Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 14:11, курс лекций
Согласно Закону Республики Казахстан «Об образовании» «главная задача системы образования – создание условий для развития, профессионального совершенствования, формирования личности на основе достижений науки и практики на национальных и общечеловеческих ценностях».
Предисловие
5
Информационно-теоретический раздел
6
глава1.
Педагогическая деонтология как наука
7
Тема 1.1
Понятие деонтологии
8
Тема 1.2
Предпосылки возникновения педагогической деонтологии
12
Тема 1.3
Предмет педагогической деонтологии
43
Тема 1.4
Функции, задачи и принципы педагогической деонтологии
48
Тема 1.5
Основные понятия педагогической деонтологии
57
Тема 1.6
Взаимосвязь педагогической деонтологии с другими науками
61
Глава 2
Тема 2.1
Деонтологическая готовность педагога и ее формирование
Сущность деонтологической готовности педагога
66
66
Тема 2.2
Структура деонтологической готовности будущих педагогов
72
Тема 2.3
Формирование деонтологической готовности будущих педагогов
92
Диагностический раздел
125
Заключение
194
Приложение
196
Список использованных источников
235
1.2 Предпосылки возникновения педагогической деонтологии
Предпосылкой и существенным фактором становления воспитания как вида деятельности стала эволюция материальных связей между людьми первобытной эпохи, необходимость поддерживать и развивать такие связи путем передачи опыта от человека к человеку, от поколения к поколению [19].
Стремительное развитие науки и техники повлекло за собой изменение некоторых норм этико-деонтологического реформирования системы образования.
Наше государство нуждается не в узких специалистах, выполняющих отдельные профессиональные функции, а во всесторонне развитых, социально-активных, высоконравственных людях, имеющих фундаментальное научное образование и богатую внутреннюю культуру, осознанно выполняющих свой профессиональный долг. Запросы общества обусловливают особо высокие требования к личности специалиста, работающего в системе «человек-человек», и в частности, к учителю.
В настоящее время любой специалист данной сферы понимает, что для успешной работы недостаточно овладеть профессиональными знаниями и умениями. Необходимо большее: умение слушать и слышать собеседника, смотреть и видеть эмоциональное состояние партнера по общению, устанавливать правильные взаимоотношения. Данную задачу призвана разрешить педагогическая деонтология.
Предпосылок ее возникновения несколько. Охарактеризуем некоторые из них.
Этико-философская предпосылка. В процессе развития общества для сохранения целостности определенных социальных групп возникла объективная необходимость в регулировании взаимоотношений людей, согласовании их действий, поступков. Вступая в отношения с людьми в различных сферах жизнедеятельности, человек руководствуется определенными принципами, нормами, оценками. В качестве инструмента, регулирующего отношения человека с обществом и его поведение, выступает мораль. По определению, данному в «Философском словаре» под редакцией И.Т.Фролова, «мораль – это ценностно-императивная форма регуляции общественных отношений и поведения человека на основе глубоко личной, субъективной, бескорыстной мотивации, базирующейся на уважении к моральным ценностям и долгу» [20]. Параллельно с моралью существует и другая форма регулирования поведения человека и общественных отношений – право. Однако, несмотря на то, что и мораль, и право представляют собой «совокупность относительно устойчивых требований, норм, предписаний и правил, выражающих общественную волю, в которой заключены представления о справедливом, должном порядке вещей» [20], они имеют ряд существенных различий в способах формирования и механизмах реализации. Так, «право устанавливается, санкционируется и обеспечивается государством» [20]. Правовые нормы закрепляются в строго определенных документальных формах. Мораль, в отличие от права, «возникает стихийно в процессе общественной жизни» [20]. Требования и ценности морали поддерживаются, прежде всего, силой общественного мнения, а также личной убежденностью человека. Они нигде формально не зафиксированы, а существуют в общественном сознании, хотя иногда с целью пропаганды и активного внедрения их записывают в относительно схематичном виде в различные «Кодексы». Кроме того, моральные требования не могут быть осуществлены силой принуждения, так как в основе их обязательности лежит не страх наказания, а свободное, добровольное принятие. Именно в характере мотивации проявляется главное отличие морали от права.
Таким образом, подытоживая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что право выступает как внешний регулятор поведения человека, а мораль является его внутренним саморегулятором. То есть мораль, в отличие от права, представляет собой «сложное системное многообразно структурированное явление, состоящее из нескольких элементов» [20]. Исследователи (Г.Н.Кузьменко, И.Т.Фролов и др.) выделяют в морали два относительно самостоятельных структурных элемента: сознание и нравственное поведение. Согласно их теории, сознание идеально, а нравственное поведение представляет собой предметное действие.
Как известно из философии, в зависимости от носителя сознание подразделяется на индивидуальное и общественное. Индивидуальное сознание – это сознание конкретного человека. Оно включает в себя несколько базовых компонентов: рациональный, эмоциональный и волевой [21].
Рациональный компонент содержит понятия и представления о ценностях, целях, идеалах, долге, справедливости и т.д. С его помощью вырабатывается стратегия поведения человека. Однако перевод намерений в конкретные поступки он осуществляет благодаря переживаниям и стремлениям в процессе организации и осуществления определенного вида деятельности, общения с ее участниками, познания себя, освоения различных ролей в этой сфере деятельности. Именно сочетание рационального и эмоционального компонентов способно сформировать убеждение. Можно привести множество примеров из школьной жизни, подтверждающих взаимозависимость рационального и эмоционального компонентов сознания. Допустим:
- унижение ученика, нарушение его душевного покоя (эмоциональный компонент сознания) замедляет процесс познания, отбивает желание учиться (рациональный компонент сознания);
- наоборот, ситуация психологического комфорта (эмоциональный компонент сознания) позволяет максимально использовать интеллектуальный потенциал ученика (рациональный компонент сознания);
- низкий уровень эмпатии у педагога, отсутствие внутренней веры, чувства профессионального долга, постоянное использование штампов в своих действиях (эмоциональный компонент сознания) влечет за собой неумение критически оценить какую-либо педагогическую ситуацию и понять ее значимость (рациональный компонент сознания);
- наоборот, высокий уровень эмпатии педагога, наличие внутренней веры, чувства профессионального долга, индивидуальный подход к каждому ученику (эмоциональный компонент сознания) способствует пониманию внутреннего состояния учащегося, создает условия для развития его природных задатков (рациональный компонент сознания).
Реализация эмоционального и рационального компонентов сознания в конкретных поступках зависит от волевого компонента индивидуального сознания, выражающегося в сознательной активной самодетерминации и регулировании человеком своей целенаправленной деятельности вопреки внешним и внутренним обстоятельствам [21]. Взаимодействие всех трех компонентов в контексте индивидуального сознания обеспечивают осуществление деятельности, а также формирование устойчивых отношений к данной сфере деятельности, к той роли, которую каждый будет выполнять в этой сфере, к себе как специалисту и к участникам данной деятельности. О достижении такого результата можно будет сказать тогда, когда поведение человека станет органичным для него и ему не нужен будет человек, постоянно контролирующий его действия. В структуре сознания эта форма деятельности и отношений обеспечивается самосознанием. Самосознание – «это уровень сознания, на котором осуществляется осознание, оценка человеком своего знания, чувств, потребностей, мотивов поведения и деятельности. На основе самосознания осуществляется самоконтроль, самоорганизация, самооценка, самовыражение личности» [22].
Самосознание и индивидуальное сознание не есть одно и тоже. Индивидуальное сознание – это «результат интериоризации уже сложившихся в той или иной социальной среде представлений, норм, идеалов. Эти представления, нормы и идеалы формируются и развиваются в общественном сознании» [22]. Носителем общественного сознания является конкретное сообщество. Общественное сознание включает в себя характерные особенности индивидуального сознания. Однако его нельзя свести к простой сумме, так как не все проявления индивидуальной жизни человека становятся достоянием общественного сознания, и, наоборот, в индивидуальном сознании не может закрепляться весь сложный мир представлений и ценностей. Но стремиться к наименьшему расхождению двух форм сознания необходимо, так как их совокупность определяет нравственное поведение человека, которое, в свою очередь, состоит из поступков – «мотивированных и совершенно сознательных социально значимых действий» [22].
Итак, рассмотренные нами структурные элементы морали позволили объяснить ее сущность.
В повседневной жизни в качестве синонима слова «мораль» многие употребляют в речи другой термин – «этика». Однако с точки зрения науки, такая замена неправомочна, так как этика – это учение о морали. То есть «этика как теория морали устанавливает логическую связь между моральными оценками, выявляет законы, в соответствии с которыми вырабатываются суждения, призванные руководить поступками людей» [21]. Необходимость в теории морали возникла в связи с тем, что, оставаясь в рамках собственного морального сознания, невозможно было ответить на вопросы, откуда возникли представления о долге, чести, достоинстве, как появляются моральные принципы и идеалы, чем определяются различные, порой даже противоречивые, нравственные позиции людей и др. Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо было теоретически осмыслить знания о морали, что и призвана исследовать этика.
Таким образом, мы приходим к выводу, что мораль является предметом изучения этики, которая не создает нормы, принципы и правила поведения человека, а изучает, теоретически обобщает, систематизирует и стремится обосновать единые моральные нормы, ценности и идеалы, раскрывает сущность профессионального долга. Способы осознания этих моральных норм и ценностей, специфика реализации профессионального долга в конкретных видах взаимоотношений человека – одна из важнейших задач деонтологии. При этом следует отметить, что моральные нормы, принципы, ценности в каждой сфере жизнедеятельности человека имеют свои отличительные особенности. Исходя из этого положения, правомерно считать выделение в составе общей морали ее модификационных форм, именуемых профессиональной моралью. Нормы профессиональной морали исследует профессиональная этика, развивающаяся на основе обобщенной практики поведения представителей той или иной профессии. Например, можно говорить об этике инженера, художника, программиста.
Однако к
некоторым видам
Действительно, профессии, относящиеся к системе «человек-человек», оказывают влияние на внутренний мир человека, формируют его личностные качества, создают условия для развития природных задатков. Поэтому можно сказать, что у каждой специальности есть присущая только ей профессиональная мораль, свой деонтологический облик. Например, для учителя характерна педагогическая мораль, появившаяся в результате объективной необходимости приведения поступков учителя в соответствие с характером педагогической деятельности и представляющая собой совокупность моральных норм, ценностей, идеалов, определяющих отношение педагога к своему профессиональному долгу.
Следовательно, формированием этих моральных норм, ценностей, а также требований, характерных для педагогической деятельности, занимается педагогическая этика, а их осознанием и реализацией на практике – педагогическая деонтология.
Вышеописанное можно представить в виде схемы (рисунок 1).
Рисунок 1 - Возникновение педагогической деонтологии
Итак, педагогическая деонтология – это наука о комплексе этических, правовых принципов и правил педагога, соответствующих честному, добросовестному выполнению им своего профессионального долга.
Приведенные выше умозаключения позволяют нам говорить о том, что педагогическая деонтология, являясь составной частью этики, рассматривающей особенности формирования и механизма функционирования принципов и норм педагогической морали, играет роль регулятора практических действий учителя в его профессиональной деятельности.
Социально-историческая предпосылка заключается в том, что в различные общественно-экономические формации возникало и существует по сей день противоречие между требованиями, предъявляемыми к личности учителя, и реальным их выполнением.
Исторически требования к деятельности педагога, его личности формулировались исходя из конкретной социально-исторической ситуации: политический строй, сложившийся в данном обществе, социально-экономические отношения, национальные традиции «выстраивали» систему образования, а значит и требования к учителю, к нормам его поведения.
Профессия учителя имеет многовековую историю, роль и значение ее изменялась соответственно времени. Необходимость данной профессии появилась на исходе первобытной истории человечества, знаменуя отделение умственного труда от физического.
В древнем мире (Древняя Месопотамия, Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия и др.) учителя стояли на достаточно высокой ступени социальной лестницы. В его обязанности входило управление школой и изготовление табличек-моделей, которые ученики заучивали, переписывали в таблички-упражнения. В крупных «домах табличек» имелись особые учителя письма, счета, рисования и пр. В таких учебных заведениях мог служить специальный управитель, следивший за порядком и дисциплиной. Обучение было платным. Размер платы зависел от авторитета учителя. Чтобы заручиться особым вниманием педагога, родители делали ему подношения.
В древнем Египте профессия учителя рассматривалась как залог социального благополучия. В папирусах довольно часто встречаются высказывания такого типа: «Смотри, нет другой должности, кроме должности учителя, где человек всегда начальник».
Идеалом древнего египтянина считался немногословный, стойкий к лишениям и ударам судьбы человек. В логике такого идеала шло обучение и воспитание. Лишь принадлежность к привилегированному меньшинству открывала доступ к знаниям. Ученику надлежало, прежде всего, научиться слушать и слушаться. В ходу был афоризм: «Послушание - это наилучшее у человека». Учитель обыкновенно обращался к ученику с такими словами: «Будь внимателен и слушай мою речь; не забудь ничего из того, что говорю я тебе». Наиболее эффективны для достижения подобного повиновения были физические наказания, которые считались естественными и необходимыми. На ученика постоянно сыпались удары. Школьным девизом были слова, записанные в одном из древних папирусов: «Дитя несет ухо на своей спине, нужно бить его, чтобы он услышал» [19].