Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 14:11, курс лекций
Согласно Закону Республики Казахстан «Об образовании» «главная задача системы образования – создание условий для развития, профессионального совершенствования, формирования личности на основе достижений науки и практики на национальных и общечеловеческих ценностях».
Предисловие
5
Информационно-теоретический раздел
6
глава1.
Педагогическая деонтология как наука
7
Тема 1.1
Понятие деонтологии
8
Тема 1.2
Предпосылки возникновения педагогической деонтологии
12
Тема 1.3
Предмет педагогической деонтологии
43
Тема 1.4
Функции, задачи и принципы педагогической деонтологии
48
Тема 1.5
Основные понятия педагогической деонтологии
57
Тема 1.6
Взаимосвязь педагогической деонтологии с другими науками
61
Глава 2
Тема 2.1
Деонтологическая готовность педагога и ее формирование
Сущность деонтологической готовности педагога
66
66
Тема 2.2
Структура деонтологической готовности будущих педагогов
72
Тема 2.3
Формирование деонтологической готовности будущих педагогов
92
Диагностический раздел
125
Заключение
194
Приложение
196
Список использованных источников
235
12 В трудной ситуации я больше думаю не столько о себе, сколько о близком мне человеке.
13 Неприятности у друзей вызывают у меня такое сострадание, что я могу заболеть.
14 Мне приятно помогать другим, если даже это доставляет мне значительные трудности.
15 Из уважения к другу я могу согласиться с его мнением, даже если он не прав.
16 Мне больше
нравятся приключенческие
17 Сцены насилия в кино внушают мне отвращение.
18 В одиночестве
я испытываю тревогу и
19 Я считаю, что основной радостью в жизни является общение.
20 Мне жалко бездомных собак и кошек.
21 Я предпочитаю иметь поменьше друзей, но зато близких.
22 Я люблю бывать среди людей.
23 Я долго
переживаю после ссоры с
24 У меня определенно больше близких людей, чем у многих других.
25 Во мне больше стремления к достижениям, чем к дружбе.
26 Я больше доверяю собственной интуиции и воображению в мнении о других людях, чем суждениям о них со стороны других людей.
27 Я придаю большое значение материальному благополучию и престижу, чем радости общения с приятными мне людьми.
28 Я сочувствую людям, у которых нет близких друзей.
29 По отношению
ко мне люди часто
30 Я люблю рассказы о бескорыстной любви и дружбе.
31 Ради друга я могу пожертвовать своими интересами.
32 В детстве я входил в компанию, которая держалась всегда вместе.
33 Если бы
я был журналистом, мне
Обработка результатов. 1 балл за ответ «да» на утверждения 1, 2, 7, 8, 11, 12, 13, 14, 15, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 26, 28, 31, 32, 33; 1 балл за ответ «нет» на утверждения №, 4, 5, 6, 9, 10, 16, 25, 29. Результаты суммируются. Чем больше суммарный показатель, тем выше уровень потребности в общении. Результат исследования уточняется при сравнении с оценочной шкалой.
Шкала нормированных показателей для юношей
Методика |
Результат | ||
Уровень ПО |
низкий |
средний |
высокий |
Балл |
0-14 |
15-26 |
27-30 |
Шкала нормированных показателей для девушек
Методика |
Результат | ||
Уровень ПО |
низкий |
средний |
высокий |
Балл |
0-17 |
18-28 |
29-30 |
Тест-опросник
для измерения мотивации
Тест-опросник мотивации аффилиации (ТМА) предназначен для диагностики двух обобщенных устойчивых мотивов личности, входящих в структуру мотивации аффиляции: стремление к принятию (СП) и страх отвержения (СО).
Тест представляет опросник, состоящий из двух шкал: шкалы мотива стремления к принятию (СП) и шкалы мотива страха отвержения (СО).
Инструкция: тест состоит из ряда утверждений, касающихся отдельных сторон характера, а также мнений и чувств по поводу некоторых жизненных ситуаций. Чтобы оценить степень Вашего согласия или несогласия с каждым из утверждений, используйте следующую шкалу:
+3 – полностью согласен
+2 – согласен
+1 – скорее согласен, чем не согласен
0 – нейтрален
-1 – скорее не согласен, чем согласен
-2 – не согласен
-3 – полностью не согласен
Прочтите утверждения текста и оцените степень своего согласия (или несогласия). При этом на бланке для ответов против номера утверждения поставьте цифру, соответствующую выбранному Вами ответу. Не тратьте время на обдумывания ответов. Давайте тот ответ, который первым пришел к Вам в голову. Каждое последующее утверждение читайте только после того, как Вы уже оценили предыдущее. Ни в коем случае ничего не пропускайте. При обработке производится подсчет определенных баллов, а не содержательный анализ ответов на отдельные пункты теста.
Результаты теста будут использованы только для научных целей и дается полная гарантия их неразглашения.
В тесте нет «хороших» или «плохих» ответов. Не старайтесь произвести своими ответами благоприятное впечатление. Свободно и искренне выражайте свое собственное мнение. Если у Вас возникли какие-нибудь вопросы, задайте их прежде, чем выполнять тест. Теперь приступайте к работе.
Тест-опросник для шкалы мотива стремления к принятию
Тест-опросник для шкалы мотива страха отвержения
Обработка результатов. По каждой из шкал подсчитывается суммарный балл.
Ключ к шкале мотива стремления к принятию: +1, +2, -3, -4, +5, -6, +7, -8, -9, -10, -11, +12, -13, +14, +15, -16, -17, -18, -19, +20, -21, +22, -23, -24, -25, +26, -27, -28, -29, +30.
Ключ к шкале мотива страха отвержения: +1, +2, +3, +4, -5, -6, +7, +8, +9, +10, -11, +12, -13, +14, +15, -1, +17, +18, +19, -20, -21, +22, +23, -24, +25, -26, +27, +28, -29, +30, -31, +32.
На основе двух индексов СП и СО выделяют четыре типа мотивов. Для этого суммарные баллы всей выборки испытуемых ранжируются как по шкале для СП, так и по шкале для СО. Далее выделяются четыре подгруппы испытуемых: высокий – низкий (СП выше медианы, СО ниже медианы), низкий – низкий (СП ниже медианы, СО ниже медианы), высокий – высокий (СП выше медианы, СО выше медианы), низкий – высокий (СП ниже медианы, СО выше медианы). Для испытуемых группы «высокий – низкий» характерен мотив «стремление к приятию», а для испытуемых группы «низкий – высокий» - мотив «страх отвержения». У испытуемых двух других групп интенсивность этих мотивов приблизительно одинакова. При этом у одной из них («высокий – высокий») интенсивность обоих мотивов высокая, а у других низкая.
Тест-опросник
для измерения мотивации
(методика А.Мехрабиана в модификации М.Ш.Магомед-Эминова)
Тест-опросник
для измерения мотивации
Тест представляет собой опросник, содержащий две формы: для юношей (А) и для девушек (Б).
Инструкция: тест состоит из ряда утверждений касающихся отдельных сторон характера, а так же мнений и чувств по поводу некоторых жизненных ситуаций. Чтобы оценить степень Вашего согласия или несогласия с каждым из утверждений, используйте следующую шкалу:
+3 – полностью согласен
+2 – согласен
+1 – скорее согласен, чем не согласен
0 – нейтрален
-1 – скорее не согласен, чем согласен
-2 – не согласен
-3 – полностью не согласен
Тест-опросник (форма А)
1 Я больше думаю о получении хорошей оценки, чем опасаюсь получения плохой.
2 Если бы
я должен был выполнять
3 Я чаще берусь за трудные задачи, даже если не уверен, что смогу их решить, чем за легкие, в успешном решении которых я уверен.
4 Меня больше привлекает дело, которое не требует напряжения и в успехе которого я уверен, чем трудное дело, в котором возможны неожиданности.
5 Если у меня что-то не выходит, я скорее приложу все силы, чтобы с этим справиться, чем перейду к тому, что может у меня хорошо получиться.
6 Работа, в которой мои функции четко определены и зарплата выше средней, подходит мне больше, чем работе, в которой я должен сам определять свою роль, а зарплата на среднем уровне.
7 Я трачу
больше времени на чтение
8 Я предпочел бы важное и трудное дело, даже если вероятность неудачи в нем равна 50%, делу достаточно важному, но не трудному.
9 Я скорее стану учиться играть в развлекательные игры, известные большинству людей, чем в редкие игры, которые требуют мастерства и известны немногим.
10 Для меня
очень важно делать свою
11 Если бы я собрался играть в карты, то скорее сыграл бы в развлекательную игру, чем в трудную, требующую размышления.
12 Я предпочитаю
соревнования, где я сильнее других,
таким, где все участники
13 В свободное от работы время я овладею какой-нибудь игрой скорее для развития своих умений, чем для отдыха и развлечения.
14 Я скорее
предпочту делать какое-то
15 Если бы мне пришлось выбирать либо работу с заработком в 75 тыс. тенге, который будет оставаться в этом размере неопределенное время, либо работу с начальным заработком в 25 тыс. тенге., но с гарантией, что не позднее, чем через 5 лет я буду получать более 75 тыс. тенге, я предпочел бы первый вариант.
16 Я скорее стал бы играть в команде, чем соревноваться один на один.
17 Мне больше свойственно работать, не щадя сил, пока я полностью не удовлетворюсь полученным результатом, чем стремиться закончить дело побыстрее и с меньшим напряжением.
18 На экзамене я предпочел бы конкретные вопросы по пройденному материалу вопросам, требующим высказывания результатов собственных размышлений.
19 Я скорее выбрал бы такое дело, в котором имеется некоторая вероятность неудачи, но есть и возможность достигнуть большого успеха, чем такое, в котором мое положение не ухудшится, но и существенно не улучшится.
20 После успешного ответа на экзамене я скорее с облегчением вздохну, чем порадуюсь хорошей оценке.
21 Если бы я мог вернуться к одному из двух незавершенных дел, то скорее вернулся бы к более трудному из них, чем к более легкому.