Педагогика,как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 20:32, реферат

Краткое описание

Каждая наука в одном и том же объекте изучения выделяет свой предмет исследования – ту или иную форму бытия объективного мира, ту или иную сторону процесса развития природы и общества. Воспитание как сложное, объективно существующее явление изучается многими науками. Исторический материализм, например, рассматривает воспитание как частный момент развития общества, его производительных сил и производственных отношений; история – как частный момент истории классовой борьбы и классовой политики; психология – в связи с изучением становления личности развивающегося человека.

Оглавление

Методологический раздел педагогики. 3

Педагогика как наука. 3

История возникновения педагогики. 4

Связь педагогики с другими науками. 6

Принципы педагогики, и ее функции. 8

Предмет и задачи педагогики. 10

Семейная педагогика. 11

Дидактика (теория обучения)17

Содержание и форма дидактики. 17

Основные методы и формы обучения. 18

Инновационные методики - Шаталов Виктор Федорович. 19

Теория воспитания. 28

Основные направления теории воспитания и их содержание. 28

Специфика принципов воспитания. 28

Личность как объект и субъект воспитательного процесса. 29

Методы воспитания. 32

Взаимодействие коллектива и личности. 32

Особенности самовоспитания школьников. 34

Литература:38

Файлы: 1 файл

МОСКОВСКИЙ ЭКСТЕРНЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ.docx

— 69.88 Кб (Скачать)

 

·     связь воспитания с жизнью, трудом

 

·     опора на положительное  в воспитании;

 

·     гуманизация  воспитания;

 

·     личностный подход;

 

·     единство воспитательных воздействий.

Личность как объект и  субъект воспитательного процесса

 

Воспитание растущего  человека как формирование развитой личности составляет одну из главных  задач современного общества. Преодоление  отчуждения человека от его подлинной  сущности, формирование духовно развитой личности в процессе исторического  развития общества не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны  людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так  и на реализацию открывающихся на каждом историческом этапе новых  возможностей для духовно-нравственного  совершенствования человека. В этом двуедином процессе реальная возможность  развития человека как личности обеспечивается всей совокупностью материальных и  духовных ресурсов общества.

 

Однако наличие объективных  условий само по себе еще не решает задачу формирования развитой личности. Необходима организация систематического, базирующегося на знании и учете  объективных закономерностей развития личности процесса воспитания, который  служит необходимой и всеобщей формой этого развития. Целевая установка  воспитательного процесса состоит  в том, чтобы каждого растущего  человека сделать борцом за человечность, что требует не только умственного  развития детей, не только развития их творческих потенций, умений самостоятельно мыслить, обновлять и расширять  свои знания, но и развития образа мышления, развития отношений, взглядов, чувств, готовности к участию в экономической, социальной, культурной и политической жизни, личностно-общественного становления, развития многообразных способностей, центральное место в которых  занимает способность быть субъектом  общественных отношений, способность  и готовность участвовать в социально  необходимой деятельности.

 

Ребенок постоянно включен  в те или иные формы общественной практики; и если отсутствует ее специальная организация, то воспитательное воздействие на ребенка оказывают  наличные, традиционно сложившиеся  ее формы, результат действия которых  может оказаться в противоречии с целями воспитания.

 

Исторически сформировавшаяся система воспитания обеспечивает присвоение детьми определенного круга способностей, нравственных норм и духовных ориентиров, соответствующих требованиям конкретного  общества, но постепенно средства и  способы организации становятся непродуктивными.

 

И если данному обществу требуется  формирование у детей нового круга  способностей и потребностей, то для  этого необходимо преобразование системы  воспитания, способной организовывать эффективное функционирование новых  форм воспроизводящей деятельности. Развивающая роль системы воспитания при этом выступает открыто, делаясь  объектом специального обсуждения, анализа  и целенаправленной организации.

 

Формирование человека как  личности требует от общества постоянного  и сознательно организуемого  совершенствования системы общественного  воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся  форм. Такая практика преобразования сложившихся форм воспитания немыслима  без опоры на научно-теоретическое  психологическое знание закономерностей  развития ребенка в процессе онтогенеза, ибо без опоры на такое знание существует опасность возникновения  волюнтаристского, манипулятивного  воздействия на процесс развития, искажения его подлинной человеческой природы, техницизм в подходе  к человеку.

 

Суть подлинно гуманистического отношения к воспитанию ребенка  выражена в тезисе его активности как полноправного субъекта, а  не объекта процесса воспитания. Собственная  активность ребенка есть необходимое  условие воспитательного процесса, но сама эта активность, формы ее проявления и, главное, уровень осуществления, определяющий ее результативность, должны быть сформированы, созданы у ребенка  на основе исторически сложившихся  образцов, однако не слепого их воспроизведения, а творческого использования.

 

Следовательно, важно так  строить педагогический процесс, чтобы  воспитатель руководил деятельностью  ребенка, организуя его активное самовоспитание путем совершения самостоятельных  и ответственных поступков. Педагог-воспитатель  может и обязан помочь растущему  человеку пройти этот - всегда уникальный и самостоятельный - путь морально-нравственного  и социального развития. Воспитание представляет собой не приспособление детей, подростков, юношества к наличным формам социального бытия, не подгонку под определенный стандарт. В результате присвоения общественно выработанных форм и способов деятельности происходит дальнейшее развитие - формирование ориентации детей на определенные ценности, самостоятельности  в решении сложных нравственных проблем. “Условие эффективности воспитания - самостоятельный выбор или осознанное принятие детьми содержания и целей  деятельности”.

 

Под воспитанием понимается целенаправленное развитие каждого  растущего человека как неповторимой человеческой индивидуальности, обеспечивание  роста и совершенствования нравственных и творческих сил этого человека, через построение такой общественной практики, в условиях которой то, что у ребенка находится в  зачаточном состоянии или пока только составляет возможность, превращается в действительность. “Воспитывать - это значит направлять развитие субъективного  мира человека”, с одной стороны, действуя в соответствии с тем  нравственным образцом, идеалом, который  воплощает требования общества к  растущему человеку, а с другой стороны, преследуя цель максимального  развития индивидуальных особенностей каждого ребенка. Как указывал Л.С.Выготский, “учитель с научной точки зрения- только организатор социальной воспитательной среды, регулятор и контролер  ее взаимодействия с каждым учеником”.

 

Такой подход к построению процесса воспитания - как активного  целенаправленного формирования личности - согласуется с нашей методологической установкой на оценку роли общества и места генотипа растущего человека в становлении его личности. Достижения современной науки, в том числе труды отечественных философов и психологов, педагогов и физиологов, юристов и генетиков, свидетельствуют о том, что только в социальной среде в процессе целенаправленного воспитания происходит действенная выработка программ социального поведения человека, формируется человек как личность. Причем социальная обусловленность развития личности носит конкретно-исторический характер. Но социально-историческое формирование личности не представляет собой пассивного отражения общественных отношений. Выступая и субъектом, и результатом общественных отношений, личность формируется через ее активные общественные действия, сознательно преобразуя и окружающую среду, и саму себя в процессе целенаправленной деятельности. Именно в процессе целенаправленно организуемой деятельности формируется в человеке важнейшая, определяющая его как развитую личность потребность в благе другого.

Методы воспитания

Взаимодействие коллектива и личности

 

Коллектив выступает как  важная форма организации воспитания, как мощный педагогический инструмент.

 

Развитие и формирование личности можно успешно осуществлять только в коллективе и через коллектив, что является одной из важнейших  закономерностей воспитания. Осмысливая важность этой закономерности, следует  иметь в виду два следующих  положения.

 

Первое из них состоит  в том, что важной целью воспитания является формирование личности в духе коллективизма, развития у нее товарищеских черт и качеств. Указанная цель может  быть достигнута только при условии, что личность будет воспитываться  в хорошо организованном и здоровом в социальном и духовном отношениях коллективе.

 

Второе положение связано  с тем, что воспитание не может  быть ограничено лишь личным влиянием педагога на каждого воспитанника. Оно обязательно должно подкрепляться  разносторонним влиянием коллектива, который не только обеспечивает свободу  и защищенность личности, но и выступает  как носитель здоровой морали и аккумулирует в себе богатство нравственных и  художественно- эстетических отношений. Поэтому в процессе педагогической работы необходимо создавать здоровый и сплоченный воспитательный коллектив  и умело использовать его для  разностороннего развития личности. Без такого коллектива трудно рассчитывать на высокую эффективность воспитания.

 

Слово «коллектив» происходит от латинского colligo, что в переводе на русский означает «объединяю», а  латинское collectivus- собирательный. Таким  образом, понятие коллектива указывает  на объединение людей, на существование  между ними связующих отношений. В этом смысле в каждом людском объединении можно выделить отношения деловые и отношения личные. Деловые отношения основываются на совместной деятельности по решению социально- значимых задач, на соблюдении установленных в том или ином объединении организационных зависимостей, правил и порядков. Личные же отношения основаны на личных привязанностях, симпатиях и антипатиях и охватывают главным образом сферу узколичной деятельности.

 

Личные отношения могут  существовать параллельно с деловыми отношениями. Деловые отношения  также не исключают личных симпатий.

 

Главным признаком коллектива является налаженность, прочность и  действенность деловых отношений  и ответственных зависимостей между  учащимися. Круговая порука и всепрощение, в основе которых чаще всего лежат  личные, узкогрупповые симпатии и  антипатии, считаются антиподом  коллектива и коллективизма.

 

Детально определял сущность коллектива А.С.Макаренко. «Нельзя представить  себе коллектив, - писал он, - если взять  попросту сумму отдельных лиц. Коллектив- это социальный живой организм, который  потому и организм, что он имеет  органы, что там есть полномочия, ответственность, соотношения частей, взаимозависимость, а если ничего этого  нет, то нет и коллектива, а есть просто толпа или сборище».

 

Таким образом, воспитательный коллектив- это такое объединение  учащихся, жизнь и деятельность которого мотивируется здоровыми социальными  устремлениями, в котором хорошо функционируют органы самоуправления, а межличностные отношения характеризуются  высокой организованностью, ответственной  зависимостью, стремлением к общему успеху, богатством духовных отношений  и интересов, что обеспечивает свободу  и защищенность каждой личности.

 

Создать такой коллектив  сразу невозможно, для этого требуется  длительное время. В связи с этим обычно выделяют три стадии в развитии коллектива. Критерием этого развития считается отношение коллектива к предъявляемым педагогическим требованиям.

 

Первая стадия в развитии коллектива характеризуется тем, что  в качестве сплачивающего средства выступают требования педагога к  учащимся. «Требование, высказанное  в форме, не допускающей возражений, необходимо на первых порах в каждом коллективе.

 

Вторая стадия развития этого  требования, когда на вашу сторону  перешли первый, второй, третий, четвертый  активисты, когда около вас организуется группа мальчиков и девочек, которые  сознательно хотят поддерживать дисциплину.

 

И наконец, третья стадия развития этого требования, когда требует  коллектив. Это- тот результат, который  вознаграждает вас за нервный  труд первого периода. Когда требует  коллектив, когда коллектив сбился в известном тоне и стиле, работа воспитателя становится математически  точной, организованной работой».

 

При правильной и целенаправленной организации воспитательной работы с коллективом, всемерном развитии его самодеятельности, внутришкольной демократии и здорового общественного  мнения в нем формируется определенный стиль и тон жизни, которые  способствуют эффективному формированию чувства коллективизма у трудящихся. Наиболее существенными психологическими и нравственными чертами этого  стиля и тона являются: оптимизм и бодрость коллективной жизни и  деятельности; развитое чувство собственного достоинства и гордости за свой коллектив; чувства товарищества, дружбы, ответственной  зависимости и высокая активность всех учащихся в решении совместно  поставленных задач; чувство защищенности каждого члена коллектива. Если такой  стиль и тон складываются, тогда  в полной мере проявляются такие  важные воспитательные функции коллектива, как:

 

·     организаторская, когда коллектив становится подлинным  субъектом воспитания и управления своей деятельностью,

 

·     нравственно- воспитательная и личностно- развивающая, когда коллектив способствует формированию правильных взаимоотношений, гуманизма, чуткости и культуры поведения учащихся,

 

·     стимулирующая, когда коллектив выступает как  возбудитель активности и самодеятельности всех членов в повышении содержательности и здоровой целенаправленности своей  жизни.

Особенности самовоспитания школьников

Движущие силы и механизм самовоспитания личности.

 

Когда появляется на свет новорожденный, мы говорим: “Родился человек”, т.е. гово-рим  о биологическом его рождении. Однако дальнейший процесс биологического развития теснейшим образом сочетается с приобретением таких качеств  и свойств, которые по сво-ему  происхождению не связаны с биологической  природой человека (например: усвоение навыков, привычки, поведение и др.). Названные свойства и качества могут  сформировать-ся лишь прижизненно и  характеризуют социальное развитие человека. Таким образом, об-щее понятие  “человек” включает в себя более  узкое и специфическое понятие - “личность”.

 

О личности мы судим по следующим  признакам:

 

1. Определенные сформированные  социальные качества. Например: ответственность,  дос-тоинство, индивидуальность, общественная  активность, твердость взглядов  и убежде-ний.

Информация о работе Педагогика,как наука