Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 11:33, реферат
Первые прогрессивные  концепции медицинской этики, дошедшие до нас из глубин веков, зафиксированы  в древнеиндийской книге «Аюрведа» («Знание жизни», «Наука жизни»), в которой наряду с рассмотрением проблем добра и справедливости высказываются наставления врачу быть сострадательным, доброжелательным, справедливым, терпеливым, спокойным и никогда не терять самообладания. Обязанности врача заключаются в постоянной заботе об улучшении здоровья людей. Ценой своей жизни медицинский работник должен отстаивать жизнь и здоровье больного.
Большое развитие медицинская этика получила в  Древней Греции и ярк
Содержание:
|Становление биомедицинской этики |3 | 
|Характеристика деятельности медицинской сестры |12 | 
|Отношения: медсестра - пациент |15 | 
|Психотерапевтическая роль медсестры |16 | 
|Вербальный способ общения |19 | 
|Функции общения |23 | 
|Инвазивные методы в практике медсестры |27 | 
|Список использованной литературы |32 |
Реферат: "Биомедицинская этика (этика и деонтология в работе медицинской сестры)"
Раздел: Рефераты по медицине
 
СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ 
УНИВЕРСИТЕТ
Курсовая работа
по сестринскому делу на тему
Биомедицинская этика
(этика и деонтология в работе медицинской сестры)
Выполнила студентка ЗФВМСО группы 59-04
Слесарева С.В.
Томск
2001
Содержание:
|Становление биомедицинской 
этики |3 | 
|Характеристика деятельности медицинской 
сестры |12 | 
|Отношения: медсестра - пациент |15 | 
|Психотерапевтическая роль медсестры 
|16 | 
|Вербальный способ общения |19 | 
|Функции общения |23 | 
|Инвазивные методы в практике медсестры 
|27 | 
|Список использованной литературы |32 
| 
| | |
Становление биомедицинской этики
Первые прогрессивные 
концепции медицинской этики, дошедшие 
до нас из глубин веков, зафиксированы 
в древнеиндийской книге «
Большое развитие 
медицинская этика получила в 
Древней Греции и ярко представлена 
в клятве Гиппократа. Медицинская 
этика прогрессивных врачей древности 
была направлена против стяжателей, шарлатанов, 
вымогателей, стремящихся нажиться 
за счет больного человека. Клятва Гиппократа 
оказала большое влияние на развитие 
медицинской этики в целом. Впоследствии 
студенты, оканчивающие медицинские 
учебные заведения, подписывали 
«факультетское обещание», в основу которого 
были положены нравственные заповеди 
Гиппократа.
Характерной особенностью развития медицинской этики в эпоху капитализма является скрупулезная детализация норм поведения медицинских работников. Так, в Восточно-Галицинском деонтологическом кодексе, утвержденном в конце XIX в., предусматриваются такие пункты, в которых уточняется, как делить гонорар при приглашении к больному второго врача, сколько ждать опоздавшего на консилиум коллегу и др.
В капиталистических 
странах медицина по существу превращена 
в объект торговли, где медицинский 
работник выступает в качестве предпринимателя. 
С развитием империализма медицинская 
этика в капиталистических 
Медицинская промышленность принимает 
монополистический характер. 
Медицинская этика по существу вырождается 
в корпоративную мораль медицинских обществ, 
в центре внимания которых стоят интересы 
частнопрактикующих медицинских работников.
Профессионально-корпоративные 
организации медицинских 
Многие выдающиеся 
отечественные медики оказали большое 
влияние на развитие медицинской 
этики в нашей стране. Так, М. Я. 
Мудров считал, что нужно воспитывать 
медицинских работников в духе гуманизма, 
честности и бескорыстия. Он писал, что 
приобретение врачебной профессии должно 
быть делом не случая, а призвания. Вопросы 
медицинской этики получили дальнейшее 
развитие в трудах Н.И. Пирогова, С. П. Боткина, 
И. П. Павлова и многих других ученых. Развитие 
революционно-демократических идей в 
России в начале 
XX в. нашло отражение и в вопросах медицинской 
этики. Это касалось понимания врачебного 
долга. Врач—общественный деятель, по 
словам В. В. 
Вересаева, должен не только указывать, 
он должен бороться и искать пути, как 
провести свои указания в жизнь.
Великий древнегреческий врач Гиппократ утверждал: "Искусство медицины включает три вещи: врача, болезнь и больного". За 2500 лет, прошедших со времен Гиппократа, к 3 названным им слагаемым медицины добавилось 4-е — медсестра.
"Врач — служитель искусства и больной должен бороться с болезнью с самого ее начала на стороне врача", — считал Гиппократ. Очевидно, что и медсестра вправе ожидать, чтобы больной видел в ней своего союзника в борьбе за здоровье.
Историко-этимологический 
анализ древнерусского (славянского) слова 
"врачь" свидетельствует, что так 
называли людей, умеющих "врать", 
т. е. заговаривать боль, колдовать, предсказывать 
судьбу.
В современном русском языке врачом называют человека, окончившего высшее медицинское учебное заведение. После введения высшего сестринского образования адекватного названия новой профессии еще не придумали. В связи с тем что на факультетах высшего сестринского образования стали в первую очередь готовить руководителей, организаторов сестринских служб, пока ограничились заимствованием из английского термина "менеджер сестринского дела".
В статье 54 "Основ 
законодательства Российской Федерации 
об охране здоровья граждан" (1993) указывается, 
что право на занятие медицинской 
и фармацевтической деятельностью 
в РФ имеют лица, получившие медицинское 
и фармацевтическое образование 
в РФ, имеющие диплом и специальное 
звание 
(выделено мной, — М. Я.), а на занятие определенными 
видами деятельности, перечень которых 
устанавливается Минздравмедпромом РФ, 
— также сертификат специальности и лицензию.
В "Основах 
законодательства" имеется также 
статья 60 "Клятва врача", гласящая: 
"Лица, окончившие высшие медицинские 
учебные заведения РФ и получившие 
диплом врача, дают Клятву врача. Текст 
Клятвы врача утверждается 
Верховным Советом Российской Федерации. 
Врачи за нарушение Клятвы врача несут 
ответственность, предусмотренную законодательством 
Российской 
Федерации".
Следует сразу отметить, что в указанных статьях ни слова не говорится о медсестрах, несмотря на то, что в 1993 г., когда утверждались "Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан", факультеты высшего сестринского образования уже существовали в России.
Клятва врача 
— моральное обязательство, принимаемое 
перед государством. Во времена Гиппократа 
клялись перед богами: "Клянусь 
Аполлоном врачом, Асклепием, Гигией и 
Панакеей и всеми богами и богинями, призывая 
их в свидетели...".
В 1983 г. выпускники 
сестринской школы в Мичигане 
впервые давали 
"Клятву Флоренс Найтингейл", названную 
именем основоположницы научного сестринского 
дела. Ее текст был сформулирован комитетом 
под председательством медсестры Листры 
Гриттер. В клятве говорилось: "Перед 
Богом и перед лицом собравшихся я торжественно 
обещаю вести жизнь, исполненную чистоты, 
и честно выполнять свои профессиональные 
обязанности.
Я буду воздерживаться от всего вредного и пагубного и никогда сознательно не использую и не назначу лекарство, которое может причинить вред. Я сделаю все, что в моих силах, чтобы поддерживать и повышать уровень моей профессии. Я буду держать в тайне всю личную информацию, которая окажется в моем распоряжении во время работы с пациентом и его родными.
Я буду преданно помогать врачу в его работе и посвящу себя неустанной заботе о благополучии всех вверенных мне пациентов".
Если сравнить текст этой клятвы с Клятвой Гиппократа, то нетрудно обнаружить много схожего. В этом нет ничего удивительного. Точно так же схожи по сути клятвы врачей Древней Индии и средневековые факультетские обещания. Присяга врача Российской империи и Женевская декларация Всемирной медицинской ассоциации, которая гласит: "Здоровье моего пациента — моя первейшая забота". Так было во все времена, сколько существует медицина.
Этический кодекс 
врачей Древнего Тибета, изложенный в 
трактате "Жуд- ши", переведенный 
на русский язык в конце прошлого века 
врачом П. 
Бадмаевым, выдвигал следующие положения. 
"Традиции врачебного сословия требуют 
соблюдения 6 условий: 1) быть способным 
к врачебной деятельности; 
2) быть гуманным; 3) понимать свои обязанности; 
4) быть приятным для больных и не отталкивать 
их своим обхождением; 5) быть старательным; 
6) быть ознакомленным с науками".
Эти требования в одинаковой степени могут быть предъявлены и врачу, и медсестре, и в конце 20 века они столь же значимы, как и 2000—3000 лет назад.
В настоящее 
время в России работает более 800 
000 врачей 81 специальности (по номенклатуре 
Минздравмедпрома РФ). Остаются верными 
слова 
Гиппократа о том, что "многие себя называют 
врачами, но немногие ими являются в действительности... 
Лучшие из врачей те, которые причиняют 
меньше зла . В наши дни мы можем убедиться 
в справедливости слов М. Я. 
Мудрова: "Во врачебном искусстве нет 
врачей, окончивших свою науку... Врач посредственный 
более вреден, чем полезен".
В 1803 г. английский 
врач Т. Персиваль издал книгу "Медицинская 
этика, или свод установленных правил 
применительно к профессиональному поведению 
врачей и хирургов" (хирурги в те времена 
к врачам не относились). 
Если познакомиться с этими правилами, 
то можно убедиться, что их вполне можно 
использовать для служебных инструкций 
врачам и медсестрам XX века. 
"Больничные врачи и хирурги должны 
так оказывать помощь больным, чтобы у 
них создалось, впечатление важности их 
службы; что покой, здоровье и жизнь тех, 
кто вверен их заботам, зависят от их умения, 
внимания и преданности. 
Они должны усвоить также, что в их манере 
держаться следует соединить нежность 
с твердостью, снисходительность с авторитетом, 
чтобы пробудить в умах своих пациентов 
чувства благодарности, уважения и доверия... 
Чувства и эмоции больных в критических 
обстоятельствах следует знать и принимать 
во внимание не в меньшей степени, чем 
симптомы их болезни... Поскольку неправильная 
оценка может усилить реальное зло (болезнь) 
или создать воображаемое, никакие обсуждения 
по поводу существа заболевания не допустимы 
в присутствии больных ни с врачом (хирургом), 
ни с учениками больницы или другим медиком, 
приглашенным в больницу... В больших палатах 
больницы с пациентами следует говорить 
об их жалобах таким тоном голоса, чтобы 
не было слышно окружающим. Тайна, когда 
того требуют особые обстоятельства, должна 
быть строго соблюдена. А к женщинам следует 
относиться с самой скрупулезной деликатностью. 
Пренебрегать или смеяться над их чувствами 
жестоко... Никакие предосторожности при 
приеме больных, страдающих неизлечимыми 
болезнями, или заразными по своей природе, 
или имеющих тенденцию усугубляться в 
нечистой атмосфере, — не могут устранить 
то зло, которое приносят тесные палаты 
и ложная экономия... Разграничение болезней, 
с которыми принимают в больницу, состояние 
воздуха, питание, чистота, лекарства — 
все это следует подвергать внимательной 
проверке в определенные периоды времени...".
В системе взаимоотношений 
медицинский работник — больной 
последнему принадлежит такая же 
важная роль, как и первому. Слово 
"больной" понятно каждому. Следует 
отметить, что в русском языке 
использовалось немало слов, означавших 
не только боль у человека, обратившегося 
за медицинской помощью, но и качественное 
состояние его здоровья, а иногда 
и происхождение болезни: 
"калека", "калековатый", "блаженный" 
(сумасшедший), "недвижье", "хилый", 
"неизцельный", "мозглявый", 
"уморенный", "сдохлик", "чахлый" 
(чахоточный), 
"хворобый". Наряду с глаголом "болеть" 
в различных местностях России использовались 
такие, как "вянуть", "чахнуть", 
"кукситься" (о детях), 
"карежиться", "оключиться" (ослабеть), 
"изнуриться", "износиться", 
"скапутиться" (свалиться с ног), "захиреть" 
(притворяться) и др..
В современной 
медицине слово "больной" в основном 
относится к людям, находящимся 
на стационарном лечении, и все чаще 
заменяется словом 
"пациент", означающим в переводе 
с латинского "страдающий", а в переводе 
с французского "терпеливый", "пассивный", 
"безучастный". Однако разве все больные 
терпеливы и пассивны, безучастны в решении 
своей судьбы?
В современной российской реальности слово "пациент" можно использовать не только потому, что оно стало международным, но и потому, что необходимо большее терпение, чтобы получить медицинскую помощь без излишних материальных и нервных затрат. Пациенты могут быть разного пола, возраста, национальности, специальности, социального статуса, состояния здоровья. Однако все они имеют право на то, чтобы медицинский работник видел в них личность, заслуживающую уважения, внимания и сострадания.
В современном 
здравоохранении понятия 
Автономность, или 
самостоятельность пациента (больного) 
защищена главным образом посредством 
согласия на лечение, которое он дает 
после того, как получит информацию 
о состоянии своего здоровья. Принцип 
информированного согласия утвердился 
в современном здравоохранении 
вместе с признанием приоритетного 
значения прав человека во всех сферах 
жизни. Этот принцип стал реакцией человеческого 
общества на бесчеловечные опыты 
фашистских и японских врачей, на злоупотребления 
психиатрией против инакомыслия 
и другие антигуманные действия. Этот 
принцип означает, что врач, медсестра, 
фельдшер или любой другой медицинский 
работник должен максимально полно 
информировать пациента, дать ему 
оптимальные советы, учитывая его 
возможности в общении и 
Информация о работе Биомедицинская этика (этика и деонтология в работе медицинской сестры)