Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 14:11, курс лекций
Согласно Закону Республики Казахстан «Об образовании» «главная задача системы образования – создание условий для развития, профессионального совершенствования, формирования личности на основе достижений науки и практики на национальных и общечеловеческих ценностях».
Предисловие
5
Информационно-теоретический раздел
6
глава1.
Педагогическая деонтология как наука
7
Тема 1.1
Понятие деонтологии
8
Тема 1.2
Предпосылки возникновения педагогической деонтологии
12
Тема 1.3
Предмет педагогической деонтологии
43
Тема 1.4
Функции, задачи и принципы педагогической деонтологии
48
Тема 1.5
Основные понятия педагогической деонтологии
57
Тема 1.6
Взаимосвязь педагогической деонтологии с другими науками
61
Глава 2
Тема 2.1
Деонтологическая готовность педагога и ее формирование
Сущность деонтологической готовности педагога
66
66
Тема 2.2
Структура деонтологической готовности будущих педагогов
72
Тема 2.3
Формирование деонтологической готовности будущих педагогов
92
Диагностический раздел
125
Заключение
194
Приложение
196
Список использованных источников
235
КЕРТАЕВА Г.М.
ОСНОВЫ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ДЕОНТОЛОГИИ
Содержание
Предисловие |
5 | |
Информационно-теоретический раздел |
6 | |
глава1. |
Педагогическая деонтология как наука |
7 |
Тема 1.1 |
Понятие деонтологии |
8 |
Тема 1.2 |
Предпосылки возникновения педагогической деонтологии |
12 |
Тема 1.3 |
Предмет педагогической деонтологии |
43 |
Тема 1.4 |
Функции, задачи и принципы педагогической деонтологии |
48 |
Тема 1.5 |
Основные понятия педагогическо |
57 |
Тема 1.6 |
Взаимосвязь педагогической деонтологии с другими науками |
61 |
Глава 2
Тема 2.1 |
Деонтологическая готовность педагога и ее формирование Сущность деонтологической готовности педагога |
66
66 |
Тема 2.2 |
Структура деонтологической готовности будущих педагогов |
72 |
Тема 2.3 |
Формирование деонтологической готовности будущих педагогов |
92 |
Диагностический раздел |
125 | |
Заключение |
194 | |
Приложение |
196 | |
Список использованных источников |
235 |
Предисловие
Согласно Закону Республики Казахстан «Об образовании» «главная задача системы образования – создание условий для развития, профессионального совершенствования, формирования личности на основе достижений науки и практики на национальных и общечеловеческих ценностях». Школа – общественно-государственная система, призванная удовлетворять образовательные запросы государства в той же мере, как общества и личности. Задачи, стоящие перед молодой суверенной Республикой Казахстан, заставляют особо заботиться об интеллектуальном потенциале, физическом и психическом здоровье, воспитанности подрастающего поколения. С этих позиций главной задачей педагога становится поиск путей и способов, посредством которых он мог бы помочь человеку стать тем, кем он способен быть, при сохраненном и укрепленном здоровье. Решение данной задачи, по нашему глубокому убеждению, зависит, прежде всего, от готовности педагога выполнять вышеописанные функции в соответствии с профессиональным долгом. Одной из наук, изучающей аспект рассматриваемой проблемы, является педагогическая деонтология. В предлагаемом учебном пособии освещены вопросы ее происхождения, задачи, принципы, функции данной науки, методы исследования и определена сущность деонтологической готовности педагога.
Автор надеется,
что теоретический и практическ
Информационно-теоретический раздел
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕОНТОЛОГИЯ
КАК НАУКА
Согласно исследованиям И.П.Фармана [16], доказать существование науки можно по следующим признакам: универсальность, фрагментальность, общезначимость, обезличенность, систематичность, незавершенность, внеморальность, рациональность.
По системной характеристике науки, представленной Я.Х.Закиным, Н.Р.Рашидовым [17], существенными признаками любой науки являются всеобщность, проверенность научных фактов, устойчивость системы знаний.
В исследованиях Маслоу А.Х.[18] И.П.Фармана [16], Я.Х.Закина, Н.Р.Рашидова [17] и ряда других ученых, наука представляет собой систему достоверных и обобщенных знаний об объективных законах развития природы, общества и мышления, имеет социальные, исторические предпосылки, предмет исследования, собственный понятийный аппарат.
Основываясь на данном положении, мы считаем, что педагогическая деонтология является наукой, т.к. представляет собой обобщенную систему знаний о кодексе профессионального поведения педагога, имеет предпосылки возникновения, предмет исследования, систему понятий и выполняет определенные функции.
Во всем и везде мне достаточно
своих
собственных глаз, дабы исполнить как
подобает мой долг, и нет на свете
другой пары глаз, которая следила
бы за мной так же пристально.
М. Монтень
1.1 Понятие деонтологии
Понятие деонтологии в словарях имеет определенный спектр толкований:
Термин «деонтология» впервые был введен Бентамом, который употребил его для обозначения теории нравственности. Джереми (Иеремия) Бентам (Jeremy Bentham) – (1748 г.-1832 г.) английский философ, юрист, один из основателей Лондонского университета. Организатор и экономист, в науке он известен тем, что разработал одно из узких направлений в теории утилитаризма (utilitas – полезный), утверждая, что каждое действие человека должно оцениваться с позиции той пользы, которую оно приносит людям.
Следуя своей теории, в 21 год И.Бентам оставил завещание, в котором наказывал, чтобы после его смерти тело его было передано для анатомических опытов, а после того, как от тела останется один скелет, последний был облачен в собственные И.Бентама одежды, соединен с высушенной головой и выставлен на видном месте, «… дабы напоминать живущим, что каждый должен приносить пользу не только жизнью, но и смертью» [7].
Свою концепцию И.Бентам назвал «деонтология». В СССР об этом направлении стало известно со времен революции 1917 года, когда отвергая все «наследие царского режима», под угрозой наказания правительство запретило существование этики, важнейшей составляющей каждой науки, в том числе и медицины. «Выбросить на помойку пресловутую врачебную этику: только критика и самокритика – вот основа деятельности советского врача», – так утверждал Е.Барштейн в статье «Что должен знать врач-стахановец» (1938 г.) [8]. Людей, имеющих подобные взгляды, в то время было немало в различных областях наук. Но медицина без этики немыслима. И вот в 1946 году основоположник советской онкологии Николай Николаевич Петров пишет книгу о хирургической этике. 70-летний Н.Н.Петров понимает, что в СССР книга об этике издана быть не может и заменяет в рукописи термин «этика» никому не известным термином «деонтология» [7]. Современники и ученики Н.Н.Петрова писали в воспоминаниях: «Николай Николаевич четко понимал, что если подмена будет обнаружена, из лагерей он уже не вернется, но он рискнул. Цензор оказался менее эрудированным, чем Н.Н.Петров, и книга блеснула». Так на территории бывшего СССР появился термин, который используется в настоящее время не только в медицине, но и в других науках, рассматривающих различные аспекты функционирования системы «человек-человек» [7].
Однако предмет
деонтологии как учения о нравственном
долге оказался «малообъемным», а понятие
«деонтология» стало в этике не очень
нужным. Не случайно оно почти исчезло
из словаря специалистов по этике. Тем
не менее, идея особой науки под названием
«деонтология» не умерла, продолжая «тайную»
жизнь. «Инкубационный период» продолжался
долгие десятилетия, и в конце концов «деонтология»
обнаружилась как важный раздел наук,
обращенных к различным сферам социальной
практики: от медицины до спорта.
Представления о «деонтологии», как особой научной дисциплине в рамках системы знаний о конкретной сфере социальной практики (медицины, судопроизводства, охраны порядка и т. д., потом и журналистики), где рассматривается проблема долга в этой сфере практики и в связи с этим система норм самого разного порядка и характера, выполнение которых обеспечивает оптимальное его выполнение, «тлело» и никак не угасало (а временами и «разгоралось») совсем не случайно [9].
Как известно, для любой науки характерен процесс дифференциации, обусловленный уточнением ее предметной сферы. Происходит она, прежде всего, внутри каждой научной области: медицины, педагогики, психологии, социологии и т.д. Этот процесс характерен и для деонтологии, в которой, в зависимости от содержания профессионального долга людей различных специальностей, можно выделить, следующие отрасли:
- педагогическая деонтология – наука о поведении педагога в соответствии с профессиональным долгом [10] (Е.Н.Жуманкулова, Г.А.Караханова, Г.М.Кертаева, Г.М.Коджаспирова, А.Е.Кудерина, М.Ш.Кунанбаева, К.М.Левитан и др.);
Подытоживая вышеописанное, мы в своих исследованиях рассматриваем деонтологию как науку о поведении специалистов системы «человек-человек» в соответствии с их профессиональным долгом.
Вопросы и задания для самоконтроля
Ответьте на вопросы:
1 Что означает термин «деонтология»?
2 Расскажите об истории появления термина «деонтология» на территории постсоветского пространства?
3 Какие отрасли деонтологии Вам известны?
4 В чем состоят
отличительные особенности
5 Для кого, на Ваш взгляд, важнее изучение профессиональной деонтологии: для будущего медицинского работника или будущего педагога? Ответ обоснуйте.
6 Как Вы считаете,
можно ли отнести высказывание
Уильяма Джеймса к истории
возникновения деонтологии: «
Задание 1
Дайте определения понятиям: деонтология, вид, сущность, суть, возникновение, медицинская деонтология, педагогическая деонтология, психологическая деонтология, социальная деонтология, юридическая деонтология, наука, профессионально-этические нормы, профессионально-этические принципы, дифференциация, поведение, долг, обязанность, педагогическая деятельность.
При необходимости обратитесь к толковому словарю.
Задание 2
Подготовьте сообщение об одной из отраслей деонтологии (медицинская, психологическая, педагогическая, социальная и т.д.).
Задание 3
Составьте «дерево» понятия «деонтология» и объясните.
Задание 4
Филемон писал: «Никогда не забывай, что ты человек». В каких случаях, по Вашему мнению, человек способен забыть, что является человеком? Найдите общее между высказыванием Филемона и названием картины великого художника Гойи «Сон разума рождает чудовищ» [15].
Задание 5
Пользуясь тематическим каталогом библиотеки и Интернет-ресурсами, составьте библиографический список литературы по изучаемой дисциплине.