Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 14:11, курс лекций
Согласно Закону Республики Казахстан «Об образовании» «главная задача системы образования – создание условий для развития, профессионального совершенствования, формирования личности на основе достижений науки и практики на национальных и общечеловеческих ценностях».
Предисловие
5
Информационно-теоретический раздел
6
глава1.
Педагогическая деонтология как наука
7
Тема 1.1
Понятие деонтологии
8
Тема 1.2
Предпосылки возникновения педагогической деонтологии
12
Тема 1.3
Предмет педагогической деонтологии
43
Тема 1.4
Функции, задачи и принципы педагогической деонтологии
48
Тема 1.5
Основные понятия педагогической деонтологии
57
Тема 1.6
Взаимосвязь педагогической деонтологии с другими науками
61
Глава 2
Тема 2.1
Деонтологическая готовность педагога и ее формирование
Сущность деонтологической готовности педагога
66
66
Тема 2.2
Структура деонтологической готовности будущих педагогов
72
Тема 2.3
Формирование деонтологической готовности будущих педагогов
92
Диагностический раздел
125
Заключение
194
Приложение
196
Список использованных источников
235
74 Учителя должны
проявлять готовность к
Взаимоотношения между учителями и системой образования в целом
75 Для того, чтобы учителя могли выполнять свои обязанности, органы народного образования должны выработать и регулярно применять систему консультации с июльскими организациями по таким вопросам, как политика в области образования, система образования и изменения в ней.
76 Органы народного образования и учителя должны признавать важность участия учителей, через их организации и иными путями, в мероприятиях, направленных на совершенствование образования, в педагогических исследованиях, в развитии и распространении новых более совершенных методов обучения.
77 Органы народного
образования должны
78 Административные
и другие работники,
Права учителей
79 Следует поощрять
участие учителей в
80 Учителя должны свободно пользоваться всеми гражданскими правами, предоставляемыми всем остальным гражданам, и должны пользоваться правом быть избранными и занимать выборные должности.
81 В тех случаях,
когда работа на выборной
82 Заработная плата и условия труда учителей должны определяться путем переговоров между учительскими организациями и работодателями учителей.
83 На основе законодательных положений или же договоренности между заинтересованными сторонами должна быть установлена система мер, обеспечивающая права учителей на ведение переговоров через учительские организации с государственными или частными работодателями.
84 Следует создавать
паритетные органы для
IX УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ
85 Поскольку
учитель является ценным
Число учащихся в отдельных классах
86 Число учащихся в классе должно быть таким, чтобы позволить учителю уделять должное внимание каждому учащемуся. Целесообразно, время от времени, организовывать работу с небольшими группами или с отдельными учащимися, в частности корректирующего характера. Следует также предоставить возможность использовать аудиовизуальные средства для больших групп.
Вспомогательный персонал
87 Для того, чтобы
дать учителям возможность
Учебные пособия
88 Органы народного
образования должны
Органы народного образования должны содействовать развитию исследований в области использования таких пособий и поощрять активное участие учителей в этих исследованиях.
Продолжительность рабочего времени
89 Продолжительность
рабочего дня и рабочей педели
учителя должна
90 При установлении
учебной нагрузки учителя
а) число учащихся, с которыми учитель должен работать ежедневно и еженедельно;
б) необходимость предоставления достаточного времени для планирования работы, подготовки к урокам и проверки работ учащихся;
в) число различных уроков, которые учитель должен проводить каждый день;
г) время, требующееся
учителю для участия в
д) желательность предоставления учителям времени для бесед и консультаций с родителями относительно успеваемости учеников.
91 Учителя должны
располагать временем для
92 Участие учителей во внеклассных и внешкольных мероприятиях не должно чрезмерно обременять их и мешать выполнению основных обязанностей.
93 Для учителей,
на которых возлагаются,
Ежегодные оплачиваемые отпуска
94 Все учителя
должны иметь право на
Отпуска для повышения квалификации
95 Время от
времени учителям должны
Время, отводимое на эти отпуска, должно засчитываться в стаж и учитываться при установлении пенсии.
Учителям, работающим в районах, удаленных от городских центров и рассматриваемых в качестве таковых государственными органами, отпуска для повышения квалификации должны предоставляться чаще.
Специальные отпуска
96 Отпуска, предоставляемые
в рамках двусторонних и многос
97 Учителям, работающим
по осуществлению проектов техн
98 Учителям, выезжающим по приглашению па работу за границу, на их родине следует засчитывать время этой работы в стаж и сохранять право на получение пенсии.
99 Учителям в
отдельных случаях должны
Учителя должны иметь право быть избранными и занимать выборные должности в своих организациях и пользоваться в этом случае одинаковыми правами, что и учителя, занимающие выборные должности в государственных органах.
100 Учителям
должны предоставляться
Отпуска по болезни и беременности
101 Учителя должны пользоваться правом на отпуск по болезни с сохранением содержания.
При определении срока полной или частичной выплаты содержания следует учитывать случаи, когда учителя изолируются от учеников в течение продолжительных периодов времени.
102 В области
охраны материнства должны
103 Женщин-учителей, имеющих детей, следует поощрять к продолжению педагогической работы с помощью мер, позволяющих им брать по их просьбе дополнительные неоплачиваемые отпуска на срок до одного года после рождения ребенка с сохранением должности и полностью гарантирующих их права, которые вытекают из работы на этой должности.
Обмен учителями
104 Органы народного
образования должны признавать
пользу, которую имеют для развития
образования и для самих
105 Подбор учителей
для таких обменов должен
106 Учителям, выезжающим
за границу для учебы и работы,
следует предоставлять
Школьные здания
108 Школы должны
быть привлекательными по
109 Власти должны
следить за тем, чтобы
110 При планировании
строительства новых школ
Специальные условия для учителей в сельских и отдаленных районах
111 В районах,
удаленных от городских
В странах, где помимо выполнения обычных педагогических обязанностей учителя должны содействовать общинным мероприятиям и поощрять их проведение, планы и программы социально-экономического развития должны предусматривать обеспечение учителям соответствующих жилищных условий.
112 При назначении
или переводе в школы,
113 В тех случаях,
когда учителя работают в
X ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА УЧИТЕЛЕЙ
114 Среди различных факторов, влияющих на положение учителей, особое внимание должно уделяться заработной плате, поскольку в современных условиях другие факторы, такие как положение в обществе, уважение к их профессии, в значительной степени зависят, как и в отношении других подобных профессий, от их экономического положения.
115 Заработная плата учителей должна:
а) соответствовать
значению педагогической деятельности,
а следовательно и самих
б) быть, по меньшей мере, соразмерной заработной плате, выплачиваемой лицам других профессий, требующих аналогичной или эквивалентной квалификации;
в) предоставлять учителям средства, обеспечивающие им самим и их семьям удовлетворительный жизненный уровень и дающие возможность повышать свою квалификацию путем продолжения образования и повышения культурного уровня;