Деонтология

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 14:11, курс лекций

Краткое описание

Согласно Закону Республики Казахстан «Об образовании» «главная задача системы образования – создание условий для развития, профессионального совершенствования, формирования личности на основе достижений науки и практики на национальных и общечеловеческих ценностях».

Оглавление

Предисловие
5

Информационно-теоретический раздел
6

глава1.
Педагогическая деонтология как наука
7

Тема 1.1
Понятие деонтологии
8

Тема 1.2
Предпосылки возникновения педагогической деонтологии
12

Тема 1.3
Предмет педагогической деонтологии
43

Тема 1.4
Функции, задачи и принципы педагогической деонтологии
48

Тема 1.5
Основные понятия педагогической деонтологии
57

Тема 1.6
Взаимосвязь педагогической деонтологии с другими науками
61

Глава 2



Тема 2.1
Деонтологическая готовность педагога и ее формирование

Сущность деонтологической готовности педагога
66



66

Тема 2.2
Структура деонтологической готовности будущих педагогов
72

Тема 2.3
Формирование деонтологической готовности будущих педагогов
92

Диагностический раздел
125

Заключение
194

Приложение
196

Список использованных источников
235

Файлы: 1 файл

основы педагогической деонтологии.doc

— 1.93 Мб (Скачать)

г) учитывать  тот факт, что определенные должности  требуют более высокой квалификации, большего опыта и налагают большую ответственность.

116 Заработная  плата учителей должна устанавливаться  в соответствии со шкалой окладов,  разработанной по согласованию  с учительскими организациями. Квалифицированные учителя, проходящие испытательный срок или работающие временно, ни в коем случае не должны оплачиваться по более низким ставкам, чем тем, которые установлены для штатных преподавателей.

117 Элементы, из  которых складывается заработная  плата, должны определяться таким образом, чтобы не допускать несправедливостей или ненормальных ситуаций, приводящих к трениям между различными группами учителей.

118 В случае, если учебная нагрузка превышает  максимальную норму, учитель должен  получать дополнительную оплату  по согласованной шкале.

119 Различия  в заработной плате должны  основываться на объективных критериях, таких как уровень квалификации, стаж работы по специальности, степень ответственности, при соблюдении разумного соотношении между низшим и высшим уровнем окладов.

120 При установлении  исходного уровня заработной  платы преподавателей профессиональных или технических дисциплин, не имеющих высшего образования, следует принимать во внимание ценность их практической подготовки и опыта.

121 Заработная  плата учителей должна рассчитываться на годовой основе.

122 Следует предусматривать  повышение заработной платы в  рамках каждой категории путем  надбавок к окладам, предоставляемых через регулярные промежутки времени, предпочтительно ежегодно. Срок продвижения от минимального к максимальному уровню шкалы основной заработной платы не должен превышать 10—15 лет.

Учителя должны получать надбавки к заработной плате  за периоды прохождения испытательных сроков или временной работы.

123 Шкалы окладов  учителей следует периодически пересматривать с учетом таких факторов, как повышение стоимости жизни, повышение жизненного уровня в стране вследствие роста производительности труда или общей тенденции к повышению заработной платы.

В тех случаях, когда действует система коррективов к окладам, автоматически следующая за индексом стоимости жизни, установление индекса изменения окладов должно определяться с участием учительских организаций, и любая надбавка на дороговизну должна рассматриваться как составная часть окладов, засчитываемых при установлении пенсий.

124 Никакая система,  определяющая зарплату по заслугам, не должна вводиться без предварительной  консультации и согласия заинтересованных  учительских организаций.

 

XI СОЦИАЛЬНОЕ  СТРАХОВАНИЕ 

Общие положения 

125 Все учителя,  независимо от типа школы, в которой они работают, должны пользоваться одинаковым или аналогичным обеспечением по социальному страхованию. Обеспечение должно распространяться на студентов педагогических учебных заведений, которые постоянно работают в качестве учителей, а также на учителей, назначаемых на работу с испытательным сроком.

126 Учителя должны  обеспечиваться социальным страхованием во всех случаях, предусмотренных Конвенцией Международной организации труда о социальном страховании (минимальные нормы) от 1952 года, а именно: медицинское обслуживание, пособия по болезни, по безработице, по старости, пособие в случае увечья при исполнении служебных обязанностей и профессиональных заболеваний, пособия на иждивенцев, по беременности и родам, по инвалидности и по случаю потери кормильца. Нормы социального страхования для учителей должны быть, по крайней мере, такими же благоприятными, как и те, которые изложены в соответствующих актах Международной организации труда, в частности, в Конвенции о социальном страховании (минимальные нормы) от 1952 года. Пособия по социальному страхованию для учителей должны предоставляться по праву принадлежности к профессии учителя.

127 При социальном  страховании учителей должны  учитываться особые условия их профессии, как это указывается в параграфах 128—140.

Медицинское обслуживание

128 В районах,  где недостаточно развита система  медицинского обслуживания, учителям должны оплачиваться путевые расходы на поездки, необходимые для соответствующего лечения.

Пособие по болезни 

129 Пособие по  болезни должно выплачиваться  за весь период потери трудоспособности, влекущей прекращение выплаты  заработной платы. Пособие должно выплачиваться с первого дня прекращения выплаты заработной платы. В тех случаях, когда срок выплаты пособия по болезни ограничивается определенным периодом, следует предусматривать его продление, когда необходимо изолировать учителей от учеников.

Пособие в случае увечья и профессиональных заболеваний 

130 Учителя должны  быть гарантированы от последствий  увечий, полученных не только во время своей работы в школе, но также при проведении школьных мероприятий вне помещений или территории школы.

131 Некоторые  детские инфекционные заболевания  должны рассматриваться как профессиональные в случае заболевания учителя в результате его контактов с учениками.

Пособие по старости

132 Пенсионные  права, полученные учителями на  службе в системе каких-либо  органов просвещения в стране, сохраняются при переводе учителя  на службу в любую другую систему в той же стране.

133 Учитывая положения, действующие в каждой стране, и должным образом признанную нехватку учителей, учителям продолжающим педагогическую работу после достижения пенсионного возраста, следует либо устанавливать пенсии с учетов дополнительных лет работы, либо обеспечивать возможность получения дополнительной пенсии по соответствующей специальной системе.

134 Пособие по  старости должно устанавливаться  в таком отношении к конечному заработку, чтобы учитель мог поддерживать удовлетворительный жизненный уровень.

Пособие по инвалидности

135 Пособие по  инвалидности должно выплачиваться  учителям, которые вынуждены прекратить  педагогическую деятельность по  причинам физической нетрудоспособности  или психического заболевания. В случаях, когда выплата пособий по болезни или других пособий прекращается при длительной потере трудоспособности, следует предусматривать предоставление учителям пенсий.

136 В случае  частичной нетрудоспособности, т.  е. когда учитель не может выполнять полную учебную нагрузок, ему следует выплачивать частичное пособие по инвалидности.

137 Пособие по  инвалидности должно устанавливаться  в таком отношении к конечному заработку, чтобы учитель мог поддерживать удовлетворительный жизненный уровень. Необходимо предусматривать предоставление медицинской помощи и соответствующих пособий для восстановление или, если это невозможно, улучшения здоровья потерявших трудоспособность учителей, а также лечение, которое позволило бы в тех случаях, когда это возможно, вернуться к прежней деятельности.

Пособие наследникам

138 Условия предоставления  и размер пособий наследникам  должны позволить им сохранить  удовлетворительный жизненный уровень  и обеспечить детям, находившимся  на иждивение умершего, благосостояние  и возможность получения образования. 

Средства  обеспечения фондов социального страхования

139 Социальное  страхование учителей должно  осуществляться по возможности  через общую систему, применяемую  соответственно в государственном или частном секторе.

В тех случаях, когда не имеется общей системы  в отношении одного или нескольких видов страхования, должна быть разработана на юридической или иной основе специальная система для учителей.

В тех случаях, когда размер пособий, определяемых общей системой страхования, ниже уровня, предусматриваемого настоящей Рекомендацией, он должен быть доведен до рекомендуемых норм путем введения системы дополнительных пособий.

140 Следует рассмотреть  возможность привлечения представителей учительских организаций к работе учреждений, ведающих специальными или дополнительными системами социального страхования, и, в частности к тому, что касается различного использования финансовых средств этих систем.

 

XII НЕХВАТКА  УЧИТЕЛЕЙ 

141 Одним из  руководящих принципов решения  проблемы срочного удовлетворения  потребности в учителях должно  быть признание исключительности тех мер, к которым приходится прибегать; эти меры никоим образом не должны умалять или ставить под угрозу уже установленные или намечаемые профессиональные требования к учителям и должны сводить до минимума ущерб образованию учащихся. Следует признать, что некоторые меры, направленные на решение проблемы нехватки учителей, такие как чрезмерное увеличение наполняемости классов или учебной нагрузки учителей, несовместимы с целями и задачами образования и наносят ущерб детям, а поэтому органы народного образования должны в срочном порядке предпринимать шаги, направленные на устранение необходимости принятия таких мер.

142 В развивающихся  странах, где ввиду острой нехватки  учителей может возникнуть необходимость организации их ускоренной подготовки, следует одновременно осуществлять подготовку квалифицированных учителей, способных влиять па развитие образования и руководить последним.

143 К студентам,  принимаемым на краткосрочные  курсы подготовки, должны предъявляться те же требования, что и при приеме в обычные педагогические учебные заведения, или даже более высокие для того, чтобы они могли впоследствии завершить свое образование.

Учителям, прошедшим  краткосрочную подготовку, следует  предоставлять возможности и особые льготы, включая специальные отпуска с полным сохранением содержания, чтобы позволить им завершить образование в процессе работы.

144 По мере  возможности, учителя, не имеющие  достаточной подготовки, должны  работать под наблюдением и  руководством квалифицированных учителей. Условием продолжения работы этих учителей должно быть приобретение или завершение педагогического образования.

145 Власти должны  признать, что улучшение общественного  и экономического положения учителей, условий их жизни и труда,  возможностей продвижения, но службе является лучшим средством преодоления существующей нехватки компетентных и опытных учителей, а также условием привлечения и сохранения в системе образования достаточного числа квалифицированных лиц.

 

XIII ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ  ПОЛОЖЕНИЕ 

146 Если учителя пользуются положением, которое в некоторых аспектах является более благоприятным, чем то, которое вытекает из данной Рекомендации, то ее содержание ни в коем случае не должно быть использовано для ухудшения уже существующего положения учителей.

 

Париж, 5 октября 1966 г.

 

Декларация  профессиональной этики 

Всемирной организации учителей и преподавателей

Эта декларация отражает индивидуальные и коллективные обязательства учителей и других работников сферы образования и  дополняет законы, положения, правила и программы, определяющие практику профессии учителя. Это инструмент, призванный помочь учителям и преподавателям ответить на вопросы, связанные с профессиональным поведением и проблемами, возникшими в отношениях с различными сторонами образовательного процесса.

Качественное  общественное образование, краеугольный камень демократического общества, должно обеспечить равные возможности получить образование для всех детей и  молодежи, а также является основой  для общественного благополучия, внося значительный вклад в экономическое, социальное, и культурное развитие всего общества. На учителях и преподавателях лежит ответственность убедить общественность в важности и необходимости соблюдения высоких профессиональных стандартов всех работников сферы образования.

Профессионализм и посвященность учителей и преподавателей своей профессии в сочетании  с хорошими рабочими условиями, поддержкой общества и соответствующими государственными политиками может способствовать повышению  качества образования.

Декларация

  1. Обязательства учителей и преподавателей перед профессией.  
    Работники сферы образования:

- оправдывают общественное доверие и уважение общества к профессии учителя, прилагают усилия для повышения престижа профессии, обеспечивая качественное образование для всех учащихся;

- обеспечивают регулярное обновление и развитие профессиональных знаний и навыков;

- определяют характер, форму и время своего личного плана постоянного образования как выражение их профессионализма;

Информация о работе Деонтология