Деонтология

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 14:11, курс лекций

Краткое описание

Согласно Закону Республики Казахстан «Об образовании» «главная задача системы образования – создание условий для развития, профессионального совершенствования, формирования личности на основе достижений науки и практики на национальных и общечеловеческих ценностях».

Оглавление

Предисловие
5

Информационно-теоретический раздел
6

глава1.
Педагогическая деонтология как наука
7

Тема 1.1
Понятие деонтологии
8

Тема 1.2
Предпосылки возникновения педагогической деонтологии
12

Тема 1.3
Предмет педагогической деонтологии
43

Тема 1.4
Функции, задачи и принципы педагогической деонтологии
48

Тема 1.5
Основные понятия педагогической деонтологии
57

Тема 1.6
Взаимосвязь педагогической деонтологии с другими науками
61

Глава 2



Тема 2.1
Деонтологическая готовность педагога и ее формирование

Сущность деонтологической готовности педагога
66



66

Тема 2.2
Структура деонтологической готовности будущих педагогов
72

Тема 2.3
Формирование деонтологической готовности будущих педагогов
92

Диагностический раздел
125

Заключение
194

Приложение
196

Список использованных источников
235

Файлы: 1 файл

основы педагогической деонтологии.doc

— 1.93 Мб (Скачать)

/. Считаете ли вы критику методом изживания недостатков в работе отдельных лиц шли коллективов?

а)  да, я считаю критику необходимым и нормальным элементом жизнедеятельности любого коллектива;

б) критика часто  осложняет отношения в коллективе, поэтому я ее не признаю;

в) критика допустима, но не следует преувеличивать ее роли и прибегать к ней часто.

2. Как вы относитесь  к публичной критике?

а)  считаю публичную  критику действенной формой изживания  недостатков;

б) лучше высказать  замечания человеку наедине, чем публично, на людях;

в) предлагаю  «кулуарную критику», т.е. критику «за глаза», в неслужебной обстановке или высказываемую в полушутливой форме.

3. Можно ли, по-вашему, критиковать начальство?

а)  да, конечно;

б) не следует  подрывать авторитет руководителя, поэтому публично критиковать начальство недопустимо;

в)  можно, но крайне осторожно.

4.  Как вы  относитесь к самокритике?

а) стараюсь быть объективным к себе и к «своей» службе, если вижу недостатки, открыто признаю их сам, не дожидаясь, пока на них укажут другие;

б)  обычно я  знаю недостатки в работе «своей»  службы и моей лично, но не спешу себя критиковать;

в)  критиковать  себя ни к чему, т.к. охотников тебя поругать всегда хватает.

5. Высказывая  критические замечания, стараетесь ли вы выражаться мягко, корректно, тактично, так, чтобы не задеть личность критикуемого?

а)  да, разумеется;

б)  нет, считаю, что чем сильнее задета личность критикуемого, тем действеннее критика;

в)  все зависит  от самой этой «личности»: если она  уж очень обидчива — учитываю это, а если нет — особенно не придерживаюсь  дипломатии.

6. Высказывая критические замечания, стараетесь ли вы «подсластить пилюлю» указанием на положительные моменты в деятельности объекта критики?

а)  да, обычно стараюсь;

б)  нет, не вижу в этом смысла;

в)  стараюсь ограничить поле критики предметом обсуждения.

7. Дозируете ли вы объем критики, стараетесь ли соблюсти некую меру?

а) да, я стараюсь критиковать не более чем за один недостаток;

б)  нет, обычно высказываю все, что, на мой взгляд, плохо в деятельности объекта критики;

в)  стараюсь ограничить поле критики предметом обсуждения.

8.  Вносите ли вы в ходе критического выступления какие-либо предложения для исправления положения или ограничиваетесь указанием на недостатки?

а)  да, я считаю, что тот, кто критикует, должен что-то предложить, иначе он и критиковать не вправе;

б)  нет, я  полагаю, что главное — обнажить проблему, указать на недостаток, а его устранение — дело критикуемой службы или других компетентных органов и специалистов;

в)  предпочтительнее конструктивная критика, но даже если трудно что-либо предложить, нельзя умалчивать о недостатках.

9.  Какова обычно ваша первая реакция на критику?

а) стремлюсь  тут же ответить, сразу прошу ответного слова или говорю с места;

б)  переживаю  молча, с обидой, от ответного выступления  стараюсь уклониться;

в) обдумываю  критику, выступать с ответом  не спешу, но если настаивают, то не отказываюсь.

10. Какое поведение наиболее характерно для вас при ответе на критику?

а)  как правило, стараюсь признать критику, даже если она не во всем объективна;

б)  прибегаю к методу защиты «от противного», т.е. критикую критикующего;

в)  поскольку  критика подрывает мой авторитет (или авторитет «моей» службы), пытаюсь защититься, отвести критику, указать на смягчающие обстоятельства, сопутствующих виновников.

11.  Раздражает ли вас критика?

а)  как правило, да;

б)  не очень;

в)  смотря кто  и как критикует.

12.  Появляется ли у вас чувство неприязни к критикующему вас человеку?

а)  как правило, да;

б)  нет, крайне редко;

в) да, если критика  несправедлива или высказывается в резкой, обидной форме.

13. Как вы в дальнейшем строите свои отношения с критикующим вас человеком?

а)  как и  прежде;

б) стараюсь при  случае «ответить взаимностью» или  ущемить его интересы другим доступным мне способом;

в)  некоторое  время «обхожу» этого человека, стараюсь не вступать с ним в контакт.

14.  Как вы относитесь к тем, кто сам себя критикует?

а) считаю их «приспособленцами», «трусишками», «угодниками»;

б)  нормально  отношусь, ничего тут особенного нет;

в)  советую  впредь не торопиться с самокритикой.

15.  Существует  ли уголовная ответственность за преследование критикующих?

а)  да;

б)  нет;

в)  не знаю.

16.  Вопрос-шутка:  какое высказывание о критике вам ближе?

а)  критика  — лекарство, ее надо уметь применять и принимать;

б)  управленческая деятельность — тоже творчество, поэтому пусть меня оценивают те, кому положено, а не всяк, кому не лень;

в)  и на критику  существует мода.

Определите  число набранных вами очков по шкале оценки ответов:

0  баллов - 16, 2в, 36, 76, 96, 106, 136, 156, 15в, 166, 2в, 15в.

1  балл - 26, 7а, 9а, Па, 12а, 14а, 26, 56, 66, 7а, 86, Зв, 4в, 10в, 14в, 16в, 14а.

2  балла —  6а, 8а, 10а, 16а, 46, 116, 146, 1в, 5в, 12в.

3  балла —  1а, 2а, За, 4а, 5а, 13а, 15а, 126, 6в, 7в, 8в, 9в, 11в, 12в, 13в.

8—18 баллов. Ваше отношение к критике скорее негативное, чем позитивное. Вы не любите, когда критикуют вас, а критикуя других, нередко утрачиваете чувство меры. И в том, и в другом случае вы весьма эмоциональны, легко возбудимы, можете вспылить, допустить резкость. Вам необходимо воспитывать некий комплекс стабильности, то есть чувство уверенности в себе, в правомерности своих действий и решений, а для этого следует активно повышать свой деловой уровень, не переоценивая себя, но и не умаляя своих достоинств.

19 — 32 балла. Вы терпимо относитесь к критике, считаете ее допустимым элементом управленческой жизни, не переоцениваете ее значения. Ваше поведение в ролях критикуемого и критикующего можно охарактеризовать как «контролируемую эмоциональность» — вы редко выходите из себя. В то же время вам чуждо чувство обиды, желание «насолить» критикам, оправдать свои ошибки.

33 — 46 баллов. Вы по-деловому относитесь к критике, достаточно спокойно ее воспринимаете, мужественно и открыто признаете свои ошибки. Изредка вас посещает чувство досады на критику, однако вы это стараетесь скрывать. В критических выступлениях вы не перебарщиваете и не стараетесь оправдаться, сваливая вину на других. Хорошее знание своего дела, уверенность в том, что вы на своем месте, позволяет вам не заботиться о личном авторитете, а лишь помнить о пользе дела.

 

 

Заключение

 

Социальная  роль учителя   во все времена  была и остается очень высокой, так  как на него  возлагается  надежда  позитивного воздействия на развитие человеческого фактора  в обществе.  Функции педагога в этих целях должны содействовать формированию генеративных, порождающих структур мышления и поведения растущих людей, так как он может заложить в душу детей сознательную тягу к самоактуализации, к самосовершенствованию и совершенствованию общественной жизни, к национальной культуре через любовь, духовность, творчество и науку.

С этих позиций  главной профессиональной задачей  педагога становится поиск путей  и способов, посредством которых  они могли бы помочь человеку стать  тем, кем он способен быть, при сохраненном и укрепленном физическом ипсихическом здоровье. Решение этой задачи, по нашему глубокому убеждению, зависит, прежде всего, от деонтологической подготовленности  школьного учителя, т.е. от состояния готовности педагога выполнять вышеописанные функции в соответствии с профессиональным долгом. Деонтологическая готовность является неотъемлемой частью профессиональной готовности педагога, которая отражает его состояние сознания, сформированного на основе знаний, умений и навыков в соответствии с его профессиональным долгом.

Следовательно, возрастает роль  деонтологии, как науки, которая рассматривает человека через такие объективные понятия, как сознание, самосознание, самопознание, убежденность, вера, а также профессиональное взаимодействие, взаимоотношения, общение, развитие.

Представленные нами исторические, социальные, психологические предпосылки возникновения педагогической деонтологии доказывают, что сама « деонтология как бы возрождается к новой жизни в связи с актуальной потребностью увидеть целостную систему различных норм, обеспечивающих достойное выполнение всего объема обязанностей, рассматриваемых как профессиональный долг в демократическом обществе. При этом кажется возможным использование термина «деонтология» и при- 
менительно к самому «полю долженствований», и для обозначения «науки о системе долженствований», для описания «совокупности норм», и для характеристики реального и должного «характера осознания» норм в профессиональной среде» [9].

Научно-педагогические исследования, посвященные нравственной подготовленности учителя, его этичности, воспитанности ведутся с давних пор, но педагогическая деонтология - молодая наука.

В настоящее  время развитие педагогической деонтологии  как науки предполагается в следующих направлениях:

  • педагогичсекая деонтология в сфере защиты прав детей;
  • деонтологическая готовность учителя к процессу социализации детей, подростков, юношества;
  • формирование деонтологической готовности будущих педагогов к работе с детьми девиантного и криминального поведения;
  • деонтологическая подготовка будущих педагогов в процессе профессиональной практики в педагогических вузах;
  • деонтологическая готовность педагога как условие формирования активной личностной позиции школьников;
  • формирование деонтологической готовности сельского учителя; деонтологическая подготовка будущего педагога к экологическому воспитанию школьников и др.

Деонтологические  аспекты профессиональной деятельности педагога сложны и многогранны, их тесная связь во многом обусловлена социально-психологическими факторами. Нравственная основа личности, убежденность педагога должны реализовываться в его активной жизненной позиции, в профессиональной деятельности, направленной на повышение качества   содействия гармоничному развитию личности учащегося при сохраненном   физическом и психическом здоровье, основанного на принципе «Не навреди!». 

Такому учителю  посвящены строки поэта И. Дружинина:

Учитель!

Он всегда в  дороге – 

В заботах, поиске, тревоге – 

И никогда покоя  нет.

И сто вопросов на пороге,

И нужно верный дать ответ.

Он сам себя всех строже судит.

Он весь земной, но рвется ввысь.

Не счесть, пожалуй, сколько судеб

С его судьбой  переплелись.

 

 

 

Приложения

 

Вы знаете, мне по-прежнему верится,

Что если останется  жить Земля,

Высшим достоинством человечества

Станут когда-нибудь Учителя!

                                                                              Р. Рождественский

 

Рекомендация  о положении учителей, принятая Специальной  меж правительственной конференцией ЮНЕСКО о статусе учителей

 

Специальная межправительственная конференция по вопросу о статусе  учителей, напоминая, что право на образование является одним из основных прав человека, сознавая, что согласно статье 26 Всеобщей декларации прав человека, принципам 5,7 и 10 Декларации прав ребенка и принципам Декларации Организации Объединенных Наций о распространении среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами государства обязаны обеспечивать каждому человеку должное образование, отдавая себе отчет в необходимости развивать общее, техническое и профессиональное образование на максимально широкой основе, с тем чтобы полностью использовать все имеющиеся таланты и способности, что является необходимым условием развития моральных и культурных ценностей, а также непрерывного экономического и социального прогресса, признавая решающую роль учителей в развитии образования и значение того вклада, который они вносят в развитие человеческой личности и современного общества, стремясь обеспечить учителям положение, соответствующее их роли, принимая во внимание большое разнообразие законодательных положений и обычаев, которые в различных странах определяют систему и организацию образования, учитывая также разнообразие правового положения учителей различных стран, в частности в зависимости от того, распространяется на них или нет действие положений, относящихся к государственной службе, будучи, однако, убежденной, что, несмотря на эти различия во всех странах возникают общие вопросы, касающиеся положения учителей, и что эти вопросы требуют применения совокупности общих норм и мер, которые должны быть определены в настоящей Рекомендации, принимая к сведению положения действующих международных конвенций, применимых к учителям, и, в частности, таких международных актов, касающихся основных нрав человека, как Конвенции 1948 года относительно свободы ассоциаций и защиты права на организацию, Конвенция 1949 года относительно права на организацию и заключение коллективных договоров, Конвенция 1951 года относительно равного вознаграждения за труд равной ценности, Конвенция 1958 года о дискриминации и в области труда и занятий, принятые генеральной конференцией Международной организации труда, и Конвенция I960 года о борьбе с дискриминацией в области образования, принятая Генеральной конференцией Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, отмечая далее рекомендации по различным аспектам подготовки и положения учителей начальных и средних школ, принятые Международной конференцией по народному образованию, созываемой совместно Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, пауки и культуры и Международным бюро просвещения, а также Рекомендацию по профессиональному и техническому образованию, принятую и 1962 году Генеральной конференцией Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, стремясь дополнить существующие нормы положениями, относящимися к проблемам, которые особенно касаются учителей, и, в частности, решить проблемы, связанные с нехваткой учителей, принимает настоящую Рекомендацию.

Информация о работе Деонтология