Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 11:33, реферат
Первые прогрессивные концепции медицинской этики, дошедшие до нас из глубин веков, зафиксированы в древнеиндийской книге «Аюрведа» («Знание жизни», «Наука жизни»), в которой наряду с рассмотрением проблем добра и справедливости высказываются наставления врачу быть сострадательным, доброжелательным, справедливым, терпеливым, спокойным и никогда не терять самообладания. Обязанности врача заключаются в постоянной заботе об улучшении здоровья людей. Ценой своей жизни медицинский работник должен отстаивать жизнь и здоровье больного.
Большое развитие медицинская этика получила в Древней Греции и ярк
Содержание:
|Становление биомедицинской этики |3 |
|Характеристика деятельности медицинской сестры |12 |
|Отношения: медсестра - пациент |15 |
|Психотерапевтическая роль медсестры |16 |
|Вербальный способ общения |19 |
|Функции общения |23 |
|Инвазивные методы в практике медсестры |27 |
|Список использованной литературы |32 |
Реферат: "Биомедицинская этика (этика и деонтология в работе медицинской сестры)"
Раздел: Рефераты по медицине
СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
Курсовая работа
по сестринскому делу на тему
Биомедицинская этика
(этика и деонтология в работе медицинской сестры)
Выполнила студентка ЗФВМСО группы 59-04
Слесарева С.В.
Томск
2001
Содержание:
|Становление биомедицинской
этики |3 |
|Характеристика деятельности медицинской
сестры |12 |
|Отношения: медсестра - пациент |15 |
|Психотерапевтическая роль медсестры
|16 |
|Вербальный способ общения |19 |
|Функции общения |23 |
|Инвазивные методы в практике медсестры
|27 |
|Список использованной литературы |32
|
| | |
Становление биомедицинской этики
Первые прогрессивные
концепции медицинской этики, дошедшие
до нас из глубин веков, зафиксированы
в древнеиндийской книге «
Большое развитие
медицинская этика получила в
Древней Греции и ярко представлена
в клятве Гиппократа. Медицинская
этика прогрессивных врачей древности
была направлена против стяжателей, шарлатанов,
вымогателей, стремящихся нажиться
за счет больного человека. Клятва Гиппократа
оказала большое влияние на развитие
медицинской этики в целом. Впоследствии
студенты, оканчивающие медицинские
учебные заведения, подписывали
«факультетское обещание», в основу которого
были положены нравственные заповеди
Гиппократа.
Характерной особенностью развития медицинской этики в эпоху капитализма является скрупулезная детализация норм поведения медицинских работников. Так, в Восточно-Галицинском деонтологическом кодексе, утвержденном в конце XIX в., предусматриваются такие пункты, в которых уточняется, как делить гонорар при приглашении к больному второго врача, сколько ждать опоздавшего на консилиум коллегу и др.
В капиталистических
странах медицина по существу превращена
в объект торговли, где медицинский
работник выступает в качестве предпринимателя.
С развитием империализма медицинская
этика в капиталистических
Медицинская промышленность принимает
монополистический характер.
Медицинская этика по существу вырождается
в корпоративную мораль медицинских обществ,
в центре внимания которых стоят интересы
частнопрактикующих медицинских работников.
Профессионально-корпоративные
организации медицинских
Многие выдающиеся
отечественные медики оказали большое
влияние на развитие медицинской
этики в нашей стране. Так, М. Я.
Мудров считал, что нужно воспитывать
медицинских работников в духе гуманизма,
честности и бескорыстия. Он писал, что
приобретение врачебной профессии должно
быть делом не случая, а призвания. Вопросы
медицинской этики получили дальнейшее
развитие в трудах Н.И. Пирогова, С. П. Боткина,
И. П. Павлова и многих других ученых. Развитие
революционно-демократических идей в
России в начале
XX в. нашло отражение и в вопросах медицинской
этики. Это касалось понимания врачебного
долга. Врач—общественный деятель, по
словам В. В.
Вересаева, должен не только указывать,
он должен бороться и искать пути, как
провести свои указания в жизнь.
Великий древнегреческий врач Гиппократ утверждал: "Искусство медицины включает три вещи: врача, болезнь и больного". За 2500 лет, прошедших со времен Гиппократа, к 3 названным им слагаемым медицины добавилось 4-е — медсестра.
"Врач — служитель искусства и больной должен бороться с болезнью с самого ее начала на стороне врача", — считал Гиппократ. Очевидно, что и медсестра вправе ожидать, чтобы больной видел в ней своего союзника в борьбе за здоровье.
Историко-этимологический
анализ древнерусского (славянского) слова
"врачь" свидетельствует, что так
называли людей, умеющих "врать",
т. е. заговаривать боль, колдовать, предсказывать
судьбу.
В современном русском языке врачом называют человека, окончившего высшее медицинское учебное заведение. После введения высшего сестринского образования адекватного названия новой профессии еще не придумали. В связи с тем что на факультетах высшего сестринского образования стали в первую очередь готовить руководителей, организаторов сестринских служб, пока ограничились заимствованием из английского термина "менеджер сестринского дела".
В статье 54 "Основ
законодательства Российской Федерации
об охране здоровья граждан" (1993) указывается,
что право на занятие медицинской
и фармацевтической деятельностью
в РФ имеют лица, получившие медицинское
и фармацевтическое образование
в РФ, имеющие диплом и специальное
звание
(выделено мной, — М. Я.), а на занятие определенными
видами деятельности, перечень которых
устанавливается Минздравмедпромом РФ,
— также сертификат специальности и лицензию.
В "Основах
законодательства" имеется также
статья 60 "Клятва врача", гласящая:
"Лица, окончившие высшие медицинские
учебные заведения РФ и получившие
диплом врача, дают Клятву врача. Текст
Клятвы врача утверждается
Верховным Советом Российской Федерации.
Врачи за нарушение Клятвы врача несут
ответственность, предусмотренную законодательством
Российской
Федерации".
Следует сразу отметить, что в указанных статьях ни слова не говорится о медсестрах, несмотря на то, что в 1993 г., когда утверждались "Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан", факультеты высшего сестринского образования уже существовали в России.
Клятва врача
— моральное обязательство, принимаемое
перед государством. Во времена Гиппократа
клялись перед богами: "Клянусь
Аполлоном врачом, Асклепием, Гигией и
Панакеей и всеми богами и богинями, призывая
их в свидетели...".
В 1983 г. выпускники
сестринской школы в Мичигане
впервые давали
"Клятву Флоренс Найтингейл", названную
именем основоположницы научного сестринского
дела. Ее текст был сформулирован комитетом
под председательством медсестры Листры
Гриттер. В клятве говорилось: "Перед
Богом и перед лицом собравшихся я торжественно
обещаю вести жизнь, исполненную чистоты,
и честно выполнять свои профессиональные
обязанности.
Я буду воздерживаться от всего вредного и пагубного и никогда сознательно не использую и не назначу лекарство, которое может причинить вред. Я сделаю все, что в моих силах, чтобы поддерживать и повышать уровень моей профессии. Я буду держать в тайне всю личную информацию, которая окажется в моем распоряжении во время работы с пациентом и его родными.
Я буду преданно помогать врачу в его работе и посвящу себя неустанной заботе о благополучии всех вверенных мне пациентов".
Если сравнить текст этой клятвы с Клятвой Гиппократа, то нетрудно обнаружить много схожего. В этом нет ничего удивительного. Точно так же схожи по сути клятвы врачей Древней Индии и средневековые факультетские обещания. Присяга врача Российской империи и Женевская декларация Всемирной медицинской ассоциации, которая гласит: "Здоровье моего пациента — моя первейшая забота". Так было во все времена, сколько существует медицина.
Этический кодекс
врачей Древнего Тибета, изложенный в
трактате "Жуд- ши", переведенный
на русский язык в конце прошлого века
врачом П.
Бадмаевым, выдвигал следующие положения.
"Традиции врачебного сословия требуют
соблюдения 6 условий: 1) быть способным
к врачебной деятельности;
2) быть гуманным; 3) понимать свои обязанности;
4) быть приятным для больных и не отталкивать
их своим обхождением; 5) быть старательным;
6) быть ознакомленным с науками".
Эти требования в одинаковой степени могут быть предъявлены и врачу, и медсестре, и в конце 20 века они столь же значимы, как и 2000—3000 лет назад.
В настоящее
время в России работает более 800
000 врачей 81 специальности (по номенклатуре
Минздравмедпрома РФ). Остаются верными
слова
Гиппократа о том, что "многие себя называют
врачами, но немногие ими являются в действительности...
Лучшие из врачей те, которые причиняют
меньше зла . В наши дни мы можем убедиться
в справедливости слов М. Я.
Мудрова: "Во врачебном искусстве нет
врачей, окончивших свою науку... Врач посредственный
более вреден, чем полезен".
В 1803 г. английский
врач Т. Персиваль издал книгу "Медицинская
этика, или свод установленных правил
применительно к профессиональному поведению
врачей и хирургов" (хирурги в те времена
к врачам не относились).
Если познакомиться с этими правилами,
то можно убедиться, что их вполне можно
использовать для служебных инструкций
врачам и медсестрам XX века.
"Больничные врачи и хирурги должны
так оказывать помощь больным, чтобы у
них создалось, впечатление важности их
службы; что покой, здоровье и жизнь тех,
кто вверен их заботам, зависят от их умения,
внимания и преданности.
Они должны усвоить также, что в их манере
держаться следует соединить нежность
с твердостью, снисходительность с авторитетом,
чтобы пробудить в умах своих пациентов
чувства благодарности, уважения и доверия...
Чувства и эмоции больных в критических
обстоятельствах следует знать и принимать
во внимание не в меньшей степени, чем
симптомы их болезни... Поскольку неправильная
оценка может усилить реальное зло (болезнь)
или создать воображаемое, никакие обсуждения
по поводу существа заболевания не допустимы
в присутствии больных ни с врачом (хирургом),
ни с учениками больницы или другим медиком,
приглашенным в больницу... В больших палатах
больницы с пациентами следует говорить
об их жалобах таким тоном голоса, чтобы
не было слышно окружающим. Тайна, когда
того требуют особые обстоятельства, должна
быть строго соблюдена. А к женщинам следует
относиться с самой скрупулезной деликатностью.
Пренебрегать или смеяться над их чувствами
жестоко... Никакие предосторожности при
приеме больных, страдающих неизлечимыми
болезнями, или заразными по своей природе,
или имеющих тенденцию усугубляться в
нечистой атмосфере, — не могут устранить
то зло, которое приносят тесные палаты
и ложная экономия... Разграничение болезней,
с которыми принимают в больницу, состояние
воздуха, питание, чистота, лекарства —
все это следует подвергать внимательной
проверке в определенные периоды времени...".
В системе взаимоотношений
медицинский работник — больной
последнему принадлежит такая же
важная роль, как и первому. Слово
"больной" понятно каждому. Следует
отметить, что в русском языке
использовалось немало слов, означавших
не только боль у человека, обратившегося
за медицинской помощью, но и качественное
состояние его здоровья, а иногда
и происхождение болезни:
"калека", "калековатый", "блаженный"
(сумасшедший), "недвижье", "хилый",
"неизцельный", "мозглявый",
"уморенный", "сдохлик", "чахлый"
(чахоточный),
"хворобый". Наряду с глаголом "болеть"
в различных местностях России использовались
такие, как "вянуть", "чахнуть",
"кукситься" (о детях),
"карежиться", "оключиться" (ослабеть),
"изнуриться", "износиться",
"скапутиться" (свалиться с ног), "захиреть"
(притворяться) и др..
В современной
медицине слово "больной" в основном
относится к людям, находящимся
на стационарном лечении, и все чаще
заменяется словом
"пациент", означающим в переводе
с латинского "страдающий", а в переводе
с французского "терпеливый", "пассивный",
"безучастный". Однако разве все больные
терпеливы и пассивны, безучастны в решении
своей судьбы?
В современной российской реальности слово "пациент" можно использовать не только потому, что оно стало международным, но и потому, что необходимо большее терпение, чтобы получить медицинскую помощь без излишних материальных и нервных затрат. Пациенты могут быть разного пола, возраста, национальности, специальности, социального статуса, состояния здоровья. Однако все они имеют право на то, чтобы медицинский работник видел в них личность, заслуживающую уважения, внимания и сострадания.
В современном
здравоохранении понятия
Автономность, или
самостоятельность пациента (больного)
защищена главным образом посредством
согласия на лечение, которое он дает
после того, как получит информацию
о состоянии своего здоровья. Принцип
информированного согласия утвердился
в современном здравоохранении
вместе с признанием приоритетного
значения прав человека во всех сферах
жизни. Этот принцип стал реакцией человеческого
общества на бесчеловечные опыты
фашистских и японских врачей, на злоупотребления
психиатрией против инакомыслия
и другие антигуманные действия. Этот
принцип означает, что врач, медсестра,
фельдшер или любой другой медицинский
работник должен максимально полно
информировать пациента, дать ему
оптимальные советы, учитывая его
возможности в общении и
Информация о работе Биомедицинская этика (этика и деонтология в работе медицинской сестры)