Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 14:11, курс лекций
Согласно Закону Республики Казахстан «Об образовании» «главная задача системы образования – создание условий для развития, профессионального совершенствования, формирования личности на основе достижений науки и практики на национальных и общечеловеческих ценностях».
Предисловие
5
Информационно-теоретический раздел
6
глава1.
Педагогическая деонтология как наука
7
Тема 1.1
Понятие деонтологии
8
Тема 1.2
Предпосылки возникновения педагогической деонтологии
12
Тема 1.3
Предмет педагогической деонтологии
43
Тема 1.4
Функции, задачи и принципы педагогической деонтологии
48
Тема 1.5
Основные понятия педагогической деонтологии
57
Тема 1.6
Взаимосвязь педагогической деонтологии с другими науками
61
Глава 2
Тема 2.1
Деонтологическая готовность педагога и ее формирование
Сущность деонтологической готовности педагога
66
66
Тема 2.2
Структура деонтологической готовности будущих педагогов
72
Тема 2.3
Формирование деонтологической готовности будущих педагогов
92
Диагностический раздел
125
Заключение
194
Приложение
196
Список использованных источников
235
Анализ воспитывающей ситуации – способ показа и анализа путей преодоления моральных противоречий, возникающих в тех или иных ситуациях и конфликтах при осуществлении профессиональной деятельности.
Диспут – спор, в процессе которого происходит обучение студентов борьбе против ошибочных представлений и понятий, умению вести полемику, защищать свои взгляды, убеждать в них других людей. Диспуты помогают вырабатывать критическое отношение студентов к окружающим явлениям действительности, в том числе и происходящим в профессиональной сфере.
Метод взаимного просвещения – способ взаимодействия педагога и воспитанников, обеспечивающий формирование у последних потребности и умения пропагандировать имеющиеся у них знания, взгляды, убеждения, необходимые для формирования деонтологической готовности у окружающих людей (коллег).
С целью воздействия на деятельностную сферу формирующихся отношений необходимо использовать методы организации деятельности и поведения студентов (упражнение, педагогическое требование, поручение, пример, самонаблюдение, самоанализ, самоконтроль).
Упражнение – многократное осознанное выполнение требуемых действий с целью выработки определенных личностных качеств и привычек поведения.
Педагогическое требование – воздействие педагога на сознание студентов с целью проявления их положительных личностных качеств, выражающееся в форме настоятельного предложения соблюдать те или иные нормы профессионального поведения. Иногда требования могут содействовать предупреждению, торможению или прекращению отрицательных поступков.
Поручение – метод воспитания, предполагающий выполнение заданий, приучающих студентов к совершению положительных поступков, развивающих у них необходимые личностные качества.
Пример – метод формирования сознания личности, заключающийся в предъявлении эталона поведения и деятельности посредством конкретных убедительных образцов. Сила примера основана на подражании будущими педагогами каким-либо идеалам. Подражание может быть вызвано стремлением от бессознательного подражания к преднамеренному, копированием образца для выработки собственной линии поведения, подражанием в ролевой игре к подражанию к жизни, подражанием внешним к подражанию внутреннему. Примером для студентов может являться как сам педагог, так и известные ученые, педагоги, участники телепередач, телевизионных конкурсов и олимпиад.
Самонаблюдение – метод, направленный на восприятие своего внутреннего мира, содержания своих психических процессов, переживаний, проявления личностных качеств, прослеживание за их изменениями в ходе организации и осуществления педагогической деятельности, общения с ее участниками, познания себя как будущего педагога, освоения различных ролей. Зафиксированные результаты этого метода позволяют педагогу проникнуть в субъективную реальность и личностные смыслы студента.
Самоанализ – метод, способствующий сознательному изменению будущим педагогом своей личности в соответствии с требованиями общества и личностного плана развития. Применение этого метода требует от студента критической оценки своего поведения, соотнесения его с определенными ценностями. Если самонаблюдение – процесс слежения за тем, что происходит, то самоанализ – процесс оценивания произошедшего и выявления причин изменений.
Самоконтроль – один из способов проявления сознательной регуляции студентом собственного поведения в целях обеспечения соответствия достигнутых результатов поставленной цели, предъявляемым требованиям и правилам поведения.
С целью регулирования
эмоционально-волевой сферы
Метод поощрения – способ стимулирования положительных проявлений личности с помощью высокой оценки поступков будущего педагога, порождения у него чувства удовольствия и радости от осознания признания усилий и стараний личности. При формировании деонтологической готовности у студентов особую роль играет авансированное поощрение, когда поощряется не сам поступок, а его мотив или только начатое дело.
Метод наказания – способ предотвращения негативных проявлений личности с помощью отрицательной оценки ее поступков, порождения у студента чувства вины и раскаяния.
Итак, мы рассмотрели методы формирования деонтологической готовности студентов педагогических специальностей. Далее остановимся на характеристике форм организации процесса формирования исследуемой позиции:
- по количеству участников выполнения одного из видов педагогической деятельности: индивидуальная, парная, групповая, коллективная;
- по видам учебной работы, способствующей формированию деонтологической готовности будущих педагогов: самостоятельная работа студента с преподавателем, практические и лабораторные занятия, лекции, курсовая и дипломная работы, профессиональная практика;
- по видам внеучебной деятельности: дебаты и дискуссии по тематике педагогической деонтологии, творческие группы студентов, студентов и воспитателей ДОУ, педагогов СОШ, выпуск газеты, круглые столы по тематике педагогической деонтологии с приглашением ученых, конференции различных уровней, Интернет-конференции, обсуждение публикаций в научных журналах по вопросам, касающимся выполнения педагогами своего профессионального долга, тренинги, консультации, олимпиады, конкурсы, выставки трудов ученых, занимающихся решением проблем педагогической деонтологии, новых книг по тематике педагогической деонтологии, результатов научно-исследовательской работы студентов по соответствующей тематике, кураторские часы по тематике педагогической деонтологии, устные журналы и т.д.
Заметим, что перечисленные формы организации процесса формирования деонтологической готовности будущих педагогов становятся эффективными при условии использования их преподавателем в соответствии с требованиями принципов формирования искомой готовности, а также сочетания со средствами и методами вышеобозначенного процесса. Иначе их применение будет формальным, не затрагивающим сознание и чувства студентов, а иногда даже вызывать у них негативную реакцию на происходящее.
При формировании деонтологической готовности у студентов педагогических специальностей необходимо использовать определенные средства формирования искомой готовности:
- текстовые средства обучения (учебники, учебные пособия, словари, справочники, энциклопедии, научно-методические журналы);
- визуальные (муляжи, учебные модели, карты, таблицы, диаграммы, графики, приборы, оборудование, учебные коллекции, диапозитивы, диапроекционная аппаратура);
- аудиальные (звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура);
- аудиовизуальные (видеозаписи, кинофильмы, телепередачи, видео- и телевизионная аппаратура);
- автоматические (компьютерная техника, пакеты прикладных программ);
- виды деятельности (учение, общение, игра, труд).
Среди указанных средств формирования деонтологической готовности будущих педагогов наиболее эффективными являются текстовые, визуальные, аудиовизуальные, автоматические и виды деятельности (учение, общение, труд).
Следует отметить, что ценность использования различных средств в процессе становления деонтологической готовности будущих педагогов заключается в создании с их помощью оптимально насыщенной целостной многофункциональной среды, а также в воздействии на личность каждого студента, заставляя его не только задумываться над своим поведением и поступками, но и стремится к профессиональному совершенствованию.
Помимо вышеизложенного, при раскрытии теоретических основ формирования исследуемой готовности необходимо особое внимание уделить выявлению педагогических условий, которые мы определили, основываясь на положениях ученых (Л.С.Выготский [82], А.Н.Леонтьев [83], С.Л.Рубинштейн [84] и др.) о том, что сознание формируется в процессе приобретения определенных знаний, умений, навыков и применения их в практической деятельности, развития профессионального, творческого мышления, становления характера, воспитания через непосредственное познание окружающего мира с помощью осмысления объективной истины общеизвестными понятиями и категориями.
В соответствии с принципами педагогической деонтологии до приема документов абитуриентов в педагогические учебные заведения нужно определить соответствие их психических качеств, особенностей характера и соответствия здоровья выбранной профессии и осуществить систему плановой работы с целью воспитания деонтологических качеств будущих педагогов.
С целью приобретения студентами определенных знаний, умений, навыков и применения их в практической деятельности, необходимых для формирования деонтологической готовности, в вузовский компонент рабочих учебных планов нужно ввести спецкурсы «Основы педагогической деонтологии», «Методы создания психологического комфорта на уроке» и др.
Спецкурс «Основы педагогической деонтологии» необходимо проводить для студентов первых курсов с целью воспитания осознанного отношения будущих педагогов к выполнению своего профессионального долга.
Распределение времени, отводимого на каждое занятие, приведено в тематическом плане спецкурса (таблица 2).
Таблица 2 – Тематический план спецкурса «Основы педагогической деонтологии»
№ п/п |
Наименование темы |
Количество часов | ||
лекции |
практ. зан. |
срс | ||
1 |
Педагогическая деонтология как наука |
3 |
3 |
6 |
2 |
Этико-деонтологические
нормы профессионального |
7 |
7 |
12 |
3 |
Профессионально-личностное саморазвитие и самосовершенствование в становлении личности педагога |
5 |
5 |
12 |
Итого: |
15 |
15 |
30 |
Тема 1 Педагогическая деонтология как наука.
Генезис понятия «педагогическая деонтология». Предпосылки возникновения педагогической деонтологии. Педагогическая деонтология как наука. Объект и предмет педагогической деонтологии. Задачи педагогической деонтологии. Методы научного исследования в педагогической деонтологии. Связь педагогической деонтологии с другими науками. Основные категории педагогической деонтологии. Социально-значимые результаты применения основных идей педагогической деонтологии в учебно-воспитательном процессе учреждений образования.
Тема 2 Этико-деонтологические нормы профессионального поведения педагога.
Взаимосвязь педагогической этики, морали, права, законодательства и педагогической деонтологии. Должностные обязанности педагогов различного уровня квалификации. Требования педагогической деонтологии как единство нравственного сознания, нравственной деятельности и нравственных отношений учителя в сфере его профессионального труда. Нормы профессионального поведения педагога в соответствии с требованиями педагогической деонтологии. Деонтологический кодекс педагога. Деонтологические нормы и правила поведения будущих педагогов в системе «преподаватель – будущий педагог», «будущий педагог – будущий педагог», «будущий педагог – ученик школы (ребенок дошкольного возраста)», «будущий педагог – учитель школы (воспитатель)». Клятва будущего педагога.
Тема 3 Профессионально-личностное саморазвитие и самосовершенствование в становлении личности педагога.
Особенности личностного
и профессионального
Деонтологические
аспекты профессиональной деятельности
педагога сложны и многогранны, их тесная
связь во многом обусловлена социально-
Пока нет индикаторов для определения изменений в физическом здоровье, психическом состоянии учащегося в течение одного урока, что явилось бы непосредственным показателем степени педагогического мастерства и деонтологической готовности педагога. Но есть, выведенные из теории взаимосвязи рациональной и иррациональной сферы сознания, нижеследующие косвенные проявления состояния школьников, являющиеся их следствием:
- повышение
активности учащихся в
- повышение уровня общего развития: проявление психической раскрепощенности, умение правильно излагать свои мысли, культура общения и др.;