Деонтология

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 14:11, курс лекций

Краткое описание

Согласно Закону Республики Казахстан «Об образовании» «главная задача системы образования – создание условий для развития, профессионального совершенствования, формирования личности на основе достижений науки и практики на национальных и общечеловеческих ценностях».

Оглавление

Предисловие
5

Информационно-теоретический раздел
6

глава1.
Педагогическая деонтология как наука
7

Тема 1.1
Понятие деонтологии
8

Тема 1.2
Предпосылки возникновения педагогической деонтологии
12

Тема 1.3
Предмет педагогической деонтологии
43

Тема 1.4
Функции, задачи и принципы педагогической деонтологии
48

Тема 1.5
Основные понятия педагогической деонтологии
57

Тема 1.6
Взаимосвязь педагогической деонтологии с другими науками
61

Глава 2



Тема 2.1
Деонтологическая готовность педагога и ее формирование

Сущность деонтологической готовности педагога
66



66

Тема 2.2
Структура деонтологической готовности будущих педагогов
72

Тема 2.3
Формирование деонтологической готовности будущих педагогов
92

Диагностический раздел
125

Заключение
194

Приложение
196

Список использованных источников
235

Файлы: 1 файл

основы педагогической деонтологии.doc

— 1.93 Мб (Скачать)

На основе неадекватно  завышенной самооценки у человека возникает  неправильное представление о себе, идеализированный образ своей личности и возможностей, своей ценности для окружающих, для общего дела. В таких случаях человек идет на игнорирование неудач ради сохранения привычной высокой оценки самого себя, своих поступков и дел. Происходит острое эмоциональное «отталкивание» всего, что нарушает представление о себе. Восприятие реальной действительности искажается, отношение к ней становится неадекватным — чисто эмоциональным. Рациональное зерно оценки выпадает полностью. Поэтому справедливое замечание начинает восприниматься как придирка, а объективная оценка результатов работы — как несправедливо заниженная. Неуспех предстает как следствие чьих-то козней или неблагоприятно сложившихся обстоятельств, ни в коей мере не зависящих от действий самой личности.

Человек с завышенной неадекватной самооценкой не желает признавать, что все это — следствие  собственных ошибок, лени, недостатка знаний, способностей или неправильного поведения. Возникает тяжелое эмоциональное состояние — аффект неадекватности, главной причиной которого является стойкость сложившегося стереотипа завышенной оценки своей личности. Если же высокая самооценка пластична, меняется в соответствии с реальным положением дел — увеличивается при успехе и снижается при неудаче, то это может способствовать развитию личности, так как ей приходится прикладывать максимум усилий для достижения поставленных целей, развивать свои способности и волю.

Самооценка  может быть и заниженной т. е. ниже реальных возможностей личности. Обычно это приводит к неуверенности в себе, робости и отсутствию дерзаний, невозможности реализовать свои способности. Такие люди не ставят перед собой труднодостижимых целей, ограничиваются решением обыденных задач, слишком критичны к себе.

Слишком высокая  или слишком низкая самооценка нарушают процесс самоуправления, искажают самоконтроль. Особенно это заметно в общении, где лица с завышенной и заниженной самооценкой выступают причиной конфликтов. При завышенной самооценке конфликты возникают из-за пренебрежительного отношения к другим людям и неуважительного обращения с ними, слишком резких и необоснованных высказываний в их адрес, нетерпимости к чужому мнению, проявлению высокомерия и зазнайства. Низкая критичность к себе мешает им даже замечать, как они оскорбляют других высокомерием и непререкаемостью суждений.

При заниженной самооценке конфликты могут возникать  изза чрезмерной критичности этих людей. Они очень требовательны к себе и еще более требовательны к другим, не прощают ни одного промаха или ошибки, склонны постоянно подчеркивать недостатки других. И хотя это делается из самых лучших побуждений, все же становится причиной конфликтов в силу того, что немногие могут терпеть систематическое «пиление». Когда в тебе видят только плохое и постоянно указывают на это, то возникает неприязнь к источнику таких оценок, мыслей и действий.

Выше упоминалось  об аффекте неадекватности. Это психическое состояние возникает как попытка лиц с завышенной самооценкой оградить себя от реальных обстоятельств и сохранить привычную самооценку, К сожалению, это приводит к нарушению отношений с другими людьми. Переживание обиды и несправедливости позволяет чувствовать себя хорошо, оставаться на должной высоте в собственных глазах, считать себя пострадавшим или обиженным. Это возвышает человека в его собственных глазах и исключает недовольство собой. Потребность в завышенной самооценке удовлетворяется и отпадает необходимость изменить ее, т. е. вплотную заняться само управлением. Это не самый лучший способ поведения, и слабость подобной позиции обнаруживается незамедлительно или спустя некоторое время. Неизбежно возникают конфликты с людьми, которые имеют иные представления о данной личности, ее способностях, возможностях и ценности для общества. Аффект неадекватности — это психологическая защита, она является временной мерой, поскольку не решает главной задачи, а именно — коренного изменения неоптимальной самооценки, выступающей причиной возникновения неблагоприятных межличностных отношений. Психологическая защита годится как прием, как средство решения простейшей задачи, но не подходит для продвижения к главным, стратегическим целям, рассчитанным на всю жизнь.

Поскольку самооценка складывается под влиянием оценки окружающих и, став устойчивой, меняется с большим трудом, то изменить ее можно, изменив отношение окружающих (сверстников, сотрудников по работе, преподавателей, родных). Поэтому формирование оптимальной самооценки сильно зависит от справедливости оценки всех этих людей. Особенно важно помочь человеку поднять неадекватно заниженную самооценку, помочь поверить в себя, в свои возможности, в свою ценность.

 

Методика  диагностики уровня эмоционального выгорания

(автор В.В.Бойко)

 

Опросник личностный, предназначенный для диагностики  такого психологического феномена как  «синдром эмоционального выгорания», возникающего у человека в процессе выполнения различных видов деятельности, связанных с длительным воздействием ряда неблагоприятных стресс-факторов.

По мнению автора, эмоциональное выгорание – это  выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. «Выгорание» отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время, могут возникать его дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами.

Стимульный  материал теста состоит из 84 утверждений, к которым испытуемый должен выразить свое отношение в виде однозначных ответов «да» или «нет». Методика позволяет выделить следующие 3 фазы развития стресса: «напряжение», «резистенция», «истощение».

Для каждой из указанных  фаз определены ведущие симптомы «выгорания», разработана методика количественного определения степени  их выраженности. Ниже приводится перечень выявляемых симптомов на разных стадиях  развития «эмоционального выгорания».

«Напряжение».

Переживание психотравмирующих  обстоятельств;

Неудовлетворенность собой;

«Загнанность  в клетку»;

Тревога и депрессия.

«Резистенция».

Неадекватное  эмоциональное избирательное реагирование;

Эмоционально-нравственная дезориентация;

Расширение  сферы экономии эмоций;

Редукция профессиональных обязанностей.

«Истощение».

Эмоциональный дефицит;

Эмоциональная отстраненность;

Личностная  отстраненность (деперсонализация);

Психосоматические и психовегетативные нарушения.

Инструкция: проверьте себя. Если вы являетесь профессионалом в какой-либо сфере взаимодействия с людьми, вам будет интересно увидеть, в какой степени у вас сформировалась психологическая защита в форме эмоционального выгорания. Читайте суждения и отвечайте «да» или «нет». Примите во внимание, что, если в формулировках опросника речь о партнерах, то имеются в виду субъекты вашей профессиональной деятельности - пациенты, клиенты, зрители, заказчики, учащиеся и другие люди, с которыми вы ежедневно работаете.

Стимульный материал

1. Организационные  недостатки на работе постоянно  заставляют меня нервничать, переживать, напрягаться.

2. Сегодня я  доволен своей профессией не  меньше, чем в начале карьеры.

3. Я ошибся  в выборе профессии или профиля  деятельности (занимаю не свое место).

4. Меня беспокоит  то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее).

5. Теплота взаимодействия  с партнерами очень зависит  от моего настроения — хорошего или плохого.

6. От меня  как профессионала мало зависит  благополучие партнеров.

7. Когда я  прихожу с работы домой, то  некоторое время (часа 2-3) мне хочется  побыть наедине, чтобы со мной  никто не общался.

8. Когда я  чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие).

9. Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует профессиональный долг.

10. Моя работа  притупляет эмоции.

11. Я откровенно  устал от человеческих проблем,  с которыми приходится иметь дело на работе.

12. Бывает, я  плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой.

13. Взаимодействие  с партнерами требует от меня  большого напряжения.

14. Работа с  людьми приносит все меньше  удовлетворения.

15. Я бы сменил  место работы, если бы представилась  возможность.

16. Меня часто  расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь.

17. Мне всегда  удается предотвратить влияние  плохого настроения на деловые контакты.

18. Меня очень  огорчает, если что-то не ладится  в отношениях с деловым партнером. .

19. Я настолько  устаю на работе, что дома стараюсь  общаться как можно меньше.

20. Из-за нехватки  времени, усталости или напряжения  часто уделяю внимание партнеру  меньше, чем положено.

21. Иногда самые  обычные ситуации общения на  работе вызывают раздражение.

22. Я спокойно  воспринимаю обоснованные претензии  партнеров.

23. Общение с  партнерами побудило меня сторониться  людей.

24. При воспоминании  о некоторых коллегах по работе  или партнерах у меня портится настроение.

25. Конфликты  или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций.

26.Мне все  труднее устанавливать или поддерживать  контакты с деловыми партнерами.

27. Обстановка  на работе мне кажется очень  трудной, сложной.

28. У меня  часто возникают тревожные ожидания, святые с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все, как надо, не сократят ли и т. п.

29. Если партнер  мне неприятен, я стараюсь ограничить  время общения с ним или меньше уделять ему внимания.

30. В общении  на работе я придерживаюсь  принципа: «не делай людям добра, не получишь зла».

31. Я охотно  рассказываю домашним о своей  работе.

32. Бывают дни,  когда мое эмоциональное состояние  плохо сказывается на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты).

33. Порой я  чувствую, что надо проявить к партнеру эмоциональную отзывчивость, но не могу.

34. Я очень  переживаю за свою работу.

35.Партнерам  по работе отдаешь внимания  и заботы больше, чем получаешь от них признательности.

36.При мысли  о работе мне обычно становится  не по себе: начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль.

37.У меня хорошие  (вполне удовлетворительные) отношения  с непосредственным уководителем.

38. Я часто  радуюсь, видя, что моя работа  приносит пользу людям.

39. Последнее время (или как всегда) меня преследуют неудачи в работе.

40.Некоторые  стороны (факты) моей работы  вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние.

41. Бывают дни,  когда контакты с партнерами  складываются хуже, чем обычно.

42. Я разделяю  деловых партнеров (субъектов деятельности) хуже, чем обычно.

43.Усталость  от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми.

44. Я обычно  проявляю интерес к личности  партнера помимо того, что касается  дела.

45.Обычно я  прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении.

46. Я иногда  ловлю себя на том, что работаю  с партнерами, без души.

47. По работе  встречаются настолько неприятные  люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого.

48.После общения  с неприятными партнерами у меня бывает ухудшение физического или психического самочувствия.

49. На работе  я испытываю постоянные физические  или психологические перегрузки.

50. Успехи в  работе вдохновляют меня.

51. Ситуация  на работе, в которой я оказался, кажется мне безысходной (почти безысходной).

52. Я потерял  покой из-за работы.

53. На протяжении  последнего года была жалоба (были  жалобы) в мой адрес со стороны  партнера(ов).

54. Мне удается  беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего с партнерами я не принимаю близко к сердцу.

55. Я часто  с работы приношу домой отрицательные  эмоции.

56. Я часто  работаю через силу.

57. Прежде я  был более отзывчивым и внимательным  к партнерам, чем теперь.

58. В работе  с людьми руководствуюсь принципом:  не тратить нервы, береги здоровье.

59. Иногда иду  на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы  не видеть и не слышать.

Информация о работе Деонтология