Педагогика,как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 20:32, реферат

Краткое описание

Каждая наука в одном и том же объекте изучения выделяет свой предмет исследования – ту или иную форму бытия объективного мира, ту или иную сторону процесса развития природы и общества. Воспитание как сложное, объективно существующее явление изучается многими науками. Исторический материализм, например, рассматривает воспитание как частный момент развития общества, его производительных сил и производственных отношений; история – как частный момент истории классовой борьбы и классовой политики; психология – в связи с изучением становления личности развивающегося человека.

Оглавление

Методологический раздел педагогики. 3

Педагогика как наука. 3

История возникновения педагогики. 4

Связь педагогики с другими науками. 6

Принципы педагогики, и ее функции. 8

Предмет и задачи педагогики. 10

Семейная педагогика. 11

Дидактика (теория обучения)17

Содержание и форма дидактики. 17

Основные методы и формы обучения. 18

Инновационные методики - Шаталов Виктор Федорович. 19

Теория воспитания. 28

Основные направления теории воспитания и их содержание. 28

Специфика принципов воспитания. 28

Личность как объект и субъект воспитательного процесса. 29

Методы воспитания. 32

Взаимодействие коллектива и личности. 32

Особенности самовоспитания школьников. 34

Литература:38

Файлы: 1 файл

МОСКОВСКИЙ ЭКСТЕРНЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ.docx

— 69.88 Кб (Скачать)

МОСКОВСКИЙ ЭКСТЕРНЫЙ  ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

АКАДЕМИЯ ПЕДАГОГИКИ

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

 

«Педагогика»

 

Авторизованный реферат  по курсу

 

«Педагогика»

 

 

 

Фамилия, имя, отчество студента

 

Номер зачетной книжки  

 

Руководитель (преподаватель)

 

Рецензент       ____________________________

 

З/О

 

МОСКВА - 2001 год

Содержание

 

Содержание. 2

 

Методологический раздел педагогики. 3

 

Педагогика как наука. 3

 

История возникновения педагогики. 4

 

Связь педагогики с другими  науками. 6

 

Принципы педагогики, и  ее функции. 8

 

Предмет и задачи педагогики. 10

 

Семейная педагогика. 11

 

Дидактика (теория обучения)17

 

Содержание и форма  дидактики. 17

 

Основные методы и формы  обучения. 18

 

Инновационные методики - Шаталов  Виктор Федорович. 19

 

Теория воспитания. 28

 

Основные направления  теории воспитания и их содержание. 28

 

Специфика принципов воспитания. 28

 

Личность как объект и  субъект воспитательного процесса. 29

 

Методы воспитания. 32

 

Взаимодействие коллектива и личности. 32

 

Особенности самовоспитания школьников. 34

 

Литература:38

Методологический раздел педагогики

Педагогика как наука

 

Каждая наука в одном  и том же объекте изучения выделяет свой предмет исследования – ту или иную форму бытия объективного мира, ту или иную сторону процесса развития природы и общества. Воспитание как сложное, объективно существующее явление изучается многими науками. Исторический материализм, например, рассматривает  воспитание как частный момент развития общества, его производительных сил  и производственных отношений; история  – как частный момент истории  классовой борьбы и классовой  политики; психология – в связи  с изучением становления личности развивающегося человека. Самостоятельность  любой науки определяется, прежде всего, наличием особого, собственного предмета исследования, наличием такого предмета, который специально не исследуется  никакой другой научной дисциплиной.

 

В общей системе наук, в  общей системе «вещей и знаний»  педагогика выступает как единственная наука, имеющая своим предметом  воспитание человека.

 

 Изучение всякой науки  начинается с уяснения таких  вопросов: как воз-никла и развивалась  эта наука и какие специфические  проблемы она исследует?

 

В самом деле, каждая наука  имеет свою историю и достаточно определённый асект природных или  общественных явлений, изучением которых  она занимается, и знание которых  имеет большое значение для осмысления её теоретических основ.

 

Без этого оно не могло  развиваться. Поэтому растёт количество образовательно-воспитательных учреждений, расширяется сеть народных школ, дающих необходимую подготовку детям, открываются  специальные учебные заведения  по подготовке учителей и начинает преподаваться педагогика как особая научная дисциплина. Всё это давало большой толчок развитию педагогической теории.

 

Возникнув как наука о  воспитании детей и молодёжи, педагогика по мере расширения границ воспитания и сферы действия субъективных факторов в жизни общества всё более  становятся наукой об общих закономерностях  воспитательного воздействия на людей всех возрастов.

 

Развиваясь, всякая наука  обогащает свою теорию, наполняется  новым содержанием и осуществляет дифференциацию своих исследований. Этот процесс коснулся и педагогики. В настоящее время понятием «педагогика» обозначается целая система педагогических наук.

 

Педагогика как наука  подразделяется на ряд самостоятельных  педагогических дисциплин:

 

1.    Общая педагогика, исследует основные закономерности  воспитания человека; раскрывает  сущность, цели, задачи и закономерности  воспитания, его роль в жизни  общества и развитии личности, процесс образования и обучения.

 

2.    Возрастная педагогика, изучающая особенности воспитания  людей на различных этапах  возрастного развития; она подразделяется  на предлых (профессионально-технического, высшего образования и др.);

 

3.    Специальная педагогика  – дефектология, изучающая особенности  развития, обучения и воспитания  аномальных детей. Которая в  свою очередь распадается на  ряд отраслей: вопросами воспитания  и обучения глухонемых и глухих  детей занимается сурдопедагогика,  слепых и слабовидящих – тифлопедагогика,  умственно отсталых – олигофренопедагогика, детей с расстройствами речи  при нормальном слухе – логопедия;

 

4.    Частная методика, исследующая специфику применения  общихзакономерностей обучения  к преподаванию определённого  предмета (иностранного языка, математики, биологии, физики, химии и др.);

 

5.    История педагогики, изучающая развитие педагогических  идей и практики воспитания  в различные исторические эпохи.

 

Интенсивно развиваются, как самостоятельные, такие отрасли  педагогической науки, как педагогика профтехобразования, педагогика высшей школы, военная педагогика, исправительно-трудовая педагогика. Складываются такие части  педагогики, как школоведение, педагогика семейного воспитания, педагогика детских  и юношеских организаций, педагогика культурно-просветительной работы.

История возникновения педагогики

 

Обособление и формирование педагогики как науки были вызваны  к жизни растущими потребностями  общества в создании специальных  учебно-воспитательных учреждений, в  теоретическом осмыслении и обобщении  стихийно складывающегося опыта  обучения и воспитания подрастающих поколений, специальная подготовка их к жизни. Образование и воспитание, таким образом, превратились в объективную  потребность общества и стали  важнейшей предпосылкой его развития.

 

Вот почему на определённой ступени развития человеческого  общества и, в частности, в более  поздний период рабовладельческого строя, когда производство и наука  достигли значительного развития, воспитание выделятся в особую общественную функцию, т.е. возникают специальные  воспитательные учреждения, появляются лица, профессией которых стало обучение и воспитание детей. Это имело  место во многих древних странах, но более или менее достоверные  сведения о школах для мальчиков  дошли до нас из Египта, стран  Ближнего Востока и античной Греции.

 

Надо сказать, что уже  в древнем мире многие общественные деятели и мыслители хорошо сознавали  и указывали на огромную роль воспитания, как в развитии общества, так и  в жизни каждого человека. Например, по законам Солона (между 640 и 635 –  ок. 559 гг. до н.э.) полагалось, чтобы отец обязательно позаботился о специальной  выучке своих сыновей в той  или иной области труда. По мере расширения и усложнения воспитания специальная  отрасль теоретических знаний, относящихся  к воспитательной деятельности, стала  разрабатываться более интенсивно. Эта отрасль знания, как впрочем, и знания в других сферах жизни  и производства, вначале разрабатывалась  в недрах философии. Уже в трудах древне-греческих философов –  Гераклита (530-470 гг. до н.э.), Демокрита (460-нач.IV в. до н.э.), Сократа (469-399 гг. до н.э.), Платона (427-347 гг. до н.э.), Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) и др. – содержалось немало глубоких мыслей по вопросам воспитания. Из античной Греции ведёт своё происхождение  и термин «педагогика», который закрепился в качестве названия науки о воспитании. Как же это произошло?

 

В Древней Греции педагогами назывались рабы, которым аристократы  поручали присматривать за своими детьми, сопровождать их в школу и из школы, нести учебные принадлежности, а  также совершать с ними прогулки. Греческое слово «пейдагогос» (пейда  – ребёнок, гогос – вести) обозначает «детоводитель». В дальнейшем педагогами стали называть специально подготовленных людей, которые занимались обучением и воспитанием детей, и для которых педагогическая деятельность являлась профессией. Отсюда особая наука о воспитании стала называться – педагогикой.

 

Надо сказать, что из Древней  Греции ведут своё происхождение  и многие другие педагогические понятия  и термины, например, школа, что, означает «досуг», гимназия - общественная школа  физического воспитания, а впоследствии просто средняя школа, и др.

 

Значительное место занимали вопросы воспитания также в трудах древне-римских философов и ораторов. Интересные педагогические идеи, например, выска-зывали Лукреций Кар (ок. 99-55 гг. до н.э.), Квинтилиан (42-118 гг. до н.э.) и др.

 

В средние века проблемы воспитания разрабатывались философами-богословами, педагогические идеи которых носили религиозную окраску и были пронизаны  церковной догматикой.

 

 Дальнейшее развитие  педагогическая мысль получила  в трудах мыслителей эпохи  Возрождения (XIV-XVI вв.). Виднейшие  деятели этой эпохи - итальянский  гуманист Витторио да Фельтре  (1378-1446), испанский философ и педагог  Хуан Вивес (1442-1540), нидерландский  мыслитель Эразм Роттердамский  (1465-1536) и др.

 

Они критиковали механическую зубрёжку, процветавшую в обучении, выступали за гуманное отношение  к детям, за освобождение личности от оков угнетения.

 

Несмотря на интенсивное  развитие воспитательной теории, педагогика продолжала оставаться частью философии. Как особая наука педагогика впервые  была выделена из системы философских  знаний в начале XVII в. Оформление педагогики как самостоятельной научной  дисциплины большинство исследователей связывает с именем великого чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670). Сформулированные им принципы, методы, формы организации учебной работы с детьми и нравственного воспитания стали неотъемлемыми элементами последующих научно-педагогических систем.

 

Неоценимое значение для  становления научной педагогики имели труды таких виднейших  деятелей, как Ж. Ж. Руссо (1712-1778), Д. Дидро (1713-1784), К. А. Гельвеция (1715-1771) во Франции, Джон Локк (1632-1704) в Англии, Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827) в Швейцарии, Фридрих  Адольф Вильгельм Дистервег (1790-1866) и Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841) в Германии.

 

Родоначальниками революционно-демографических  взглядов в русской педагогике были В. Г. Белинский (1811-1848), А. И. Герцен (1812-1870), Н. Г. Чернышевский (1828-1889) и В. А. Добролюбов (1836-1861). На становление отечественной  научной педагогики большое влияние  оказали труды Л. Н. Толстого (1828-1910), Н. И. Пирогова (1810-1881). Целостное, систематизированное  раскрытие отечественных педагогических идей было дано в трудах К. Д. Ушинского (1824-1870). Большой вклад в развитие советской педагогики внесли Н. К. Крупская (1869-1939), А. В. Луначарский (1875-1933), М. И. Калинин (1875-1946), А. С. Макаренко (1888-1939), В. А. Сухомлинский (1918-1970).

 

То, что педагогика выдвинула  такое большое количество крупных  педагогов, не является случайным. Общество с его интенсивным развитием  производства, науки и культуры требовало  повышения грамотности основных производителей.

Связь педагогики с другими  науками

 

Процесс разностороннего  взаимопроникновения наук, развитие комплексного изучения педагогических явлений объективно требуют органической связи педагогики с другими науками. Педагогика развивается, укрепляя и  совершенствуя свои связи с философией, социологией, этикой, эстетикой, психологией, анатомией и физиологией человека, гигиеной, этнографией, математикой, кибернетикой и др.

 

В тесных взаимоотношениях педагогика находится с общей, возрастной и  педагогической психологией. Психология вскрывает закономерности психического развития людей в разные возрастные периоды, механизм изменений психики  под влиянием обучения и воспитания. Идеи её широко используются при разработке организации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения. Развита  связь педагогики с социальной психологией, которая изучает взаимоотношения, чувства, настроения, мнения, оценки, черты  характера и особенности психического склада людей, находящихся в разных социальных условиях.

 

 Исключительно ценными  знаниями о природе физического  развития человека, педагогику вооружает  общая и возрастная физиология, составляющая естественнонаучную  основу обучения и воспитания. Изучение условнорефлекторной деятельности  помогают раскрывать научные  основы тех изменений, которые  происходят в человеке под  влиянием внешних воздействий  и связаны с формированием  умений, навыков и привычек.

 

Новые, дополнительные возможности  для исследования процессов обучения и воспитания перед педагогикой  открывает быстро развивающаяся  область знания, которая получила название теории управления. Возникнув  в системе общественных наук, она  использует достижения кибернетики, которая  раскрыла наиболее общие закономерности управления сложными динамическими системами. При этом, однако, надо иметь в виду, что кибернетика изучает процессы управления безотносительно к качественной природе самоуправляемых систем; воспитание же представляет собой систему, обладающую глубокой качественной спецификой, своими специфическими закономерностями, которые кибернетике недоступны.

 

Самостоятельность любой  науки состоит не в том, пользуется она или не пользуется данными  других наук. Советская педагогика использует материалы и данные смежных  наук для решения своих задач, на основе строгого отбора и выявления  границ их применения.

Информация о работе Педагогика,как наука