Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 20:32, реферат
Каждая наука в одном и том же объекте изучения выделяет свой предмет исследования – ту или иную форму бытия объективного мира, ту или иную сторону процесса развития природы и общества. Воспитание как сложное, объективно существующее явление изучается многими науками. Исторический материализм, например, рассматривает воспитание как частный момент развития общества, его производительных сил и производственных отношений; история – как частный момент истории классовой борьбы и классовой политики; психология – в связи с изучением становления личности развивающегося человека.
Методологический раздел педагогики. 3
Педагогика как наука. 3
История возникновения педагогики. 4
Связь педагогики с другими науками. 6
Принципы педагогики, и ее функции. 8
Предмет и задачи педагогики. 10
Семейная педагогика. 11
Дидактика (теория обучения)17
Содержание и форма дидактики. 17
Основные методы и формы обучения. 18
Инновационные методики - Шаталов Виктор Федорович. 19
Теория воспитания. 28
Основные направления теории воспитания и их содержание. 28
Специфика принципов воспитания. 28
Личность как объект и субъект воспитательного процесса. 29
Методы воспитания. 32
Взаимодействие коллектива и личности. 32
Особенности самовоспитания школьников. 34
Литература:38
МОСКОВСКИЙ ЭКСТЕРНЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
АКАДЕМИЯ ПЕДАГОГИКИ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
«Педагогика»
Авторизованный реферат по курсу
«Педагогика»
Фамилия, имя, отчество студента
Номер зачетной книжки
Руководитель (преподаватель)
Рецензент ____________________________
З/О
МОСКВА - 2001 год
Содержание
Содержание. 2
Методологический раздел педагогики. 3
Педагогика как наука. 3
История возникновения педагогики. 4
Связь педагогики с другими науками. 6
Принципы педагогики, и ее функции. 8
Предмет и задачи педагогики. 10
Семейная педагогика. 11
Дидактика (теория обучения)17
Содержание и форма дидактики. 17
Основные методы и формы обучения. 18
Инновационные методики - Шаталов Виктор Федорович. 19
Теория воспитания. 28
Основные направления теории воспитания и их содержание. 28
Специфика принципов воспитания. 28
Личность как объект и
субъект воспитательного
Методы воспитания. 32
Взаимодействие коллектива и личности. 32
Особенности самовоспитания школьников. 34
Литература:38
Методологический раздел педагогики
Педагогика как наука
Каждая наука в одном
и том же объекте изучения выделяет
свой предмет исследования – ту
или иную форму бытия объективного
мира, ту или иную сторону процесса
развития природы и общества. Воспитание
как сложное, объективно существующее
явление изучается многими
В общей системе наук, в общей системе «вещей и знаний» педагогика выступает как единственная наука, имеющая своим предметом воспитание человека.
Изучение всякой науки
начинается с уяснения таких
вопросов: как воз-никла и развивалась
эта наука и какие
В самом деле, каждая наука имеет свою историю и достаточно определённый асект природных или общественных явлений, изучением которых она занимается, и знание которых имеет большое значение для осмысления её теоретических основ.
Без этого оно не могло развиваться. Поэтому растёт количество образовательно-воспитательных учреждений, расширяется сеть народных школ, дающих необходимую подготовку детям, открываются специальные учебные заведения по подготовке учителей и начинает преподаваться педагогика как особая научная дисциплина. Всё это давало большой толчок развитию педагогической теории.
Возникнув как наука о воспитании детей и молодёжи, педагогика по мере расширения границ воспитания и сферы действия субъективных факторов в жизни общества всё более становятся наукой об общих закономерностях воспитательного воздействия на людей всех возрастов.
Развиваясь, всякая наука
обогащает свою теорию, наполняется
новым содержанием и
Педагогика как наука подразделяется на ряд самостоятельных педагогических дисциплин:
1. Общая педагогика,
исследует основные
2. Возрастная педагогика,
изучающая особенности
3. Специальная педагогика
– дефектология, изучающая особенности
развития, обучения и воспитания
аномальных детей. Которая в
свою очередь распадается на
ряд отраслей: вопросами воспитания
и обучения глухонемых и
4. Частная методика,
исследующая специфику
5. История педагогики,
изучающая развитие
Интенсивно развиваются,
как самостоятельные, такие отрасли
педагогической науки, как педагогика
профтехобразования, педагогика высшей
школы, военная педагогика, исправительно-трудовая
педагогика. Складываются такие части
педагогики, как школоведение, педагогика
семейного воспитания, педагогика детских
и юношеских организаций, педагогика
культурно-просветительной
История возникновения педагогики
Обособление и формирование
педагогики как науки были вызваны
к жизни растущими
Вот почему на определённой ступени развития человеческого общества и, в частности, в более поздний период рабовладельческого строя, когда производство и наука достигли значительного развития, воспитание выделятся в особую общественную функцию, т.е. возникают специальные воспитательные учреждения, появляются лица, профессией которых стало обучение и воспитание детей. Это имело место во многих древних странах, но более или менее достоверные сведения о школах для мальчиков дошли до нас из Египта, стран Ближнего Востока и античной Греции.
Надо сказать, что уже
в древнем мире многие общественные
деятели и мыслители хорошо сознавали
и указывали на огромную роль воспитания,
как в развитии общества, так и
в жизни каждого человека. Например,
по законам Солона (между 640 и 635 –
ок. 559 гг. до н.э.) полагалось, чтобы отец
обязательно позаботился о
В Древней Греции педагогами назывались рабы, которым аристократы поручали присматривать за своими детьми, сопровождать их в школу и из школы, нести учебные принадлежности, а также совершать с ними прогулки. Греческое слово «пейдагогос» (пейда – ребёнок, гогос – вести) обозначает «детоводитель». В дальнейшем педагогами стали называть специально подготовленных людей, которые занимались обучением и воспитанием детей, и для которых педагогическая деятельность являлась профессией. Отсюда особая наука о воспитании стала называться – педагогикой.
Надо сказать, что из Древней Греции ведут своё происхождение и многие другие педагогические понятия и термины, например, школа, что, означает «досуг», гимназия - общественная школа физического воспитания, а впоследствии просто средняя школа, и др.
Значительное место занимали
вопросы воспитания также в трудах
древне-римских философов и
В средние века проблемы воспитания
разрабатывались философами-
Дальнейшее развитие педагогическая мысль получила в трудах мыслителей эпохи Возрождения (XIV-XVI вв.). Виднейшие деятели этой эпохи - итальянский гуманист Витторио да Фельтре (1378-1446), испанский философ и педагог Хуан Вивес (1442-1540), нидерландский мыслитель Эразм Роттердамский (1465-1536) и др.
Они критиковали механическую зубрёжку, процветавшую в обучении, выступали за гуманное отношение к детям, за освобождение личности от оков угнетения.
Несмотря на интенсивное
развитие воспитательной теории, педагогика
продолжала оставаться частью философии.
Как особая наука педагогика впервые
была выделена из системы философских
знаний в начале XVII в. Оформление педагогики
как самостоятельной научной
дисциплины большинство исследователей
связывает с именем великого чешского
педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670).
Сформулированные им принципы, методы,
формы организации учебной
Неоценимое значение для становления научной педагогики имели труды таких виднейших деятелей, как Ж. Ж. Руссо (1712-1778), Д. Дидро (1713-1784), К. А. Гельвеция (1715-1771) во Франции, Джон Локк (1632-1704) в Англии, Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827) в Швейцарии, Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (1790-1866) и Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841) в Германии.
Родоначальниками революционно-
То, что педагогика выдвинула такое большое количество крупных педагогов, не является случайным. Общество с его интенсивным развитием производства, науки и культуры требовало повышения грамотности основных производителей.
Связь педагогики с другими науками
Процесс разностороннего
взаимопроникновения наук, развитие
комплексного изучения педагогических
явлений объективно требуют органической
связи педагогики с другими науками.
Педагогика развивается, укрепляя и
совершенствуя свои связи с философией,
социологией, этикой, эстетикой, психологией,
анатомией и физиологией
В тесных взаимоотношениях педагогика
находится с общей, возрастной и
педагогической психологией. Психология
вскрывает закономерности психического
развития людей в разные возрастные
периоды, механизм изменений психики
под влиянием обучения и воспитания.
Идеи её широко используются при разработке
организации познавательной деятельности
учащихся в процессе обучения. Развита
связь педагогики с социальной психологией,
которая изучает
Исключительно ценными
знаниями о природе
Новые, дополнительные возможности для исследования процессов обучения и воспитания перед педагогикой открывает быстро развивающаяся область знания, которая получила название теории управления. Возникнув в системе общественных наук, она использует достижения кибернетики, которая раскрыла наиболее общие закономерности управления сложными динамическими системами. При этом, однако, надо иметь в виду, что кибернетика изучает процессы управления безотносительно к качественной природе самоуправляемых систем; воспитание же представляет собой систему, обладающую глубокой качественной спецификой, своими специфическими закономерностями, которые кибернетике недоступны.
Самостоятельность любой науки состоит не в том, пользуется она или не пользуется данными других наук. Советская педагогика использует материалы и данные смежных наук для решения своих задач, на основе строгого отбора и выявления границ их применения.