196

Список использованных источников
235

Файлы: 1 файл

основы педагогической деонтологии.doc

— 1.93 Мб (Скачать)

12 В трудной  ситуации я больше думаю не столько о себе, сколько о близком мне человеке.

13 Неприятности  у друзей вызывают у меня  такое сострадание, что я могу  заболеть.

14 Мне приятно  помогать другим, если даже это  доставляет мне значительные  трудности.

15 Из уважения  к другу я могу согласиться с его мнением, даже если он не прав.

16 Мне больше  нравятся приключенческие рассказы, чем рассказы о любви.

17 Сцены насилия  в кино внушают мне отвращение.

18 В одиночестве  я испытываю тревогу и напряженность  больше, чем когда нахожусь среди людей.

19 Я считаю, что  основной радостью в жизни  является общение.

20 Мне жалко  бездомных собак и кошек.

21 Я предпочитаю  иметь поменьше друзей, но зато  близких.

22 Я люблю  бывать среди людей.

23 Я долго  переживаю после ссоры с близкими.

24 У меня определенно больше близких людей, чем у многих других.

25 Во мне больше  стремления к достижениям, чем  к дружбе.

26 Я больше  доверяю собственной интуиции  и воображению в мнении о  других людях, чем суждениям  о них со стороны других  людей.

27 Я придаю  большое значение материальному благополучию и престижу, чем радости общения с приятными мне людьми.

28 Я сочувствую  людям, у которых нет близких  друзей.

29 По отношению  ко мне люди часто неблагодарны.

30 Я люблю  рассказы о бескорыстной любви  и дружбе.

31 Ради друга  я могу пожертвовать своими интересами.

32 В детстве  я входил в компанию, которая  держалась всегда вместе.

33 Если бы  я был журналистом, мне нравилось  бы писать о дружбе.

Обработка результатов. 1 балл за ответ «да» на утверждения 1, 2, 7, 8, 11, 12, 13, 14, 15, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 26, 28, 31, 32, 33; 1 балл за ответ «нет» на утверждения №, 4, 5, 6, 9, 10, 16, 25, 29. Результаты суммируются. Чем больше суммарный показатель, тем выше уровень потребности в общении. Результат исследования уточняется при сравнении с оценочной шкалой.

 

Шкала нормированных  показателей для юношей

Методика

Результат

Уровень ПО

низкий

средний

высокий

Балл

0-14

15-26

27-30


 

Шкала нормированных  показателей для девушек

Методика

Результат

Уровень ПО

низкий

средний

высокий

Балл

0-17

18-28

29-30


 

Тест-опросник для измерения мотивации аффилиации (методика А.Мехрабиана в модификации М.Ш.Магомед-Эминова)

 

Тест-опросник мотивации аффилиации (ТМА) предназначен для диагностики двух обобщенных устойчивых мотивов личности, входящих  в структуру мотивации аффиляции: стремление к принятию (СП) и страх отвержения (СО).

Тест представляет опросник, состоящий из двух шкал: шкалы  мотива стремления к принятию (СП) и  шкалы мотива страха отвержения (СО).

Инструкция: тест состоит из ряда утверждений, касающихся отдельных сторон характера, а также мнений и чувств по поводу некоторых жизненных ситуаций. Чтобы оценить степень Вашего согласия или несогласия с каждым из утверждений, используйте следующую шкалу:

+3 – полностью  согласен

+2 – согласен

+1 – скорее согласен, чем не согласен

0 – нейтрален  

-1 – скорее  не согласен, чем согласен

-2 – не согласен

-3 – полностью  не согласен

Прочтите утверждения  текста и оцените степень своего согласия (или несогласия). При этом на бланке для ответов против номера утверждения поставьте цифру, соответствующую выбранному Вами ответу. Не тратьте время на обдумывания ответов. Давайте тот ответ, который первым пришел к Вам в голову. Каждое последующее утверждение читайте только после того, как Вы уже оценили предыдущее. Ни в коем случае ничего не пропускайте. При обработке производится подсчет определенных баллов, а не содержательный анализ ответов на отдельные пункты теста.

Результаты  теста будут использованы только для научных целей и дается полная гарантия их неразглашения.

В тесте нет  «хороших» или «плохих» ответов. Не старайтесь произвести своими ответами благоприятное впечатление. Свободно и искренне выражайте свое собственное  мнение. Если у Вас возникли какие-нибудь вопросы, задайте их прежде, чем выполнять  тест. Теперь приступайте к работе.

Тест-опросник для шкалы мотива стремления к  принятию

  1. Я легко схожусь с людьми.
  2. Когда я расстроен, то предпочитаю быть на людях, чем оставаться один.
  3. Если бы я должен был выбирать, то предпочел бы, чтобы меня считали скорее способным и сообразительным чем общительным и дружелюбным.
  4. Я нуждаюсь в близких друзьях меньше, чем большинство людей.
  5. Я говорю людям о своих переживаниях скорее часто и охотно, чем делаю редко и лишь по особым случаям.
  6. От хорошего фильма я получаю больше удовольствия, чем от большой компании.
  7. Мне нравиться заводить как можно больше друзей.
  8. Я скорее предпочел бы провести свой отдых вдали от людей, чем на оживленном курорте.
  9. Я думаю, что большинство людей славу и почет ценят превыше дружбы.
  10. Я предпочел бы самостоятельную работу коллективной.
  11. Излишняя откровенность с друзьями может повредить.
  12. Когда я встречаю на улице знакомого, я скорее стараюсь перекинуться с ним хотя бы парой слов, чем пройти, просто поздоровавшись.
  13. Независимость и свободу от привязанностей я предпочитаю прочным дружеским узам.
  14. Я посещаю компании и вечеринки потому, что это хороший способ завести друзей.
  15. Если мне нужно приять важное решение, то я скорее посоветуюсь с друзьями, чем стану обдумывать его один.
  16. Я не доверяю слишком открытому проявлению дружеских чувств.
  17. У меня очень много близких друзей.
  18. Когда я нахожусь с незнакомыми людьми, мне совсем неважно, нравлюсь я им или нет.
  19. Индивидуальные игры и развлечения я предпочитаю групповым.
  20. Открытые эмоциональные люди привлекаю меня больше, чем серьезные, сосредоточенные.
  21. Я скорее прочту интересную книгу или схожу в кино, чем проведу время на вечеринке.
  22. Путешествуя, я больше люблю общаться с людьми, чем просто наслаждаться видами или одному посещать достопримечательности.
  23. Мне легче решить трудную проблему, когда я обдумываю ее одни, чем когда осуждаю ее с другими.
  24. Я считаю, что в трудных жизненных ситуациях скорее нужно рассчитывать только на свои силы, чем надеяться помощь друзей.
  25. Даже в коллективе мне трудно полностью отвлечься от забот и срочных дел.
  26. Оказавшись в новом месте, я быстро приобретаю широкий круг знакомых.
  27. Вечер, проведенный за любимым занятием, привлекает меня больше, чем оживленная вечеринка.
  28. Я избегаю слишком близких отношений с людьми, чтобы не потерять личную свободу.
  29. Когда у меня плохое настроение, я скорее стараюсь не показывать своих чувств, чем пытаюсь с кем-нибудь поделиться.
  30. Я люблю бывать в обществе и всегда рад провести время в веселой компании.

 

Тест-опросник для шкалы мотива страха отвержения

  1. Я стесняюсь идти в малознакомое общество.
  2. Если вечеринка мне не нравится, я все равно не ухожу первым.
  3. Меня бы очень задело, если бы мой близкий друг стал бы противоречить мне при посторонних людях.
  4. Я стараюсь меньше общаться с людьми критического склада.
  5. Обычно я легко общаюсь с незнакомыми людьми.
  6. Я не откажусь пойти в гости из-за того, что там будут люди, которые меня не любят.
  7. Когда два моих друга спорят, я предпочитаю не вмешиваться в их спор, даже если с кем-то из них не согласен.
  8. Если я попрошу кого-то пойти со мной, и он мне откажет, то я не решусь попросить его снова.
  9. Я осторожен в высказывании своих мнений, пока хорошо не узнаю человека.
  10. Если во время разговора я чего-то не понял, то лучше я это пропущу, чем прерву говорящего и попрошу повторить.
  11. Я открыто критикую людей и ожидаю от них того же.
  12. Мне трудно говорить людям «нет».
  13. Я все же могу получить удовольствие от вечеринки, даже если вижу, что одет не по случаю.
  14. Я болезненно воспринимая критику в свой адрес
  15. Если я не нравлюсь кому-то, то стараюсь избегать этого человека.
  16. Я редко стесняюсь обращаться к людям за помощью.
  17. Я редко противоречу людям из боязни их задеть.
  18. Мне часто кажется, что незнакомые люди смотрят на меня критически.
  19. Всякий раз, когда я иду в незнакомое общество, я предпочитаю брать с собой друга.
  20. Я часто говорю то, что думаю, даже если это неприятно собеседнику.
  21. Я легко осваиваюсь в новом коллективе.
  22. Временами я уверен, что никому не нужен.
  23. Я долго переживаю, если посторонний человек нелестно выразился в мой адрес.
  24. Я никогда не чувствую себя одиноким в компании.
  25. Меня очень легко задеть, даже если это незаметно со стороны.
  26. После встречи с новым человеком меня обычно мало волнует, правильно ли я вел себя.
  27. Когда я должен за чем-либо обратиться к официальному лицу, я почти всегда жду, что мне откажут.
  28. Когда нужно попросить продавца показать понравившуюся мне вещь, я чувствую себя неуверенно.
  29. если я недоволен тем, как ведет себя мой знакомый, я обычно прямо указываю ему на это.
  30. Если в транспорте я сижу, мне кажется, что люди смотрят на меня с укором.
  31. Оказавшись в незнакомой компании, я скорее активно включаюсь в беседу, чем держусь в стороне.
  32. Я стесняюсь просить, чтобы вернули мою книгу или какую-то вещь, занятую у меня на время.

Обработка результатов. По каждой из шкал подсчитывается суммарный балл.

Ключ к шкале  мотива стремления к принятию: +1, +2, -3, -4, +5, -6, +7, -8, -9, -10, -11, +12, -13, +14, +15, -16, -17, -18, -19, +20, -21, +22, -23, -24, -25, +26, -27, -28, -29, +30.

Ключ к шкале  мотива страха отвержения: +1, +2, +3, +4, -5, -6, +7, +8, +9, +10, -11, +12, -13, +14, +15, -1, +17, +18, +19, -20, -21, +22, +23, -24, +25, -26, +27, +28, -29, +30, -31, +32.

На основе двух индексов СП и СО выделяют четыре типа мотивов. Для этого суммарные  баллы всей выборки испытуемых ранжируются как по шкале для СП, так и по шкале для СО. Далее выделяются четыре подгруппы испытуемых: высокий – низкий (СП выше медианы, СО ниже медианы), низкий – низкий (СП ниже медианы, СО ниже медианы), высокий – высокий (СП выше медианы, СО выше медианы), низкий – высокий (СП ниже медианы, СО выше медианы). Для испытуемых группы «высокий – низкий» характерен мотив «стремление к приятию», а для испытуемых группы «низкий – высокий» - мотив «страх отвержения». У испытуемых двух других групп интенсивность этих мотивов приблизительно одинакова. При этом у одной из них («высокий – высокий») интенсивность обоих мотивов высокая, а у других низкая.

 

Тест-опросник для измерения мотивации достижения

(методика А.Мехрабиана в модификации М.Ш.Магомед-Эминова)

 

Тест-опросник для измерения мотивации достижения предназначен для диагностики двух обобщенных устойчивых мотивов личности: мотива стремления к успеху и избегания неудачи. При этом оценивается, какой из этих двух мотивов у испытуемого доминирует.

Тест представляет собой опросник, содержащий две формы: для юношей (А) и для девушек (Б).

Инструкция: тест состоит из ряда утверждений касающихся отдельных сторон характера, а так же мнений и чувств по поводу некоторых жизненных ситуаций. Чтобы оценить степень Вашего согласия или несогласия с каждым из утверждений, используйте следующую шкалу:

+3 – полностью  согласен

+2 – согласен

+1 – скорее  согласен, чем не согласен

0 – нейтрален  

-1 – скорее  не согласен, чем согласен

-2 – не согласен

-3 – полностью  не согласен

Тест-опросник (форма А)

1 Я больше  думаю о получении хорошей оценки, чем опасаюсь получения плохой.

2 Если бы  я должен был выполнять сложное,  незнакомое мне задание, то  предпочел бы сделать его вместе  с кем-нибудь, чем трудиться в одиночку.

3 Я чаще берусь  за трудные задачи, даже если  не уверен, что смогу их решить, чем за легкие, в успешном решении которых я уверен.

4 Меня больше  привлекает дело, которое не требует  напряжения и в успехе которого я уверен, чем трудное дело, в котором возможны неожиданности.

5 Если у меня  что-то не выходит, я скорее  приложу все силы, чтобы с этим справиться, чем перейду к тому, что может у меня хорошо получиться.

6 Работа, в которой  мои функции четко определены  и зарплата выше средней,  подходит  мне больше, чем работе, в которой  я должен сам определять свою роль, а зарплата на среднем уровне.

7 Я трачу  больше времени на чтение специальной  литературы, чем художественной.

8 Я предпочел  бы важное и трудное дело, даже  если вероятность неудачи в нем равна 50%, делу достаточно важному, но не трудному.

9 Я скорее  стану учиться играть в развлекательные игры, известные большинству людей, чем в редкие игры, которые требуют мастерства и известны немногим.

10 Для меня  очень важно делать свою работу  как можно лучше, даже если  из-за этого у меня возникают  трения с товарищами.

11 Если бы  я собрался играть в карты, то скорее сыграл бы в развлекательную игру, чем в трудную, требующую размышления.

12 Я предпочитаю  соревнования, где я сильнее других, таким, где все участники примерно  равно по силам.

13 В свободное  от работы время я овладею  какой-нибудь игрой скорее для развития своих умений, чем для отдыха и развлечения.

14 Я скорее  предпочту делать какое-то дело  так, как считаю нужным, пусть  даже с 50% риска ошибиться, чем  делать его, как мне советуют.

15 Если бы  мне пришлось выбирать либо  работу с заработком в 75 тыс. тенге, который будет оставаться в этом размере неопределенное время, либо работу  с начальным заработком в 25 тыс. тенге., но с гарантией, что не позднее, чем через 5 лет я буду получать более 75 тыс. тенге, я предпочел бы первый вариант.

16 Я скорее  стал бы играть в команде,  чем соревноваться один на  один.

17 Мне больше  свойственно работать, не щадя  сил, пока я полностью не удовлетворюсь полученным результатом, чем стремиться закончить дело побыстрее и с меньшим напряжением.

18 На экзамене я предпочел бы конкретные вопросы по пройденному материалу вопросам, требующим высказывания результатов собственных размышлений.

19 Я скорее  выбрал бы такое дело, в котором  имеется некоторая вероятность неудачи, но есть и возможность достигнуть большого успеха, чем такое,  в котором мое положение не ухудшится, но и существенно не улучшится.

20 После успешного  ответа на экзамене я скорее  с облегчением вздохну, чем  порадуюсь хорошей оценке.

21 Если бы  я мог вернуться к одному  из двух незавершенных дел, то скорее вернулся бы к более трудному из них, чем к более легкому.

Информация о работе Деонтология