Декоративно-прикладное искусство в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 20:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель: Выявить особенности использования элементов декоративно-прикладного искусства с детьми старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Изучить теоретические источники и передовой педагогический опыт по выбранной теме.
2. Выявить возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста.
3. Выявить особенности использования элементов декоративно-прикладного искусства в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Оглавление

Введение…………………………………………………стр.3


Глава 1. Декоративно-прикладное искусство в системе
ценностей человеческой культуры

Истоки декоративно – прикладного и
искусства……………………………………...стр.4

1.2. Виды декоративно - прикладного искусства..стр.6


Глава 2. Декоративно-прикладное искусство в работе с
детьми старшего дошкольного возраста

2.1. Возрастные особенности детей старшего
дошкольного возраста………………………...стр.16

2.2. Виды декоративно - прикладного искусства
на занятиях с детьми старшего дошкольного
возраста………………………………………...стр.20

2.3. Особенности декоративно - прикладного
и в работе с детьми старшего
дошкольного возраста……………………….стр.22

2.4. Задачи по знакомству в детском саду……….стр.26

2.5. Программы по обучению декоративно-
прикладному искусству………………………стр.29

2.6. Методика знакомства детей с декоративно-
прикладным искусством……………………...стр.31


Заключение……………………………………………....стр.33


Список литературы……………………………………...стр.34

Файлы: 1 файл

ОГЛАВЛЕНИ2.doc

— 209.50 Кб (Скачать)

          В осмыслении эстетического содержания воспитания на занятиях по труду в детских садах на базе предприятий народных художественных промыслов большую помощь воспитателям оказывают труды сотрудников ВНИИ художественной промышленности. Например, двухтомник «Основы художественного ремесла». Сотрудники института художественной промышленности разрабатывают серию программ уроков художественного труда с учетом специфики традиционной техники народного творчества, сложившихся художественных школ мастерства.

          Привлечение народного декоративного искусства как активного средства эстетического воспитания в системе уроков декоративного рисования в детском саду имеет свои преимущества. Главные из них - широкие горизонты эстетического познания и многообразные аспекты воспитательного воздействия народного искусства в процессе гармонического воспитания личности дошкольника.

          Знакомство с передовым педагогическим опытом эстетического воспитания средствами народного декоративного искусства в детских садах Российской Федерации позволяет говорить о многочисленных примерах реализации воспитателями эффективных методов и приемов, раскрывающих особенности стиля разных художественных школ народного искусства с целью более полного использования воспитательных функций произведений народных мастеров. Например, воспитатели старших групп г. Костромы и области увлеченно работают с детьми над темами, связанными с народной художественной росписью и резьбой по дереву. С этой целью происходит знакомство не только с памятниками деревянного зодчества родного края, но и широко привлекается искусство народных мастеров соседних областей: Ярославской, Ивановской, Владимирской, Горьковской. Благодаря педагогическому мастерству небольшие беседы на занятиях декоративного рисования превращаются в серию увлекательных путешествий в страну красоты и добра, созданную руками народных мастеров,

          В детских садах Загорска Московской области - центре по производству традиционной деревянной русской игрушки - воспитатели разнообразно проводят занятия с опорой на искусство русской игрушки. Много воспитательных возможностей открывается перед детским садом по пропаганде русского народного искусства в совместной работе с сотрудниками Загорского государственного музея-заповедника.

          Неисчерпаемое богатство художественных идей таит в себе изучение народного костюма, и, как свидетельствует практика, особенно перспективны два направления в разработке этой темы. Изучение истории народного костюма родного края и интерпретация мотивов в иллюстрации преданий, исторических событий края, создание сувениров. Такой подход отражен в работе воспитателей-специалистов детских садов г. Павлово Горьковской области. Другая трактовка темы связана с изучением действующего центра народных художественных промыслов, продукция которого связана с использованием народных эстетических традиций в современном костюме. Такую работу ведут воспитатели-специалисты в г. Павловском Посаде Московской области, где производятся знаменитые набивные павловские платки, шали, набивные шерстяные платки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

          Дошкольный возраст - это начало всестороннего развития и формирования личности. В этот период деятельность анализаторов, развитие представлений, воображения, памяти, мышления, речи в комплексе приводят к формированию чувственного этапа познания мира. Интенсивно формируется логическое мышление, появляются элементы абстрактных рассуждений. Дошкольник стремиться представить мир таким, каким он его видит. Даже фантазию он может расценивать как реальность.

          ДПИ является источником творческой деятельности. Художественные достоинства произведений, тщательная выверенность форм и содержания орнаментальных композиций заставляет нас постоянно искать и находить в ДПИ яркие и доступные образы для применения их в практике эстетического и нравственного формирования личности дошкольника.

          Знакомство детей с ДПИ позволяет показать особенности и традиции каждого вида, вариативность узоров, некоторые приемы мастеров и побуждает желание и навыки в создании композиции, развить творческие способности.

          Выполняя работы по мотивам народного орнамента, дети учатся понимать принципы художественного обобщения, познают приемы творческих импровизированных декоративных образов, учатся видеть в орнаментах комбинации цветов, сопоставлять формы, величины, положение элементов на плоскости предмета.

          Эстетическое и трудовое воспитание средствами декоративно-прикладного искусства тесно связано с образованием и обучением, а эффективность этого единства во многом зависит от организационно-методического уровня постановки учебно-воспитательного процесса.

          Декоративно-прикладное творчество один из видов изобразительного искусства, является составной частью искусства народа и несет в себе духовные и эстетические ценности, накопленные трудом и талантом многих поколений.

          Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы:

 

 

       1. Антонов, В. П. Народные художественные промыслы России: учебное пособие для студентов педагогических колледжей / В. П. Антонов. – М.:Издательский центр Искусство,2005.-347с.

2. Артемьева Л.А., Гаврилова В.В. Декоративное рисование с детьми 5-7 лет. – М.: Учитель, 2010.

3. Борисова, Е. Развитие творческих способностей старших дошкольников рисовании: учебное пособие для студентов педагогических колледжей  /Е. Борисова.- М.:Издательский центр Айрисс - пресс, 2005.-125с

4. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей: учебное пособие для студентов пед. заведений / М.: Издательский центр Академия, 2007. – 145с.

   5. Волынкин В.И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников: учебное пособие/ В.И. Волынкин. – Ростов-на Дону: Феникс, 2007. – 441 с. 

         6. Доронова, Т. Н. Развитие детей в изобразительной деятельности: учебное пособие для студентов пед. заведений / Т. Н. Доронова. – М.: Издательский центр Академия, 2005. – 230с.

         7. Дахно М.В. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами изобразительной деятельности. – М.: Прима, 2006.

         8. Доронова Т.Н. Дошкольникам об искусстве. Учебно-наглядное пособие для детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2002.

          9. Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества: Учебное пособие для вузов. - М.: Академический проект, 2003. - 34 с.

        10. Ермолаева Н.В. «Эстетическое воспитание дошкольников через декоративно-прикладное искусство. Парциальная программа» изд-во «Детство-Пресс», 2011 г.

11. Жегалова,С. К.Русская народная живопись: учебное пособие для студентов пед. заведений / М.: Издательский центр Искусство, 2005.- 300с.

        12. Жегалова, С. К. Сокровища русского народного искусства [ Текст ]: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / С. К. Жегалова, С. Г. Жижина, Ю. С. Ченяховская,З. П. Попова. – М.: Издательский центр Искусство, 2005. -247с.

       13. Иварова, С. А. Городецкая роспись: демонстративный материал для детей дошкольного возраста  [Текст]: учебное пособие для детей дошкольного возраста /С. А.Иванова, Е. А.Понамарева. – М.: Издательский центр Айрисс - пресс ,2008. – 140с.

14. Иванова, С. А. Хохлома. Демонстративный матерьал для детей дошкольного возраста: учебное пособие для студентов педагогических техникумов / С. А. Иванова. – М.: Издательский центр Айрис,2007.-200с.

15. Комарова, Т. С. Детское художественное творчество: методическое пособие для педагогов / Т. С. Комарова. – М.: Издательский центр Искусство, 2005. – 152с.

16. Коноваленко, В. В. Развитие детей в изобразительном искусстве: учебное пособие для студентов институтов / М.: ГНОМ и Д, 2007. – 305с.

17. Копцева Т. А. Программа по изобразительному искусству «Природа и художник». – М.: ТЦ Сфера, 2008 г.

18. Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду» (для занятий с детьми 2 – 7 лет), изд-во «Мозаика-Синтез», Москва, 2006 г.

        19. Комарова Т.С. «Народное искусство в воспитании дошкольников» Москва 2005г.

        20. Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» С.Петербург 1998г.

        21. Логинова, Л.О. Ознакомление с декоративно – прикладного искусства в детском дошкольном возрасте: учебное пособие для студентов педагогических училищ / Л.О. Логинова.- М.:Издательский центр Айрисс,2005.-118с.

22. Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные лодошки». – М.: «Карапуз-дидактика», 2007 г.

23. Лыкова, И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: Методическое пособие. - М.: Карапуз-Дидактика, 2007.

24. Мухина В.С. Возрастная психология: учебное пособие для студентов пед. заведений /В.С. Мухина. – М.: Издательский центр Академия, 2000. – 134 с.

     25. Программа воспитания и обучения в детском саду/ М.А. Васильева; под редакцией М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой, В.В. Гербовой. – М.: Издательский центр Академия, 2005.- 208с.

       26. Решетникова, Р. Г. Эстетическое воспитание дошкольников: учебное пособие для студентов пед. Заведений/ Р. Г. Решетникова. – М.:ГНОМ и Д, 2007. – 175с.

27. Скоролупова, О. А.Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно – прикладным искусством: учебное пособие для студентов пед. Заведений/ О. А. Скоролупова.- М.: Издательский центр Скрипторий 2003,2006.-128с.

28. Скоролупова, О. А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно – прикладным искусством: учебное пособие для студентов пед. Заведений / О. А. Скоролупова. – М.: Издательский центр Скрипторий 2000,2005. – 128с.

29. Соломинникова, О. А. Радость творчества. Ознакомление детей с народным искусством: учебное пособие для студентов пед. Заведений /О. А. Соломинникова.  – М.:Издательский центр Академия, 2005. -245с.

        30. Соломенникова О.А. «Радость творчества» (ознакомление детей с народным искусством, для занятий с детьми 5 – 7 лет) изд-во «Мозаика-Ситнез, Москва, 2006 г.

31. Скоролупова О.А. «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством» (цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста), изд-во «Скрипторий», Москва, 2003 г.

32. Скоролупова О.А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М.: Феникс, 2003.

33. Черныш, И. В. Изобразительная деятельность. Внимание дети: учебное пособие для студентов пед. Заведений / И. В. Черныш. – М.: Издательский центр Айрисс – пресс, 2007.– 200с.

34. Швайко Г.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» (старшая, подготовительная группы, программа, конспекты) Валдос, 2008 г.

        35. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: Учебное пособие для ВУЗов / Е.А.Дубровская, Т.Г.Казакова, Н.Н.Юрина и др.; Под ред.Е.А. Дубровской, С.А.Козловой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.-256с

 


Информация о работе Декоративно-прикладное искусство в работе с детьми старшего дошкольного возраста