Деонтология

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 14:11, курс лекций

Краткое описание

Согласно Закону Республики Казахстан «Об образовании» «главная задача системы образования – создание условий для развития, профессионального совершенствования, формирования личности на основе достижений науки и практики на национальных и общечеловеческих ценностях».

Оглавление

Предисловие
5

Информационно-теоретический раздел
6

глава1.
Педагогическая деонтология как наука
7

Тема 1.1
Понятие деонтологии
8

Тема 1.2
Предпосылки возникновения педагогической деонтологии
12

Тема 1.3
Предмет педагогической деонтологии
43

Тема 1.4
Функции, задачи и принципы педагогической деонтологии
48

Тема 1.5
Основные понятия педагогической деонтологии
57

Тема 1.6
Взаимосвязь педагогической деонтологии с другими науками
61

Глава 2



Тема 2.1
Деонтологическая готовность педагога и ее формирование

Сущность деонтологической готовности педагога
66



66

Тема 2.2
Структура деонтологической готовности будущих педагогов
72

Тема 2.3
Формирование деонтологической готовности будущих педагогов
92

Диагностический раздел
125

Заключение
194

Приложение
196

Список использованных источников
235

Файлы: 1 файл

основы педагогической деонтологии.doc

— 1.93 Мб (Скачать)

 

VI УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ  УЧИТЕЛЕЙ 

31 Органы народного  образования и сами учителя  должны признавать важность усовершенствования учителей дли систематического улучшения качества и содержания образования и методики преподавания.

32 Органы народного  образования при консультации  с организациями учителей должны содействовав созданию развернутой системы институтов и других учреждений усовершенствования, бесплатно предоставляемых в распоряжение всех учителей. К работе в этой системе, которая должна обеспечивать учителям широкий выбор, следует привлекать учебные заведения, научные и культурные учреждения и организации учителей. Должны быть организованы курсы по переподготовке, в частности для учителей, которые возобновляют свою педагогическую деятельность после перерыва в работе.

33 Для учителей  следует организовывать курсы  и принимать другие меры, позволяющие  им повышать свою квалификацию, изменять и расширять поле своей деятельности, придвигаться по службе, знакомиться с новейшими достижениями как в области своего предмета, так и в области методики его преподавания. Должны быть приняты меры к тому, чтобы предоставлять в распоряжение учителей книги и другие пособия, с тем чтобы они могли повышать свой общий культурный уровень и свою профессиональную квалификацию.

34 Предоставляя  учителям всевозможные льготы  для повышения квалификации, в целях получения максимального эффекта следует поощрять использование ими различных форм и возможности для усовершенствования.

35 Органы народного  образования должны принимать  все меры к тому, чтобы дать  возможность школам использовать  результаты интересующих их исследований  как в области изучаемых в  них предметов, гак и методики  их преподавания.

36 Компетентные  власти должны поощрять учителей и, но мере возможности, помогать им совершать коллективные и индивидуальные поездки по своей стране и за границей с целью повышения квалификации.

37 Меры по  подготовке и усовершенствованию  учителей целесообразно развивать, дополняя их мерами технического и финансового сотрудничества на международной или региональной основе.

 

VII УСЛОВИЯ РАБОТЫ  И ПРОДВИЖЕНИЯ ПО РАБОТЕ 

Начало  преподавательской деятельности

38 Политика, определяющая  условия приема на работу, должна  быть четко определена на соответствующем уровне в сотрудничестве с учительскими организациями, а также должны быть выработаны положения, определяющие обязанности и права учителей.

39 Испытательный  срок для учителей при приеме  на работу должен рассматриваться  как учителями, так и работодателями, как возможность для поощрения и полезного ознакомления начинающих учителей с работой, для создания и соблюдения соответствующих профессиональных норм, а также для приобретения самими учителями практического опыта преподавания. Обычная продолжительность испытательного срока должна быть известна заранее, и условия его удовлетворительного завершения должны строго относиться к профессиональной компетенции. Если работа учителя за испытательный период оказывается неудовлетворительной, он должен быть поставлен в известность об имеющихся к нему претензиях и должен иметь право их оспаривать.

Продвижение по службе

40 Учителя должны  иметь возможность, при наличии  у них необходимой квалификации, переходить на работу с одной ступени школьного образования на другую или из одного типа школы в другой.

41 Организация  и структура системы образования,  включая организацию и структуру  каждой школы, должны обеспечивать  учителям достаточные возможности для выполнения дополнительных функций, при условии, что эти последние не наносят ущерба качеству и регулярности их преподавания.

42 Следует принимать  во внимание преимущества, которые  предоставляют учащимся и учителям  крупные школы, благодаря тому, что они позволяют лучше распределять  между учителями различные педагогические функции.

43 На такие  ответственные должности, как  должности инспекторов, школьных администраторов, руководящих работников органов народного образования, равно как и на другие должности, предусматривающие специальные функции, целесообразно, по мере возможности, назначать опытных учителей.

44 Продвижение  на новую должность должно  основываться на объективной оценке квалификации учителей для данной должности в соответствии со строго профессиональными критериями, определяемыми при консультации с учительскими организациями.

Устойчивость  служебного положения 

45 Профессиональная  стабильность и устойчивость  служебного положения являются необходимыми как в интересах образования, так и в интересах учителя, и они должны быть гарантированы даже в том случае, когда полностью или частично изменяется организация системы школьного образования.

46 Учителям должны  быть обеспечены достаточные  гарантии против произвольных действий, затрагивающих их профессиональное положение или карьеру.

Дисциплинарные меры за нарушение норм профессионального поведения

47 Дисциплинарные  меры, применяемые к учителям  за нарушение норм профессионального поведения, должны быть четко определены. Дисциплинарные расследования и принятые на их основании решения могут быть преданы гласности только по просьбе заинтересованного учителя, за исключением случаев, когда они влекут за собой запрещение заниматься педагогической деятельностью, или если это диктуется соображениями, касающимися защиты или благополучия учащихся.

48 Власти или органы, имеющие право предлагать или применять санкции, должны быть четко определены.

49 При выработке  дисциплинарных мер и порядка  их применения, необходимо консультироваться с учительскими организациями.

50 На каждой  стадии рассмотрения любого дисциплинарного вопроса каждому учителю должны быть обеспечены достаточные гарантии, в частности:

а) право быть информированным в письменном виде о предъявляемых ему претензиях и об основаниях для этих претензий;

б) право на ознакомление со всеми материалами по данному делу;

в) право на защиту лично или через представителя  но своему выбору, с предоставлением  учителю достаточного времени для  подготовки защиты;

г) право быть информированным в письменном виде о принятых по его делу решениях, а также о мотивах этого решения;

д) право апелляции  в четко определенные компетентные инстанции.

51 Соответствующие  органы должны признать, что дисциплина  и дисциплинарные гарантии соблюдались  бы лучше, если бы дела, касающиеся  учителей, разбирались при участии  их коллег по профессии.

52 Положения,  содержащиеся в предшествующих  параграфах 47—51, ни в коей мере  не затрагивают процедуру, которая  применяется согласно законодательству каждой страны в отношении действий, наказуемых в уголовном порядке.

Медицинские осмотры 

53 Учителя должны  подвергаться периодическим медицинским  обследованиям, которые должны быть бесплатными.

Учительницы, имеющие семью 

54 Брак не  должен считаться препятствием  к назначению на работу женщин-учителей или к продолжению ими работы, а также не должен отражаться на вознаграждении или других условиях труда.

55 Работодателям  должно быть запрещено прекращать  контракты по причинам беременности или отпуска по беременности и родам.

56 Там, где  это представляется желательным,  следует предусматривать создание таких детских учреждений, как ясли и детские сады, для ухода за детьми семейных учительниц.

57 Следует принимать  меры, позволяющие учительницам, имеющим  семью, получать назначения в  школу но месту их жительства и дающие возможность мужу и жене, если оба работают учителями, преподавать в ближайших друг от друга школах или в одной и той же школе.

58 При соответствующих  обстоятельствах следует поощрять  учительниц, имеющих семью и прекративших  работу до выхода на пенсию, возвращаться к педагогической  деятельности.

Работа  на неполной ставке

59 Органы народного  образования и школы должны  признавать целесообразность использования,  в случае необходимости, на  неполной ставке квалифицированных учителей, которые 5 по каким-либо причинам не могут работать полный рабочий день.

60 Учителя, постоянно  работающие на неполной ставке, должны:

а) получать пропорционально  такое же вознаграждение и пользоваться в основном теми же условиями труда, что и учителя, работающие полный рабочий день;

б) пользоваться в отношении оплачиваемых отпусков, а также отпусков по болезни и беременности, при условии соблюдения всех требований, предъявляемых к учителям, работающим полный рабочий день, правами, соответствующими правам последних;

в) иметь право  на соответствующее удовлетворительное обеспечение по социальному страхованию, включая систему пенсий, основанных на взносах работодателей.

 

VIII ПРАВА И  ОБЯЗАННОСТИ УЧИТЕЛЕЙ 

Профессиональные  свободы 

61 При исполнении  профессиональных обязанностей  учителя должны пользоваться  академической свободой. Поскольку учителя обладают особой компетенцией в оценке учебных пособий и методов обучения, наиболее подходящих для своих учащихся, то они должны играть главную роль при выборе и приспособлении учебных материалов, отборе учебников и применении методов преподавания в рамках утвержденных программ и с помощью органов народного образования.

62 Учителя и  их организации должны принимать  участие в разработке новых программ, учебников и учебных пособий.

63 Любая система  инспекции и контроля должна быть организована таким образом, чтобы поощрять учителей и помогать им в выполнении их профессиональных задач, и не должна ограничивать свободу, инициативу и ответственность учителей.

64 В тех случаях,  когда требуется непосредственная  оценка работы учителя, она должна быть объективной и доводиться до сведения учителя.

Учителя должны иметь право обжалования неоправданных, по их мнению, оценок своей работы.

65 Учителя должны  быть свободны в использовании  методов, которые им представляются наиболее целесообразными для оценки успеваемости учащихся, но при этом должна быть исключена несправедливость по отношению к отдельным учащимся.

66 Органы народного  образования должны учитывать  рекомендации учителей относительно того, какой тип образования наиболее целесообразен для каждого учащегося, а также относительно дальнейшего образования учащихся в той или иной области.

67 В интересах  учащихся следует прилагать все  возможные усилия для обеспечения  тесного сотрудничества между  учителями и родителями. Однако учителя должны быть ограждены от излишнего или неоправданного вмешательства родителей в вопросы, которые по своему характеру входят в круг профессиональных обязанностей учителя.

68 Родителям,  имеющим жалобу на школу или  учителя, должна быть предоставлена возможность обсудить ее сначала с директором школы и учителем, имеющим к этому отношение. Любая последующая жалоба, адресованная в высшие инстанции, должна быть представлена в письменном виде и копия должна быть направлена учителю, имеющему отношение к жалобе.

Расследование жалоб должно проводиться таким  образом, чтобы учителям была предоставлена полная возможность защищаться в условиях справедливости и чтобы ходу разбирательства не придавалось никакой огласки.

69 Учителя должны  принимать все меры предосторожности для предупреждения несчастных случаев с учащимися, а их работодатели должны оградить учителей от возможностей предъявления им исков о возмещении ущерба в случае увечья учащихся в школе или при проведении школьных мероприятий вне помещений или вне территории школы.

Обязанности учителей

70 Признавая,  что положение учителей в значительной  степени зависит от них самих,  все учителя должны стремиться  к достижению максимально высокого уровня всей своей профессиональной работы.

71 Определение  и соблюдение профессиональных норм, применяемых к учителям, должно осуществляться при участии учительских организации.

72 Учителя и  учительские организации должны  стремиться к установлению широкого  сотрудничества с органами народного  образования в интересах учащихся, развития образования и общества.

73 Учительскими  организациями должен быть выработан  кодекс этики учителя или кодекс поведения, ибо такие кодексы вносят значительный вклад в обеспечение престижа профессии учителя и в выполнение профессионального долга в соответствии с согласованными принципами.

Информация о работе Деонтология