Декоративно-прикладное искусство в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 20:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель: Выявить особенности использования элементов декоративно-прикладного искусства с детьми старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Изучить теоретические источники и передовой педагогический опыт по выбранной теме.
2. Выявить возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста.
3. Выявить особенности использования элементов декоративно-прикладного искусства в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Оглавление

Введение…………………………………………………стр.3


Глава 1. Декоративно-прикладное искусство в системе
ценностей человеческой культуры

Истоки декоративно – прикладного и
искусства……………………………………...стр.4

1.2. Виды декоративно - прикладного искусства..стр.6


Глава 2. Декоративно-прикладное искусство в работе с
детьми старшего дошкольного возраста

2.1. Возрастные особенности детей старшего
дошкольного возраста………………………...стр.16

2.2. Виды декоративно - прикладного искусства
на занятиях с детьми старшего дошкольного
возраста………………………………………...стр.20

2.3. Особенности декоративно - прикладного
и в работе с детьми старшего
дошкольного возраста……………………….стр.22

2.4. Задачи по знакомству в детском саду……….стр.26

2.5. Программы по обучению декоративно-
прикладному искусству………………………стр.29

2.6. Методика знакомства детей с декоративно-
прикладным искусством……………………...стр.31


Заключение……………………………………………....стр.33


Список литературы……………………………………...стр.34

Файлы: 1 файл

ОГЛАВЛЕНИ2.doc

— 209.50 Кб (Скачать)

          Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма.

          У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Развивается образное мышление. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации.

          Продолжает развиваться воображение, однако в подготовительной группе развитие снижается, по сравнению со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и СМИ, приводящими к стереотипности детских образов.

          Продолжает развиваться внимание, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.

          Основные достижения старшего дошкольного возраста связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

 

 

 

2.2. Виды декоративно - прикладного искусства на

             занятиях с детьми старшего дошкольного

             возраста

 

 

          "Мы уверены в том, что народная игрушка является, при тщательном ее изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики".

Е.Флерина

          Матрешки

          Народная игрушка будит мысль и фантазию ребенка. Деревянная точеная фигурка девушки Матрены в сарафане и с платочком на голове невольно привлекает внимание яркой раскраской и вызывает улыбку. Фигурка разнимается и представляет еще фигурку, точнее несколько.

          Учитывая особенности матрешки надо целенаправленно использовать ее в детском саду. Работа проводится с детьми старшей и подготовительной к школе групп.. Основные задачи можно сформулировать так:

1. Научить дошкольников  различать виды матрешек (по месту  производства и основным признакам:  цвету, форме, узору).

2. Выяснить влияние  русской народной игрушки - матрешки на эстетическое развитие дошкольника.

3. Учить детей  изображать игрушку (в лепке,  аппликации, рисунке, в игре).

Для реализации этих задач используются следующие  методы и приемы:

1). Рассматривание  и описание детьми матрешек.

2). Рассказ воспитателя  о матрешке и ее мастерах.

3). Составление  детьми рассказов с персонажем - матрешкой.

4). Дидактические  и хороводные игры с участием  матрешки.

Работа проходит в несколько этапов:

а) изучение представлений  детей о матрешке.

б) ознакомление детей с матрешкой как с предметом народного творчества.

в) умение различать  матрешек по форме, цвету, узору, по месту  производства.

г) составление  сказок и рассказов о матрешке.

д) использование  детьми матрешки в самостоятельно организованной деятельности детей.

          Дымковская игрушка

          Дымковские игрушки просты, но своеобразны, наивны, но выразительны. Они дают возможность мастеру показать и фантазию ваятеля, и творчество художника-декоратора, отразить в своей работе эстетическое видение и чувствование окружающего мира.

          Основные задачи.

1.Освоение дымковской  росписи и начало лепки игрушек  (старшая группа);

2.Лепка и  роспись дымковских игрушек (подготовительная  группа).

Здесь мы уже  учим ребят составлять узоры из знакомых элементов, украшать орнаментом рисунки, силуэты игрушек, т.е. составлять композицию; подбирать нужный цвет, работать с несколькими кистями для выполнения различных элементов; давать оценку сделанному своими руками, подмечать красоту, оригинальность изделия. Работа в старшей группе предусматривает: знакомство с дымковским промыслом, роспись силуэтов игрушек с помощью таблиц и самостоятельно, подготовка к лепке и начало - освоения лепных форм.

          Расписывая силуэты, старшие дошкольники первоначально использовали в рисунках только отдельные легкие элементы, упрощали орнамент, невыразительно пользовались цветом. Поэтому на занятии надо чаще использовать таблицы, работать над композицией рисунков, над подборкой цвета. Знакомя детей с росписью, надо обращать внимание на то, что нарядность игрушке придает сочетание разных узоров, например, на фартуке и на юбке барыни. Дети самостоятельно составляют узоры из отдельных элементов к концу старшей группы.

          Готовя детей к поделке игрушек из глины, мы берем простые задания (слепить бусы, плиточки) по книге Н.Г.Пантелеевой "Декоративное искусство детям". Рисовать на объемной форме намного труднее, чем на листе бумаги. В старшей группе дети лепят петушков, курочек, уток, так как объемная форма и способы лепки этих игрушек наиболее просты.

          В подготовительной группе ставятся задачи: глубже познакомить детей с народным промыслом, с разнообразной тематикой изделий, научить их различным специфическим приемам лепки дымковских игрушек, изображать скульптурные группы, использовать в росписи сложные по композиции и цвету орнаменты, развивать творческую фантазию. Дети неплохо справляются с лепкой, передают характерные особенности народной игрушки, активно участвуют в анализе работ[5,с.21 ].

          Из проделанной работы можно сделать следующие выводы:

1. Использование  дымковской народной игрушки  в дошкольном учреждении дает  возможность решать задачи художественного  развития и воспитания детей;  постоянное продуманное знакомство  с промыслом, планомерное, целенаправленное обучение лепке и росписи игрушек позволяет добиваться хороших изобразительных навыков у детей, развивает у них творческую инициативу, уверенность, активность, самостоятельность; воспитывает интерес к народному творчеству.

2. Эффективность  педагогического воздействия зависит от уровня подготовленности педагога (эрудиции, практических умений и навыков), от создания специальных условий в дошкольном учреждении.

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Особенности декоративно - прикладного искусства в работе с детьми старшего дошкольного возраста

 

 

          К наиболее ярким особенностям народного прикладного искусства следует отнести необыкновенно меткие, продуманные и правдивые характеристики конкретного образа, переданного в большой выразительности, прием форма, в которую вкладывает народный мастер свой замысел, всегда предельно лаконична. Все второстепенное отбрасывается, уступая место главному, которое выявляется особенно четко. Такая художественная трактовка образа в народном искусстве делает его особенно понятным и доступным для восприятия.

          Другой характерной особенностью произведений народного прикладного искусства является красочность и декоративность. Смелые, часто контрастные цветовые сочетания, отличают произведения народного мастера, делают их необыкновенно привлекательными.

          Исследователь русского прикладного искусства М.Н. Каменская отмечает, что в декоративно-прикладном искусстве народных мастеров четко выделяются 2 вида изображений - сюжетные и орнаментальные. Среди сюжетных изображений следует, прежде всего, отметить изображения животных и птиц. Часто эти образы имели символическое значение. Лев, барс и орел символизировали силу, власть, сокол олицетворял собой смелость и отвагу, изображения молодой девушки олицетворяли весну и т.д. Помимо символических образов, большое распространение получили и сказочные образы: птица сирин, кентавр - получеловек-полузверь, единорог - конь с рогом во лбу, крылатый зверь - гриф, и т.д. Созданные народной фантазией, они встречаются во всех видах народного искусства на протяжении многих веков. Имея в основе образы живой природы, эти изображения, в то же время, сохраняли черты народной условности.

          Большого развития в народном прикладном искусстве достигает орнамент. Орнамент - это преднамеренно созданный узор, элементы которого ритмично повторяются. Основным свойством орнамента является ритм. Ритм-это определенная упорядоченность однохарактерных элементов. Ритм орнамента может быть простым и сложным. Ритм рассматривается как элемент композиции, своеобразное организующее начало.

          Орнамент состоит главным образом из многообразных растительных форм, в которые нередко включаются изображения животных и птиц. Растительные орнаменты декоративно условны. Свободно заполняя поверхность предметов и изделий, орнамент почти не оставляет, как правило, фона. Наряду с растительным орнаментом встречается и геометрический. Простейшие геометрические формы в виде концентрических кругов, ромбов, розеток, звезд, переплетающиеся между собой в разнообразных вариантах, распространяются во всех видах ДПИ. Следует подчеркнуть, что отдельные элементы геометрического орнамента имеют глубокие исторические корни. Они пришли в народное искусство от славян - язычников. Обожествляя явления природы, славяне отразили свои языческие представления и в искусстве. Например, солнце они изображали в виде круга, розетки или ромба. Впоследствии, потеряв свой первоначальный языческий смысл, эти традиционные формы вошли в геометрический орнамент и получили в нем широкое распространение. В орнамент этого типа включались и геометризированные женские фигуры и фигуры всадников. В прошлом, они видимо олицетворяли богиню земли и охраняющих ее всадников. Потеряв свое культурное значение, эти образы вошли в народный орнамент как привычные элементы[1,с.23].

          Существенным в орнаменте является цвет. Народные мастера хорошо знали о воздействии цвета на психику человека. Они учитывали, что с тем или иным цветом в сознании человека нередко ассоциируются определенные явления, конкретные настроения и переживания. Народные умельцы в цветовом решении отдают предпочтение красному цвету. Именно с ним связываются представления о радости, веселье, торжестве и счастье. Он вызывает в нашем сознании ассоциации с солнцем, источником всего живого на Земле.

          Декоративность, выразительность цвета и пластики, узорчатость орнамента, разнообразие фактур материалов - вот характерные особенности работ народного прикладного искусства, которые созвучны эстетическому чувству, восприятию и пониманию детьми. Как в произведениях народного искусства, так и в детских работах все радостно и красочно. И там, и здесь жизнь воспринимается и изображается в приподнятых, мажорных нотах.

          Образы фантастических птиц, животных и растений, изображенные на предметах ДПИ воспринимаются детьми, прежде всего, как сказочные, и вместе с тем, они узнают в них знакомых им в жизни птиц и растений, потому что даже зрительное воплощение вещей, птицы сирена, русалки «Берегини», единорога «лютого зверя», грифа, мастер строил из сочетаний близких и понятных ему фигур человека, птиц, животных, рыб.

          Встреча с красочной птицей, изображенной на прялке, со стремительным глиняным конем, разметавшим по ветру свою гриву, с узорчатостью орнамента на ткани, со сверкающей полевой керамикой может явиться для детей благодатным материалом, развивающим их фантазию.

          ДПИ является источником творческой деятельности. Художественные достоинства произведений, тщательная выверенность форм и содержания орнаментальных композиций заставляет нас постоянно искать и находить в ДПИ яркие и доступные образы для применения их в практике эстетического и нравственного формирования личности дошкольника.

          Отбирая мотивы народных росписей и орнаментов для воспроизведения их в детских работах, учитывается доступность техники изображения и степень выразительности образов в узорах.

          Выполняя работы по мотивам народного орнамента, дети учатся понимать принципы художественного обобщения, познают приемы творческих импровизированных декоративных образов, учатся видеть в орнаментах комбинации цветов, сопоставлять формы, величины, положение элементов на плоскости предмета.

          Детей старшего дошкольного возраста знакомят с разными видами народного искусства, учатся различать их по содержанию материала, средствам выразительности, характерным признакам.

          В течение года воспитатель отбирает несколько видов народного орнамента, чтобы показать детям геометрические орнаменты, учитывая наличие предметов ДПИ в дошкольном учреждении, а также наглядный материал: репродукции, открытки, слайды, диа- и видеофильмы. Начинает с рассматривания предметов, с которыми дети знакомились в предыдущей группе. Это положительно влияет на эмоциональное восприятие детей. Кроме того, восприятие знакомых предметов проходит на новом уровне, выделяя общее, дети замечают то, на что раньше не обращали внимание.

          В геометрическом орнаменте выделяют знакомые элементы и их украшения. Уделяется внимание закономерностям цвета и чередованию элементов, ритмичности, построению симметричного узора. Важно показать геометрические элементы, которые входят в изображение растительных элементов - ягод, цветов, листьев. Соединяя круги, овалы, черточки, мастер создает необычные цветы, листья, ягоды, не копируя при этом окружающую природу[8,с.98].

          На занятиях детей знакомят сначала с одним видом ДПИ, а затем с 2-3 видами в сравнении. Важно показать общий образ народных игрушек и их характерное различие, учить детей по одному-двум признакам узнавать знакомые виды.

          На занятиях дети рассматривают предметы ДПИ и их изображения, репродукции, открытки. Воспитатель знакомит детей с народным промыслом, дает некоторые сведения о нем - название, его местонахождение, определяет вместе с детьми содержание и назначение предметов. В целях эмоционального воспитания рассматривание предметов сопровождается художественным словом - потешками, прибаутками, образными словами, которые используют народные мастера, звучанием народной музыки, песен, например: «Коровушки не простые - глиняные, расписные» (Филимоновская игрушка), «Барыни красивы, да беда - спесивы» (Каргопольская игрушка), и т.д.

Информация о работе Декоративно-прикладное искусство в работе с детьми старшего дошкольного возраста