Деонтология

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 14:11, курс лекций

Краткое описание

Согласно Закону Республики Казахстан «Об образовании» «главная задача системы образования – создание условий для развития, профессионального совершенствования, формирования личности на основе достижений науки и практики на национальных и общечеловеческих ценностях».

Оглавление

Предисловие
5

Информационно-теоретический раздел
6

глава1.
Педагогическая деонтология как наука
7

Тема 1.1
Понятие деонтологии
8

Тема 1.2
Предпосылки возникновения педагогической деонтологии
12

Тема 1.3
Предмет педагогической деонтологии
43

Тема 1.4
Функции, задачи и принципы педагогической деонтологии
48

Тема 1.5
Основные понятия педагогической деонтологии
57

Тема 1.6
Взаимосвязь педагогической деонтологии с другими науками
61

Глава 2



Тема 2.1
Деонтологическая готовность педагога и ее формирование

Сущность деонтологической готовности педагога
66



66

Тема 2.2
Структура деонтологической готовности будущих педагогов
72

Тема 2.3
Формирование деонтологической готовности будущих педагогов
92

Диагностический раздел
125

Заключение
194

Приложение
196

Список использованных источников
235

Файлы: 1 файл

основы педагогической деонтологии.doc

— 1.93 Мб (Скачать)

74 Учителя должны  проявлять готовность к участию  в мероприятиях с учащимися и взрослыми, выходящих за рамки учебного плана школы.

Взаимоотношения между учителями и системой образования  в целом 

75 Для того, чтобы учителя могли выполнять свои обязанности, органы народного образования должны выработать и регулярно применять систему консультации с июльскими организациями по таким вопросам, как политика в области образования, система образования и изменения в ней.

76 Органы народного образования и учителя должны признавать важность участия учителей, через их организации и иными путями, в мероприятиях, направленных на совершенствование образования, в педагогических исследованиях, в развитии и распространении новых более совершенных методов обучения.

77 Органы народного  образования должны содействовать  созданию и работе методических объединений учителей, имеющих целью содействовать в пределах отдельных школ или же на более широкой основе, сотрудничеству учителей, преподающих один и тот же предмет, и принимать во внимание мнения и пожелания, высказываемые такими объединениями.

78 Административные  и другие работники, ответственные  за различные аспекты образования,  должны стремиться устанавливать  хорошие отношения с учителями на условиях полной взаимности.

Права учителей

79 Следует поощрять  участие учителей в общественной  жизни как в интересах самих учителей, так и в интересах развития системы образования и всего общества в целом.

80 Учителя должны  свободно пользоваться всеми гражданскими правами, предоставляемыми всем остальным гражданам, и должны пользоваться правом быть избранными и занимать выборные должности.

81 В тех случаях,  когда работа на выборной должности  требует прекращения педагогической  деятельности, за учителем следует сохранять все права, касающиеся педагогического стажа и пенсии и позволяющие ему вернуться, после истечения его выборных полномочий, на свою прежнюю должное или же занять новую равноценную должность.

82 Заработная  плата и условия труда учителей должны определяться путем переговоров между учительскими организациями и работодателями учителей.

83 На основе  законодательных положений или  же договоренности между заинтересованными сторонами должна быть установлена система мер, обеспечивающая права учителей на ведение переговоров через учительские организации с государственными или частными работодателями.

84 Следует создавать  паритетные органы для урегулирования  между учителями и их работодателями конфликтов, вытекающих из условий найма. В случае, если средства и процедура, установленные для этих целей, будут исчерпаны, или же переговоры между сторонами будут прерваны из-за полного несогласия, учительские организации должны иметь право предпринимать такие меры, которые обычно предоставляются другим организациям для защиты их законных прав.

 

IX УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ  ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

85 Поскольку  учитель является ценным специалистом, организация его труда и помощи ему должна исключить нерациональное использование его сил и времени.

Число учащихся в отдельных классах 

86 Число учащихся  в классе должно быть таким,  чтобы позволить учителю уделять должное внимание каждому учащемуся. Целесообразно, время от времени, организовывать работу с небольшими группами или с отдельными учащимися, в частности корректирующего характера. Следует также предоставить возможность использовать аудиовизуальные средства для больших групп.

Вспомогательный персонал

87 Для того, чтобы  дать учителям возможность сосредоточиться  на своих непосредственных задачах, школы должны быть обеспечены персоналом для выполнения вспомогательных функций.

Учебные пособия 

88 Органы народного  образования должны обеспечивать  учителей и учащихся современными учебными пособиями. Такие пособия следует рассматривать не как заменяющие учителя, а как содействующие повышению качества обучения и направленные на охват образованием большего числа учащихся.

Органы народного  образования должны содействовать  развитию исследований в области использования таких пособий и поощрять активное участие учителей в этих исследованиях.

Продолжительность рабочего времени 

89 Продолжительность  рабочего дня и рабочей педели  учителя должна устанавливаться  при консультации с учительскими  организациями.

90 При установлении  учебной нагрузки учителя следует  учитывать все факторы, обусловливающие общий объем его работы, в частности:

а) число учащихся, с которыми учитель должен работать ежедневно и еженедельно;

б) необходимость  предоставления достаточного времени для планирования работы, подготовки к урокам и проверки работ учащихся;

в) число различных  уроков, которые учитель должен проводить  каждый день;

г) время, требующееся  учителю для участия в исследовательской  работе, во внеклассных и внешкольных  мероприятиях, а также для наблюдения за учащимися и для консультаций для них;

д) желательность  предоставления учителям времени для  бесед и консультаций с родителями относительно успеваемости учеников.

91 Учителя должны  располагать временем для повышения  квалификации.

92 Участие учителей  во внеклассных и внешкольных  мероприятиях не должно чрезмерно обременять их и мешать выполнению основных обязанностей.

93 Для учителей, на которых возлагаются, помимо  учебных занятий, специальные  педагогические обязанности, следует предусматривать соответственное сокращение учебной нагрузки.

Ежегодные оплачиваемые отпуска 

94 Все учителя  должны иметь право на ежегодный  достаточной продолжительности отпуск с сохранением полного содержания.

Отпуска для повышения квалификации

95 Время от  времени учителям должны предоставляться  отпуска для повышения квалификации с полным или частичным сохранением содержания.

Время, отводимое  на эти отпуска, должно засчитываться  в стаж и учитываться при установлении пенсии.

Учителям, работающим в районах, удаленных от городских центров и рассматриваемых в качестве таковых государственными органами, отпуска для повышения квалификации должны предоставляться чаще.

Специальные отпуска 

96 Отпуска, предоставляемые  в рамках двусторонних и многосторонних культурных обменов, должны засчитываться в стаж работы.

97 Учителям, работающим  по осуществлению проектов технической помощи, следует засчитывать время этой работы в стаж, сохраняя за ними на родине возможности продвижения по службе и право на получение пенсии.

98 Учителям, выезжающим  по приглашению па работу за  границу, на их родине следует засчитывать время этой работы в стаж и сохранять право на получение пенсии.

99 Учителям в  отдельных случаях должны предоставляться  отпуска с полным сохранением содержания, чтобы дать им возможность участвовать в деятельности их организаций.

Учителя должны иметь право быть избранными и  занимать выборные должности в своих организациях и пользоваться в этом случае одинаковыми правами, что и учителя, занимающие выборные должности в государственных органах.

100 Учителям  должны предоставляться отпуска  с полным сохранением содержания  по обоснованным личным причинам  в соответствии с положениями, определяемыми перед приемом на работу.

Отпуска по болезни и беременности

101 Учителя должны  пользоваться правом на отпуск  по болезни с сохранением содержания.

При определении  срока полной или частичной выплаты  содержания следует учитывать случаи, когда учителя изолируются от учеников в течение продолжительных периодов времени.

102 В области  охраны материнства должны применяться  нормы МОТ и, в частности,  Конвенция об охране материнства  от 1919 года, Конвенция об охране материнства (пересмотренная) от 1952 года, а также нормы, упомянутые в параграфе 126.

103 Женщин-учителей, имеющих детей, следует поощрять к продолжению педагогической работы с помощью мер, позволяющих им брать по их просьбе дополнительные неоплачиваемые отпуска на срок до одного года после рождения ребенка с сохранением должности и полностью гарантирующих их права, которые вытекают из работы на этой должности.

Обмен учителями 

104 Органы народного  образования должны признавать  пользу, которую имеют для развития  образования и для самих учителей  профессиональные и культурные обмены между странами и поездки учителей за границу; эти органы должны стремиться расширять такие возможности и учитывать опыт, приобретенный отдельными учителями за границей.

105 Подбор учителей  для таких обменов должен проводиться  без какой-либо дискриминации  и они не должны рассматриваться как представители тех или иных политических взглядов.

106 Учителям, выезжающим  за границу для учебы и работы, следует предоставлять необходимые  льготы и должным образом обеспечивать  сохранение за ними их должностей  и положения. 107 Учителей следует  поощрять к тому, чтобы они делились с другими педагогическим опытом, который они приобретают за границей.

Школьные  здания

108 Школы должны  быть привлекательными по общему  замыслу и разумно спроектированными, позволять применение достижений педагогики, давать возможность использовать их для внеклассных мероприятий и, особенно в сельских районах, как центры общественных мероприятий; школы должны строиться из прочных материалов, в соответствии с установленными санитарными нормами и требованиями техники безопасности, быть приспособлены для использования в различных учебных целях, удобными и экономичными в эксплуатации.

109 Власти должны  следить за тем, чтобы школьные  помещения содержались в должном порядке и чтобы не могло возникнуть никакой угрозы здоровью и безопасности учащихся и учителей.

110 При планировании  строительства новых школ следует  консультироваться с представителями  учителей. При строительстве новых  помещений или расширении существующих  следует консультироваться с  педагогическим персоналом соответствующей школы.

Специальные условия для учителей в сельских и отдаленных районах 

111 В районах,  удаленных от городских центров  и рассматриваемых в качестве таковых государственными органами, учителям и их семьям следует обеспечивать нормальные жилища, предпочтительно бесплатно или с выплатой жилищного пособия.

В странах, где  помимо выполнения обычных педагогических обязанностей учителя должны содействовать  общинным мероприятиям и поощрять их проведение, планы и программы социально-экономического развития должны предусматривать обеспечение учителям соответствующих жилищных условий.

112 При назначении  или переводе в школы, расположенные  в отдаленных районах, учителям  и их семьям следует выплачивать  подъемные и оплачивать путевые расходы. В таких районах учителям следует предоставлять в случае необходимости специальные льготы для поездок, с тем чтобы они могли поддерживать уровень своей квалификации. Учителям, переведенным в отдаленные районы, следует в качестве поощрения при поездке в отпуск возмещать раз в год путевые расходы от места работы до их постоянного места жительства.

113 В тех случаях,  когда учителя работают в особо  трудных условиях, им следует выплачивать компенсацию в виде особой надбавки за трудность, работы, которая должна засчитываться для пенсии.

 

X ЗАРАБОТНАЯ  ПЛАТА УЧИТЕЛЕЙ 

114 Среди различных  факторов, влияющих на положение  учителей, особое внимание должно уделяться заработной плате, поскольку в современных условиях другие факторы, такие как положение в обществе, уважение к их профессии, в значительной степени зависят, как и в отношении других подобных профессий, от их экономического положения.

115 Заработная  плата учителей должна:

а) соответствовать  значению педагогической деятельности, а следовательно и самих учителей для общества, а также другим обязанностям, которые возлагаются на них с началом педагогической деятельности;

б) быть, по меньшей  мере, соразмерной заработной плате, выплачиваемой лицам других профессий, требующих аналогичной или эквивалентной квалификации;

в) предоставлять учителям средства, обеспечивающие им самим и их семьям удовлетворительный жизненный уровень и дающие возможность повышать свою квалификацию путем продолжения образования и повышения культурного уровня;

Информация о работе Деонтология