Биомедицинская этика (этика и деонтология в работе медицинской сестры)

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 11:33, реферат

Краткое описание

Первые прогрессивные концепции медицинской этики, дошедшие до нас из глубин веков, зафиксированы в древнеиндийской книге «Аюрведа» («Знание жизни», «Наука жизни»), в которой наряду с рассмотрением проблем добра и справедливости высказываются наставления врачу быть сострадательным, доброжелательным, справедливым, терпеливым, спокойным и никогда не терять самообладания. Обязанности врача заключаются в постоянной заботе об улучшении здоровья людей. Ценой своей жизни медицинский работник должен отстаивать жизнь и здоровье больного.
Большое развитие медицинская этика получила в Древней Греции и ярк

Оглавление

Содержание:
|Становление биомедицинской этики |3 |
|Характеристика деятельности медицинской сестры |12 |
|Отношения: медсестра - пациент |15 |
|Психотерапевтическая роль медсестры |16 |
|Вербальный способ общения |19 |
|Функции общения |23 |
|Инвазивные методы в практике медсестры |27 |
|Список использованной литературы |32 |

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 88.18 Кб (Скачать)

Реферат: "Биомедицинская этика (этика и  деонтология в  работе медицинской  сестры)"

Раздел: Рефераты по медицине

 
СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

Курсовая работа

по сестринскому делу на тему

Биомедицинская  этика

(этика и деонтология  в работе медицинской сестры)

Выполнила студентка  ЗФВМСО группы 59-04

Слесарева С.В.

Томск

2001

Содержание:

|Становление биомедицинской этики |3 | 
|Характеристика деятельности медицинской сестры |12 | 
|Отношения: медсестра - пациент |15 | 
|Психотерапевтическая роль медсестры |16 | 
|Вербальный способ общения |19 | 
|Функции общения |23 | 
|Инвазивные методы в практике медсестры |27 | 
|Список использованной литературы |32 | 
| | |

Становление биомедицинской этики

Первые прогрессивные  концепции медицинской этики, дошедшие до нас из глубин веков, зафиксированы  в древнеиндийской книге «Аюрведа» («Знание жизни», «Наука жизни»), в которой наряду с рассмотрением проблем добра и справедливости высказываются наставления врачу быть сострадательным, доброжелательным, справедливым, терпеливым, спокойным и никогда не терять самообладания. Обязанности врача заключаются в постоянной заботе об улучшении здоровья людей. Ценой своей жизни медицинский работник должен отстаивать жизнь и здоровье больного.

Большое развитие медицинская этика получила в  Древней Греции и ярко представлена в клятве Гиппократа. Медицинская  этика прогрессивных врачей древности  была направлена против стяжателей, шарлатанов, вымогателей, стремящихся нажиться за счет больного человека. Клятва Гиппократа оказала большое влияние на развитие медицинской этики в целом. Впоследствии студенты, оканчивающие медицинские  учебные заведения, подписывали 
«факультетское обещание», в основу которого были положены нравственные заповеди Гиппократа.

Характерной особенностью развития медицинской этики в  эпоху капитализма является скрупулезная детализация норм поведения медицинских  работников. Так, в Восточно-Галицинском деонтологическом кодексе, утвержденном в конце XIX в., предусматриваются такие пункты, в которых уточняется, как делить гонорар при приглашении к больному второго врача, сколько ждать опоздавшего на консилиум коллегу и др.

В капиталистических  странах медицина по существу превращена в объект торговли, где медицинский  работник выступает в качестве предпринимателя. С развитием империализма медицинская  этика в капиталистических странах  становится еще более реакционной  в связи с применением новых  средств уничтожения людей, оставляющих  тяжелые последствия в будущем (удушающие газы, атомная бомба, напалм, бактериологическое оружие и др.). Небывалого масштаба достигли геноцид и расовая дискриминация. Важно отметить, что во все эти античеловеческие мероприятия вовлекаются медицинские работники. 
Медицинская промышленность принимает монополистический характер. 
Медицинская этика по существу вырождается в корпоративную мораль медицинских обществ, в центре внимания которых стоят интересы частнопрактикующих медицинских работников.

Профессионально-корпоративные  организации медицинских работников активно действовали и во многих губерниях России в XIX—начале XX вв. и имели свои кодексы.

Многие выдающиеся отечественные медики оказали большое  влияние на развитие медицинской  этики в нашей стране. Так, М. Я. Мудров считал, что нужно воспитывать медицинских работников в духе гуманизма, честности и бескорыстия. Он писал, что приобретение врачебной профессии должно быть делом не случая, а призвания. Вопросы медицинской этики получили дальнейшее развитие в трудах Н.И. Пирогова, С. П. Боткина, И. П. Павлова и многих других ученых. Развитие революционно-демократических идей в России в начале 
XX в. нашло отражение и в вопросах медицинской этики. Это касалось понимания врачебного долга. Врач—общественный деятель, по словам В. В. 
Вересаева, должен не только указывать, он должен бороться и искать пути, как провести свои указания в жизнь.

Великий древнегреческий  врач Гиппократ утверждал: "Искусство  медицины включает три вещи: врача, болезнь и больного". За 2500 лет, прошедших со времен Гиппократа, к 3 названным им слагаемым медицины добавилось 4-е — медсестра.

"Врач —  служитель искусства и больной  должен бороться с болезнью  с самого ее начала на стороне  врача", — считал Гиппократ.  Очевидно, что и медсестра вправе  ожидать, чтобы больной видел  в ней своего союзника в  борьбе за здоровье.

Историко-этимологический  анализ древнерусского (славянского) слова 
"врачь" свидетельствует, что так называли людей, умеющих "врать", т. е. заговаривать боль, колдовать, предсказывать судьбу.

В современном  русском языке врачом называют человека, окончившего высшее медицинское  учебное заведение. После введения высшего сестринского образования  адекватного названия новой профессии  еще не придумали. В связи с  тем что на факультетах высшего сестринского образования стали в первую очередь готовить руководителей, организаторов сестринских служб, пока ограничились заимствованием из английского термина "менеджер сестринского дела".

В статье 54 "Основ  законодательства Российской Федерации  об охране здоровья граждан" (1993) указывается, что право на занятие медицинской  и фармацевтической деятельностью  в РФ имеют лица, получившие медицинское  и фармацевтическое образование  в РФ, имеющие диплом и специальное  звание 
(выделено мной, — М. Я.), а на занятие определенными видами деятельности, перечень которых устанавливается Минздравмедпромом РФ, — также сертификат специальности и лицензию.

В "Основах  законодательства" имеется также  статья 60 "Клятва врача", гласящая: "Лица, окончившие высшие медицинские  учебные заведения РФ и получившие диплом врача, дают Клятву врача. Текст Клятвы врача утверждается 
Верховным Советом Российской Федерации. Врачи за нарушение Клятвы врача несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской 
Федерации".

Следует сразу  отметить, что в указанных статьях  ни слова не говорится о медсестрах, несмотря на то, что в 1993 г., когда  утверждались "Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан", факультеты высшего сестринского образования  уже существовали в России.

Клятва врача  — моральное обязательство, принимаемое  перед государством. Во времена Гиппократа клялись перед богами: "Клянусь 
Аполлоном врачом, Асклепием, Гигией и Панакеей и всеми богами и богинями, призывая их в свидетели...".

В 1983 г. выпускники сестринской школы в Мичигане впервые давали 
"Клятву Флоренс Найтингейл", названную именем основоположницы научного сестринского дела. Ее текст был сформулирован комитетом под председательством медсестры Листры Гриттер. В клятве говорилось: "Перед 
Богом и перед лицом собравшихся я торжественно обещаю вести жизнь, исполненную чистоты, и честно выполнять свои профессиональные обязанности.

Я буду воздерживаться от всего вредного и пагубного  и никогда сознательно не использую  и не назначу лекарство, которое  может причинить вред. Я сделаю все, что в моих силах, чтобы поддерживать и повышать уровень моей профессии. Я буду держать в тайне всю  личную информацию, которая окажется в моем распоряжении во время работы с пациентом и его родными.

Я буду преданно помогать врачу в его работе и  посвящу себя неустанной заботе о  благополучии всех вверенных мне  пациентов".

Если сравнить текст этой клятвы с Клятвой Гиппократа, то нетрудно обнаружить много схожего. В этом нет ничего удивительного. Точно так же схожи по сути клятвы врачей Древней Индии и средневековые  факультетские обещания. Присяга  врача Российской империи и Женевская  декларация Всемирной медицинской  ассоциации, которая гласит: "Здоровье моего пациента — моя первейшая  забота". Так было во все времена, сколько существует медицина.

Этический кодекс врачей Древнего Тибета, изложенный в  трактате "Жуд- ши", переведенный на русский язык в конце прошлого века врачом П. 
Бадмаевым, выдвигал следующие положения. "Традиции врачебного сословия требуют соблюдения 6 условий: 1) быть способным к врачебной деятельности; 
2) быть гуманным; 3) понимать свои обязанности; 4) быть приятным для больных и не отталкивать их своим обхождением; 5) быть старательным; 6) быть ознакомленным с науками".

Эти требования в одинаковой степени могут быть предъявлены и врачу, и медсестре, и в конце 20 века они столь же значимы, как и 2000—3000 лет назад.

В настоящее  время в России работает более 800 000 врачей 81 специальности (по номенклатуре Минздравмедпрома РФ). Остаются верными слова 
Гиппократа о том, что "многие себя называют врачами, но немногие ими являются в действительности... Лучшие из врачей те, которые причиняют меньше зла . В наши дни мы можем убедиться в справедливости слов М. Я. 
Мудрова: "Во врачебном искусстве нет врачей, окончивших свою науку... Врач посредственный более вреден, чем полезен".

В 1803 г. английский врач Т. Персиваль издал книгу "Медицинская этика, или свод установленных правил применительно к профессиональному поведению врачей и хирургов" (хирурги в те времена к врачам не относились). 
Если познакомиться с этими правилами, то можно убедиться, что их вполне можно использовать для служебных инструкций врачам и медсестрам XX века. 
"Больничные врачи и хирурги должны так оказывать помощь больным, чтобы у них создалось, впечатление важности их службы; что покой, здоровье и жизнь тех, кто вверен их заботам, зависят от их умения, внимания и преданности. 
Они должны усвоить также, что в их манере держаться следует соединить нежность с твердостью, снисходительность с авторитетом, чтобы пробудить в умах своих пациентов чувства благодарности, уважения и доверия... Чувства и эмоции больных в критических обстоятельствах следует знать и принимать во внимание не в меньшей степени, чем симптомы их болезни... Поскольку неправильная оценка может усилить реальное зло (болезнь) или создать воображаемое, никакие обсуждения по поводу существа заболевания не допустимы в присутствии больных ни с врачом (хирургом), ни с учениками больницы или другим медиком, приглашенным в больницу... В больших палатах больницы с пациентами следует говорить об их жалобах таким тоном голоса, чтобы не было слышно окружающим. Тайна, когда того требуют особые обстоятельства, должна быть строго соблюдена. А к женщинам следует относиться с самой скрупулезной деликатностью. Пренебрегать или смеяться над их чувствами жестоко... Никакие предосторожности при приеме больных, страдающих неизлечимыми болезнями, или заразными по своей природе, или имеющих тенденцию усугубляться в нечистой атмосфере, — не могут устранить то зло, которое приносят тесные палаты и ложная экономия... Разграничение болезней, с которыми принимают в больницу, состояние воздуха, питание, чистота, лекарства — все это следует подвергать внимательной проверке в определенные периоды времени...".

В системе взаимоотношений  медицинский работник — больной  последнему принадлежит такая же важная роль, как и первому. Слово "больной" понятно каждому. Следует  отметить, что в русском языке  использовалось немало слов, означавших не только боль у человека, обратившегося  за медицинской помощью, но и качественное состояние его здоровья, а иногда и происхождение болезни: 
"калека", "калековатый", "блаженный" (сумасшедший), "недвижье", "хилый", 
"неизцельный", "мозглявый", "уморенный", "сдохлик", "чахлый" (чахоточный), 
"хворобый". Наряду с глаголом "болеть" в различных местностях России использовались такие, как "вянуть", "чахнуть", "кукситься" (о детях), 
"карежиться", "оключиться" (ослабеть), "изнуриться", "износиться", 
"скапутиться" (свалиться с ног), "захиреть" (притворяться) и др..

В современной  медицине слово "больной" в основном относится к людям, находящимся  на стационарном лечении, и все чаще заменяется словом 
"пациент", означающим в переводе с латинского "страдающий", а в переводе с французского "терпеливый", "пассивный", "безучастный". Однако разве все больные терпеливы и пассивны, безучастны в решении своей судьбы?

В современной  российской реальности слово "пациент" можно использовать не только потому, что оно стало международным, но и потому, что необходимо большее  терпение, чтобы получить медицинскую  помощь без излишних материальных и  нервных затрат. Пациенты могут быть разного пола, возраста, национальности, специальности, социального статуса, состояния здоровья. Однако все они  имеют право на то, чтобы медицинский  работник видел в них личность, заслуживающую уважения, внимания и  сострадания.

В современном  здравоохранении понятия уважения личности, самостоятельности пациента и самоопределения являются первостепенно  важными; они находятся в центре любых отношений между медицинским  работником и пациентом.

Автономность, или  самостоятельность пациента (больного) защищена главным образом посредством  согласия на лечение, которое он дает после того, как получит информацию о состоянии своего здоровья. Принцип  информированного согласия утвердился в современном здравоохранении  вместе с признанием приоритетного  значения прав человека во всех сферах жизни. Этот принцип стал реакцией человеческого  общества на бесчеловечные опыты  фашистских и японских врачей, на злоупотребления  психиатрией против инакомыслия  и другие антигуманные действия. Этот принцип означает, что врач, медсестра, фельдшер или любой другой медицинский  работник должен максимально полно  информировать пациента, дать ему  оптимальные советы, учитывая его  возможности в общении и социальное положение. Затем пациент свободно выбирает курс своих дальнейших действий, по его мнению, наиболее приемлемый и лучший. Может случиться, что  его решение не станет наилучшим  с точки зрения медицины. Пациент  вообще может отказаться от лечения, и с этим теперь приходится считаться. Принудительное лечение социально  опасных больных может осуществляться только по решению суда.

Информация о работе Биомедицинская этика (этика и деонтология в работе медицинской сестры)