Деонтология

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 14:11, курс лекций

Краткое описание

Согласно Закону Республики Казахстан «Об образовании» «главная задача системы образования – создание условий для развития, профессионального совершенствования, формирования личности на основе достижений науки и практики на национальных и общечеловеческих ценностях».

Оглавление

Предисловие
5

Информационно-теоретический раздел
6

глава1.
Педагогическая деонтология как наука
7

Тема 1.1
Понятие деонтологии
8

Тема 1.2
Предпосылки возникновения педагогической деонтологии
12

Тема 1.3
Предмет педагогической деонтологии
43

Тема 1.4
Функции, задачи и принципы педагогической деонтологии
48

Тема 1.5
Основные понятия педагогической деонтологии
57

Тема 1.6
Взаимосвязь педагогической деонтологии с другими науками
61

Глава 2



Тема 2.1
Деонтологическая готовность педагога и ее формирование

Сущность деонтологической готовности педагога
66



66

Тема 2.2
Структура деонтологической готовности будущих педагогов
72

Тема 2.3
Формирование деонтологической готовности будущих педагогов
92

Диагностический раздел
125

Заключение
194

Приложение
196

Список использованных источников
235

Файлы: 1 файл

основы педагогической деонтологии.doc

— 1.93 Мб (Скачать)

- используют публично всю информацию, связанную с их компетентностью и квалификацией;

- принимая активное участие в деятельности профсоюзов, стараются привлечь все больше высококвалифицированных людей к профессии;

- поддерживают все усилия по продвижению демократии и прав человека через образование.

  1. Обязательства учителей и преподавателей перед учениками.  
    Работники сферы образования:

- уважают право всех детей извлекать выгоду из пунктов, записанных в Конвенции ООН по правам ребенка и особенно прав, касающиеся образования;

- признают уникальность, индивидуальность и определенные личные потребности каждого учащегося, стараясь обеспечить поддержку каждому для наилучшего раскрытия и применения их потенциала;

- поддерживают профессиональные отношения с учащимися;

- защищают интересы и благосостояние учащихся и прилагают все усилия для того, чтобы защитить их от насилия, от физического или психологического злоупотребления;

- принимают всевозможные меры, чтобы уберечь учащихся от сексуального злоупотребления и домогательств;

- осуществляют должную заботу и обеспечивают конфиденциальность во всех делах, затрагивающих благосостояние их учеников;

- прививают учащимся ценности, созвучные с международными стандартами прав человека;

- вселяют в своих учеников чувство того, что они являются частью взаимно посвященного общества, где есть место для каждого;

- применяют свою власть с правосудием и состраданием;

- гарантируют, что особые отношения между преподавателем и учащимся не будут никогда использованы как идеологический или религиозный инструмент.

  1. Обязательства учителей и преподавателей перед коллегами.  
    Работники сферы образования:

- поддерживают атмосферу коллегиальности среди своих соработников, уважая их профессиональные мнения и убеждения; готовы предложить совет и помощь начинающим педагогам, находящимся в самом начале своего профессионального пути;

- поддерживают конфиденциальность информации о коллегах, полученных в ходе работы, если оглашение этой информации не является обязательным с точки зрения профессионального долга и не требуется законом;

- помогают коллегам в процессе взаимного оценивания, оговоренного и согласованного между профсоюзами образовательной сферы и работодателями;

- поддерживают и продвигают интересы и благосостояние коллег, защищая их от запугивания и от физического, психологического или сексуального злоупотребления.

  1. Обязательства учителей и преподавателей перед руководящими работниками. Работники сферы образования:

- хорошо осведомлены о своих юридических и административных правах и обязанностях, и уважают права учащихся, записанных в коллективных договорах;

- выполняют разумные инструкции руководящего персонала и имеют право подвергнуть сомнению эти инструкции через четко установленную процедуру.

  1. Обязательства учителей и преподавателей перед родителями учеников. Работники сферы образования:

- признают право родителей на получение консультации и информации, касающейся благосостояния и успеваемости своего ребенка;

- уважают законную родительскую власть, но дают профессиональные советы, служащие интересам и благосостоянию ребенка;

- прилагают все усилия, чтобы поощрить родителей активно участвовать в образовании их ребенка и поддерживать тем самым процесс обучения, гарантируя выбор самой оптимальной и подходящей для ученика формы работы.

  1. Обязательства перед учителями и преподавателями. Общество:

- предоставляет учителям и преподавателям возможность чувствовать уверенность в справедливом отношении к себе и своей преданности профессии;

- признает право педагогов на приватность, самоуважение и на достойную жизнь в обществе.

 

Принято на третьем международном конгрессе  Всемирной организации учителей и преподавателей (Education International), состоявшемся 25-29 июля 2001г в Йомтиене, Тайланд.

 

 

 

Перечень законов РК, регламентирующих педагогическую деятельность и гарантирующие защиту прав учащихся

 

1 «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями» Закон Республики Казахстан от 11 июля 2002 года N 343

2 «Трудовой кодекс Республики Казахстан» Кодекс Республики Казахстан от 15 мая 2007 года N 251

3 «О правах ребенка в Республике Казахстан» Закон Республики Казахстан от 8 августа 2002 года N 345

4 «Об образовании» Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 года N 319-III

5 «О безопасности игрушек» Закон Республики Казахстан от 21 июля 2007 года N 306

6 «О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности» Закон Республики Казахстан от 9 июля 2004 года N 591

7 «Об охране здоровья граждан» Закон Республики Казахстан от 7 июля 2006 года N 170

8 «О безопасности и охране труда» Закон Республики Казахстан от 28 февраля 2004 года N 528

 

 

 

Клятва учителя

Получая диплом и высокое звание учителя, торжественно клянусь: всю свою жизнь, знания и силы посвятить ученикам, воспитывая их в духе гуманизма, опираясь на принципы гуманистической педагогики, педагогики успеха и творчества; беззаветно любить детей, дорожить их доверием, охранять их права на достойную жизнь в нашем государстве, всемерно охранять их психическое и физическое здоровье; систематически совершенствовать свои профессиональные знания и педагогическое мастерство, использовать в своей работе знания и опыт педагогической науки, своим практическим трудом способствовать прогрессу педагогической науки; свято хранить и развивать благородные традиции отечественной педагогики, во всех своих действиях руководствоваться принципами гуманистической морали, всегда помнить о высоком призвании учителя, о своей высокой миссии и ответственности перед подрастающим поколением, которое мы воспитываем и обучаем, тем самым определяя будущее нашего государства. Торжественно обещаю пронести незапятнанным через всю свою жизнь благородное звание учителя. [113]

 

 

Проект кодекса  чести (этического кодекса поведения) учителя

 

1 Профессиональная  деятельность учителя в системе  образования характеризуется особой ответственностью перед детьми.

2 В случае  когда личные интересы ребенка вступают в противоречие с интересами учебно-воспитательного учреждения, других людей, взрослых и детей, учитель обязан выполнять свои функции с максимальной беспристрастностью.

3 Работа учителя  строится на основе любви к  детям, на принципах гуманизма, профессиональной ответственности за учебно-воспитательный процесс, который должен формировать гуманистическую, рефлексивную, высокоинтеллектуальную, активную, творческую личность.

4 Учитель в  своей работе должен соблюдать  принцип ненанесения ущерба, который требует от учителя, чтобы ни процесс его работы, ни его результаты не наносили какого-либо ущерба (физического, морального или социального) личности ребенка.

5 В работе  с детьми учитель руководствуется  принципами толерантности, альтруизма, честности, доброжелательности, искренности и уважения личности ребенка.

6 Для того  чтобы быть в силах помочь  детям, учитель сам нуждается в доверии и соответствующих правах. Он в свою очередь несет персональную ответственность за адекватное использование данных ему прав.

7 Работа учителя  в системе образования направлена  на достижение исключительно гуманных целей, предполагающих снятие ограничений на пути свободного интеллектуального и личностного развития каждого ребенка.

8 Учитель строит  свою работу на основе безусловного уважения достоинства и неприкосновенности личности ребенка, уважает и активно защищает его основополагающие человеческие права, определяемые Всеобщей декларацией прав человека.

9 Учитель выступает  одним из основных защитников  интересов ребенка перед обществом, всеми людьми.

10 Учитель должен  быть осторожен и осмотрителен  в выборе и применении методов  обучения и воспитания, психодиагностических  и психокоррекционных методов,  а также в своих выводах  и рекомендациях по обучению и воспитанию детей.

11 Учитель не должен принимать участия в том, что ограничивает развитие ребенка, его человеческую свободу, физическую и психологическую неприкосновенность. Наиболее тяжким нарушением профессиональной этики учителя представляется его личное содействие или непосредственное участие в делах, наносящих ребенку вред. Лица, однажды замеченные в подобных нарушениях, раз и навсегда лишаются права работы с детьми, пользования дипломом или иным документом, подтверждающим квалификацию профессионального учителя, а в определяемых законом случаях подлежат суду.

12 Учитель обязан  информировать тех, кому он  подчинен, а также профессиональные  объединения педагогов о замеченных  им нарушениях прав ребенка  другими лицами, о случаях негуманного  обращения с детьми.

13 Учитель должен  противодействовать любым политическим, идеологическим, социальным, экономическим, религиозным и другим влияниям, способным привести к нарушению прав ребенка.

14 Учитель обязан  оказывать лишь такие образовательные  услуги, для которых он имеет необходимое образование и квалификацию.

15 В случае  вынужденного применения учебно-воспитательных, психодиагностических или коррекционных методик, не прошедших достаточной апробации или не полностью отвечающих всем научным стандартам, учитель обязан предупреждать об этом заинтересованных лиц и быть особенно осторожным в своих выводах и рекомендациях.

16 Учитель не  имеет права использовать сам  и передавать учебно-воспитательные, психодиагностические, коррекционные методики, не прошедшие научную апробацию и экспертизу, для пользования некомпетентным лицам.

17 Учитель обязан  препятствовать использованию методов  обучения и воспитания, психодиагностики и психолого_педагогического воздействия профессионально не подготовленными людьми, предупреждать об этом тех, кто по незнанию пользуется услугами таких людей.

18 Учитель должен  применять индивидуальный и дифференцированный подход в обучении и воспитании детей на основе личностно ориентированного образования.

19 Учитель в  процессе учебно-воспитательной  деятельности должен активно  сотрудничать с психологами, врачами, родителями для развития личности и сохранения психического, психологического и физического здоровья детей.

20 Работа учителя  должна опираться прежде всего  на следующие принципы: гуманизма, ненасилия, успеха обучения и воспитания, индивидуально-личностного подхода, творчества, комплексности и системности, духовно-нравственного воспитания, формирования рефлексивной личности.

21 При приеме  на работу в образовательное  учреждение руководитель должен оговорить, что учитель имеет право действовать в пределах своей профессиональной компетенции на основе этического кодекса учителя, и ознакомить учителя с содержанием этического кодекса.

22 Нарушение  положений этического кодекса  поведения учителя рассматривается судом чести педагогического коллектива и администрации образовательного учреждения, а при необходимости – более высокой профессиональной организацией, включающей в свою структуру данное учреждение системы образования.

 

Автор: С.С. Зорин  – кандидат психологических наук, доцент Глазовского государственного педагогического института, Удмуртская Республика [113].

 

 

 

 

 

Мудрые мысли

О долге

Что делать, когда  все нас оставляет: здоровье, радость, привязанность, свежесть чувств, память, способность к труду, когда нам  кажется, что солнце холодеет, а жизнь как будто теряет все свои прелести? Как быть, когда нет никакой надежды? Одурманиваться или каменеть? Ответ всегда один – исполнение долга.

А.Ф. Амиэль

 

Моральную ценность должно усматривать только в том, что поступок совершают из чувства  долга.

И. Кант

 

Долг! Ты возвышенное, великое слово, в тебе нет ничего приятного, что льстило бы людям…перед  тобой замолкают все склонности, хотя бы они тебе втайне и противодействовали,- где же твой достойный тебя источник и где корни твоего благородного происхождения…Это может быть только то, что возвышает человека над самим собой…

И. Кант

 

Долг – это  любовь к тому, что сам приказываешь себе.

                                                                                      И. Гете

Информация о работе Деонтология