Педагогика,как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 20:32, реферат

Краткое описание

Каждая наука в одном и том же объекте изучения выделяет свой предмет исследования – ту или иную форму бытия объективного мира, ту или иную сторону процесса развития природы и общества. Воспитание как сложное, объективно существующее явление изучается многими науками. Исторический материализм, например, рассматривает воспитание как частный момент развития общества, его производительных сил и производственных отношений; история – как частный момент истории классовой борьбы и классовой политики; психология – в связи с изучением становления личности развивающегося человека.

Оглавление

Методологический раздел педагогики. 3

Педагогика как наука. 3

История возникновения педагогики. 4

Связь педагогики с другими науками. 6

Принципы педагогики, и ее функции. 8

Предмет и задачи педагогики. 10

Семейная педагогика. 11

Дидактика (теория обучения)17

Содержание и форма дидактики. 17

Основные методы и формы обучения. 18

Инновационные методики - Шаталов Виктор Федорович. 19

Теория воспитания. 28

Основные направления теории воспитания и их содержание. 28

Специфика принципов воспитания. 28

Личность как объект и субъект воспитательного процесса. 29

Методы воспитания. 32

Взаимодействие коллектива и личности. 32

Особенности самовоспитания школьников. 34

Литература:38

Файлы: 1 файл

МОСКОВСКИЙ ЭКСТЕРНЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ.docx

— 69.88 Кб (Скачать)

 

·     прочность, осознанность и действенность знаний и умений - обеспечиваются творческим отношением к учебно-воспитательному процессу как со стороны преподавателя, так  и обучаемых.

 

Перечисленные принципы, всю  их совокупность не рекомендуется рассматривать  как некий свод законов, как катехизис. Относиться к ним ко всем и к  каждому в отдельности следует  творчески, гибко, не шаблонно. И это  прежде всего потому, что принципы всегда исторически конкретны, они  должны читаться в конкретном социальном контексте, должны как можно полнее отражать реальные социальные потребности  общества.

Основные методы и формы  обучения

 

Методы обучения - это способы  организации взаимосвязанной деятельности педагога и обучаемых в целях  формирования знаний, навыков, умений, профессиональных, политических и нравственных качеств, необходимых для успешного  выполнения производственных задач.

 

Педагогическая наука, точнее часть ее - Дидактика, выделяет три  группы методов обучения:

 

·     организации  учебно-познавательной деятельности обучаемых;

 

·     стимулирования учебно-познавательных процессов;

 

·     контроля за эффективностью этих процессов и в целом всей деятельности.

 

Первая группа вбирает  в себя словесные, наглядные и  практические методы обучения. Сюда относятся: лекция, беседа, рассказ, демонстрация наглядного материала, упражнения, выполнение практических заданий и т. д. Во вторую группу (методов стимулирования) включают: деловые игры, дискуссии, “мозговые  атаки” и другие активизирующие процесс  познания методы, а также поощрения, создание ситуаций психологического комфорта или дискомфорта в результате нравственных переживаний и эмоциональных волнений. Вместе с тем и первая группа должна использовать методы активного обучения: лекции-дискуссии, чтение лекций двумя преподавателями и др. К третьей группе (методов контроля) относят устную либо письменную проверку усвоенных знаний, приобретенных навыков и умений.

 

Общение между людьми осуществляется в следующих 4-х структурах:

 

·     опосредованное общение /в основном через письменную речь/;

 

·     общение в  паре;

 

·     групповое  общение;

 

·     общение в  парах сменного состава.

 

Применение этих четырех  структур общения в учебном процессе дает четыре формы организации процесса обучения:

 

·     индивидуальная,

 

·     парная,

 

·     групповая,

 

·     коллективная.

 

Эти четыре формы организации  лежат в основе любого обучения. Поэтому мы их называем основными  или базисными. Они - формы существования  процесса обучения. Содержание обучения /образования/ становится достоянием сознания и деятельностью учащихся любого возраста благодаря применению этих форм. Наглядные и технические  средства могут их совершенствовать и дополнять, но при этом основа сохраняется.

 

В практике обучения на протяжении ряда столетий использовались не четыре, а лишь три организационные формы  обучения: групповая, парная и индивидуальная. Это традиционные формы. К ним  все привыкли, они давно освоены  учителям, и признаны официальной  педагогикой и органами управления образованием во всех странах мира. Только четвертая структура - общение  в парах сменного состава для  массовой школьной практики и теории обучения на протяжении всего XX столетия была принципиально новой. Ее мы назвали  «коллективная форма организации  процесса обучения», противопоставив  тем самым ее индивидуальной и  групповой формам.

Инновационные методики - Шаталов  Виктор Федорович

 

В.Ф. Шаталов - гениальный педагог, разработал многоуровневую систему  эффективного обучения в школе, включающую технику представления (опорные  конспекты), ускорения усвоения и  закрепления материала школьных программ («Интеллект развивается до 11 лет...»).

 

Своими работами он вскрыл огромные резервы методики обучения: освоение самых сложным предметов  в школе физика математика...) можно  облегчить и сократить время  на обучение в два-три, и более  число раз!).

 

Изобрел несколько важнейших  психолого-дидактических методологических приемов (максимально эффективное  использование времени учащихся, «опорные конспекты», «плашки» и проч.).

 

В.Ф. Шаталов выдвинул и  реализовал уникальную идею «борьбы  с двойками», которые, как правило, традиционные учителя предпочитают не замечать, когда пытаются «реализовывать»  некоторые методы, и тем самым  оказываются неспособными реализовать  систему В.Ф. Шаталова. Работы В.Ф. Шаталова содержат около 4000 оригинальных педагогических, психологических и дидактических  приемов и новшеств.

 

 За тридцать лет  на семинарах с системой В.Ф.  Шаталова познакомилось около  500 тыс. учителей в России, и  около 400 тыс. педагогов на Украине.

 

Лучшим рассказом о  системе Шаталова В.Ф. будут выдержки из его книг.

Ни дня без игры (1980)

 

Все время рядом с поиском  новых методических приемов и  методов шли самые разнообразные  игры и состязания. На первый план встала забота о здоровье ребят, поддержании  высокого рабочего тонуса, бодрого, оптимистического настроя. Незаменимым помощником всегда и во всем был спорт.

 

Таких возможностей, которые  раскрывает перед наблюдательным педагогом  игра в плане оценки творческих задатков детей, их находчивости, изобретательности, инициативности, не может дать никакой, даже самый лучший в методическом отношении урок.

 

Включитесь в игру! Доверьтесь ей!

 

Например, в состязаниях  по стоклеточным шашкам, требующих  предельно напряженного внимания, глубокого  анализа и сложных расчетов вариантов, на первых местах в классе оказались  слабые ученики. Как это объяснить? Возможно, игровые ситуации включают в действие какие-то скрытые резервы  мышления; природная одаренность  сплошь и рядом никак не соотносилась со школьными успехами.

 

Так, в игре, путь к развитию познавательной активности был нащупан.

Живая речь на уроке (1989)

 

Учителям хорошо известно, как медленно и робко говорят  дети в 4–5 классах. Скороговорки помогают им в непринужденной игровой обстановке освободиться не только от речевых  ошибок, но и от неуверенности в  себе, боязни публичного выступления. Но скороговорки еще и приближают детей к роднику образной народной речи, учат вниманию, развивают воображение, чувство юмора.

 

Вот несколько скороговорок (каждую нужно сначала запомнить, а потом, не глядя в текст, произнести выразительно и быстро три раза подряд).

 

·     Купи кипу пик.

 

·     Три дроворуба  на трех дворах дрова рубят.

 

·     Рапортовал, да не дорапортовал, а стал дорапортовывать  – зарапортовался.

 

Удивительное дело: прочитать  эти три предложения и уяснить  их смысл совсем не сложно. А вот  произнести каждое по три раза, не допустив при этом ни одной ошибки, невероятно трудно. И вот здесь-то как раз  и таится вся прелесть скороговорок: они восполняют огромный разрыв между  техникой тихого чтения (она у многих ребят развита хорошо) и живой  речью, да к тому же еще такой, когда  чистота каждого звука строжайшим образом контролируется товарищами. Ведь скороговорки по своей природе  являются инструментами общего, а  не индивидуального пользования. Скороговорки увлекают абсолютно всех, даже если перед ребятами не ставится никакой  целевой задачи. Конкурсы же вызывают просто азарт.

 

Сколько скороговорок можно  предложить ребятам в один день, чтобы были они интересны и  ненавязчивы? Две-три. Этого вполне достаточно, чтобы на переменах стало  меньше беготни, сутолоки и уныния.

Опорные сигналы (1989)

 

Начнем с самого простого: буква в слове – это опорный  сигнал. Если бы она существовала сама по себе, независимо от всех остальных, то тогда бы ее следовало назвать  просто сигналом. Но в том-то и дело, что, составляя слово, мы опираемся  на каждую уже написанную и на все  вместе, помним о них. Буква –  опора. Буква – сигнал. Но разве  только буквы! Опорные сигналы –  это и слоги, и слова, цифры  и числа, формулы и правила, да разве все перечислишь? Вот и  получается, что в памяти каждого  современного человека хранятся миллионы опорных сигналов, помогающих ему  восстанавливать при необходимости  усвоенную информацию. Известны и  специальные мнемонические приемы, своеобразные опорные сигналы, которые  придуманы для того, чтобы облегчить  запоминание. “Каждый охотник желает знать, где сидит фазан”. Кто не обращался к этой фразе, чтобы  точно воспроизвести порядок  цветов в радуге? Информацию можно  закодировать и более экономным  способом, например с помощью аббревиатур.

 

Неожиданность и экономность  – принципы, на которых строятся и наши опорные сигналы. Но есть еще  и другие. Среди них – принцип  ассоциации. В многочисленных брошюрах с опорными сигналами по разным учебным  предметам можно встретить самые  неожиданные слова и предложения. Что, к примеру, скажут непосвященному читателю такие записи на страницах  брошюр с опорными сигналами по физике, как кварк, Древний Рим, усики, Аморфное состояние неустойчиво – глицерин и т.п.? Но в том-то и дело, что  каждый из этих сигналов несет в  себе обильную информацию и, самое главное, помогает восстановить (высветить!) ее содержание. Запоминается же он на всю  жизнь.

Отметка – не цель (1989)

 

Оценка – очень тонкий и взрывоопасный инструмент, требующий  умного и умелого обращения. В  противном случае она теряет свой педагогический смысл, превращаясь  в средство угнетения личности.

 

Проверяя письменные работы по воспроизведению опорных сигналов, учитель не исправляет ошибок. Он фиксирует  их в своем сознании и кладет тетрадь  в одну из стопок – “5”, “4” или  “3”. Через несколько минут оценки будут объявлены, а свои ошибки каждый увидит сам (это предусмотрено), едва только откроет альбом с опорными сигналами. Таким образом, оценка учителя  дополняется самооценкой.

 

Небезынтересно отметить, что все учителя-экспериментаторы сообщают о случаях, когда после  урока ученики подходили к  ним и просили снизить оценку за ошибки, которые они обнаружили сами и которых, как им думалось, не заметил учитель.

 

О каждом таком случае всенепременно  нужно рассказать классу и никогда  не снижать ранее поставленной оценки. Ученик не должен бояться ошибки, а  тем более скрывать ее от себя и  учителя. Обнаружить ошибку может лишь думающий и знающий – это надо всегда подчеркивать. Способов объяснить  свое решение можно найти сколько  угодно. Вариантов много, но чувство, лежащее в их основе, должно быть одно. Чувство милосердия.

Учет и оценивание знаний (1989)

 

Каждая оценка, получаемая учеником, заносится на большой лист – ведомость открытого учета  знаний. Каждый ученик знает, что любая  нежелательная оценка может быть исправлена. Они лишь констатируют, какой именно материал усвоен плохо  или недостаточно. И этот сигнал тоже побуждает к действию, ежедневно  напоминая: ты еще не ликвидировал пробел. Все оценки, кроме отличных, выставлены простым карандашом. И это значит, что, если ученику не нравится тройка, он приходит и отвечает учителю тот (и никакой другой!) раздел, за который  она получена. И никаких разговоров о самосознании, самодисциплине. И  никаких претензий к учителю. Неподсуден учитель и неподвластен ничьему давлению.

 

Исследуя психологическую  линию отношений, характерную для  новой методики контроля и учета  знаний, мы умышленно ничего не говорили о втором документе, прямо связанном  с ведомостью открытого учета  знаний и снимающем возможность  конфликта между семьей и школой. Ведомость – внутришкольный документ. Правда, он открыт и для родителей, но оперативной связи с семьей он не обеспечивает. Эту функцию  выполняет, заменяя дневник, экран  успеваемости.

 

Это сложенный вдвое лист плотной бумаги, по формату соответствующий  тетради. Внутри столбиком – перечень учебных предметов (как в табеле успеваемости) и рядом с названием  каждого – строчки клеточек для  оценок. Их выписывает из ведомости  сам ученик. Теперь и учитель, и  родители, и, главное, сам ученик получают возможность видеть не только итог, но и сам процесс учения как  движение к конечному результату, ощутить все “камни преткновения”, спады и срывы на этом пути, и, что особенно важно, их преодоления.

 

Обобщим.

 

1. Учителю нет более  необходимости выставлять оценки  и ставить свою подпись во  избежание подделок.

 

2. Сообщать родителям о  нерадивости и недисциплинированности  ребят не приходится.

 

3. Записывать параграфы  домашних заданий не нужно  – они отпечатаны в брошюрах  с опорными сигналами.

 

4. Номера упражнений для  самостоятельной работы дома  вынесены на отдельные листы.

 

В методике учета и оценивания знаний присутствуют все психологические  аспекты, характерные для игровых  ситуаций (побуждение к активному  действию, заинтересованность, стремление к результату и личная ответственность  за него). Если же к этому присовокупить  перспективу нового успеха, активно  поддерживаемую родителями и учителями, то возникающее у ребят отношение  к учебной работе как к желанной, важной и посильной и стремительный  рост результатов их труда – естественная и неизбежная закономерность.

Научить учиться (1989)

 

Одна из сложнейших задач, над решением которой бьется не одно поколение учителей, – развить  ум ребенка, приохотить его к активному, напряженному интеллектуальному труду, воспитать не пассивного потребителя  готовых знаний, а их добывателя, т.е. человека, способного и умеющего самостоятельно учиться. Опыт экспериментального обучения подтверждает, что эта задача вполне доступна школе.

 

Рождение мысли. На протяжении всех лет учебы в экспериментальных  классах ребятам при каждом удобном  случае напоминали о том, что если в первые 5–6 минут не возникало  хотя бы ориентировочного плана решения  задачи, то ее просто нужно оставить и заняться другим делом. Но! По прошествии небольшого промежутка времени необходимо снова внимательнейшим образом  вчитаться в условие неподдающейся  задачи. Появится мысль – работай  над ней, развивай по всем направлениям. Нет мысли – оставь задачу. Снова  переключись на другую работу, а  спустя час-полтора снова вернись  к этой задаче. Если появится конкретный путь решения, то его необходимо довести  до конца и получить ответ, подтверждающий правильность или ошибочность догадки. В деле вычислений и всяких иных механических операций никто не имеет права давать себе никаких поблажек. Это основа самодисциплины, определяющей успех при решении не только математических, но и любых жизненных задач.

Информация о работе Педагогика,как наука