Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 20:32, реферат
Каждая наука в одном и том же объекте изучения выделяет свой предмет исследования – ту или иную форму бытия объективного мира, ту или иную сторону процесса развития природы и общества. Воспитание как сложное, объективно существующее явление изучается многими науками. Исторический материализм, например, рассматривает воспитание как частный момент развития общества, его производительных сил и производственных отношений; история – как частный момент истории классовой борьбы и классовой политики; психология – в связи с изучением становления личности развивающегося человека.
Методологический раздел педагогики. 3
Педагогика как наука. 3
История возникновения педагогики. 4
Связь педагогики с другими науками. 6
Принципы педагогики, и ее функции. 8
Предмет и задачи педагогики. 10
Семейная педагогика. 11
Дидактика (теория обучения)17
Содержание и форма дидактики. 17
Основные методы и формы обучения. 18
Инновационные методики - Шаталов Виктор Федорович. 19
Теория воспитания. 28
Основные направления теории воспитания и их содержание. 28
Специфика принципов воспитания. 28
Личность как объект и субъект воспитательного процесса. 29
Методы воспитания. 32
Взаимодействие коллектива и личности. 32
Особенности самовоспитания школьников. 34
Литература:38
· прочность, осознанность
и действенность знаний и умений
- обеспечиваются творческим отношением
к учебно-воспитательному
Перечисленные принципы, всю их совокупность не рекомендуется рассматривать как некий свод законов, как катехизис. Относиться к ним ко всем и к каждому в отдельности следует творчески, гибко, не шаблонно. И это прежде всего потому, что принципы всегда исторически конкретны, они должны читаться в конкретном социальном контексте, должны как можно полнее отражать реальные социальные потребности общества.
Основные методы и формы обучения
Методы обучения - это способы
организации взаимосвязанной
Педагогическая наука, точнее часть ее - Дидактика, выделяет три группы методов обучения:
· организации учебно-познавательной деятельности обучаемых;
· стимулирования учебно-познавательных процессов;
· контроля за эффективностью этих процессов и в целом всей деятельности.
Первая группа вбирает в себя словесные, наглядные и практические методы обучения. Сюда относятся: лекция, беседа, рассказ, демонстрация наглядного материала, упражнения, выполнение практических заданий и т. д. Во вторую группу (методов стимулирования) включают: деловые игры, дискуссии, “мозговые атаки” и другие активизирующие процесс познания методы, а также поощрения, создание ситуаций психологического комфорта или дискомфорта в результате нравственных переживаний и эмоциональных волнений. Вместе с тем и первая группа должна использовать методы активного обучения: лекции-дискуссии, чтение лекций двумя преподавателями и др. К третьей группе (методов контроля) относят устную либо письменную проверку усвоенных знаний, приобретенных навыков и умений.
Общение между людьми осуществляется в следующих 4-х структурах:
· опосредованное общение /в основном через письменную речь/;
· общение в паре;
· групповое общение;
· общение в парах сменного состава.
Применение этих четырех структур общения в учебном процессе дает четыре формы организации процесса обучения:
· индивидуальная,
· парная,
· групповая,
· коллективная.
Эти четыре формы организации лежат в основе любого обучения. Поэтому мы их называем основными или базисными. Они - формы существования процесса обучения. Содержание обучения /образования/ становится достоянием сознания и деятельностью учащихся любого возраста благодаря применению этих форм. Наглядные и технические средства могут их совершенствовать и дополнять, но при этом основа сохраняется.
В практике обучения на протяжении
ряда столетий использовались не четыре,
а лишь три организационные формы
обучения: групповая, парная и индивидуальная.
Это традиционные формы. К ним
все привыкли, они давно освоены
учителям, и признаны официальной
педагогикой и органами управления
образованием во всех странах мира.
Только четвертая структура - общение
в парах сменного состава для
массовой школьной практики и теории
обучения на протяжении всего XX столетия
была принципиально новой. Ее мы назвали
«коллективная форма
Инновационные методики - Шаталов Виктор Федорович
В.Ф. Шаталов - гениальный педагог, разработал многоуровневую систему эффективного обучения в школе, включающую технику представления (опорные конспекты), ускорения усвоения и закрепления материала школьных программ («Интеллект развивается до 11 лет...»).
Своими работами он вскрыл огромные резервы методики обучения: освоение самых сложным предметов в школе физика математика...) можно облегчить и сократить время на обучение в два-три, и более число раз!).
Изобрел несколько важнейших
психолого-дидактических
В.Ф. Шаталов выдвинул и
реализовал уникальную идею «борьбы
с двойками», которые, как правило,
традиционные учителя предпочитают
не замечать, когда пытаются «реализовывать»
некоторые методы, и тем самым
оказываются неспособными реализовать
систему В.Ф. Шаталова. Работы В.Ф. Шаталова
содержат около 4000 оригинальных педагогических,
психологических и
За тридцать лет на семинарах с системой В.Ф. Шаталова познакомилось около 500 тыс. учителей в России, и около 400 тыс. педагогов на Украине.
Лучшим рассказом о системе Шаталова В.Ф. будут выдержки из его книг.
Ни дня без игры (1980)
Все время рядом с поиском
новых методических приемов и
методов шли самые
Таких возможностей, которые раскрывает перед наблюдательным педагогом игра в плане оценки творческих задатков детей, их находчивости, изобретательности, инициативности, не может дать никакой, даже самый лучший в методическом отношении урок.
Включитесь в игру! Доверьтесь ей!
Например, в состязаниях по стоклеточным шашкам, требующих предельно напряженного внимания, глубокого анализа и сложных расчетов вариантов, на первых местах в классе оказались слабые ученики. Как это объяснить? Возможно, игровые ситуации включают в действие какие-то скрытые резервы мышления; природная одаренность сплошь и рядом никак не соотносилась со школьными успехами.
Так, в игре, путь к развитию познавательной активности был нащупан.
Живая речь на уроке (1989)
Учителям хорошо известно, как медленно и робко говорят дети в 4–5 классах. Скороговорки помогают им в непринужденной игровой обстановке освободиться не только от речевых ошибок, но и от неуверенности в себе, боязни публичного выступления. Но скороговорки еще и приближают детей к роднику образной народной речи, учат вниманию, развивают воображение, чувство юмора.
Вот несколько скороговорок (каждую нужно сначала запомнить, а потом, не глядя в текст, произнести выразительно и быстро три раза подряд).
· Купи кипу пик.
· Три дроворуба на трех дворах дрова рубят.
· Рапортовал, да не дорапортовал, а стал дорапортовывать – зарапортовался.
Удивительное дело: прочитать
эти три предложения и уяснить
их смысл совсем не сложно. А вот
произнести каждое по три раза, не допустив
при этом ни одной ошибки, невероятно
трудно. И вот здесь-то как раз
и таится вся прелесть скороговорок:
они восполняют огромный разрыв между
техникой тихого чтения (она у многих
ребят развита хорошо) и живой
речью, да к тому же еще такой, когда
чистота каждого звука
Сколько скороговорок можно предложить ребятам в один день, чтобы были они интересны и ненавязчивы? Две-три. Этого вполне достаточно, чтобы на переменах стало меньше беготни, сутолоки и уныния.
Опорные сигналы (1989)
Начнем с самого простого:
буква в слове – это опорный
сигнал. Если бы она существовала сама
по себе, независимо от всех остальных,
то тогда бы ее следовало назвать
просто сигналом. Но в том-то и дело,
что, составляя слово, мы опираемся
на каждую уже написанную и на все
вместе, помним о них. Буква –
опора. Буква – сигнал. Но разве
только буквы! Опорные сигналы –
это и слоги, и слова, цифры
и числа, формулы и правила, да
разве все перечислишь? Вот и
получается, что в памяти каждого
современного человека хранятся миллионы
опорных сигналов, помогающих ему
восстанавливать при
Неожиданность и экономность
– принципы, на которых строятся
и наши опорные сигналы. Но есть еще
и другие. Среди них – принцип
ассоциации. В многочисленных брошюрах
с опорными сигналами по разным учебным
предметам можно встретить
Отметка – не цель (1989)
Оценка – очень тонкий и взрывоопасный инструмент, требующий умного и умелого обращения. В противном случае она теряет свой педагогический смысл, превращаясь в средство угнетения личности.
Проверяя письменные работы
по воспроизведению опорных
Небезынтересно отметить,
что все учителя-
О каждом таком случае всенепременно нужно рассказать классу и никогда не снижать ранее поставленной оценки. Ученик не должен бояться ошибки, а тем более скрывать ее от себя и учителя. Обнаружить ошибку может лишь думающий и знающий – это надо всегда подчеркивать. Способов объяснить свое решение можно найти сколько угодно. Вариантов много, но чувство, лежащее в их основе, должно быть одно. Чувство милосердия.
Учет и оценивание знаний (1989)
Каждая оценка, получаемая учеником, заносится на большой лист – ведомость открытого учета знаний. Каждый ученик знает, что любая нежелательная оценка может быть исправлена. Они лишь констатируют, какой именно материал усвоен плохо или недостаточно. И этот сигнал тоже побуждает к действию, ежедневно напоминая: ты еще не ликвидировал пробел. Все оценки, кроме отличных, выставлены простым карандашом. И это значит, что, если ученику не нравится тройка, он приходит и отвечает учителю тот (и никакой другой!) раздел, за который она получена. И никаких разговоров о самосознании, самодисциплине. И никаких претензий к учителю. Неподсуден учитель и неподвластен ничьему давлению.
Исследуя психологическую линию отношений, характерную для новой методики контроля и учета знаний, мы умышленно ничего не говорили о втором документе, прямо связанном с ведомостью открытого учета знаний и снимающем возможность конфликта между семьей и школой. Ведомость – внутришкольный документ. Правда, он открыт и для родителей, но оперативной связи с семьей он не обеспечивает. Эту функцию выполняет, заменяя дневник, экран успеваемости.
Это сложенный вдвое лист плотной бумаги, по формату соответствующий тетради. Внутри столбиком – перечень учебных предметов (как в табеле успеваемости) и рядом с названием каждого – строчки клеточек для оценок. Их выписывает из ведомости сам ученик. Теперь и учитель, и родители, и, главное, сам ученик получают возможность видеть не только итог, но и сам процесс учения как движение к конечному результату, ощутить все “камни преткновения”, спады и срывы на этом пути, и, что особенно важно, их преодоления.
Обобщим.
1. Учителю нет более
необходимости выставлять
2. Сообщать родителям о
нерадивости и
3. Записывать параграфы домашних заданий не нужно – они отпечатаны в брошюрах с опорными сигналами.
4. Номера упражнений для самостоятельной работы дома вынесены на отдельные листы.
В методике учета и оценивания знаний присутствуют все психологические аспекты, характерные для игровых ситуаций (побуждение к активному действию, заинтересованность, стремление к результату и личная ответственность за него). Если же к этому присовокупить перспективу нового успеха, активно поддерживаемую родителями и учителями, то возникающее у ребят отношение к учебной работе как к желанной, важной и посильной и стремительный рост результатов их труда – естественная и неизбежная закономерность.
Научить учиться (1989)
Одна из сложнейших задач, над решением которой бьется не одно поколение учителей, – развить ум ребенка, приохотить его к активному, напряженному интеллектуальному труду, воспитать не пассивного потребителя готовых знаний, а их добывателя, т.е. человека, способного и умеющего самостоятельно учиться. Опыт экспериментального обучения подтверждает, что эта задача вполне доступна школе.
Рождение мысли. На протяжении
всех лет учебы в экспериментальных
классах ребятам при каждом удобном
случае напоминали о том, что если
в первые 5–6 минут не возникало
хотя бы ориентировочного плана решения
задачи, то ее просто нужно оставить
и заняться другим делом. Но! По прошествии
небольшого промежутка времени необходимо
снова внимательнейшим образом
вчитаться в условие