Гуманизм
при такой трактовке получает
значение общественного идеала.
Человек рассматривается как
высшая цель общественного развития,
в процессе которого обеспечивается
создания необходимых условий
для полной реализации всех
его потенции, достижения гармонии
в социально-экономической и духовной
сфере жизни, наивысшего расцвета
конкретной человеческой личности.
С современной трактовке гуманизма
акцент делается на целостное,
универсальное становление человеческой
личности. Это универсальность осмысливается
как гармоническое развития ее
интеллектуальных, духовно-нравственных
и эстетических потенции. Таким образом,
с позиций гуманизма конечная цель воспитания
состоит в том, чтобы каждый человек мог
стать полноценным субъектом деятельности,
познания и общение, то есть свободным,
самодеятельным существом, ответственным
за все происходящее в этом мире. Следовательно,
мера гуманизации воспитательного процесса
определяется тем, насколько этот процесс
создает предпосылки для самореализации
личности, раскрытия всех заложенных в
ней природных задатков, ее способность
к свободе, ответственности и творчеству.
С
содержательной стороны реализация
принципов гуманизма в воспитательном
процессе означает проявления
общечеловеческих ценностей. В это
понятие вкладывается два смысла. Во-первых,
общечеловеческие ценности – это ценности
значимые не для какого-то узкого ограниченного
круга людей, а как-то, что имеет значение
для всего человечества. Особенности выражения
этих ценностей зависят от культурно-исторического
развития той или иной страны, ее религиозных
традиций, типа цивилизации. Поэтому подход
к воспитательному процессу с этих позиции
означает его деидеологизацию, то есть
отказ навязывания позиции какой-то социальной
силы, акцент на интеллектуальное духовно-нравственное
и эстетическое развитие личности, на
основе освоения ее всего культурного
богатства накопленного в истории человечества.
Гуманизм
отдает приоритет общечеловеческому
началу, противоречит идеологии
индивидуализма. Гуманизм предполагает
признание данной личностью в
качестве ценности личности всех
других людей.
Гуманистический
подход требует, чтобы в качестве
главной цели учебно-воспитательного
процесса должно рассматриваться
создание предпосылок для самореализации
личности.
Гуманистическая
ориентация образования может
быть реализованная только в
соответствующих формах учебно-воспитательного
процесса. Речь идет о гуманистической
педагогике. В самом общем плане
это педагогика предполагает
высокую степень индивидуализма
и дифференциации обучения, акцент
на пробуждения активности и инициативности
обучаемого применение в отношениях преподавателя
и студента основных принципов педагогики
сотрудничества.
Итак,
цель воспитания нельзя выдумать
и выдвинуть произвольно. Она
должна соответствовать представлению
общества об идеале человеческой
личности.
Идеал
человеческой личности - это представление
о совершенном человеке, которое
живет в произведения литературы
и искусства в народном творчестве.
Идеал личности у разных народов
очень близки друг другу. Они
обязательно включают в себя
такие качества как ум, трудолюбие,
физическая сила, красота, выносливость.
Сейчас
идея всестороннего развития
личности как высшей цели воспитания
признается всем миром. И, тем
не менее, ни одна страна
не может похвастаться ее достаточно
полной реализацией.
Следует
иметь в виду, что любом обществе
существуют два педагогических
идеала личности. Один – высокий,
широко рекламируемый, но заведомо
не достижимый. Его предназначение
- быть маяком, ориентиром, высшим
образцом, к которому следует
подвести воспитуемого как можно
ближе. Другой идеал достаточно
приземленный. Он, как правило, имеет
реальное воплощение, явно не
пропагандируется. Это герой своего времени,
это тот которому все завидуют, на месте
которого каждый хотел бы оказаться, чью
судьбу если не все, то очень многие желают
своим детям.
1.2
Цели воспитания в мировой
практике.
Воспитание
– явление социальное. Оно возникло
вместе с человеческим обществом
и прошло вместе с ним длительный путь
развития. Поэтому педагогика и является
одной из древнейших наук, которая изучает
закономерности передачи старшим поколением
и активного усвоения младшими поколениями
социального опыта, необходимого для жизни
и труда.
В
Древней Греции педагогом назывался
раб, приставленный к ребенку,
то есть «детоводитель», целью которого
было сопровождать ребенка в школу, прислуживать
ему во всем. Сегодня педагогами называют
людей, имеющих соответствующую подготовку
и профессионально занимающихся педагогической
деятельностью, то есть вопросами воспитания,
обучения и образования. И Соответственно
цель сегодняшнего педагога резко отлична
от цели «детоводителя». Давайте, в общем,
проследим прогресс педагогических целей
со времен давно минувших дней до современного
этапа и кратко раскроем сущность педагогических
идей великих теоретиков этой науки.
Выдающийся
греческий философ Платон считал
первейшей целью государства
воспитание совершенных членов
общества. «Законодатель не должен
допускать, чтобы воспитание детей
было чем-то второстепенным и
шло, как попало. Напротив это
первое, с чего должен начать
законодатель, » - находим мы в
трудах Платона. Целью воспитания
является добродетель, высшим
из которых Платон считал разум.
Наряду с разумностью он требует
воспитание справедливости и
совестливости, составляющих стержень
добродетели. «Не золото надо
завешать детям, а высокую совестливость».
Его же последователь Плотин
проектировал город Платонополь,
в котором будут воспитываться совершенные
люди.
Педагогические
идей великих греческих философов
(Аристотель, Платон, Сократ, Демокрит)
оказали огромное влияние на все последующее
развитие теории воспитания.
Несколько
иной характер имело воспитание
в древнем Риме. До третьего
века до нашей эры здесь
господствовало семейное воспитание,
унаследованное от эпохи родового
строя. Целью отца, было, обучит
сына видению хозяйства, владению
оружием, он заботился о выработке
у него таких высоко ценимых
в Риме нравственных качеств,
как преданность родине, послушание,
скромность. Из отдельных упоминаний
римских и греческих историков
«Ливий, Плутарх» можно заключить, что
в пятом веке до нашей эры в Риме существовали
частные элементарные школы, где обучали
чтению, письму и счету. Во второй половине
эпохи сюда проникает влияние греческой
культуры. Высшей ступенью образования
в эту эпоху считалось риторская школу,
в которой юноши овладевали ораторским
искусством и изучали закон.
Здесь
очень уместно указать на различие
в целях воспитания греков
и римлян. В отличие от афинского
воспитания, на всех ступенях
которого обращалось внимание
на единство умственного, физического
и эстетического развития, римское
воспитание преследовало чисто
практические цели и в этом
смысле приближалось к спартанскому.
В римских школах, в отличие от греческих
не обучали музыке, пению, гимнастике.
Там юноши уделяли внимание только военным
упражнениям. Идея гармонического развития,
господствовавшая в Афинах несколько
столетий римлянами, воспринята не была.
У римских мыслителей вопросы воспитания
не вызывали большого интереса. Наиболее
ценные педагогические идей были высказаны
римским ораторам Квинтилианом. В его
сочинений о воспитании оратора он выступает
сторонником общественного воспитания.
После
падения Римской империи средневековая
церковь отрицала почти все
наследие античного мира. Церковь
открыла приходские школы, в
которых мальчиков готовили к
монашеской жизни. Во второй
половине средневековья начали
складываться внецерковные союзы
ученных. В тринадцатом веке появились
первые университеты, но вскоре и там главным
факультетом стал богословский.
Своеобразный
характер носило воспитание сыновей
феодалов. Неразвитость военной
техники, постоянные конфликты
между феодалами вызвали к
жизни тип сугубо сословного
военно-физического, рыцарского
воспитания. Грамотность не считалось
обязательной. Воспитание женщин
имело также строго сословный
характер. Педагогическая мысль
в это время, как и вся
практика воспитания и обучения
была пронизана духом религиозной
идеологии. В это время появились
руководства по воспитанию детей
феодальной знати. Передовые мыслители
обратились к литературе древнего
мира, началась эпоха Возрождения.
Томмазо
Кампанелла - один из наиболее ярких представителей
раннего утопического социализма написал
сочинения «Город Солнца». В нем изображено
идеальное государство, воспитание носит
полностью общественный характер и равно
для всех граждан государства. Она должно
развивать все силы и способности.
Наиболее
радикальные педагогические идеи
высказал Томас Мор. Он призвал
к равенству образование мужчин
и женщин, соединению обучения
с трудом.
Характерной
чертой этой эпохи было стремление
сочетать умственное, нравственное,
эстетическое и физическое воспитание.
Позднее положительные идеи гуманизма
были развиты крупнейшим педагогом выдающимся
общественным деятелем семнадцатого века
Яном Амосом Коменским. Он заложил основы
педагогики нового времени, создав свою
«Великую дидактику». Похожие идеи развивали
Д.Локк, Д.Беллерс, Ж.-Ж.Руссо, К.-А.Гелвеций
и противоречащий последнему Д.Дидро.
Коменский в своем труде пишет: «В школах
надо всех учить всему, стремится к тому,
чтоб в школах при посредстве наук и искусств
развивались способности, то есть люди
должны становится людьми». Цель воспитания
по Коменскому – это воспитание настоящего
человека.
Великая
Французская Революция установила
новый общественный строй, однако
новый капиталистический порядок
привел к сильному угнетению.
В начале девятнадцатого века
возникли идеи утопического социализма
Ш.Фурье, Р.Оуэна, А.Сен-Симона, В.Вейтлинга,
которые в своих произведениях рисовали
будущее общество.
Наиболее
стройное и интересное учение
о воспитании было разработано
Р.Оуэном. Целью воспитания он
считал всесторонность, обязательное
присутствие физического труда.
Говоря
о педагогике девятнадцатого
века нельзя не сказать о
крупнейшем ее представителе,
внесшим особый вклад, заложивший
ее научные основы и создавший
цельную педагогическую систему,
о К. Д. Ушинском. Воспитание
мыслится Ушинским как целенаправленный
педагогический преднамеренный
процесс «управления личностью»,
цель которого – подготовить
человека к жизни и активной
трудовой деятельности, умеющего
сочетать свои интересы с интересами
общества, своего народа и всего
человечества. Из направлений главным
является нравственное воспитание.
Важнейшие
цели воспитания по Ушинскому:
- формирование
мировоззрения, моральных принципов,
правил, взглядов на жизнь и
формирование системы убеждений,
которую Ушинский считает главной
дорогой человеческого поведения;
- развитие
нравственных, эстетических чувств
и самого высокого из них
– патриотизма, который он
называл «общественным цементом»;
- воспитание
навыков и привычек поведения.
К.Д.Ушинский
подчеркивал важность целеполагания
в педагогике («О пользе педагогической
литературы», «Опыт педагогической антропологии»,
«Проект учительской семинарии», «Родное
слово»). Ушинский – теоретик воспитания,
и его отличают знание и глубина в понимании
сущности педагогических явлений.
Еще
одним крупнейшем педагогом девятнадцатого
века является А.С.Макаренко. Его наследие
обычно ассоциируется, прежде всего, с
понятием «коллектив». Исследования показывают,
что этот термин закрепился в его творчестве
лишь в конце двадцатых годов. Он ставит
во главу угла воспитательно-образовательные
цели. Центральное место занимает идея
социализма и коммунизма. Цель воспитания
по Макаренко – сообщество, в котором
«отдельная личность будет и наиболее
дисциплинированной и наиболее свободной»,
где будет высоко поднят социальный статус
молодежи.
Рассматривая
цели педагогического воспитания
в мировой практике нельзя
не отметить выдающегося мыслителя,
писателя и педагога Ибрая Алтынсарина,
помогающего своему народу воспитывать
свои поколения в духе уважения традиции
и родного языка.